Главная страница


Интегрированный урок по истории России и Татарстана. 10 класс тема урока: «И будет мир между нами» (Славяне и булгары в IX xiv веках)



Скачать 205.53 Kb.
НазваниеИнтегрированный урок по истории России и Татарстана. 10 класс тема урока: «И будет мир между нами» (Славяне и булгары в IX xiv веках)
Дата13.04.2016
Размер205.53 Kb.
ТипУрок


Мышев Юрий Владимирович, учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории МБОУ «Тетюшская СОШ № 1 имени Героя Советского Союза Ханжина П.С.». Республика Татарстан, г.Тетюши.
Интегрированный урок по истории России и Татарстана.

10 класс
ТЕМА УРОКА: «И будет мир между нами»

(Славяне и булгары в IX – XIV веках).
«Тогда не будет мира между нами, когда камень начнёт плавать, а хмель тонуть». (Из договора славян и булгар 985 г.)
«Нанизаны мы на единую нить,

Вовек нашу дружбу водой не разлить».

(Г.Тукай)
Тип урока: изучение нового материала.

Урок-исследование.

Цели и задачи урока:

  • На основе самостоятельного исследования письменных и вещественных источников продолжить формирование универсальных учебных действий;

  • Формировать умения устанавливать причинно-следственные связи между историческими фактами; выделять главное, существенное; самостоятельно осуществлять поиск и отбор необходимой информации для решения проблемных заданий, пополнять запас исторической информации.

  • Способствовать социализации учащихся. Формировать опыт равноправного сотрудничества учителя и учащихся.

  • Воспитывать чувства патриотизма, гордости за свою Родину, толерантности.



Основные методы: частично-поисковый, исследовательский, проблемный.

Формы организации познавательной деятельности: групповая и индивидульная.

Основные понятия: исторические источники, славяне, булгары, хозяйство, культура, верования, внешнеполитические отношения.
Средства обучения: тексты из исторических источников, карты «Русь в X – XIV вв.», «Волжская Булгария», контурная карта «Торговый путь из Булгар в Киев», конституции России и Татарстана, изображения гербов и флагов России и Татарстана, вещественные источники (предметы, лапти, подкова, гусиные перья, археологические находки, элементы одежды), презентация, видеосюжет.

ХОД УРОКА

1. Введение.
УЧИТЕЛЬ: «Оар, Ра, Рау, Атыл, Этиль, Эрдиль, Иуль, Итиль, Идель, Волга. Что объединяет эти названия?

- Это название Волги-Идель в разные исторические эпохи у разных народов.

Слайд 2. Вид с тетюшского берега на Булгар.

Слайды 3-4. Представители разных народов. Фрагменты татарских, русских народных песен. Сравните народные костюмы и традиции русских и татар.

УЧИТЕЛЬ: Мы живём на берегу великой реки, которая объединяла и объединяет разные народы. Как невозможно разделить Волгу, так невозможно разделить народы, проживающие на её берегах. Какие народы проживают в нашей республике?

А как они в прошлом? Что у них общего и какие различия? Что поможет нам узнать о прошлом? Я впервые в Казани. (Слайд 5) Смотрю в окно. Держу в руках фотографию башни Сююмбике. Это Казань, но я вижу частичку её. Это неполная информация. Чтобы получить более полное представление нужно выйти, осмотреться, пройтись по улицам, поговорить с людьми. Или в будущем археологи обнаружат мобильный телефон. Что о нас узнают?

Лапти, подкова – что по ним можно сказать о прошлом? Лишь по разным источникам мы сможем получить представление о городе. Предметы, здания, устные и письменные источники.

Мы связаны с прошлым невидимыми, но прочными нитями. Каждый из нас – потомок многих поколений наших предков, мы несём ответственность перед ними. Мы должны с достоинством и честью передать эстафету будущим поколениям.

Выясним прошлое на уроке с помощью различных исторических источников. Обратите внимание на памятку по изучению исторических источников. (Приложение 1)

По итогам нашей работы составим презентацию-альманах «Мы вместе».
2. Работа в группах.

Teambuilding
ГРУППА 1. «Исследователи».

(Анализ информации на компьютере).

