|
Использование игровых форм работы на уроках сольфеджио в младших классах дши пояснительная записка Прибыльщикова Светлана Александровна
Педагог дополнительного образования
Высшей квалификационной категории
МОБУ «Гимназия № 83»
Город Ижевск, Удмуртская Республика
Методическая разработка на тему: Использование игровых форм работы на уроках сольфеджио в младших классах ДШИ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В настоящее время среди проблем все большее значение приобретают те, которые связаны с поисками путей повышения качества и эффективности целенаправленного воспитания и обучения в условиях современной экономики, духовной и культурной сферах нашего общества. Предпочтение в процессе поиска новых средств, факторов и методов организации воспитания отдается тем, которые, во-первых, многофункциональны по своему характеру; во-вторых, способствуют самореализации, самовыражению личности; в-третьих, интересны детям; в-четвертых, органически вписываются в современные учебно-воспитательные системы.
Все эти проблемы, так или иначе, относятся не только к основному, но и дополнительному образованию наших детей. В настоящее время учащийся ДШИ должен обладать не только суммой определенных знаний, но и уметь применять теоретические сведения на практике.
Проблема использования игровых приемов на сольфеджио в настоящее время очень актуальна. Нужно отметить, что к настоящему времени о дисциплине «Сольфеджио» сложился стереотип «скучного» урока. Я же в своей работе хочу доказать обратное. Сольфеджио может быть не только не скучным, но и очень увлекательным занятием.
Опыт многочисленных педагогов, психологов показал, что среди разнообразных форм, методов, приемов воспитания и обучения, одним из наиболее эффективных способов воспитания и социализации личности является привлечение детей к активному участию в творческой деятельности, каким является игра.
Для того чтобы детям хотелось получать знания по сольфеджио, чтобы учащимся младших классов было интересно работать на занятии, нужно выбирать различные формы и приёмы организации занятий, использовать занимательный материал, игровые ситуации, которые развивают познавательный интерес, а значит, и воспитывают интерес к музыке.
Игра является одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными развитие младших школьников.
Игра как феноменальное человеческое явление наиболее подробно рассматривается в таких областях знания как психология и философия. В педагогике и методике преподавания больше внимания уделяется играм младших школьников (Ф.К. Блехер, А.С. Ибрагимова, Н.М. Конышева, М.Т. Салихова и др.). Это связано с тем, что педагоги рассматривают игру как важный метод обучения для детей именно младшего школьного возраста. Аспекты игровой деятельности в общеобразовательной школе рассматривались С.В. Арутюняном, О.С. Газманом, В.М. Григорьевым, О.А. Дьячковой, Ф.И. Фрадкиной, Г.П. Щедровицким и др.
Младшим школьникам трудно понять приказы, запреты, призывы к долгу ученика, они не могут долго задерживаться на учебных задачах, им быстро надоедает однообразие. Они стремятся к игровой деятельности, которая требует от них сообразительности, внимания, учит выдержке, вырабатывает умение быстро ориентироваться и находить правильное решение.
Подведение результатов игры должно быть четким и справедливым.
В.С. Мухина очень точно подчеркивает: «Если с приходом ребенка в школу сразу поставить его в условия собственно учебной деятельности, это может привести к тому, что он и в самом деле быстро включится в учебную деятельность (в этом случае готовность к обучению уже сформировалась), либо к тому, что он растеряется перед непосильными учебными задачами, потеряет веру в себя, начнет негативно относиться к школе и к учению, а возможно “уйдет в болезнь”».
Игра в целом – естественное состояние души ребенка. Главной особенностью игры является ее активный творческий характер. Через игру, воображение, творческие поиски дети обучаются сложным понятиям и навыкам. В игре всегда сочетается повторение и неожиданность. Обучающая игра должна вести через легкие и равномерные этапы вопросов и ответов, обострять интерес и мотивацию ребенка.
