|
Наблюдение за сезонными изменениями в природе. Цель Наблюдение за сезонными
изменениями в природе.
Цель: формировать представления об изменениях в природе, учить узнавать и характеризовать приметы ранней осени, узнавать их в стихотворениях
Ход наблюдения.
Миновало лето,
Осень наступила.
На полях и рощах пусто и уныло
Птички улетели.
Стали дни короче.
Солнышка не видно,
Темны – темны ночи.
Загадки. Висят на ветке, золотые монетки(осенние листья). Без рук, а холст ткет(паук)
Наблюдение за цветником.
Цель: формировать представление о том,
что цветы – живые, они растут и изменяются.
Ход наблюдения
Осень наступила,
Высохли цветы.
И глядят уныло
Голые кусты.
Вопросы.
Какими стали цветы на клумбе?
Почему они завяли?
Что надо сделать, чтобы цветы весной снова выросли?(собрать семена)
Наблюдение за вороной.
Цель: расширять знания о вороне, воспитывать
любознательность и интерес к жизни птиц.
Ход наблюдения
Как выглядит ворона?
Чем она питается?
Зимующая или перелетная эта птица?
Как ворона кричит?
Наблюдение за погодой.
Цель: закреплять знания о сезонных изменениях в жизни растений.
Ход наблюдения
Какое сейчас время года?
Как вы догадались?
А знаете, куда мы сейчас пойдём?
Что растёт в огороде?
Как это можно назвать одним словом?
Кто из вас знает загадки про овощи?
Где растут овощи?
Наблюдение за воробьём.
Цель: углублять знания об особенностях внешнего вида воробья, жизненных проявлений, активизировать внимание и память детей.
Ход наблюдения:
Как выглядит воробей?
Чем он питается?
Как передвигается?
Как поёт?
Наблюдение за берёзой.
Цель: продолжать знакомить с характерными особенностями берёзы, по которым её можно выделить среди других деревьев.
Ход наблюдения:
Какой высоты берёза?
Где ствол у берёзы широкий, а где узкий?
Ветки у березы толстые или тонкие?
Какого цвета ствол у березы?
Как можно сказать про берёзку?
Какого цвета листья у берёзки?
Предложить детям полюбоваться красотой берёзы. Можно её обнять, погладить и сказать: « Расти милая берёзонька ,радуй добрых людей». Наблюдение за собакой.
Цель: формировать представления о внешнем виде собаки, воспитывать потребность заботиться о домашнем животном.
Ход наблюдения
Заворчал живой замок,
Лег у двери поперёк.
Две медали на груди, лучше в дом не заходи (Собака)
Как выглядит собака?
Где она живет?
Чем питается?
Кто ухаживает за собакой?
Наблюдение за листопадом.
Цель: знакомить с многообразием красок золотой осени, понятием «листопад», воспитывать любовь к природе.
Ход наблюдения
Вдруг похолодало, вдруг загрохотало,
Полетели листики, листики, листики.
Поля опустели и ливни рекою,
А это, скажите мне, время какое?
Золотые тихие рощи и сады,
Нивы урожайные, спелые плоды,
И не видно радуги, и не слышен гром,
Спать ложится солнышко
Раньше с каждым днём.
Почему осень называют золотой?
Какое явление называют листопадом?
Как вы думаете, что будет снится осенним листьям?
Наблюдение за погодой.
Цель: обращать внимание на то, как изменилась природа, учить сравнивать природные изменения, развивать наблюдательность.
Ход наблюдения:
В октябре, в октябре
Частый дождик во дворе.
На лугах мертва трава,
Замолчал кузнечик,
Заготовлены дрова
На зиму для печек. С. Маршак.
Какие изменения произошли в природе?
Какое стало небо?
Как часто светит солнце?
Идёт ли дождь?
Наблюдение за перелётными птицами.
Цель: расширять представление о перелётных птицах, об изменении жизни птиц осенью, когда наступают холода.
Ход наблюдения:
Воды зашумели быстрого ручья,
Птицы улетают в тёплые края.
Какие птицы улетают в тёплые края?
Зачем они это делают?
Наблюдение за птицами.
Цель: учить находить различие во внешнем виде разных птиц, обращая внимание на величину, способы передвижения.
Ход наблюдения:
Среди белых голубей
Скачет шустрый воробей,
Воробушек – пташка,
Серая рубашка.
Откликайся воробей
Вылетай – ка, не робёй.
Какая птица больше – голубь или воробей?
Как передвигается воробей?
Как передвигается голубь?
Как кричат воробей, голубь?
Наблюдение за птицами.
Цель: уточнить представление о наличии лап у птиц и их функции.
Ход наблюдения:
Птичка, птичка, вот тебе водичка,
Вот тебе крошки на моей ладошке.
Сколько лап у птиц?
Чем они отличаются от лап животных?
Для чего нужны птицам лапы?
Чем заканчиваются лапы у птиц?
Сколько пальцев на их лапах?
Наблюдение за рябиной.