Составить проблемные вопросы по документам.

Работа с текстом: «Об отношениях славян и булгар»

(Приложение 2)
ГРУППА 2. «Сочинители».

Работа с фрагментами «О славянах», «О булгарах».

Выполнить задания на листах, используя гусиные перья.

(Приложение 3,4)
ГРУППА 3. «Искатели»

Проанализировать тексты с ошибками. Найти ошибки и неточности. Выполнить задания (Приложение 5)
ГРУППА 4. «Картографы»

Проложить торговый маршрут Булгар-Киев по карте. (Использовать гусиные перья)

Используя легенду картосхемы вычислить: а)примерную протяженность пути; б)сколько дней продолжался путь; в)какое расстояние проходил караван в день.

(Приложение 6. Слайды 6-7)
ГРУППА 5. «Археологи»

Проанализировать археологические находки, используя найденные при раскопках предметы и информацию на сайте.

(Слайды 8-11.Видеосюжет о раскопках)
3. Работа с консультантами в группах.

Консультанты обмениваются итогами работы в группах. Учитель выступает в роли научного консультанта, к которому в случае затруднений обращаются учащиеся.

Консультант группы 1.

«Источники – русские летописи (Ипатьевская 13 в., Никоновская, Троицкая 14 в. Авторы летописей являлись современниками описываемых событий, поэтому им можно доверять. Славяне и булгары торговали друг с другом, помогали друг другу в трудные времена. В булгарских землях имелись славянские поселения. Ремесленников из Булгарии можно было встретить на Руси. Случались и конфликты из-за торговых путей.

Сведения о взаимоотношениях славян и булгар даны по древнерусским летописям 13-14 веков, поэтому недостаточно полны. Но это понятно, так как булгарские письменные источники не сохранились.

Дополнительные сведения дают материалы археологических раскопок (ремесленные изделия, фрагменты земледельческих орудий, украшения, керамика, кости животных, рыб, рыболовные крючки). Они подтверждают данные письменных источников о занятиях земледелием, ремеслом, скотоводством, охоте, рыболовстве. Также подтверждают развитие торговых отношений.

Консультант группы 2.

«Основным источником о булгарах являются записки арабского путешественника и ученого 10 века Ибн-Фадлана. Он побывал в земле булгар и в основном его сведениям можно доверять, тем более, что данные подтверждаются и другими письменными источниками (персидский путешественник 10 века Ибн-Руст), а также археологическими данными.

У Ибн-Фадлана есть преувеличения и фантазии (сражающиеся отряды на небе, человек-великан). Видимо он хотел придать своим записям занимательность. Документы дают представление о хозяйстве и быте славян и булгар. Особенности булгар: первоначально сохранялось скотоводство как основное занятие, но затем они перешли к земледелию. Булгары использовали меха, кожу, летом жили в юртах.

Сведения о славянах взяты из византийских источников и из «Повести временных лет» летописца Киево-Печерского монастыря Нестора 12 века, то есть позднее 7 века. Но многие сведения совпадают с данными из других источников, поэтому они дают объективную картину.

В документах есть сведения о наличие признаков государственности у обоих народов (у славян: князь, воины, торговля, общая территория; у булгар: «царь булгар», налоги, воины, торговля, общая территория.

И славяне и булгары выращивали пшеницу, ячмень, просо, рожь.

Проблема для изучения: «Чем объяснить возникновение государства у славян и булгар примерно в одно время? Почему у булгар оно возникло несколько позднее?

Схожие условия: схожие природные условия, плодородные земли, одинаковый уровень развития хозяйства, ремесла, торговля, близкие территориально народы, соседство, взаимный обмен ремесленным опытом, хозяйственными навыками, политическими традициями..

Из документов следует, что государство у славян сложилось в первой половине 9 века, а у булгар в конце 9 – начале 10-го. Булгары позднее перешли от полукочевого образа жизни к осёдлому, земледельческому. У них позже произошло расслоение. Они пришли с берегов Азовского моря, первоначально условия географические и природные отличались. Особый уклад, традиции, плотность населения. В 10-11 веках булгары опережали в развитии из-за компактности проживания, принятия ислама (раньше славян, в 922 г.), укрепившее государство, относительно спокойное время.

