Главная страница

Тематическое планирование. № п/п Тема учебного занятия Тип занятия Что должны знать Что должны уметь Демонстрации



Скачать 329.48 Kb.
НазваниеТематическое планирование. № п/п Тема учебного занятия Тип занятия Что должны знать Что должны уметь Демонстрации
Дата11.04.2016
Размер329.48 Kb.
ТипТематическое планирование

Календарно – тематическое планирование.



п/п

Тема учебного

занятия

Тип занятия

Что должны знать

Что должны уметь

Демонстрации

Вид контроля

Домаш нее

задание

Дата

Прове

дения

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Тема № 1 «Введение».(7 часов)

1/1

Что изучают физика и астрономия.

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

Физ. смысл понятий: тело, вещество, гипотеза; методы изучения физ. явлений. Что изучает физика и астрономия.

Приводить примеры физ. и астроном. явлений, свойств тел и веществ, приборов; взаимосвязи физики и астрономии; объяснять роль и место эксперимента в процессе познания.

Движение шарика по наклонной плоскости, работа электрич. лампочки.

Беседа.

Л. (сборник задач Лукашика В.И.0 № 5,6, 12.

§ 1,2

№ 1




2/2

Физ. величины. Единицы физ. величин.

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

Условные обозначения величин: длина, температура, время, масса; единицы физ. величин.

Переводить единицы физических величин.




Л. № 15, 31.

§ 3.






3/3

Измерение физ. величин. Точность измерений.

Закрепление знаний и способов деятельности.

Определение понятий: измерение физ. величины; цена деления, шкала измерительного прибора, погрешность.

Определять цену деления шкалы физ. приборов; измерять длину; вычислять погрешность измерений; записывать результат измерений с учётом погрешности.

Демонстрационные приборы: метр, мензурка, термометр, секундомер; таблица «Нахождение цены деления».

Л. № 36

§ 4,5






4/4

Лабораторная работа № 1 «Измерение длины, объёма и температуры тела».

Закрепление знаний и способов деятельности.

Правила пользования линейкой, мензуркой, термометром.

Применять полученные знания для практических измерений величин; записывать результат измерений с учётом погрешности.

Оборудование: деревянный брусок, линейка с мм делениями, измерительный цилиндр, термометр, стакан с водой.










5/5

Лабораторная работа № 2 «Измерение размеров малых тел».

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

Способы уменьшения погрешностей.

Измерять размеры малых тел.


Оборудование: линейка, 10-20 горошин, пшено.










6/6

Лабораторная работа № 3 «Измерение времени».

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

Способы уменьшения погрешностей; правило пользования секундомером.

Измерять время движения шарика с помощью секундомера.


Оборудование: секундомер, шарик, штатив, шарик на нити.










7/7


Связи между физ. величинами. Физ. теории. Физика и техника. Физика и окружающий нас мир.

Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.

Связь между физ. величинами; понятия: физ. закон, теория; взаимосвязь физики и техники.

Объяснять существование связей и закономерностей между физ. величинами; обобщать полученные знания, представлять их в структурированном виде.

Связь между временем и пройденным путём. Зависимость объёма газа от его температуры. Технические устройства: модель ДВС, модель ракеты, осциллограф.




§ 6-8.




Тема № 2 «Механические явления» (36 часов).

8/1

Мех. движение и его виды. Относительность мех. движения.

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

Физ. смысл понятий: мех. движение, тело отсчёта.

Приводить примеры поступательного, вращательного, колебательного движений; объяснять относительность мех. движения.

Относительность движения (с помощью тележки, детской заводной машинки и флажков - указтелей).




§ 9, 10




9/2

Траектория. Путь. Равномерное движение.

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

Физ. смысл понятий: траектория, пройденный путь, единица пути, равномерное движение.

Приводить примеры равномерного движения.

Траектория движения шарика на нити, кусочка мела на доске; равномерное движение пузырька воздуха в стеклянной трубке с водой.




§ 11,

12 (п. 1)




10/3



Скорость равномерного движения.

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

Физ. смысл понятий: скорость равномерного движения; формулу для расчёта скорости, единицы скорости, прибор для измерения скорости.

