Главная страница

Инструкция по написанию сочинения-рассуждения, речевые клише, портрет К. Г. Паустовского, презентация с изображением природы средней полосы России



Скачать 78.88 Kb.
НазваниеИнструкция по написанию сочинения-рассуждения, речевые клише, портрет К. Г. Паустовского, презентация с изображением природы средней полосы России
Дата13.04.2016
Размер78.88 Kb.
ТипИнструкция

Урок русского языка в 11 классе (Дальниченко Р.Н., учитель русского языка и литературы, МОУ «Днестровская СШ№1»,Приднестровье,Молдова)

Тема. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по исходному тексту К.Г. Паустовского

«Язык и природа».

Цель: подготовиться к написанию сочинения-рассуждения по исходному тексту.

Задачи : совершенствование умения правильно воспринимать и анализировать исходный текст и создавать на его основе собственное высказывание, соблюдая все основные требования к выполнению задания части С-1 ЕГЭ по русскому языку; развитие коммуникативной культуры учащихся; воспитание чувства ответственности за результаты своего труда.

Тип урока: урок развития речи.

Оборудование: распечатки с исходным текстом, индивидуальные папки учащихся с материалами (критерии оценивания части С-1, подробная инструкция по написанию сочинения-рассуждения, речевые клише), портрет К.Г. Паустовского, презентация с изображением природы средней полосы России.

Ход урока.

I.Слово учителя (на фоне презентации) «Я не променяю Среднюю Россию на самые прославленные и потрясающие красоты земного шара .Всю нарядность Неаполитанского залива с его пиршеством красок я отдам за мокрый от дождя ивовый куст на песчаном берегу Оки или за извилистую речонку Туруску- на ее скромных берегах я теперь часто и подолгу живу»,- пишет признанный певец российской природы К. Г. Паустовский. Эти строки покоряют своей искренностью. Природа для писателя –источник всего, ключ к пониманию человеческой души, национальной культуры, языка. Надеюсь ,сегодняшняя работа с текстом поможет прочувствовать авторское ощущение родной природы.

II. Содержательно-языковой анализ исходного текста.

1.Чтение текста учителем (см. Приложение 1)

2.Беседа по вопросам.( По ходу беседы учащиеся делают опорные записи в тетрадях).

-Назовите общую формулу, которую важно использовать при работе над текстом? (Восприятие-понимание - создание) -О чём идёт речь в тексте? ( О счастливом времени «открытий» в жизни русского писателя К.Г. Паустовского)

-Что хотел сказать автор? Какие мысли и чувства он хотел передать? ( Передать мысль о значимости общения человека с природой для полного овладения русским языком. Передать чувство восхищения русской природой, родным языком).

-Какие суждения автора представляются наиболее значимыми? (Когда встречаешься вплотную с явлением природы, слово становится образным).

-Каково ваше личное впечатление от прочитанного? Что особенно удивило, привлекло, поразило в тексте? ( Покоряет авторское ощущение родной природы и языка, увиденная автором параллель между ними).

3. Определение стиля и типа речи исходного текста.

-Каков стиль данного текста? Для чего нам это важно определить? ( На ЕГЭ нам предлагаются различные по форме и по содержанию типы текстов. Они требуют различного подхода к анализу и написанию на их основе сочинения)

Самостоятельная работа. Охарактеризуйте стилевую принадлежность текста по плану:

1.функции

2.стилевые особенности

3.основные языковые средства

(Текст ориентирован на возникновение у нас эстетического переживания. Выбранный автором стиль помогает нам пережить вместе с автором неповторимые чувства и ощущение счастливого времени открытий; характерные особенности: художественная образность, эмоциональная насыщенность; изображая природные явления, автор использует интересные олицетворения «закат золотит девичьи глаза», «туман курится над омутами», «цветок, что кивает головой из-под куста лещины», в создании художественного образа лета участвуют ряды однородных членов(предложение 4) и др.)

(Типологически текст является описанием с элементами рассуждения.)

