|
Районная научно-практическая конференция младших школьников «Я исследователь» Районная научно-практическая конференция
младших школьников «Я – исследователь» Проектная мастерская «Чудеса из бисера, или Бисеротерапия»?
Автор: Рудых Александра, 9лет
ученица 3«Б» класса
МБОУ ТСОШ №3
Научный руководитель:
Кропотова
Маргарита Ивановна,
учитель начальных
классов
п. Таксимо
2015г.
Оглавление 1.Введение. 1
2.Основная часть:
2.1. Из истории бисероплетения. 2
2.2. Влияние бисероплетения на развитие умственных способностей, творческое
мышление и здоровье человека. Результаты интервью, социологического опроса. 2
2.3. Распространение опыта: выставка-презентация работ из бисера. 4
3. Заключение. 5
4. Список литературы. 5
5. Рецензия. 6
6. Приложения 7
Введение
С самого раннего возраста моим любимым увлечением было пересыпать, перебирать камешки, бусины и ракушки, составлять из них узоры, фигурки на плоскости, нанизывать бусины на леску и нитку. А когда в первом классе встал вопрос о выборе кружка, я с радостью записалась на бисероплетение. Нам рассказали о пользе рукоделия и показали изделия из бисера. Меня заинтересовало бисероплетение, и вот я уже третий год занимаюсь в кружке. Вместе со мной увлеклись и одноклассницы.
Я люблю узнавать что-то новое, изучать разные технологии, придумывать и создавать поделки, украшения. В этом мне помогают занятия творчеством. Папа сказал, что, возможно, эта кропотливая работа вредит зрению. А мы с мамой засомневались. Мне захотелось узнать: какую пользу несёт бисероплетение и не вредит ли здоровью? Поэтому я решила разработать и выполнить проектную работу на тему: «Чудеса из бисера, или Бисеротерапия»?
Цель исследования: изучение пользы бисероплетения.
Задачи исследования:
1.Познакомиться с историей бисероплетения.
2.Выяснить пользу бисероплетения.
3.Заинтересовать сверстников технологией бисероплетения путем проведения выставки – презентации.
Гипотеза: Бисероплетение – занятие не только творческое и увлекательное, но и полезное.
Методы исследования: Выработка алгоритма действий; сбор информации через изучение литературы, наблюдение, социологический опрос, интервьюирование; составление презентации, проведение мастер-класса.
Объект исследования: изделия из бисера.
Предмет исследования: влияние бисероплетения на развитие ребенка. Из истории бисероплетения
К началу ХIХ века в России начался настоящий бисерный бум. В деревнях бисер стал, чуть ли не обязательным украшением народного костюма. Долгими вечерами крестьянки плели, низали, ткали, вышивали воротнички, делали бусы и ожерелья, украшали головные уборы, пояса, праздничные сарафаны, соперничая в скорости да в спорости. (Приложение 1)
В помещичьих усадьбах в специальных мастерских обучали рукоделию крепостных девушек. Помещичьи дочери и жены обычно вышивали основной узор, а фон выполняли крепостные мастерицы.
В городах почти в каждом доме вышивали бисером, украшали рукоделием дома, делали друг другу подарки к праздникам и именинам. Семья собиралась в гостиной, читали вслух, музицировали, вели беседы, а женщины занимались рукоделием. Светские дамы, купчихи, горожанки, преуспевшие в этом искусстве, участвовали в отечественных и зарубежных выставках и получали награды. Богатая девица коротала время, а бедная зарабатывала на хлеб. Мастерство в рукоделии служило признаком хорошего воспитания и домашнего образования.
История бисероплетения знала взлёты и падения, изделия из бисера входили в моду или оставались почти забытыми. Но в наши дни они по праву украшают наши дома, повседневные вещи и модные коллекции: богатейшая цветовая гамма бисера, неограниченные возможности моделирования изделий из бусинок, большой ассортимент различных украшений могут осуществить любую мечту самой капризной модницы. (Приложение 2) Влияние бисероплетения на развитие умственных способностей,
творческое мышление и здоровье человека. Результаты интервью, социологического опроса.
Изучая вопрос о значении бисероплетения, вот что я узнала из литературных источников. Какими бы задатками ни обладал человек от природы, его творческие способности могут развиваться только в процессе труда, так как необходимо напрягать внимание, преодолевать некоторые препятствия, запоминать последовательность тех или иных операций. Все это развивает волю, укрепляет внимание и память. Бисероплетение формирует творческие способности детей разного возраста.
Техника бисероплетения вырабатывает тонкое понимание красоты, художественного вкуса, фантазию, воспитывает усидчивость, терпение. Бисероплетение - достаточно сложное и кропотливое занятие, оно требует большого внимания и аккуратности. Этот вид творчества воспитывает навыки самостоятельности, умение работать сосредоточенно, не отвлекаясь, длительное время повторять бесконечный ряд одних и тех же движений, находя в этом своеобразную красоту и ритмику.
Обобщив сведения из интернет-ресурсов, можно сказать следующее. Бытует убеждение, что работа с бисером сильно влияет на зрение в худшую сторону. Однако, это мнение беспочвенно. Чтение, письмо, вышивка – эти виды занятий, как и бисероплетение, требуют усилия глазных мышц. Чтение и письмо предполагает медленное движение зрачка слева направо на одинаковом расстоянии от глаз. При вышивке зрачок длительное время находится почти на одном и том же месте и расстоянии. При бисероплетении зрачок постоянно движется от дальнего расстояния (найти нужную бусину и взять её пальчиком или иглой) к более близкому (надеть бусину на леску или проволоку, пришить), т.е. глаз находится в постоянном движении, что является гимнастикой для него, а это благотворно действует на зрение. Поэтому 60-70 - летние любители творить чудеса из бисера (среди таковых есть и мужчины) утверждают, что в свои преклонные годы не пользуются очками, обладая хорошим зрением, хотя наплели, нанизали и вышили огромное количество работ из бисера.
