Главная страница

Элективный курс «Практическая стилистика»



Скачать 125.18 Kb.
НазваниеЭлективный курс «Практическая стилистика»
Жигалова Любовь Александровна
Дата18.04.2016
Размер125.18 Kb.
ТипЭлективный курс

Элективный курс «Практическая стилистика»

для учащихся 10-11 классов

Автор: Жигалова Любовь Александровна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ Военно-морского лицея

.

г Хабаровск

2012г

Пояснительная записка

Задания экзаменационного теста по русскому языку различны по способам предъявления языкового материала. Экзаменуемый работает с отобранным языковым материалом, представленным в виде отдельных слов, словосочетаний или предложений; с языковыми явлениями, предъявленными в тексте; создает собственное письменное монологическое высказывание. Исходя из этого элективный курс «Практическая стилистика» является одним из элементов в подготовке к успешной сдаче ЕГЭ по русскому языку.

В плане элективного курса предусмотрена работа с отработанным языковым материалом, представленным в виде отдельных слов, словосочетаний и предложений ( А1-А5, А12-А27), работа с языковыми явлениями, представленными в тексте (А6 -А11, А28-А30), работа над письменным монологическим высказыванием (В1-В8, С1)







Уровень стандарта



Умения, проверяемые на едином государственном экзамене

среднего (полного) образования по







русскому языку

1




различные виды анализа







1.1

Проводить различные виды анализа

Базовый







языковых единиц, языковых явлений и










фактов







1.2

Осуществлять речевой самоконтроль;

Базовый







оценивать письменные высказывания с

Профильный







точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставлен-










ных коммуникативных задач







1.3

Разграничивать варианты норм, предна-

Профильный







меренные

и

непреднамеренные










нарушения




языковых норм







1.4

Проводить

лингвистический

анализ

Базовый







научных,

деловых, пубпублицистических, разговор и художественных текстов




























1.5

Объяснять взаимосвязь фактов языка и

Профильный







истории, языка и культуры русского и










других народов




2




чтение







2.1

Осмысленное чтение текста




Базовый




2.2

Извлекать необходимую информацию из

Базовый







различных источников: учебно-научных

Профильный







текстов, справочной литературы, средств массовой информации







2.3

Владеть основными приёмами информа-

Базовый







ционной переработки письменного

Профильный







текста





Доминирующей идеей элективного курса является речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Особое внимание в старшей школе уделяется целенаправленному развитию таких умений и навыков, которые необходимы для обучения в вузе и в будущей профессиональной деятельности выпускников: навыков различных видов чтения учебно-

научных текстов; навыков создания собственных текстов, умение рассуждать и доказывать и т.п. Особое внимание уделяется созданию учащимися творческих работ (С1)


3

письмо




3.1

Создавать письменные высказывания

Базовый




различных типов и жанров в социально-







культурной, учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), деловой сферах общения; редактировать собственный текст




3.2

Применять в практике речевого общения

Базовый




основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного







русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике







синонимические ресурсы русского языка




3.3

Применять в практике письма орфо-

Базовый




графические и пунктуационные нормы







современного русского литературного







языка




3.4

Соблюдать нормы речевого поведения в

Базовый




различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении

Профильный




дискуссионных проблем














Таким образом, элективный курс «Практическая стилистика» имеет продолжение уроков русского языка по программе и учебнику Н.Г.Гольцовой, И.В.Шамшина, также используется учебное пособие Розенталя Е.А., которое позволяет расширить границы о стилистике текста и средств выразительности языка. Практические занятия позволяют проявить обучающимся свои творческие способности.

Элективный курс рассчитан для учащихся 10 и 11 классов по 34 час в год (1 раз в неделю)

Тематическое планирование элективного курса «Практическая стилистика»

10 класс



Тема

Элементы содержания

Проверяемые умения

1

Введение. Язык художественного произведения

А28- текст как речевое произведение.

Умение слушать, осмысленное чтение текста

2

Текст. Смысловая и композиционная целостность текста.

А28- смысловая и композиционная целостность текста.

Умение «видеть» композицию текста и выделять главную мысль в мини-текстах и в целом.

3.

Текст. Смысловая и композиционная целостность текста.

А28- смысловая и композиционная целостность текста.

Умение «видеть» композицию текста и выделять главную мысль в мини-текстах и в целом.

4

Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование и рассуждение

А29- функционально-смысловые типы речи

Различать типы речи и умение находить элементы разных типов речи в тексте.

5

Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование и рассуждение

А29- функционально-смысловые типы речи

Различать типы речи и умение находить элементы разных типов речи в тексте.

6

Лексика:общеупотребительные и диалектные слова, профессиональные слова, устаревшие и архаизмы.