-Почему описание лета в лесистой и луговой стороне Средней России обрамляет рассуждения автора? ( Чтобы не только создать наглядные образы, но и показать эмоциональное отношение автора к теме текста).

III.Формулируем проблему текста. –Что такое проблема текста? (Это сложный вопрос, требующий разрешения, исследования) Напомним композицию сочинения:

1Проблема

2Комментарий

3Позиция автора

4Моя позиция

51-ый аргумент+пример

62-ой аргумент+пример

7Заключение

-Перед нами текст художественного стиля. Воспользуйтесь справочными материалами из индивидуальных папок и предложите способ нахождения проблемы.(Можно оттолкнуться от позиции автора. Перечитываем первый абзац (авторский тезис),задаём вопрос так, чтобы этот тезис стал ответом на него. Получаем проблему текста: Что необходимо человеку для полного овладения русским языком? Может ли общение с природой помочь сохранить чувство языка? Именно об этом размышляет К.Г. Паустовский-величайший мастер слова.

Работа в парах(одному учащемуся предлагается написать другой вариант вступления, а второму оценить ответ согласно К-1 )

IV.Комментарий к сформулированной проблеме.-Что такое комментарий?(Пояснительные замечания по поводу проблемы текста)

-Какой вид комментария целесообразнее применить к данному тексту? (Текстуальный, по- скольку согласно К-2 комментарий без опоры на текст получает о баллов) Памятка(ответив на эти вопросы, вы получите комментарий).Выполняем коллективно (устно).

1.Что побудило автора обратиться к данной проблеме? 2.Какие впечатления, наблюдения автора значимы? 3.Какие примеры приводит автор размышляя над поднятой проблемой?

Внимание! В комментарии не должно быть пересказа. Комментируем только сформулированную проблему.

V.Авторская позиция.

Позиция автора определена нами (см. пункт III)Можно воспользоваться алгоритмом для её нахождения

Проблема Авторская позиция

(Вопрос) (Ответ)

Выполним задание А-29

Какое утверждение противоречит точке зрения автора?

1)Чтобы не потерять чувство языка и хорошо овладеть родным языком, нужно общение не только с людьми, но и с природой.

2)У каждого человека случается своё счастливое время открытий.

3)Лесистая и луговая сторона Средней России-лучшее место для открытий.

4.Когда за каждым словом стоит реальный образ, тогда иначе чувствуешь и говоришь.

VI.Домашнее задание. Собрать рабочие материалы к оставшимся пунктам сочинения. Написать сочинение- рассуждение, обратив особое внимание на логичность и последовательность изложения ,исключение возможных фактических ошибок, речевых недочетов .

VI.Подведение итогов урока. Рефлексия.

Закончить сегодняшний урок хочется словами Пауло Коэльо: «Если ты способен видеть прекрасное, то только потому , что носишь прекрасное внутри себя…» Паустовский обладал этим великим даром. Стоит и нам поучиться этому. Что было важным для вас на уроке?

Использованная литература: исходный текст взят из учебного пособия под редакцией профессора Н.Г. Гольцовой «Единый государственный экзамен», Москва «Русское слово» 2008, стр.216

Сочинение ученицы 11 Б класса Якушевой Алины, написанное по следам данного урока.

Сочинение-рассуждение по тексту К.Г. Паустовского «Язык и природа».

Жизнь народа, быт находит отражение в его языке. Климат, природа-всё не только формирует уклад жизни народа, но и оказывает влияние на его язык. Русский народ, издавна живущий на русской равнине с её неоглядными тихими, медленно текущими реками, создал, по мнению В.В. Гладышева, такой же «плавный просторный, с обилием гласных мелодичный язык».