Говоря о всех достоинствах игры, мне хотелось бы сказать, что игра должна быть не самоцелью, а средством развития интереса к учебе.
Также нужно отметить, что едва ли не главную роль в обучении детей младшего возраста играет разнообразие. Поэтому при планировке занятий учитывается следующее:
а) Быстрая смена заданий. Любой вид работы не должен требовать слишком большого времени – от одной до 5 минут.
б) После заданий требующих умственного напряжения, предусматривается переключение на другие, более лёгкие. Например, письменные задания чередуются с эмоционально-двигательной разрядкой.
в) Поддерживать необходимый ритм урока, направленный на то, чтобы поддерживать активность восприятия детей. В данной методической разработке я представляю итоговое занятие по сольфеджио (конец 2 четверти) - 2 год обучения. Тип урока: - обобщающий: (повторение) Цель урока: обобщить и углубить знания учащихся.
Задачи:
Воспитательные: Воспитание организованности, работоспособности, активности, самостоятельности.
Развивающие: Развитие познавательного интереса, творческих способностей детей, образно-эмоциональной сферы.
Образовательные: развитие у детей чувства ритма, развитие навыков интонирования звуков, развитие внутреннего и звуковысотного слуха.
Методы обучения: игровой, проблемно-поисковый, эвристический..
Методическое обеспечение: столбицы, письмо, интервальная партитура, дидактическое пособие «Рыбка», карточка, ритмическая партитура «Серый краб», шумовые инструменты.
Конспект занятия сольфеджио
2 год обучения Ход урока. Учитель: Здравствуйте, ребята! Я вижу, что настроение у вас хорошее и все готовы к уроку.
1. «Музыкальное приветствие».
Учитель: Ребята, давайте сегодня вспомним стихотворение Корнея Чуковского «Путаница». Помните, что там приключилось?
Замяукали котята:
"Надоело нам мяукать!
Мы хотим, как поросята,
Хрюкать!"
А за ними и утята:
"Не желаем больше крякать!
Мы хотим, как лягушата,
Квакать!"
Ребята, а что случилось в результате этой путаницы?
А лисички
Взяли спички,
К морю синему пошли,
Море синее зажгли.
Ребята, как же можно было избежать этой беды? А у меня сегодня тоже случилась неприятность. Какой-то шалун побывал в нашем кабинете и навел здесь такой беспорядок. Посмотрите на доску. Здесь же все перепутано. Ребята, помогите мне навести порядок в наших музыкальных знаках (На доске перемешаны карточки ключевых знаков, трезвучий, ступени лада, карточки различных интервалов и др.). Нужно по соответствию соединить карточки. Каждому ребенку дается определенное задание – собрать интервалы, собрать трезвучия, определить ключевые знаки в тональностях, найти правильные ступени. Дети выполняют задание. Проверяют и обсуждают правильность выполнения. Учитель: Ну что, ребята, справились с заданием, тогда предлагаю поиграть в нашу любимую игру «Глупое и умное эхо».
Игра «Глупое и умное эхо».
Глупое эхо – повторить стихотворение в ритме за педагогом
Умное эхо – проговорить стихотворение ритмослогами.
«Утром было солнечно и совсем тепло.
Озеро широкое по двору текло.
В полдень подморозило, вновь зима пришла,
Затянуло озеро корочкой стекла».
Учитель: Отгадайте загадку: «Ползет в море паук – восемь ног, пара рук. В руках клещи, в глазах - испуг»
Ритмическая партитура «Серый краб» (ритмодекламация под музыку). Сначала идет проработка ритмослогами, звучащими жестами (топы, шлепы, хлопы) и только затем партитура исполняется со словами под музыку. Задача – закрепить ритмический рисунок четверть с точкой и восьмая (см. Приложение).
«Угадайка». Повторение (на доске выписан звукоряд До мажор)
Ребята, ваша задача – пропеть «про себя» знакомые нам песенки по моей указке (Дети внутренним слухом пропевают мелодию полностью, и только затем дают правильный ответ. Поем со словами, затем нотами).