Консультант 3.

В тексте «В славянском поселке»: земледелие, а не охота было главным занятием, не было стекла, картофеля, базара, рабов. Полюдье – это объезд князем подвластных земель.

В тексте «Занятия булгар»: не выращивали гречиху, сабан-тяжелый плуг, сеялок не было, птицеводство не было важным занятием, налог составлял одну десятую часть, дворца не было в то время.

Речь в текстах из произведений: 1)знатный булгарин, 2)славянский вождь, 3)булгарские женщины.

Консультант 4.

Работа с картой. Объяснение маршрута из Булгар в Киев. Отмечаются перевалочные пункты.

Академик Б.Рыбаков, опираясь на арабские путеводители 10-12 веков, предложил теоретически возможный путь из Булгара в Киев. В июне 1989 года была проведена археологическая экспедиция учёными Киева и Казани. Казанских специалистов возглавил А.Х.Халиков. Они подтвердили предположение Рыбакова. Остались необнаруженными лишь отдельные стоянки купеческих караванов. Протяженность пути примерно 1425 км, путь длился почти 60 дней. В день караван купцов проходил в среднем 35-40 км, а затем останавливался на ночёвку, а через 2-3 дня на дневку. Дневок было около 20.

Консультант 5.

Археологические находки говорят о занятиях булгар: земледелие (фрагменты орудий, рало, тёрочный камень), ремесле (напрясла, шлак, керамика, гвоздь), скотоводстве (кости животных), рыболовстве (кости рыб, крючок), торговле (бусы).

Обсуждение результатов работы в группах. Учитель подводит итоги.

УЧИТЕЛЬ: Археологические раскопки, проводимые в нашем городе на Тетюшском городище II (Слайд 12) и на Богдашкинском городище показали, что в средние века на территории края проживали булгары. Их главные города: Булгар, Сувар, Биляр. (Слайд 13) Среди булгарских городов был Ошель, находившийся на месте Богдашкинского городища. (Слайд 14) Сравните жилища булгар и славян. (Слайды 15-16). Сделайте выводы о взаимоотношениях булгар и славян, их занятиях.


4. Решение познавательных задач.

(На выбор по группам)

1. Киев был в 9-10 веках уже широко известным в Европе и на востоке городом. Город Булгар начинает упоминаться с 20-х годов 10 века. С чем это связано? (Булгары сначала вели полукочевой образ жизни)

2.Почему булгары пришли на Среднюю Волгу? Как шло их расселение? (Уходили от вражеских натисков, здесь были плодородные земли, безопасные места, река Волга. Расселялись через территорию современного Тетюшского края от Б.Тархан к Тетюшам и затем переправились через Волгу.

3.На одном из камней, обнаруженных во время раскопок на Богдашкинском городище, была выцарапан славянская буква Р («рцы»). У булгар в то время была руническая письменность. Чем можно объяснить этот факт? (Жили русские ремесленники. «Р» - начало слова «ремесленник», так обозначали гончара – от старинного названия «горнчар»).

4. После окончания раскопок на Богдашкинском городище прошёл дождь, и выросло на раскопе много одуванчиков. (В глину добавляли семена одуванчиков для того, чтобы молоко дольше не закисало и до недавнего времени гончары в Чинчурино так поступали.)

5. По легенде булгарский город Ошель (на месте Богдашкинского городища) основал Александр Македонский? Возможен ли был данный факт? (Нет, Македонский никогда не был в этих краях, он прошёл вдоль берега Каспийского моря. Но его учёные или разведка могли добраться до здешних мест).

6. При раскопках обнаруживаются кости верблюдов. Как они могли оказаться здесь? (Караванные пути).

7. В записках Ибн-Фадлана нет упоминания о кумысе. Чем это можно объяснить? (Булгары к тому времени перешли к земледелию).

8.Названия месяцев у булгар и славян связаны с земледельческими работами. Чем объяснить это сходство? (Схожее основное занятие – земледелие)

9. Каково происхождение булгарской поговорки: «Захочешь посеять пшеницу – сей в болото, а рожь – в пепел»? (Основное занятие земледелие, пшеница любит влагу, а рожь – золу).

