Богомолова Н. В., МБОУ «СОШ 3» г. Бийск
Дистанционные технологии как инструмент для реализации основных принципов личностно - ориентированного подхода обучения Одной из важнейших задач модернизации общего среднего образования является задача разностороннего развития учащихся, их способностей, умений и навыков самообразования, формирования у молодежи готовности и способностей адаптироваться к меняющимся социальным условиям.
Современное общество стремительно наращивает объёмы использования компьютерных технологий не только в профессиональной деятельности, но и в процессе жизнедеятельности, в социальной сфере, а также - в обучении. Сегодня немыслимо образование без использования Интернет - ресурсов. Значит, необходимо активно использовать новые формы работы в образовании с использованием Интернет - технологий. Дистанционное образование - одна из таких форм.
Дистанционное образование – комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям специалистов и населения с помощью специализированной информационно-образовательной среды на любом расстоянии от учреждений образования.
Характерными чертами дистанционного образования являются:
1. Гибкость: обучающиеся работают в удобное для себя время в удобном месте и в удобном темпе. Каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения курса (предмета, дисциплины) и получения необходимых зачетов по выбранным курсам (модулям).
2. Модульность: в основу дистанционного образования кладется модульный принцип. Каждый отдельный курс создает целостное представление об определенной области знаний. Это позволяет из выбора независимых курсов-модулей формировать учебную программу, отвечающую индивидуальным или групповым потребностям.
3. Экономическая эффективность: средняя оценка мировых образовательных систем показывает, что дистанционное образование обходится на 50% дешевле традиционных форм образования.
4. Новая роль преподавателя: на него возлагаются такие функции, как координирование познавательного процесса, корректировка преподаваемого курса, консультирование при составлении индивидуального учебного плана, руководство учебными проектами и др. Это позволяет анализировать поступающую информацию и отвечать на нее в удобное для корреспондентов время.
5. Специализированные формы контроля: в качестве форм контроля используются дистанционно организованные зачеты, собеседования, практические и проектные работы, компьютерные интеллектуальные тестирующие системы.
Интерес к дистанционному обучению сформировался уже давно. Заочная форма получения знаний была востребована и в прежние годы, а сейчас, в эпоху бурного развития телекоммуникационных технологий, дистанционному обучению, как одной из форм заочного обучения, уделяется особое внимание. Всплеск интереса к дистанционному образованию возник на фоне бурного развития средств телекоммуникационных технологий, возникновения мировой информационной сети – Интернета. В педагогическом сообществе стали возлагать большие надежды на эти высокоскоростные линии связи, как на средства оперативного взаимодействия между преподавателем и учеником, находящимся вне классной аудитории. Компьютер и модем становятся привычным атрибутом офиса, класса, квартиры. А это означает, что резко возрастает потенциальная аудитория обучающихся.
Отличительной особенностью дистанционного образования является предоставление учащимся возможности самим получать требуемые знания, пользуясь развитыми информационными ресурсами, предоставляемыми современными информационными технологиями. В центре процесса обучения находится самостоятельная познавательная деятельность. Важно, чтобы ученик научился самостоятельно приобретать знания, пользуясь разнообразными источниками информации; умел с этой информацией работать, используя различные способы познавательной деятельности, и имел при этом возможность работать в удобное для него время и в том темпе, который для него является комфортным.
Достаточно велики также познавательные, развивающие и воспитательные возможности дистанционного образования. Интернет-ресурс, обычно включающий в себя комплекс программ, обеспечивает быстрый обмен информацией между учеником и преподавателем в процессе обучения. Чрезвычайно просто контролируется успеваемость ученика, например, со стороны родителей, благодаря так называемому "виртуальному дневнику", к которым, зная пароль, можно получить доступ с любого компьютера.
Формами организации дистанционного обучения школьников могут быть: лекции, консультации, семинары, проекты, лабораторно-практические занятия, индивидуальные (домашние) задания, учебные научно-исследовательские работы, тестирование, экзамены, зачеты, олимпиады, курсы. Обучаясь дистанционно, ученик создает творческий продукт с помощью компьютера, учится взаимодействовать дистанционно, овладевает необходимыми умениями работы с компьютерными программами и ресурсами сети Интернет. Учится самостоятельно организовывать и управлять учебным процессом.