Понимать векторный характер скорости; воспроизводить график зависимости V(t) и S(t) равномерного движения.

Определение скорости движения пузырька воздуха в стеклянной трубке с водой.




§ 12




11/4


Лабораторная работа № 4 «Изучение равномерного движения».



Закрепление знаний и способов деятельности.


Построение и анализ графика зависимости пути и скорости

Измерять скорость равномерного движения при помощи секундомера и линейки, записывать результат измерений с учётом погрешности; записывать результат в виде таблицы, делать вывод о проделанной работе и анализировать полученные результаты.













12/5

Неравномерное движение. Средняя скорость.

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.


Физ. смысл понятий: неравномерное движение, средняя скорость; формула для расчёта средней скорости.

Определять неизвестные величины, входящие в формулу средней скорости; решать задачи.


Движение шарика по наклонной плоскости.


Л. № 133, 134,135, 137.


§ 13

№ 9




13/6

Равноускоренное движение. Ускорение.

Комбинированный урок.

Физ. смысл понятий: равноускоренное движение, ускорение; формулу для вычисления ускорения; единицу ускорения; формулу для расчёта скорости равноускоренного движения.


Объяснять векторный характер ускорения, рассчитывать скорость равноускоренного движения.




Л. № 158, 156

§ 14

№ 10




14/7

Решение задач.

Закрепление знаний и способов деятельности.

Формулы равноускоренного движения.


Решать графические задачи.




Л. № 159

§ 15

№ 11




15/8

Инерция. Масса. Измерение массы.

Изучение и закрепление новых знаний и способов деятельности.

Материал по кинематике; причину изменения скорости тел; смысл явления инерции; закон инерции. Физ. смысл массы тела, инертности, устройство и принцип действия рычажных весов.


Решать расчётные и графические задачи; объяснять явление инерции. Объяснять явление взаимодействия тел, понимать массу как меру инертности тел.

Взаимодействие тележек, нагруженных различными грузами; движение тел разной массы.




§ 16-18






16/9



Лабораторная работа № 5 «Измерение массы тела на рычажных весах».

Закрепление знаний и способов деятельности.


Правила взвешивания.

Измерять массу твёрдых тел с помощью рычажных весов.

Оборудование: весы, разновес, тела.




Повт. § 18




17/10



Плотность. Решение задач.

Комплексного применения знаний и способов деятельности.

Формулы для расчёта массы, объёма и плотности тела.

Решать задачи.













18/11

Лабораторная работа № 6 «Измерение плотности вещества твёрдого тела».

Закрепление знаний и способов деятельности.


Формулу для расчёта плотности вещества и единицы измерения; правила взвешивания.

Измерять плотность вещества при помощи весов и мензурки.

Оборудование: весы, разновес, мензурка, твёрдое тело на нити.









19/12

Контрольная работа № 1 по теме «Движение тел. Плотность.»

Проверка и оценка знаний и способов деятельности.

Материал по теме «Движение тел. Плотность.»

Решать задачи .













20/13

Сила.

Изучение и закрепление новых знаний и способов деятельности.

Физ. смысл силы; зависимость ускорения от массы и действующей на него силы; формулу F=ma.

Понимать силу как меру взаимодействия тел, причину возникновения ускорения; решать задачи.

Опыты по рисунку 54 и 45 учебника.




§ 20




21/14

Измерение силы. Международная система единиц.

Закрепление знаний и способов деятельности.


Физ. смысл понятий: деформация, упругая деформация; устройство и принцип действия динамометра.

Измерять силу с помощью динамометра; выражать единицы величин через основные единицы.

Взаимодействие двух тележек. Динамометр.




§ 21, 22.




22/15

Сложение сил.

Изучение и закрепление новых знаний и способов деятельности.

Физ. смысл равнодействующей силы; правило сложения двух сил, направленных вдоль одной прямой под углом 90°.

Графически изображать силы; объяснять сложение сил, действующих на тело; решать задачи.




Л. № 365, 366.

§ 23.




23/16

Сила упругости.

Изучение и закрепление новых знаний и способов деятельности.