10. У Ибн-Фадлана сказано, что булгары платили налог соболями. Но это таёжное животное. Как объяснить этот факт? (Возможно соболь – денежная единица, возможно соболей приходилось покупать, чтобы заплатить налог. Версия: неточность или ошибка в тексте)

11. Учёные по-разному переводят слово «булгар»: имя человека, название реки, «мятежник», «волчья голова». Чем они, по-вашему, аргументируют приведённые версии? (Вождь племени, река, на берегу которой они жили, поднимали восстания, обожествляли животных).

12. В Булгаре были обнаружены при раскопках в мастерских ремесленников литейные формы, в которых отливали украшения древнерусского типа. Объясните этот факт. (Связи между ремесленниками).

13.Андрей Боголюбский, Владимир I Святой, его отец Святослав Игоревич были женаты на булгарских принцессах. Булгарский эмир Отяк был женат на рязанской княжне Вышелюбе. Сделайте выводы. (Дружественные отношения).

14. При раскопках города Булгара были обнаружены русские жилища. Они располагались в гуще городской застройки, среди домов булгар, в разных концах города. Сделайте выводы. (Многонациональный состав Волжской Булгарии, дружественные связи).
5.Прошлое и настоящее народов.

Обсуждение в группах. Учитель комментирует ответы и предоставляет дополнительную информацию.

1.Как сохранилось прошлое булгар и славян в настоящем: в хозяйстве, обычаях, духовной жизни? (Земледелие, скотоводство, почитание земли, одежда, праздники, украшения, религия, сказки, приметы, поговорки, моральные нормы).

2. Кто главные герои русских и татарских сказок? (Бедняк, злой богач, животные. Это отражало занятия, социальные отношения, верования).

3.Гром и молния – главные обожествляемые природные явления. Почему? (От природных явлений зависело хозяйство, урожай).

4.Почему на гербе Татарстана изображён белый барс? Это животное не водилось на территории нашей республики. (Тотем булгарского племени барсилов и затем символ булгар. Его изображение встречается на средневековых торговых печатях.)

5. Откуда на гербе России взялся двуглавый орёл? (Символ пришёл из Византии при Иване III, которая раньше была частью Римской империи).

6. Рассмотрите гербы и флаги Татарстана и России. (Слайд 17) Сравните их. Что в них схожего и различного? Какова связь символов с прошлым? (Изображения животных, что идёт от язычества. И барс, и орёл олицетворяют власть, могущество, оборону страны. На татарстанском гербе есть особенности: национальный орнамент, национальные цвета. На российском гербе: три короны, означающее объединение народов. У флагов совпадает красный цвет, который раньше был символом огня, солнца, жизни, праздника. Общим является и белый цвет – символ чистоты, чести, мира.

У российского флага синий цвет олицетворяет небо, пространство. Его можно истолковать и как символ воды, моря – Россия имела выход к морям. У татарстанского флага зелёный цвет означает природу и может быть связан с цветом травы, пастбищ, что связано с древним булгарским занятием – кочевым скотоводством.

7.Сравните слова из договора 985 г. и статьи 61 Конституции Республики Татарстан 1992 г. Что вы находите общего?
УЧИТЕЛЬ: Народы, как и тысячу лет назад живут в мире и согласии, сохраняя особенности в духовной жизни. Слова о единстве народов как бы перекликаются через века. Мы должны дорожить этим. В настоящее время в Татарстане осуществляется программа «Возрождение». Ведётся реставрация исторических зданий в Булгаре.

(Слайд18) . Видеосюжет о народных традициях в крае).
6. Рефлексия.

Оцените свою работу на уроке. Что вы узнали на уроке, чему научились? Что для вас было интересным?

Изучив тему, изменили бы название урока?

7. Домашнее задание:

Подготовить презентацию «Мы вместе»

Творческие индивидуальные задания с учётом интересов и способностей учащихся:

1)Написать рассказ о жизни славян и булгар. 2)Сделать рисунок («В славянском посёлке», «Булгары на Волге». 3)Собрать материал о татарских и русских народных праздниках.

