|
Инструкция: «На листе бумаги нарисуй кактус, такой, какой ты его себе представляешь!» Тест «Кактус» М.А. Панфилова
Цель: выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.
Возраст: дошкольный, проводится с детьми с 4-х лет.
Материал: бумага (формат А4), карандаш.
Инструкция: «На листе бумаги нарисуй кактус, такой, какой ты его себе представляешь!»
Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. Ребенку дается столько времени, сколько ему необходимо. По завершении рисования с ребенком проводится беседа.
Беседа:
1.Кактус домашний или дикий?
2.Его можно потрогать?
3.Кактусу нравится, когда за ним ухаживают?
4.У кактуса есть соседи?
5.Какие растения его соседи?
6.Когда кактус вырастет, что в нем изменится?
Интерпретация:
◾Агрессия: наличие иголок, иголки длинные, сильно торчат и близко расположены.
◾Импульсивность: отрывистые линии, сильный нажим.
◾Эгоцентризм: крупный рисунок, в центре листа.
◾Зависимость, неуверенность: маленькие рисунок внизу листа.
◾Демонстративность, открытость: наличие выступающих отростков, необычность форм.
◾Скрытность, осторожность: расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.
◾Оптимизм: использование ярких цветов.
◾Тревога: использование темных цветов, внутренней штриховки, прерывистые линии.
◾Женственность: наличие украшения, цветов, мягких линий, форм.
◾Экстравертированность: наличие других кактусов, цветов.
◾Интровертированность: изображен только один кактус.
◾Стремление к домашней защите: наличие цветочного горшка.
◾Стремление к одиночеству: изображен дикорастущий кактус.
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
1. По результатам обработанных данных по рисунку можно диагностировать качества личности испытуемого ребенка.
• Агрессивность – наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности.
• Импульсивность – отрывистые линии, сильный нажим.
• Эгоцентризм, стремление к лидерству – крупный рисунок, расположенный в центре листа.
• Неуверенность в себе, зависимость – маленький рисунок, расположенный внизу листа.
• Демонстративность, открытость – наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.
• Скрытность, осторожность – расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.
• Оптимизм – изображение «радостных» кактусов, использование ярких цветов в варианте с цветными карандашами.
• Тревожность – преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии, использование темных цветов в варианте с цветными карандашами.
• Женственность – наличие мягких линий и форм, украшений, цветов.
• Экстравертированность – наличие на рисунке других кактусов или цветов.
• Интровертированность – на рисунке изображен только один кактус.
• Стремление к домашней защите, чувство семейной общности – наличие цветочного горшка на рисунке, изображение домашнего кактуса.
• Отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества – изображение дикорастущего, пустынного кактуса.
2. Интерпретация цветовой гаммы рисунка:
• темно-синий: покой, слияние, объединение, гармония, любовь (матери и младенца). Темно-синий — это небо и океан, где зародилась жизнь. Это состояние блаженства.
• темно-зеленый: символ — росток, пробивающийся сквозь асфальт. Воля, целеустремленность, жизнелюбие, решительность, упорство, честолюбие, упрямство.
• оранжево-красный: символ — огонь, кровь, взрыв. Экспансия, подчинение окружающей среды, сила, энергия, активность во всех направлениях.
• лимонно-желтый: изменение, , творчество, гибкость, отзывчивость на внешние стимулы, радость.
• бордовый: искусство, необычность, гармония духовности, рождение нового, удвоение сущности, хрупкое динамическое равновесие.
• светло-коричневый: тревога, беспокойство, болезнь, неприкаянность, неуверенность, переживание неуютности, физический и психологический дискомфорт.
• черный: пустота, эксцентричность, ночь. смерть, уничтожение.
ИНСТРУКЦИЯ: «На листе бумаги нарисуй кактус - таким, каким ты его себе представляешь». |
|
|