Физ. смысл понятий: сила упругости, жёсткость пружины; закон Гука; формулу силы упругости.

Строить график зависимости силы упругости от деформации; по графику определять значение соответствующих величин.

Деформация линейки под действием груза; упругая деформация пружин с разной жёсткостью.




§ 24.




24/17


Сила тяжести.

Изучение и закрепление новых знаний и способов деятельности.

Физ. смысл понятий: сила тяжести, ускорение свободного падения; формулу силы тяжести; зависимость g от географической широты.

Определять неизвестные величины, входящие в формулу силы тяжести; приводить примеры g на других планетах Солнечной системы.

Падение тел на землю; движение тела , брошенного горизонтально и под углом к горизонту.




§ 25.




25/18

Решение задач. Закон всемирного тяготения.

Изучение и закрепление новых знаний и способов деятельности.

Физ. смысл закона всемирного тяготения, гравитационной постоянной. Опыт Кавендиша.

Решать задачи на расчёт сил упругости и тяжести; объяснять роль опыта Кавендиша в истории физики.







§ 26.




26/19

Вес тела. Невесомость.

Изучение и закрепление новых знаний и способов деятельности.

Физ. смысл понятий: вес тела, невесомость; изменение веса тела при ускоренном движении вверх и вниз.

Графически изображать вес тела; отличать вес тела от силы тяжести.

Падение тела прикреплённого к упругой пружине; опыт с динамометром и грузом.




§ 27.




27/20


Лабораторная работа № 7 «Градуирование динамометра и измерение сил». Решение задач.

Комплексного применения знаний и способов деятельности.

Правила нахождения цены деления.

Градуировать пружину с заданной ценой деления и с её помощью измерять силы.

Оборудование: набор грузов, динамометр, штатив с лапкой, цилиндры – 3 шт., линейка.










28/21

Давление.

Комбинированный урок.

Физ. смысл давления; формулу давления, её единицу.

Решать задачи по теме «Сила»; приводить примеры давления в природе и технике.

Давление твёрдого тела на опору.




§ 28.




29/22


Сила трения.

Изучение и закрепление новых знаний и способов деятельности.

Физ. смысл понятий: сила трения, трение покоя, трение качения, трение скольжения, коэффициент трения; формулу силы трения.

Графически изображать силу трения; называть способы уменьшения и увеличения силы трения; сравнивать силу трения скольжения и силу трения качения.

Измерение силы трения; способы уменьшения и увеличения силы трения; сравнение сил трения скольжения и качения.




§ 29 (п. 1-5).




30/23

Лабораторная работа № 8 «Измерение силы трения скольжения». Трение в природе и технике.

Закрепление знаний и способов деятельности.


Зависимость силы трения от силы нормального давления.

Измерять силу трения скольжения; приводить примеры влияния трения на процессы, происходящие в природе и технике.

Оборудование: деревянный брусок, набор грузов, динамометр, линейка.




§ 29 (п. 6-7).




31/24

Лабораторная работа № 9 «Измерение коэффициента трения скольжения».

Комплексного применения знаний и способов деятельности.

Зависимость силы трения от силы нормального давления.

Измерять коэффициент трения скольжения;

Оборудование: деревянный брусок, набор грузов, динамометр, линейка.










32/25

Механическая работа.

Изучение и закрепление новых знаний и способов деятельности.

Физ. смысл механической работы; единицы работы; формулу работы.

Решать качественные и расчётные задачи по нахождению работы при подъёме груза и перемещении его по горизонтальной поверхности.

Измерение работы при подъёме груза и перемещении его по горизонтальной поверхности.




§ 31.




33/26

Мощность.

Изучение и закрепление новых знаний и способов деятельности.

Физ. смысл мощности; единицы мощности; формулу мощности.

Решать задачи на расчёт мощности.




Л. № 706, 707, 710, 717.

§ 32.




34/27


Решение задач.

Закрепление знаний и способов деятельности.


Материал темы «Работа. Мощность.»

Решать задачи.




Р. Т. № 184 стр.81; № 193,194 стр. 84-85; Л. № 609, 718.