Учебные пособия
1. Павленко Н.И., Андреев И.Л., Ляшенко Л.М. История России с древнейших времен до конца ХІХ века: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений.-4-е издание.М.: «Дрофа»-2011.

2. Гилязов И.А., Пискарев В. И., Хузин Ф.Ш. История Татарстана и татарского народа с древнейших времен до конца ХІХ века: Учебное пособие для 10 класса средней общеобразовательной школы.- Казань: татарское республиканское издательство «Хэтер», 2008.
Дополнительная литература
1.Археологические памятники ТАССР. Казань. 1987. С.197-205

2.Давлетшин Г.Р ассказы по истории Татарстана. С.24-26

3.Фахрутдинов Р.Г.История татарского народа и Татарстана. Казань. 2000.

4.Фахрутдинов Р.Г. Очерки по истории Волжской Булгарии. «Наука». М., 1984.

5. Мышев Ю.В. Древняя история Тетюшского края. Тетюши. 2005.

6. Сайт учителя истории Мышева Ю.В.

7.Сайт Тетюшского муниципального района Республики Татарстан.

8. Сайт «Я – тетюшанин».

Приложение 1.

ПАМЯТКА

к изучению исторического источника
1. Обратите внимание на время создания источника. Кто его автор?

2. Выяви непонятные, устаревшие слова. Найди их объяснение в справочнике (Интернете).

3. Являлся ли автор современником, очевидцем описываемых событий или пересказывает их со слов других?

4. Подтверждаются ли данные другими источниками?

5.Что вызывает у вас сомнение в достоверности фактов? Почему?

6.Есть ли в источнике преувеличения, искажения? Чем они вызваны?

7. Сделайте выводы о ценности источника.

Приложение 2.
Об отношениях между булгарами и славянами.
1. «Совершил поход князь Владимир (985 г.) в булгарские земли. После победы сотворил князь Владимир мир с болгары и дали клятву меж собою, и решили болгаре: тогда не будет между нами мира, когда камень начнёт плавать, а хмель – тонуть».

«Прибыли (986 г.) булгаре к Владимиру с предложением принять их веру.

В город Владимир привезли булгары строительный материал.

В голодные годы помогали булгары славянам хлебом.

Были поселения булгар в суздальских городах».

«В год 1006 булгары прислали в Киев послов с дары многими, дабы Владимир позволил им в городах по Волге и Оке торговать без опасения, на что Владимир охотно соизволил. И дал им во все грады печати, дабы они везде и всем вольно торговали, а русские купцы с печатьми в Болгары с торгом ездили без опасения».

(Из Ипатьевской летописи, 13 век)
2. «В 1024 год был мятеж велик и голод по всей земле суздальской. И дошли по Волге все люди в Болгары и привезли пшеницу и тако от того ожили.

В 1088 год взяли булгары Муром. До \того многих булгар торгующих по Волге и Оке пограбили и побили суздальцы. Болгары же просили у князя Олега управы на разбойников, но не получив управы пришли с войском и пограбили Муром».

(Из Никоновской летописи, 14 век).
3. Приходили булгары на строительство городов во Владимиро-Суздальской земле. В тех городах селились и булгары.

На похоронах Андрея Боголюбского присутствовали и булгары.

Из Болгар вывозили строительный материал для постройки церквей и приглашали мастеров.

В 1229 год булгарский князь послал великому князю Юрию Всеволодовичу дар в 30 речных насадов (судов) гружёных пшеницей… Был большой голод и булгары продали соседям много хлеба.

В тот же год был составлен договор купцам ездить в обе стороны не возбраняется, рыболовам ездить с обеи стороны до межи, иметь любовь и мир, пленников всех освободить, а если будет ржиря, судить, съехався судьям от обоих на меже».

(Из Никоновской и Троицкой летописей. 14 век.
Задания к документу.

1. Дайте характеристику документам на основе памятки по изучению исторических источников.

2. Какие отношения преобладали между булгарами и славянами: мирные или военные? Приведите в доказательство выдержки из документов.

Приложение 3.
О славянах

1. «Племена славян многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, недостаток в пище. Находящихся у них в плену они не держат долго, а предлагают им на выбор: возвратиться восвояси или остаться на положении свободных и друзей.

