Главная страница

Программа по профессиональной ориентации для учащихся 9 11 классов



Скачать 105.47 Kb.
НазваниеПрограмма по профессиональной ориентации для учащихся 9 11 классов
Сперанская Наталья Валентиновна
Дата16.04.2016
Размер105.47 Kb.
ТипПрограмма

Государственное образовательное учреждение

Межшкольный учебный комбинат №1 Центрального района




ПРОГРАММА

по профессиональной ориентации

для учащихся 9 – 11 классов


ТРИ ШАГА К УСПЕХУ

(основы профессиональной грамотности)

Составитель:

Сперанская Наталья Валентиновна


Санкт-Петербург

2010
ТРИ ШАГА К УСПЕХУ

(основы профессиональной грамотности)
Пояснительная записка
Предлагаемый курс ориентирован на учащихся 9-11 классов и разработан в рамках одного из основных направлений развития Петербургской Школы – 2020 «Профессия и карьера». Новая школьная реформа заставила учащихся более рано задуматься о дальнейшем выборе профессии: уже к 9-му классу выбрать направления предпрофильной подготовки. Как сделать правильный выбор? Как не потерять время на изучение того, что может не понравится или оказаться не по способностям? Чтобы помочь учащимся решить эти проблемы, нужно максимально использовать возможности профессиональной ориентации.

Актуальность курса заключается в выявлении личностного потенциала и качеств, способностей и возможностей учащегося, необходимых для выбора той или иной профессии; в оказании психологической поддержки и профессионального сопровождения учащегося по пути выбора; в расширении вариантов выбора за счет получения необходимой информации и разнообразии профессий.

Цели:

  • Оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;

  • Выработка у школьников сознательного отношения к труду;

  • Профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда;

  • Популяризация профессий, востребованных на рынке труда;

  • Популяризация ГБОУ НПО и СПО города.


Задачи первого года обучения (9 класс):

  • Формирование ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и общества;

  • Развитие у школьников представления о собственных интересах и возможностях;

  • Профориентационное информирование – предоставление широкой и достоверной информации о рабочих профессиях, востребованных на рынке труда;

  • Организация презентаций ГОУ НПО и СПО: встречи с представителями и проведение экскурсий;

  • Проведение профессиональных проб, которые позволяют попробовать себя в той или иной профессии, способствуя погружению учащегося в суть профессии;

  • Информирование о предприятиях города, условиях работы на них и востребованных профессий.



Задачи второго года обучения (10 класс):

  • Развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности;

  • Выявление и формирование адекватного принятия решения о выборе профиля обучения;

  • Выявление у учащихся наличия инициативы и активности, самостоятельности в принятии решений, умения работать в команде;

  • Сужение спектра профессий до нескольких, наиболее подходящих;

  • Предоставление большей информации об интересующих профессиях;

  • Формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям;

  • Организация презентаций вузов города: встречи с представителями и проведение экскурсий;



Задачи третьего года обучения (11 класс):

  • Обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию;

  • Формирование профессиональных качеств в избранном виде труда;

  • Коррекция профессиональных планов;

  • Оценка готовности к избранной деятельности;

  • Информирование о тенденциях современного рынка труда;

  • Ознакомление с азами трудовой документации и трудового этикета.


Формы организации учебной деятельности:

  • индивидуальная;

  • групповая;

  • деловые игры;

  • мастер-класс;

  • лекции;

  • выполнение практических заданий;

  • экскурсия.



Формы подведения итогов:

  • анкетирование;

  • тестирование;

  • по окончании курса – выдача сертификата для портфолио учащегося.

Данная программа состоит из 3-х блоков и предполагает занятия по профориентации для 9 – 11 классов, и рассчитана на 3 года обучения. Каждый блок может быть использован самостоятельно.

За рамками данной программы остаются необходимые индивидуальные и групповые консультации у психолога и методистов по профориентации. Часы, отведенные на консультации неограниченны.

Учебно-тематический план

9 класс





ТЕМА

Кол-во часов

Всего

теория

практика

1

Слагаемые выбора профессии.

1

3




2

Психологические особенности человека.

1

5




3

Выявление личностных качеств.

1

5




4

Знакомство с миром профессий.

4

8




5

Профессия и компьютер.

