Главная страница

Опыт создания индивидуальной программы развития ребенка с задержкой психического развития



Скачать 43.43 Kb.
НазваниеОпыт создания индивидуальной программы развития ребенка с задержкой психического развития
Дата16.04.2016
Размер43.43 Kb.
ТипДокументы


МДОУ – ЦРР детский сад № 23 «Алёнушка»

Опыт создания индивидуальной программы развития ребенка с задержкой психического развития.

Домашенко Елена Николаевна – учитель-дефектолог

2010 г.

Целенаправленное комплексное психолого-педагогическое сопровождение детей с ЗПР в условиях дошкольного учреждения должно быть направлено на формирование оптимальных психолого-педагогических коррекционно-развивающих условий воспитания и образования для детей с проблемами в развитии и поведении в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья, обеспечивающих развитие механизмов компенсации и социальной интеграции каждого воспитанника.

Ребенок, воспитание и обучение которого, вследствие дефектов в развитии, происходит медленнее, лучше освоит необходимые умения, если формировать их организованно, наиболее эффективными методами и приемами, закрепляя полученные умения и навыки в повседневной жизни. Для этого дефектологу, психологу, логопеду, социальному педагогу, воспитателю необходимо составлять индивидуальную программу развития конкретного ребенка.

Индивидуальная программа развития ребенка задачи следующего характера:

- психолого-педагогического и медико-социального сопровождения ребёнка;

- социальной адаптации ребёнка;

- профилактики отставания и нежелательных тенденций в личностном развитии.

- коррекции отклонений в развитии, поведении, обучении на основе создания оптимальных условий для развития личностного потенциала ребенка.

Этапы составления индивидуальной программы развития ребенка:

1. Предварительный этап работы – сбор информации о ребенке.

2. Диагностический этап - изучение эмоционально-личностных особенностей ребенка, определение его статуса, зоны актуального и ближайшего развития.

3. Коррекционно-развивающий этап - улучшение психического состояния ребёнка, коррекция эмоционально-волевой и познавательной сфер.

Индивидуальная программа развития ребёнка включает следующие блоки: психологическое сопровождение, логопедическое сопровождение, педагогическое сопровождение.

Цель психологического сопровождения предполагает коррекцию и профилактику личностной (эмоциональной, познавательной, поведенческой) сферы ребенка.

Цель логопедического сопровождения предполагает коррекцию и развитие речи ребенка с проблемами в развитии.

Цель педагогического сопровождения - обеспечение обучения детей навыкам выполнения учебных заданий, получения знаний, навыков самообслуживания, социальной адаптации.

Из опыта работы могу сказать, что каждая программа составляется исходя из психофизических особенностей, возможностей ребёнка и уровня его развития в момент обращения к специалисту.

Рассмотрим несколько примеров.

1. Ребёнок не идёт на контакт, либо контакт формальный. Инертен, отсутствует интерес к окружающему. Он не обращает внимания на действия взрослого. Речевые инструкции не доступны. Если он и берёт предложенные предметы, то задания не понимает, а хаотично переставляет их с места на место, бросает.

С таким ребёнком работа начинается с формирования эмоционального общения со взрослым и выполнения элементарной инструкции. Т.е мы через игры и занимательные упражнения устанавливаем контакт и приучаем ребёнка к выполнению требуемых действий, работаем над мотивационной сферой, над установлением сотрудничества взрослого и ребёнка.

Следующим этапом будет формирование представлений о себе и о других. Здесь мы формируем у детей способы усвоения и присвоения общественного опыта. В процессе занятий у детей складывается представление о самом себе и своём «Я», о других людях. Так же учим ребёнка действовать по показу и образцу.

Дальнейшие этапы работы будут зависеть от уровня развития психических и познавательных возможностей ребёнка.

- развитие восприятия, внимания, мышления, памяти; мелкой и общей моторики;

- сенсорное воспитание (изучение формы, величины, цвета, формирование пространственных представлений и др.)

- развитие речевого общения.

(Данная методика используется мной с детьми раннего возраста и основана на трудах Е.А. Стребелевой, Серебряковой, Забрамной).

2. Ребёнок с задержкой психического развития лёгкой степени.

У таких детей развитие можно назвать «мозаичным». У них нарушены не все познавательные процессы. Может, например, быть сохранным восприятие, но страдать мыслительные процессы, внимание, память, речь и как результат они не в полной мере усваивают общеобразовательную программу.

С такими программу развития составляю на основании методических рекомендаций С.Г. Шевченко (Подготовка к школе детей с ЗПР).

(Показать методички и рассказать об их содержании)

Целью такой программы является максимальная подготовка ребёнка к школьному обучению, коррекция нарушенного психического процесса, обучение предусмотренным общеобразовательной программой навыкам и умениям.

3.Ребёнок с СДВГ и относительно сохранным интеллектом.

Цель программы развития такого ребёнка – максимальное развитие внимания и усидчивости.

(рассказать о методике диагностики и коррекции внимания А.А. Осиповой)

Главный принцип моей работы с детьми с особыми образовательными потребностями – обучение через развитие.

(рассмотреть образцы индивидуальных программ, обсудить принцип составления каждой).

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа должна содержать такие задачи, решение которых доступно ребенку в ближайшее время, а также указание на методы и приемы, которые позволят ему добиться успеха.

Содержание каждой программы должно быть предметом обсуждения специалистов школьного ПМПк, учителей и воспитателей группы. При этом необходимо решить следующие вопросы: какие задачи программы будут реализованы на занятиях логопеда, психолога, а какие - на занятиях воспитателей группы; как будут осуществляться закрепление и перенос усвоенных умений в иную ситуацию.

Составление индивидуальной программы развития ребенка – процесс всегда творческий, довольно сложный, но, уже начиная разрабатывать программу, мы открываем перед ребенком новые возможности его развития.