Главная страница

Дистанционные технологии как инструмент для реализации основных принципов личностно ориентированного подхода обучения



Скачать 63.21 Kb.
НазваниеДистанционные технологии как инструмент для реализации основных принципов личностно ориентированного подхода обучения
Дата11.04.2016
Размер63.21 Kb.
ТипДокументы

Богомолова Н. В., МБОУ «СОШ 3» г. Бийск


Дистанционные технологии как инструмент для реализации основных принципов личностно - ориентированного подхода обучения
Одной из важнейших задач модернизации общего среднего образования является задача разностороннего развития учащихся, их способностей, умений и навыков самообразования, формирования у молодежи готовности и способностей адаптироваться к меняющимся социальным условиям.

Современное общество стремительно наращивает объёмы использования компьютерных технологий не только в профессиональной деятельности, но и в процессе жизнедеятельности, в социальной сфере, а также - в обучении. Сегодня немыслимо образование без использования Интернет - ресурсов. Значит, необходимо активно использовать новые формы работы в образовании с использованием Интернет - технологий. Дистанционное образование - одна из таких форм.

Дистанционное образование – комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям специалистов и населения с помощью специализированной информационно-образовательной среды на любом расстоянии от учреждений образования.

Характерными чертами дистанционного образования являются:

1. Гибкость: обучающиеся работают в удобное для себя время в удобном месте и в удобном темпе. Каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения курса (предмета, дисциплины) и получения необходимых зачетов по выбранным курсам (модулям).

2. Модульность: в основу дистанционного образования кладется модульный принцип. Каждый отдельный курс создает целостное представление об определенной области знаний. Это позволяет из выбора независимых курсов-модулей формировать учебную программу, отвечающую индивидуальным или групповым потребностям.

3. Экономическая эффективность: средняя оценка мировых образовательных систем показывает, что дистанционное образование обходится на 50% дешевле традиционных форм образования.

4. Новая роль преподавателя: на него возлагаются такие функции, как координирование познавательного процесса, корректировка преподаваемого курса, консультирование при составлении индивидуального учебного плана, руководство учебными проектами и др. Это позволяет анализировать поступающую информацию и отвечать на нее в удобное для корреспондентов время.

5. Специализированные формы контроля: в качестве форм контроля используются дистанционно организованные зачеты, собеседования, практические и проектные работы, компьютерные интеллектуальные тестирующие системы.

Интерес к дистанционному обучению сформировался уже давно. Заочная форма получения знаний была востребована и в прежние годы, а сейчас, в эпоху бурного развития телекоммуникационных технологий, дистанционному обучению, как одной из форм заочного обучения, уделяется особое внимание. Всплеск интереса к дистанционному образованию возник на фоне бурного развития средств телекоммуникационных технологий, возникновения мировой информационной сети – Интернета. В педагогическом сообществе стали возлагать большие надежды на эти высокоскоростные линии связи, как на средства оперативного взаимодействия между преподавателем и учеником, находящимся вне классной аудитории. Компьютер и модем становятся привычным атрибутом офиса, класса, квартиры. А это означает, что резко возрастает потенциальная аудитория обучающихся.

Отличительной особенностью дистанционного образования является предоставление учащимся возможности самим получать требуемые знания, пользуясь развитыми информационными ресурсами, предоставляемыми современными информационными технологиями. В центре процесса обучения находится самостоятельная познавательная деятельность. Важно, чтобы ученик научился самостоятельно приобретать знания, пользуясь разнообразными источниками информации; умел с этой информацией работать, используя различные способы познавательной деятельности, и имел при этом возможность работать в удобное для него время и в том темпе, который для него является комфортным.

Достаточно велики также познавательные, развивающие и воспитательные возможности дистанционного образования. Интернет-ресурс, обычно включающий в себя комплекс программ, обеспечивает быстрый обмен информацией между учеником и преподавателем в процессе обучения. Чрезвычайно просто контролируется успеваемость ученика, например, со стороны родителей, благодаря так называемому "виртуальному дневнику", к которым, зная пароль, можно получить доступ с любого компьютера.