К.Г. Паустовский, автор предложенного текста, считает, что нужно общение не только с людьми, но и с природой, чтобы не потерять чувство языка и хорошо овладеть родным языком. Писатель утверждает, что нужно внимательно всматриваться в русскую природу, чтобы овладеть русским языком. Только пребывание на природе помогло ему в давно знакомых словах открыть что-то новое, ведь в каждом таком слове заложена бездна живых образов. К.Г. Паустовский подчёркивает, что нужно не произносить слова машинально , а вдумываться в их содержание.

Меня заинтересовали мысли автора. Писатель заставил меня задуматься о значении некоторых слов. Язык и природа. Ни в каком другом языке они не связаны друг с другом так прочно , как в русском. Видимо, поэтому природа отражает красоту языка: насколько красива природа России с ее лесами, реками, полями, настолько же красив и русский язык.

О богатстве, красоте русского языка много пишет В.В. Гладышев. В своем труде «Этруски- это русские» он утверждает, что русский язык- один из самых древних языков, только в нем сохранились корни индо- европейского языка. Исследователь дает интересную этимологию многим словам, например: Россия, Москва и др . О происхождении некоторых слов рассуждает Таргитай ,герой одного из романов Юрия Никитина: «От Рода, бога богов, и наша жизнь на свете стала при Роде. При-Роде, от Рода род –ня, род-ичи, род-ить, род-ина, Рож-ать, у-рож-ай, род-ни-ки, а отродье-это совсем другое…»

Я очень благодарна К.Г. Паустовскому за то, что он заставил меня задуматься над происхождением давно знакомых мне слов. Я с огромным интересом перечитала статьи этимологического словаря. Как же я была поражена, узнав, что зелено вино из сказок на самом деле не было зеленого цвета. Оно просто настоено на травах, зелье. От мамы я слышала два названия метели : заметь и заверть. Я никак не могла понять ,почему обычную метель называют так по- разному. Я несколько раз произнесла эти слова, вслушалась в них , и слова открыли мне свое содержание. Заметь-это низовая метель , а заверть-верховая.

Русский удивительный язык . В слова нужно вслушиваться и всматриваться, только тогда они откроют что- то тайное, сокровенное. Каждое слово может подарить новое, удивительное открытие .

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

  1. Я уверен, что для полного овладения русским языком, для того чтобы не потерять чувство этого языка, нужно не только постоянное общение с людьми, но общение с пажитями и лесами, водами, старыми ивами, с пересвистом птиц и с каждым цветком, что кивает головой из-под куста лещины. (2) Должно быть, у каждого человека случается свое счастливое время открытий. (3) Случилось и у меня одно такое лето открытий в лесистой и луговой стороне Средней России — лето, обильное грозами и радугами.

  1. Прошло это лето в гуле сосновых лесов, журавлиных криках, в белых громадах кучевых облаков, игре ночного неба, в непролазных пахучих зарослях таволги, в воинственных петушиных воплях и песнях девушек среди вечереющих лугов, когда закат золотит девичьи глаза и первый туман осторожно курится над омутами.

  2. В это лето я узнал наново — на ощупь, на вкус, на запах — много слов, бывших до той поры хотя и известными мне, по далекими и непережитыми. (6) Раньше они вызывали только один обычный скудный образ. (7) А вот теперь оказалось, что в каждом таком слове заложена бездна живых образов.

  1. (8) Какие же это слова? (9) Их так много, что неизвестно даже, с каких слов начинать. (10) Легче всего, пожалуй, с «дождевых». Я, конечно, знал, что есть дожди моросящие, слепые, обложные, грибные, спорые, дожди, идущие полосами, — полосовые, косые, сильные окатные дожди и, наконец, ливни (проливни).

  2. Но одно дело — знать умозрительно, а другое дело — испытать эти дожди на себе и понять, что в каждом из них заключена своя поэзия, свои признаки, отличные or признаков других дождей.

  3. Тогда все эти слова, определяющие дожди, оживают, крепнут, наполняются выразительной силой. (14) Тогда за каждым таким словом видишь и чувствуешь то, о чем говоришь, а не произносишь его машинально, по одной привычке.

(К.Г. Паустовский. Язык и природа)