|
Опыт создания индивидуальной программы развития ребенка с задержкой психического развития МДОУ – ЦРР детский сад № 23 «Алёнушка»
Опыт создания индивидуальной программы развития ребенка с задержкой психического развития.
Домашенко Елена Николаевна – учитель-дефектолог
2010 г.
Целенаправленное комплексное психолого-педагогическое сопровождение детей с ЗПР в условиях дошкольного учреждения должно быть направлено на формирование оптимальных психолого-педагогических коррекционно-развивающих условий воспитания и образования для детей с проблемами в развитии и поведении в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья, обеспечивающих развитие механизмов компенсации и социальной интеграции каждого воспитанника.
Ребенок, воспитание и обучение которого, вследствие дефектов в развитии, происходит медленнее, лучше освоит необходимые умения, если формировать их организованно, наиболее эффективными методами и приемами, закрепляя полученные умения и навыки в повседневной жизни. Для этого дефектологу, психологу, логопеду, социальному педагогу, воспитателю необходимо составлять индивидуальную программу развития конкретного ребенка.
Индивидуальная программа развития ребенка задачи следующего характера:
- психолого-педагогического и медико-социального сопровождения ребёнка;
- социальной адаптации ребёнка;
- профилактики отставания и нежелательных тенденций в личностном развитии.
- коррекции отклонений в развитии, поведении, обучении на основе создания оптимальных условий для развития личностного потенциала ребенка.
Этапы составления индивидуальной программы развития ребенка:
1. Предварительный этап работы – сбор информации о ребенке.
2. Диагностический этап - изучение эмоционально-личностных особенностей ребенка, определение его статуса, зоны актуального и ближайшего развития.
3. Коррекционно-развивающий этап - улучшение психического состояния ребёнка, коррекция эмоционально-волевой и познавательной сфер.
Индивидуальная программа развития ребёнка включает следующие блоки: психологическое сопровождение, логопедическое сопровождение, педагогическое сопровождение.
Цель психологического сопровождения предполагает коррекцию и профилактику личностной (эмоциональной, познавательной, поведенческой) сферы ребенка.
Цель логопедического сопровождения предполагает коррекцию и развитие речи ребенка с проблемами в развитии.
Цель педагогического сопровождения - обеспечение обучения детей навыкам выполнения учебных заданий, получения знаний, навыков самообслуживания, социальной адаптации.
Из опыта работы могу сказать, что каждая программа составляется исходя из психофизических особенностей, возможностей ребёнка и уровня его развития в момент обращения к специалисту.
Рассмотрим несколько примеров.
1. Ребёнок не идёт на контакт, либо контакт формальный. Инертен, отсутствует интерес к окружающему. Он не обращает внимания на действия взрослого. Речевые инструкции не доступны. Если он и берёт предложенные предметы, то задания не понимает, а хаотично переставляет их с места на место, бросает.
С таким ребёнком работа начинается с формирования эмоционального общения со взрослым и выполнения элементарной инструкции. Т.е мы через игры и занимательные упражнения устанавливаем контакт и приучаем ребёнка к выполнению требуемых действий, работаем над мотивационной сферой, над установлением сотрудничества взрослого и ребёнка.
Следующим этапом будет формирование представлений о себе и о других. Здесь мы формируем у детей способы усвоения и присвоения общественного опыта. В процессе занятий у детей складывается представление о самом себе и своём «Я», о других людях. Так же учим ребёнка действовать по показу и образцу.
Дальнейшие этапы работы будут зависеть от уровня развития психических и познавательных возможностей ребёнка.
- развитие восприятия, внимания, мышления, памяти; мелкой и общей моторики;
- сенсорное воспитание (изучение формы, величины, цвета, формирование пространственных представлений и др.)
- развитие речевого общения.
(Данная методика используется мной с детьми раннего возраста и основана на трудах Е.А. Стребелевой, Серебряковой, Забрамной).
2. Ребёнок с задержкой психического развития лёгкой степени.
У таких детей развитие можно назвать «мозаичным». У них нарушены не все познавательные процессы. Может, например, быть сохранным восприятие, но страдать мыслительные процессы, внимание, память, речь и как результат они не в полной мере усваивают общеобразовательную программу.
С такими программу развития составляю на основании методических рекомендаций С.Г. Шевченко (Подготовка к школе детей с ЗПР).
(Показать методички и рассказать об их содержании)
Целью такой программы является максимальная подготовка ребёнка к школьному обучению, коррекция нарушенного психического процесса, обучение предусмотренным общеобразовательной программой навыкам и умениям.
3.Ребёнок с СДВГ и относительно сохранным интеллектом.
Цель программы развития такого ребёнка – максимальное развитие внимания и усидчивости.
(рассказать о методике диагностики и коррекции внимания А.А. Осиповой)
Главный принцип моей работы с детьми с особыми образовательными потребностями – обучение через развитие.
(рассмотреть образцы индивидуальных программ, обсудить принцип составления каждой).
Индивидуальная коррекционно-развивающая программа должна содержать такие задачи, решение которых доступно ребенку в ближайшее время, а также указание на методы и приемы, которые позволят ему добиться успеха.
Содержание каждой программы должно быть предметом обсуждения специалистов школьного ПМПк, учителей и воспитателей группы. При этом необходимо решить следующие вопросы: какие задачи программы будут реализованы на занятиях логопеда, психолога, а какие - на занятиях воспитателей группы; как будут осуществляться закрепление и перенос усвоенных умений в иную ситуацию.
Составление индивидуальной программы развития ребенка – процесс всегда творческий, довольно сложный, но, уже начиная разрабатывать программу, мы открываем перед ребенком новые возможности его развития.
|
|
|