Формами организации дистанционного обучения школьников могут быть: лекции, консультации, семинары, проекты, лабораторно-практические занятия, индивидуальные (домашние) задания, учебные научно-исследовательские работы, тестирование, экзамены, зачеты, олимпиады, курсы. Обучаясь дистанционно, ученик создает творческий продукт с помощью компьютера, учится взаимодействовать дистанционно, овладевает необходимыми умениями работы с компьютерными программами и ресурсами сети Интернет. Учится самостоятельно организовывать и управлять учебным процессом.

Внедрение в информационное пространство школы дистанционных образовательных технологий позволит образовательному учреждению:

  • автоматизировать учебный процесс;

  • обеспечить индивидуальный подход к каждому обучающемуся;

  • повысить качество обучения, благодаря активному вовлечению школьников в учебный процесс;

  • представить учебный материал более наглядно: видеофрагменты, мультимедиа, интерактивные практикумы и т.д.:

  • оперативно обновлять учебные материалы;

  • объективно оценивать знания обучающихся, так как определяются чёткие критерии оценки, при этом оценка знаний может проходить в автоматическом режиме, без участия преподавателя, что исключает предвзятость и необъективность.

Дистанционное обучение может легко сочетаться с очным обучением. Например, изучение материала походит дистанционно, а контрольную работу или зачёт учащийся сдает очно. Дистанционное образование позволяет сочетать различные познавательные формы и результаты. Эффективность обучения с помощью информационных технологий заключается еще и в том, что учитель может использовать как групповые консультации в форумах, так и индивидуальные консультации. В результате включения школьников в открытый образовательный процесс с использованием дистанционных образовательных технологий у них формируются навыки работы с информационными технологиями и предпосылки для получения непрерывного образования с помощью дистанционного обучения в дальнейшем. Обучающийся получает доступ к учебно-методическим материалам и консультациям педагога в любое время и в том месте, где он находится. Учет индивидуальных предпочтений и периодов активности позволяет школьникам заниматься с полной отдачей. Дистанционное обучение носит более индивидуальный характер обучения. Обучающийся сам определяет темп обучения, может возвращаться по несколько раз к отдельным темам и урокам.

Применение дистанционных технологий в школьном обучении позволяет педагогам эффективно наладить работу с целью:

• ликвидации пробелов в знаниях школьников по определенным предметам школьного цикла;

• обучения базовому курсу школьной программы учащихся, не имеющих возможности по разным причинам посещать школу в течение какого-то отрезка времени (по болезни, по семейным обстоятельствам, в связи с погодными условиями);

углубленного изучения темы, раздела из школьной программы или вне школьного курса;

• подготовки школьников по отдельным учебным предметам к сдаче экзаменов;

• дополнительного образования по интересам;

• обучения детей, находящихся на индивидуальном обучении по причине тяжелого заболевания или инвалидности;

• обучения учащихся отдаленных районов при сокращении малокомплектных школ;

• организации методической поддержки и повышения квалификации педагогов;

• проводить автоматическое тестирование с автоматическим подсчетом результатов.

Всё это предоставляет огромные возможности не только для работы преподавателя, но и для творчества обучающихся, их группового взаимодействия. Каждый ученик старшей школы - это сформировавшаяся личность со своими потребностями, желаниями, стремлениями. Умение наладить контакт, научить продуктивным методам самообучения, помочь выстроить учащемуся систему своего самообразования с использованием новейших средств обучения - это главная задача учителя на старшей ступени обучения. Решить эти задачи возможно с применением дистанционного образования, которое позволяет сочетать различные познавательные формы и методы, осуществлять индивидуальный подход к обучению через разработку индивидуальных программ для отдельных учащихся.

Из всего этого следует, что дистанционное образование, безусловно, позволяет повысить качество образования в школе. Таким образом, необходимость внедрения дистанционного образования в образовательный процесс школы, очевидна. И общество тоже уже готово к новой форме обучения.

Список литературы:


  1. Андреев А. А., Солдаткин В. И. Дистанционное обучение: Сущность, технология, организация.– М.:МЭСИ,1999.

  2. Ковшов А. Н., Ибрагимов И.М. Методологические основы дистанционного обучения.– М.: МГОУ, 2001.

  3. Полат Е. С. Педагогические технологии дистанционного обучения / Е. С. Полат, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; под ред. Е.С. Полат– М.: Академия, 2006.

  4. Хуторской А.В. Научно-практические предпосылки дистанционной педагогики // Открытое образование. – 2001. – № 2. – С.30–35.