Повт. § 23,24. Р. Т. №192, 195.




35/28



Простые механизмы. Правило равновесия рычага.

Комбинированный урок.

Понятия: простые механизмы; виды простых механизмов. рычаг, плечо силы; правило равновесия рычага; формула равновесия рычага.

Решать задачи на расчёт механической работы и мощности. Называть примеры рычагов в природе, технике, быту.

Различные простые механизмы. Равновесие сил на рычаге.




§ 33, 34.




36/29


Лабораторная работа № 10 «Изучение условия равновесия рычага».

Закрепление знаний и способов деятельности.


Правило равновесия рычага.

Проверять на опыте правило равновесия рычага.

Оборудование: рычаг, штатив, набор грузов, динамометр, линейка










37/30

Применение правила равновесия рычага к блоку. «Золотое правило» механики.

Изучение и закрепление новых знаний и способов деятельности.

Понятия: блок, подвижный и неподвижный блоки, «золотое правило» механики.

Объяснять: назначение подвижного и неподвижного блоков, равенство работ при использовании простых механизмов.

Изменение направления силы с помощью неподвижного блока; действие подвижного блока(выигрыш в силе и проигрыш в расстоянии).




§ 35.




38/31

Коэффициент полезного действия.

Изучение и закрепление новых знаний и способов деятельности.

Понятия: полезная работа, коэффициент полезного действия; формулу КПД.

Решать задачи на расчёт КПД механизмов.




Л. № 788, 792, 797.

§ 36. Р.Т. № 198, 210, 212, 213.




39/32

Лабораторная работа № 11 «Измерение КПД при подъёме тела по наклонной плоскости».

Закрепление знаний и способов деятельности.


Алгоритм расчёта КПД наклонной плоскости.

Измерять КПД при подъёме тела по наклонной плоскости.

Оборудование: брусок, динамометр, доска, штатив, измерительная лента.










40/33



Энергия.

Изучение и закрепление новых знаний и способов деятельности

Физ. смысл понятий: энергия, кинетическая, потенциальная энергии; единица энергии; формулы для расчёта E к и Eп .

Понимать энергию как характеристику способности тела совершать работу.

Изменение энергии тела при выполнении работы; Eп поднятого над землёй тела и деформированной пружины; E к шарика, скатывающегося по наклонной плоскости с разной высоты.




§ 37,38

№ 28




41/34

Закон сохранения энергии в механике.

Изучение и закрепление новых знаний и способов деятельности

Физ. смысл закона сохранения энергии в механике.

Понимать значение закона сохранения энергии в механике; объяснять превращение E к и Eп из одного вида в другой.

Превращение энергии при колебаниях маятника, груза на пружине. Маятник Максвелла.




§ 39. повт. Весь материал с § 9.




42/35

Обобщающее повторение по теме «Движение и взаимодействие тел».

Закрепление и обобщение знаний и способов деятельности

Основные законы, понятия, величины и эксперименты, изученные в теме «Механические явления».

Применять знания при ответах.







Итоги главы 1.




43/36

Контрольная работа № 2 «Сила. Работа. Энергия.»

Проверка и оценка знаний и способов деятельности.

Материал по теме «Сила. Работа. Энергия. »

Решать задачи .













Тема № 3 « Звуковые явления» (6 часов).

44/1

Колебательное движение. Период колебаний маятника.

Изучение и закрепление новых знаний и способов деятельности.

Физ. смысл понятий: колебательное движение, смещение, амплитуда, период, частота, математический маятник; условные обозначения, единицы измерения величин; формулы частоты, периода математического и пружинного маятника

Приводить примеры колебательного движения; понимать характер зависимости периода колебаний груза, подвешенного на нити, от длины нити; объяснять процесс установления колебаний груза, подвешенного на нити, и пружинного маятника.

Различные колебательные движения.




§ 40, 41




45/2

Звук. Источники звука.

Изучение и закрепление новых знаний и способов деятельности.

Источники звука; прибор для изучения звуковых явлений; строение голосового аппарата человека; частоту звуковых колебаний.

Приводить примеры различных звуков; понимать, что источником звука является колеблющееся тело.