Цель: закрепить знания о том, какую пользу приносит рябина зверям и птицам в холодное время гола.
Ход наблюдения: Уже клич отзвенел журавлиный,
Давно уж осыпался сад.
А яркие гроздья рябины
Всё также, свисая, горят.
Рябина спасает от голода многих птиц и животных (медведь, лось, снегири, свиристели).
Наблюдение за елью.
Цель: познакомить с особенностью ели, по которым её легко выделить среди других деревьев.
Ход наблюдения: Что же это за девица?
Ни швея, ни мастерица.
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год.
Ель похожа на пирамидку, веточки её короткие вверху, книзу длинные, покрыты короткими зелёными иголками. Она зелёная зимой и летом. А ещё ёлочка пахнет.
Наблюдение за сорокой.
Цель: обогащать знания о жизни птиц ранней осенью.
Ход наблюдения: Бела, как снег,
Черна, как жук,
Вертится, как бес,
Повернулась и в лес.
Чем она питается?
Нужна ли помощь птицам осенью?
Чем покрыты туловище и голова сороки?
Что помогает сороке перелетать с места на место?
Сколько у неё лапок?
Чем она питается в лесу?
Наблюдение за рябиной.
Цель: познакомить с характерными особенностями рябины, по которым её можно выделить среди других деревьев, воспитывать желание любоваться красотой дерева.
Ход наблюдения: Весной зеленела,
Летом загорела,
Осенью надела
Красные кораллы.
Какие части рябины вы знаете?
Какой формы листья?
Какого они цвета?
Ягоды нужны только для красоты или ещё чего – то?
Каковы они на вкус?
Какого они цвета и формы?
Наблюдение за осенним дождём.
Цель: продолжать формировать представления о сезонных изменениях в природе(небо затянуто облаками, стало пасмурно, пошел мелкий осенний дождь)
Ход наблюдения:
Без пути и без дороги
Ходит самый длинноногий.
В тучах прячется во мгле,
Только ноги на земле.
Когда идёт моросящий дождь, затяжной?
Какое настроение он вызывает?
Как природа реагирует на дождь?
Что такое лужи?
Как выглядят облака и небо?
Наблюдение за осенними листьями.
Цель: показать многообразие красок золотой осени.
Ход наблюдения:
Сидит – зеленеет,
Упадёт – пожелтеет,
Лежит – почернеет.
Когда это бывает? (осенью)
Почему желтеют листья?
Какого цвета они ещё могут быть?
Что с ними происходит и почему?
Летом в листьях есть специальное вещество – хлорофилл, которое придаёт листу зелёную окраску, когда лист опадает это вещество распадается. Наблюдение за кошкой.
Цель: закрепить представление о характерных особенностях кошки.
Ход наблюдения: Острые ушки,
На лапках подушки.
Усы, как щетинка,
Дугою спинка.
Днём спит, на солнышке лежит,
Ночью бродит, на охоту ходит.
Где живёт кошка?
Кто ухаживают за ней?
Как выглядит кошка, каковы её повадки?
Чем питается кошка?
Наблюдение за синицей.
Цель: знакомить с синицей, её повадками, средой обитания, особенностями внешнего вида.
Ход наблюдения: Синица расписная , свистит не уставая.
Что это за птица?
Как она выглядит? Какого она цвета?
Чем питаются синицы?
Как люди заботятся о них?
Как люди заботятся о них?
Наблюдение за погодой.
Цель: учить самостоятельно выделять и называть сезонные изменения в природе зимой.
Ход наблюдения:
Он к бровям моим прирос,
Он залез мне в валенки.
Говорят, он – Дед Мороз,
А шалит, как маленький.
На улице тепло или холодно?
Почему люди прячут носы в воротники пальто и быстро идут по улице?
Как были одеты люди летом?
Наблюдение за берёзой и рябиной.
Цель: формировать знания о жизни растений зимой, воспитывать бережное отношение к природе.
Ход наблюдения:
Какие деревья и кустарники вы знаете?
По каким характерным особенностям можно узнать берёзу и рябину?
Как чувствуют себя деревья зимой?
Для чего нужен снег деревьям?
Что может произойти, если много снега на ветках или он очень влажный?
Что делают зимой деревья?
Наблюдение за ветром.
Цель: учить определять наличие и направление ветра.
Ход наблюдения:
Ветер – ветерцо,
Не дуй мне в лицо,
А дуй мне в спину,
Чтоб идти было в силу.
Есть ли ветер?
Откуда он дует?
Почему против ветра идти тяжело, а по ветру легко?
Наблюдение за вороной.
Цель: продолжать знакомить с вороной, углублять знания о её обитании, внешнем виде, питании, размножении, воспитывать гуманные чувства к птицам.
Ход наблюдения:
Как лиса среди зверей,
Эта птица всех хитрей.
Прячется в зеленых кронах,
И зовут её…(ворона)
Какие у вороны клюв, хвост, крылья?
Эта птица улетает в тёплые края или нет?
Чем питается?
Где живёт?
Есть ли у неё враги?
|
|
|