Внедрение в информационное пространство школы дистанционных образовательных технологий позволит образовательному учреждению:
автоматизировать учебный процесс;
обеспечить индивидуальный подход к каждому обучающемуся;
повысить качество обучения, благодаря активному вовлечению школьников в учебный процесс;
представить учебный материал более наглядно: видеофрагменты, мультимедиа, интерактивные практикумы и т.д.:
оперативно обновлять учебные материалы;
объективно оценивать знания обучающихся, так как определяются чёткие критерии оценки, при этом оценка знаний может проходить в автоматическом режиме, без участия преподавателя, что исключает предвзятость и необъективность.
Дистанционное обучение может легко сочетаться с очным обучением. Например, изучение материала походит дистанционно, а контрольную работу или зачёт учащийся сдает очно. Дистанционное образование позволяет сочетать различные познавательные формы и результаты. Эффективность обучения с помощью информационных технологий заключается еще и в том, что учитель может использовать как групповые консультации в форумах, так и индивидуальные консультации. В результате включения школьников в открытый образовательный процесс с использованием дистанционных образовательных технологий у них формируются навыки работы с информационными технологиями и предпосылки для получения непрерывного образования с помощью дистанционного обучения в дальнейшем. Обучающийся получает доступ к учебно-методическим материалам и консультациям педагога в любое время и в том месте, где он находится. Учет индивидуальных предпочтений и периодов активности позволяет школьникам заниматься с полной отдачей. Дистанционное обучение носит более индивидуальный характер обучения. Обучающийся сам определяет темп обучения, может возвращаться по несколько раз к отдельным темам и урокам.
Применение дистанционных технологий в школьном обучении позволяет педагогам эффективно наладить работу с целью:
• ликвидации пробелов в знаниях школьников по определенным предметам школьного цикла;
• обучения базовому курсу школьной программы учащихся, не имеющих возможности по разным причинам посещать школу в течение какого-то отрезка времени (по болезни, по семейным обстоятельствам, в связи с погодными условиями);
• углубленного изучения темы, раздела из школьной программы или вне школьного курса;
• подготовки школьников по отдельным учебным предметам к сдаче экзаменов;
• дополнительного образования по интересам;
• обучения детей, находящихся на индивидуальном обучении по причине тяжелого заболевания или инвалидности;
• обучения учащихся отдаленных районов при сокращении малокомплектных школ;
• организации методической поддержки и повышения квалификации педагогов;
• проводить автоматическое тестирование с автоматическим подсчетом результатов.
Всё это предоставляет огромные возможности не только для работы преподавателя, но и для творчества обучающихся, их группового взаимодействия. Каждый ученик старшей школы - это сформировавшаяся личность со своими потребностями, желаниями, стремлениями. Умение наладить контакт, научить продуктивным методам самообучения, помочь выстроить учащемуся систему своего самообразования с использованием новейших средств обучения - это главная задача учителя на старшей ступени обучения. Решить эти задачи возможно с применением дистанционного образования, которое позволяет сочетать различные познавательные формы и методы, осуществлять индивидуальный подход к обучению через разработку индивидуальных программ для отдельных учащихся.
Из всего этого следует, что дистанционное образование, безусловно, позволяет повысить качество образования в школе. Таким образом, необходимость внедрения дистанционного образования в образовательный процесс школы, очевидна. И общество тоже уже готово к новой форме обучения.
Список литературы:
Андреев А. А., Солдаткин В. И. Дистанционное обучение: Сущность, технология, организация.– М.:МЭСИ,1999.
Ковшов А. Н., Ибрагимов И.М. Методологические основы дистанционного обучения.– М.: МГОУ, 2001.
Полат Е. С. Педагогические технологии дистанционного обучения / Е. С. Полат, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; под ред. Е.С. Полат– М.: Академия, 2006.
Хуторской А.В. Научно-практические предпосылки дистанционной педагогики // Открытое образование. – 2001. – № 2. – С.30–35.
|