Звучание колеблющейся металлической линейки; звучание натянутой струны, камертона.




§ 42




46/3


Волновое движение. Длина волны.

Изучение и закрепление новых знаний и способов деятельности.

Физ. смысл понятий: волновое движение, поперечная и продольная волны, длина волны, скорость волны, формулы.

Называть условия возникновения и распространения волн; объяснять процесс образования поперечной и продольной волны.

Волны на поверхности воды; волны в шнуре и пружине; прибор «Волновая машина».




§ 43, 44




47/4

Звуковые волны. Распространение звука. Скорость звука.

Изучение и закрепление новых знаний и способов деятельности.

Особенности распространения звуковых волн в различных средах; значение скорости звука в воздухе.

Доказывать, что звук распространяется в твёрдых, жидких и газообразных телах.

Электрический звонок под колоколом воздушного насоса.




§ 45, 46




48/5


Громкость и высота звука. Отражение звука.

Изучение и закрепление новых знаний и способов деятельности.

Характеристики звука: громкость, высота, тембр.

Объяснять особенности поведения звуковых волн на границе раздела двух сред; условия образования эхо; решать задачи.

Зависимость высоты тона от частоты колебаний; зависимость громкости звука от амплитуды колебаний.




§ 47,48




49/6

Контрольная работа № 3 «Звуковые явления».

Проверка и оценка знаний и способов деятельности.

Материал темы «Звуковые явления».

Применять знания при решении задач.







Итоги главы 2.




Тема № 4 «Световые явления» (16 часов).

50/1


Источники света.

Изучение и закрепление новых знаний и способов деятельности.

Физ. смысл источников света; естественные и искусственные источники света.

Распознавать естественные и искусственные источники света.

Различные источники света: лампа накаливания, лампа дневного света, свеча.




§ 49




51/2

Прямолинейное распространение света. Лабораторная работа № 12 «Наблюдение прямолинейного распространения света».

Закрепление знаний и способов деятельности.


Как распространяется свет в однородной прозрачной среде.

Делать выводы о прямолинейном распространении света; называть условия применимости закона прямолинейного распространения света.

Явление прямолиней ного распространения света с помощью источника света, экранов с отверстиями и непрозрачного экрана.




§ 50




52/3



Световой пучок и световой луч. Образование тени и полутени.

Изучение и закрепление новых знаний и способов деятельности.

Физ. смысл понятий: световой пучок, световой луч, точечный источник, тень, полутень.

Объяснять явления образования тени и полутени, солнечные и лунные затмения; понимать разницу между световым пучком и световым лучом; изображать на чертеже световые пучки с помощью световых лучей.

Световые пучки разной формы; изменение формы светового пучка с помощью диафрагм; образование тени и полутени; модели солнечного и лунного затмений.




§ 51, 52




53/4



Отражение света. Лабораторная работа № 13 «Изучение явления отражения света».

Изучение и закрепление новых знаний и способов деятельности.

Физ. смысл понятий: отражение света, зеркальное и рассеянное отражение, угол падения, угол отражения; закон отражения.

зеркальное и диффузное отражение.







§ 53




54/5

Изображение предмета в плоском зеркале.

Изучение и закрепление новых знаний и способов деятельности.

Понятия: плоское зеркало, мнимое изображение; устройство и назначение перископа.

Описывать особенности изображения предмета в плоском зеркале.

Получение изображения свечи с помощью стеклянной пластины.




§ 54




55/6

Решение задач. Самостоятельная работа – «Отражение света. Плоское зеркало.»

Изучение и закрепление новых знаний и способов деятельности

Материал § 49 - 54

Решать задачи.




Л. № 1538, 1539, 1547 - 1549

Повт. § 49-54,

§ 55,56 прочесть




56/7

Преломление света. Лабораторная работа № 14 «Изучение явления преломления света».

Изучение и закрепление новых знаний и способов деятельности.

Физ. смысл явления преломления света, преломленный луч, оптическая плотность среды, явление полного внутреннего отражения, предельный угол полного отражения; соотношение между углами падения и преломления.