1

5







Итого

8

26

34


10 класс





ТЕМА

Кол-во часов

Всего

теория

практика

1

Формирование адекватной самооценки.

1

5




2

Выявление личностных качеств.

1

5




3

Знакомство с миром профессий.

4

8




4

Профессия и компьютер.

1

5




5

Предпринимательская деятельность.

1

3







Итого:

8

26

34


11 класс





ТЕМА

Кол-во часов

Всего

теория

практика

1

Формирование образа профессионала.

1

5




2

Выявление личностных качеств.

1

5




3

Мотивация труда.

2

-




4

Профессия и компьютер.

1

5




5

Что такое резюме.

1

1




6

Рынок труда.

4

-




7

Трудовое законодательство.

4

2




8

Как успешно пройти собеседование.

2

-







Итого

16

18

34


Содержание программы курса
9 класс
1. Слагаемые выбора профессии.

1.1. «Хочу, могу и надо».

1.2. Типы и классы профессий.

1.3. Индивидуальное тестирование для определения способностей и интересов.
2. Психологические особенности человека.

2.1. Внимание, память, восприятие.

2.2. Индивидуальное тестирование.
3. Выявление личностных качеств.

3.1. Мастер-класс для выявления качества мелкой моторики рук, глазомера, объемного видения предметов.

3.2. Мастер-класс для определения цветовидения, целеустремленности, образности мышления.
4. Знакомство с миром профессий.

4.1. Презентация востребованных рабочих профессий.

4.2. Знакомство с профессиями, предлагаемыми к обучению в ГОУ НПО и СПО по окончанию 8-9 классов.

4.3. Презентация и мастер - классы ГОУ НПО и СПО.

4.4. Экскурсии в ГОУ НПО и СПО.

4.5. Знакомство с предприятиями города и экскурсии на них.
5. Профессия и компьютер.

5.1. Использование компьютерных программ в профессиональной деятельности: тестовые и табличные процессоры, базы данных.
10 класс
1. Формирование адекватной самооценки.

1.1. Адекватное видение своих способностей и возможностей.

1.2. Деловые игры.
2. Выявление личностных качеств.

2.1. Мастер-класс для выявления умения работать индивидуально и в коллективе.

2.2. Мастер-класс для определения умения работать в точности с технологическим процессом.
3. Знакомство с миром профессий.

3.1. Презентация новых профессий.

3.2. Знакомство с профессиями, предлагаемыми к обучению вузами города.

3.3. Презентация высших учебных заведений.

3.4. Посещение Дней открытых дверей.
4. Профессия и компьютер.

4.1. Использование компьютерных программ в профессиональной деятельности: САПР (система автоматизированного проектирования), компьютерная графика, мультимедиа, сайты (Интернет).

5. Предпринимательская деятельность.

5.1. Предпринимательство – образ жизни.

5.2. Деловые игры, направленные на выявление предпринимательских способностей.
11 класс
1. Формирование образа профессионала.

1.1. Образ себя в профессии.

1.2. Деловые игры.
2. Выявление личностных качеств.

2.1. Мастер-класс для выявления личностных качеств: генератор идей, творческий руководитель, технический руководитель.

2.2. Мастер-класс для определения творческого подхода для решения поставленных задач.
3. Мотивация труда.

3.1. Материальное вознаграждение: виды заработной платы.

3.2. Моральное вознаграждение.

3.3. Условия труда.

3.4. Безопасность.

3.5. Личностное развитие и профессиональный рост.

3.6. Чувство причастности.
4. Профессия и компьютер.

4.1. Программирование.

4.2. Специализация программистов: системные, прикладные, Web.

4.3. Профессиональные программы (1С: Предприятие, КОМПАС)
5. Что такое резюме.

5.1. Варианты написания резюме.

5.2. Составление и оформление личного резюме.
6. Рынок труда.

6.1. Роль Центра занятости населения в профориентации и трудоустройстве.

6.2. Молодежная биржа труда.
7. Трудовое законодательство.

7.1. Роль трудового договора и правила его оформления.

7.2. Заполнение личного трудового договора.

7.3. Трудовая книжка и её роль.

7.4. Продолжительность рабочей недели и оплачиваемого ежегодного отпуска.
8. Как успешно пройти собеседование.

8.1. Рекомендации, касающиеся поведения и стиля общения в процессе собеседования с работодателем.

8.2. Дресс-код при приеме на работу.