Мне захотелось узнать мнения известных специалистов нашего посёлка о значении бисероплетения для детей. (Приложение 3)
Сначала я обратилась к своему педагогу по бисероплетению, преподавателю ДТДиМ «Радуга» Наталье Робертовне Рыжковой с вопросами о том, какую пользу оно ей приносит, и как зародилась идея заняться этим видом творчества. Вот что ответила Наталья Робертовна: «Конечно, бисероплетение мне приносит пользу: во-первых, это моя работа - она меня кормит. Во-вторых, нравится этот вид творчества – изделия из бисера, особенно вышивка, есть много планов в этом направлении: несколько схем отложила – хочу воплотить в реальность».
Татьяна Ивановна Загарий – врач-педиатр (стаж работы в педиатрии 37 лет): «Бисероплетение - это удивительное занятие, несущее в себе много пользы. Детям с речевыми отклонениями показаны в комплексной терапии занятия бисероплетением для тренировки движений пальцев и кисти рук, что является важнейшим фактором для речевого развития, а также мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка».
Татьяна Николаевна Фёдорова – заведующая детским садом «Ёлочка» (стаж работы в образовании 21 год): «Осваивая навыки бисероплетения, дети переплетают бусинки, при этом непроизвольно их считают, добавляют или убавляют ряды, знакомятся с разными геометрическими формами. Рекомендую занятия бисероплетением для уважаемых родителей и для наших детей».
Александра Владимировна Кривошапова – школьный психолог: «Любое увлечение, в том числе и бисероплетение, объединяет людей, помогает найти общий язык с самыми разными людьми. В процессе общения они узнают много нового друг о друге, и это касается не только рукоделия».
В нашем посёлке много женщин увлекается этим удивительным творчеством. Я взяла интервью у Оксаны Владимировны Балакиной и Елены Владимировны Шмидт.
Обе рукодельницы утверждают, что работа с бисером прекрасно успокаивает нервы, приносит удовольствие в эстетическом плане от результата своего труда, поднимает самооценку, когда люди восхищаются их работами - а это положительные эмоции, которые благоприятствуют здоровью. Кроме того, имеется возможность сделать эксклюзивные подарки, украсить одежду себе и домашним, а иногда, выполненные работы «на заказ», пополняют семейный бюджет.
Таким образом, собеседники утверждают, что бисероплетение благотворно влияет на развитие умственных способностей, творческое мышление и здоровье человека. (Приложение 4)
Чтобы выяснить, что знают о пользе бисероплетения мои сверстники, я провела социологический опрос среди учениц 1-3 классов, которые занимаются в кружке. В основном девочки видят пользу в том, что рукоделие развивает усидчивость, моторику, воображение и возможность создавать подарки. (Приложение 5). Выставка-презентация работ из бисера, распространение опыта.
В результате социологического опроса выяснилось, что в нашей школе занимаются бисероплетением только 24 из 265 учащихся начальных классов!
Мне захотелось заинтересовать сверстников моим любимым видом творчества. С этой целью я провела выставку-презентацию моих работ в своём и первых классах. Ребята с интересом слушали меня и рассматривали мои изделия. Надеюсь, что на следующий год ученики запишутся на кружок бисероплетения и увлекутся этим видом рукоделия (Приложение-альбом для выставки-презентации). Заключение
Когда в первом классе я посетила выставку умельцев декоративно-прикладного искусства в центре туризма, была поражена и восхищена красотой и сложностью увиденных изделий. Я не думала, что у меня получится так творить. А Наталья Робертовна меня уверила в том, что обязательно получится, надо поставить цель, начать и терпеливо двигаться вперёд: от простого - к сложному.
Теперь, когда я уже владею технологией бисероплетения, могу дать совет: стремитесь, дерзайте и всё у вас получится! (Приложение 6)
Моя гипотеза подтвердилась: бисероплетение – занятие не только творческое, увлекательное, но и полезное для здоровья, гармоничного развития и, возможно, пригодится при выборе профессии.
Я мечтаю о профессии мультипликатора.
Можно мультфильм нарисовать, можно применить приём аппликации или лепки из пластилина, сейчас широко используется в мультипликации компьютерная графика, а можно использовать бисерные фигурки! Если мне удастся осуществить мою мечту, я буду работать над созданием «бисерного» мультфильма.
Литература
1. Зайцева А.А. «Бисероплетение для начинающих мастериц». - М.: «Эксмо», 2012 г.
2. Ликсо Н.Л. «Бисер. Основы техники для начинающих». - М.: «Харвест», 2011 г.
3. Карлесси М.А. «Всё из бисера». - М.: «Контэнт», 2011 г.
4. Фадеева Е.В. «Простые поделки из бисера». – М.: «Айрис-пресс», 2013 г.
5. Ткаченко Т.А. "Развиваем мелкую моторику". - М.: «Эксмо», 2007 г.
6. Интернет-ресурсы: «Бисер: сквозь века» htth://maxybaby.net.ua/index.php?lok=art-vospitanie&art=azbuka.
|
|
|