Распознавать лучи падающий и преломлённый, угол падения и угол преломления; строить примерны ход преломлённого луча при переходе света из одной среды в другую; строить ход лучей в призме.

Преломление света с помощью стакана с водой и линейки, с помощью оптической шайбы.




§ 57.




57/8

Полное отражение. Самостоятельная работа – «Преломление света».

Комбинированный урок.

Примерный ход преломлённого луча на границе раздела двух сред, ход лучей в призме.

Строить ход лучей в призмах.







§ 58.

§ 60 прочитать




58/9

Линза, ход лучей в линзе. Решение задач на построение изображений, полученных при помощи линз.

Закрепление знаний и способов деятельности.


Понятия: линза, главный фокус линзы, фокусное расстояние, оптическая сила линзы. Ход лучей в линзах, формулу оптической силы линзы, единицу оптической силы.

Строить изображения предметов, даваемых линзой; вычислять оптическую силу линзы по известному фокусному расстоянию и наоборот.

Различные виды линз, получение изображений с помощью линз.

Р.Т. № 316

§ 60, Р.Т. № 317 стр. 136. § 61 прочесть




59/10

Лабораторная работа № 15 «Изучение изображения, даваемого линзой».

Закрепление знаний и способов деятельности.


Построение изображения предмета в собирающих и рассеивающих линзах.

Получать изображения, даваемые линзой, определять фокусное расстояние и оптическую силу линзы.

Оборудование: собирающая линза, свеча, измерительная лента, экран.









60/11

Фотоаппарат. Проекционный аппарат.

Изучение и закрепление новых знаний и способов деятельности.

Устройство фотоаппарата и проекционного аппарата, ход лучей в них.

Характеризовать изображение, полученное на плёнке фотоаппарата; объяснять ход лучей в фотоаппарате и проекционном аппарате и их устройство.

Модели фотоаппарата и проекционного аппарата с помощью набора по оптике.




§ 62




61/12

Глаз как оптическая система.

Изучение и закрепление новых знаний и способов деятельности.

Строение глаза человека и его оптическую систему. Понятия: аккомодация глаза, угол зрения, расстояние наилучшего видения.

Объяснять оптическую систему глаза; устанавливать аналогию между строением глаза и устройством фотоаппарата.

Модель глаза.




§ 63.




62/13


Очки, лупа.

Изучение и закрепление новых знаний и способов деятельности

Недостатки зрения: близорукость и дальнозоркость. Правила гигиены зрения.

Объяснять причины близорукости и дальнозоркости и роль очков в их коррекции; увеличение угла зрения с помощью лупы; строить ход лучей в приборах, вооружающих глаз (очки, лупа).

Принцип коррекции близорукости и дальнозоркости с помощью оптической шайбы; получение изображения с помощью лупы.




§ 64




63/14

Разложение белого света в спектр. Сложение спектральных цветов.

Изучение и закрепление новых знаний и способов деятельности

Состав белого цвета; дополнительные и основные цвета; образование радуги; сложение спектральных цветов.

Объяснять происхождение радуги; понимать причину разложения белого цвета в спектр.

Разложение белого цвета в спектр с помощью призмы прямого зрения; сложение спектральных цветов с помощью линзы.





§ 65, 66




64/15

Цвета тел. Обобщение темы «Световые явления».

Обобщение и систематизация знаний.

Поглощение света средой; рассеивание света; смешение красок; насыщенность цвета.

Распознавать сложение цветов и смешение красок.






§ 67




65/16

Контрольная работа № 4 «Световые явления».

Проверка и оценка знаний и способов деятельности.

Материал темы «Световые явления».

Решать графические и расчётные задачи.







Итоги главы 3, повт. § 9-19





Повторение (3 часа).

66/1

Повторение.

Повторение и обобщение знаний.

Материал по кинематике, по теме «Силы в природе».

Решать графические и расчётные задачи.








Повт. § 20-39, обобщающие таблицы глав 1-3




67/2

Итоговая контрольная работа № 5.

Проверка и оценка знаний и способов деятельности.

Материал за весь учебный год.

Применять знания при решении задач.













68/3

Обобщающий урок.

Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.