Они селятся в лесах, у неудобопроходимых рек, болот и озёр: устраивают в своих в своих жилищах много выходов вследствие случающихся у ни опасностей. Необходимые для них вещи они зарывают в тайниках, ничем лишним открыто не владеют.

Много скота и плодов, проса и пшеницы. Питаются также просом, гречихою и молоком. Мёд их любимое питьё. Они его делают из мёда пчёл и сами их разводят».

(Византиец Псевдо-Маврикий, 6-7 век).
2. «Славяне издревле живут в народоправстве, и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим. Они считают, что только бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят жертвы. Живут славяне в хижинах поселками, на большом расстоянии друг от друга, они часто меняют места жительства.

Славяне рубят лес, делают из стволов лодки-долблёнки. Лодки груженые мёдом, воском, мехами отправляли по Днепру, к Царьграду».
(Византийский историк П.Кесарийский. 6 век)
3. «Этот край, где воздух целителен, пашня плодородна, леса изобилуют мёдом, вода-рыбой, воины бесстрашны, земледельцы трудолюбивы, кони выносливы, коровы дают много молока, а овцы шерсти.

Купцы безопасно торгуют в землях славян, приобретая у них скот, полотно, хлеб, воинскую добычу. Выращивают пшеницу, ячмень, рожь, овёс. Держат коней, кров, свиней.

С наступлением ноября князь с дружиной выезжает из Киева и отправляется в земли древлян, дреговичей, кривичей собирать дань. В апреле князь возвращается в Киев.

В Царьград славяне меняли свои товары на шелковые ткани, золото, фрукты».
(Византийский автор. 10 век)

4. «…Был торговый путь из варяг в греки: по Днепру до Ловати и до озера Ильмень, оттуда в море Варяжское. По тому морю до Рима и к Царьграду. Из Оковского леса течёт Волга, так из Руси можно попасть по Волге в Болгары.

Северные славяне – словене ильменские и кривичи платили дань варягам. Приходили к славянам хазары: «Платите нам дань». И дали поляне от дыма по мечу. Старцы сказали князю хазар: «Не добрая это дань. У них оружие обоюдоострое: мечи. Придёт день, когда они будут собирать дань и с нас». И сбылось всё».

У каждого племени свое княжение. Князь с дружиной собирал дань.
(Нестор. «Повесть временных лет». 12 век)

Приложение 4.
О булгарах.
1. «А теперь перехожу к рассказу о стране булгар.

Я заметил, что луна там не доходит до середины неба, но появляется лишь на его краю ненадолго.

У них много зелёных и кислых яблок. Там обилие ореховых лесов. Едят они в основном просо с кониной, но у них много и пшеницы, и ячменя. И каждый там сеет для себя. Царю они платят каждый год по собольей шкуре от дома. Если же царь совершит набег на соседей, то ему выделяется его доля. Каждый, кто устраивает у себя свадьбу или пир, должен выделить царю часть: обычно ковш медового напитка и часть скверной пшеницы. Зерно они хранят в ямах и оно у них там быстро портится.

Вместо масла и животного жира они употребляют рыбий жир. Иногда варят ячмень с мясом, причем господа едят мясо, а девушкам-рабыням остается лишь ячмень.

Все они на голове носят шапки. Царь их едет верхом без охраны. Лошадей у них много. Булгары все живут в юртах. Юрта царя большая, вмещает более тысячи человек. Устлана армянскими коврами. В середине её трон, покрытый византийской парчой. В этой стране много молний. Если молния ударит в юрту, к ней больше никто не подходит – это божий гнев. Однажды ночь я видел на небе бой двух отрядов. Есть там толстое дерево, у которого сок опьяняет как вино. Был у них человек-великан ростом в 12 локтей, от которого в лесу остался огромный череп как котёл.

В их лесах много пчёл и они собирают много мёда. Купцов много. Они привозят из земли тюрок овец. На берегу реки у них огромный базар, где шумно и много народа.

Царь булгар платит дань царю хазар: от каждого дома-шкуру соболя. Если же прибудет торговый корабль – царь берёт себе десятую часть. А если прибудут русы с рабами, то царь выбирает для себя из каждого десятка одного человека. Сын царя булгар находится заложником у царя хазар.