А2- деление лексики рус языка на группы в зависимости от смысловых связей между словами

Слова – паронимы, умение различать их и правильно употреблять в речи. Навык нахождения неверного ответа (в тестах)

7

Форма слова

А3- нормы морфологических связей слов

Умение найти ошибку в нарушении формы слова

8

Грамматическое строение предложения

А4-грамматически правильное продолжение предложения с деепричастным оборотом

Навык построения предложения с деепричастным оборотом

9

Синтаксическая норма построения предложения

А5- главные и второстепен члены, сочинит и подчинит связи.

Умение найти ошибку в построении предложения с нарушением синтаксич нормы

10

Синонимия сложноподчиненных предложений и простых с причастным оборотом

А6- синонимия сложноподчиненных предложений и простых с причастным оборотом

Умение превращать СПП с определит придаточным в простое с причастным оборотом


11

Текст. Связи слов и абзацев в тексте. Союзы и местоимения как виды связи

А-7,8 -союзы и местоимения как виды связи в тексте

Умение находить смысловое начало текста, пропущенные слова( союзы. Местоимения)

12

Стили речи: научный и официально -деловой

А27-информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров

Умение выделять главную информацию из текста в стилевой структуре

13

Стили речи: публицистический

А27-информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров

Умение выделять главную информацию из текста в стилевой структуре

14

Стили речи: художественный

А27-информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров

Умение выделять главную информацию из текста в стилевой структуре

15

Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста

А28, С1 – композиция текста, смысловое значение

Соответствует или нет утверждение содержанию?

16

Стили речи и лексическое значение слова

А12- значение слова: прямое и переносное

Умение «видеть» синонимы, антонимы, фразеологизмы в тексте

17

Стили речи и лексическое значение слова

А30- синонимы, антонимы, фразеологизмы и тд

Умение «видеть» синонимы, антонимы, фразеологизмы в тексте

18

Стили речи и лексическое значение слова

А30- синонимы, антонимы, фразеологизмы и тд

Умение «видеть» синонимы, антонимы, фразеологизмы в тексте

19

Стили речи и лексическое значение слова

С1 – сочинение публицистического стиля

Составить собственный текст публицистического стиля на проблемный вопрос, используя синонимы, антонимы, фразеологизмы , крылатые слова и тд.

20

Стили речи и лексическое значение слова

С1- сочинение

Работа над ошибками

21

Записная книжка как форма литературных заготовок: путевые заметки, портрет, пейзаж, автобиография

С1- элементы художественного текста

Умение находить данные элементы текста и выделить основную мысль

22

Публицистические жанры: интервью, репортаж, очерк

С1- элементы публицистического текста

Умение находить данные элементы текста и выделить основную мысль

23

Публицистические жанры: рассуждение проблемного характера.

С1- элементы публицистического текста

Умение находить данные элементы текста и выделить основную мысль

24

Публицистические жанры: дискуссия, аргументация и вывод

С1- элементы публицистического текста

Умение находить данные элементы текста и выделить основную мысль

25

Сравнительная характеристика

С1 -элементы публицистического текста

Умение находить данные элементы текста и выделить основную мысль

26

Сочинение- рассуждение – ответ на проблемный вопрос по данному тексту

С1- составление текста по алгоритму рассуждения с аргументацией фактов

Композиция текста – рассуждения; аргументы, связанные с художествен ным текстом и историчес кими фактами, выводы.




Работа над ошибками сочинения

С1- составление текста по алгоритму рассуждения с аргументацией фактов

Композиция текста – рассуждения; аргументы, связанные с художествен ным текстом и историчес кими фактами, выводы.

27

Средства выразительности художественного языка. Эпитеты, сравнения, олицетворение и тд

В8 – анализ средств выразительности

Уметь производить лингвостилистический анализ художественного текста.

28

Средства выразительности художественного языка. Эпитеты, сравнения, олицетворение и тд

В8 – анализ средств выразительности

Уметь производить лингвостилистический анализ художественного текста.

29

Средства выразительности художественного языка. Тропы: метонимия, метафора, синекдоха, гипербола, литота.

В8 – анализ средств выразительности

Уметь производить лингвостилистический анализ художественного текста.

30

Средства выразительности художественного языка. Тропы: метонимия, метафора, синекдоха, гипербола, литота.

В8 – анализ средств выразительности

Уметь производить лингвостилистический анализ художественного текста.

31

Средства выразительности художественного языка. Стилистические фигуры: анафора, эпифора,антитеза, оксюморон, риторический вопрос, обращение.

В8 – анализ средств выразительности

Уметь производить лингвостилистический анализ художественного текста.

32

Средства выразительности художественного языка. Стилистические фигуры: градация, параллелизм, эллипсис, многосоюзие и бессоюзие.

В8 – анализ средств выразительности

Уметь производить лингвостилистический анализ художественного текста.

33

Практическая работа: лингвостилистический анализ художественного текста.

В8 – анализ средств выразительности

Уметь производить лингвостилистический анализ художественного текста.

34

Подведение итогов за год.




работа над ошибками