(Ибн-Фадлан, арабский путешественник, 10 век, глава посольства от багдадского халифа для принятия булгарами ислама, побывавший в Булгарии)
2. «Разводят булгары пшеницу, ячмень, чумизу, чечевицу, просо, тыкву, бобы, рожь.

Булгары вывозят в другие земли меха: собольи, беличьи, куньи, лисьи, бобровые; зайцы, козьи шкуры, воск, стрелы, крупную рыбу, шапки; рыбьи зубы, мёд, орехи, мечи, кольчуги, берёзовый лес, овцы, рогатый скот. Из земли руссов привозят мёд, воск, меха собольи, горностаевы, беличьи, а также мечи.

В летнее время булгары живут в юртах.

Правителя называют эльтебером.

У них много кожи сафьяновой называемой «булгари», из неё делают мягкие ичиги, кошельки; футляры для лука, сбрую готовили из грубой кожи. Из шерсти делают войлок для покрытия юрт, паласы, шапки.

Ведущее место принадлежит овцеводству.
(Ибн-Руст, персидский путешественник, 10 век)
3. «Булгары – выносливейшие люди в отношении мороща, потому что пища и питьё их из мёда. В реках водятится крупная рыба. Её много.
(Аль-Гарнати, испанский географ, 12 век)
Задания к документам.

1.Дайте характеристику документам на основе памятки по изучению исторических источников.

2.Что было общего и какие различия имелись в хозяйственной жизни славян и булгар?

3.Какие данные говорят об образовании государства у них? Основываясь на данных о государственности у славян и булгар сформулируйте основную проблему для изучения.


Приложение 5.
Тексты с ошибками
В славянском посёлке

Заглянем в древний славянский посёлок. Он невелик – в нём пять дворов. Расположен посёлок на высоком берегу реки. Вокруг лес. Основное занятие поэтому славян охота. Жилища славян похожи на полуземлянки. Глиняная печь без дымохода, поэтому стекло в оконце закопчёное.

Выращивали славяне пшеницу, ячмень, картофель, рожь, овёс. Излишки продавали на базаре.

Жизнь среди лесов и болот была нелёгкой, поэтому славяне использовали пленников в качестве рабов.

Во главе племени стоит князь. Население платило князю дань. С наступлением апреля из земли древлян, дреговичей, кривичей, булгар привозили сами эти племена в Киев дань. Это называлось «полюдьем».
Занятия булгар в 9-10 веках

Булгарская земля богата лесами, полями, лугами. Основным занятием булгар к 10 веку стало земледелие. Они выращивали пшеницу, ячмень, гречиху, просо, рис, рожь. Для вспашки степной почвы применяли лёгкий плуг –сабан. Для работ использовали сеялки, серпы. Десятую часть урожая отдавали правителю. Булгары занимались скотоводством: разводили лошадей, овец, коров, коз. Но ведущее место занимало птицеводство Правитель брал с иноземных купцов пошлину – пятую часть привезённых товаров.

Жили булгары в деревянных хижинах, а их правитель – в каменном дворце города Булгар.
О чём идёт речь?

1.«Воин крепко сидит на степном широкогрудом коне. Длинные волосы, схваченные узкой повязкой, развеваются на ветру. На нём длинный кафтан, шаровары из барсовой шкуры, мягкие без каблуков сапоги из кожи. На правом боку висит колчан, в руках – изогнутый лук».
2. «И повёл он своё войско на греков. По реке плыли на лодках – однодревках, срубленных ещё в зимнюю пору. Сражались они копьями и щитами, опоясывались мечами, привешивали дубинку и оружие, подобное кинжалу… Войска строились «стеной», прикрываясь щитами…»
3. «Знатные женщины богато украшались. На женских кожаных поясах прикреплены бляшки и подвески, кожаные сумочки для хранения гребней, бронзовых зеркал. Часто встречались фигурки уточек. На ногах приятно пахнущие, красные сафьяновые сапожки».
Задания к тексту.

1. Найдите ошибки и неточности в тексте.

2. Проанализируйте выдержки из исторических художественных текстов и определите о чём или о ком идёт в них речь.