Музыкальный материал: «Паровоз», «Жучка», «Луноход», «Жук» (пение по ролям с движениями), «Лето» - устно транспонировать в Ре мажор, Ми мажор, Фа мажор».
Учитель: Ребята, а вы когда-нибудь были в музее? В каком? Что видели. Представьте себе, что мы на экскурсии в музее гамм. Вдруг экскурсовод забыл порядок посещения залов. Помогите ему вспомнить дорогу (двигаться можно вверх, вниз, влево, вправо).
Т
| Т
| ПТ
| ПТ
| ПТ
| Т
| Т
| Т
| ПТ
| ПТ
| ПТ
| Т
| Т
| ПТ
| ПТ
| Т
| Т
| ПТ
| Т
| ПТ
| Вокально-интонационная работа. Гамма ля минор.
Назовите параллельную тональность ля минора, одноименную тональность ля минора. Какие виды минора вы знаете? (ответы детей).
Исполнение песенок-правил «3 вида минора» (см. Приложение). - исполнить гамму в восходящем и нисходящем движении с ручными знаками, по столбице (см. Приложение).
- натуральный: 1)исполнить 2 звука вслух, 2 про себя, 2) 2 звука на стаккато, 2 звука на легато,
- гармонический: игра «Живой рояль» - каждый ребенок исполняет определенную ноту.
- мелодический: 1) исполнить вслух – устойчивые ступени, про себя – неустойчивые ступени. 2) пение гаммы в ритме;
- пение устойчивых, неустойчивых, вводных ступеней, опевание неустойчивых ступеней.
- игра «Музыкальный переводчик». Педагог поет мелодические обороты ступенями, а дети – нотами. (Например, педагог: раз - пять – шесть- пять – три – раз. Дети: ля – ми – фа – ми – до – ля).
Динамическая пауза. Игра «Глухие телефоны».
(Дети встают в колонну друг за другом и кладут руки на плечи. По цепочке отправляем «ритмическое послание» - отстукивает ритм впереди стоящему. Задача – точно передать ритмический рисунок.
Работа с интервалами.
- Песня «Интервалы».
- интервалы на слух.
Игра «Звездное небо»: педагог играет в среднем и высоком регистрах интервалы. Среди множества знакомых «планет» – интервалов, дети отыскивают знакомые «звезды» – какой-либо заранее выбранный интервал. Узнавание этого интервала отмечаем поднятием руки.
Игра «Интервальные дорожки» – дети расходятся в разные стороны класса. В руках у каждого из них карточка с изображением какого-либо интервала. Водящий слушает фразу, исполняемую учителем на фортепиано и в соответствии с тем, на каком интервале она построена, направляется по «интервальной дорожке» к своему интервалу. При правильном определении интервала водящий сменяет держащего картинку, который отдав ее, сам становится водящим.
- пение попевок – интервалов «Малая секунда горько плачет, а большая тут же громко плачет», «Я терция большая мажорная такая, терция малая – очень усталая», «Пусто звучит, но как хороша. Хочется квинту спеть не спеша» и др. (см. Приложение).
- Интервальная партитура «Волшебная музыка хрустальных колокольчиков» (см. Приложение).
Учитель: Ребята, сейчас каждый из вас побывает в роли композитора. На фортепиано мы будем импровизировать. У каждого получится свое, ни с кем не сравнимое музыкальное произведение (каждый ребенок импровизирует за инструментом. Желательно имполнять партитуру в высоком и среднем регистрах).
- Построение интервалов. Дети телятся на 2 группы по рядам. На доске расположено дидактической пособие «Рыбка», «Павлин». Цель – найти в ней все интервалы. Каждый найденный интервал ребенок играет на фортепиано (см. Приложение).
Музыкальный диктант.
Учитель: Ребята, совсем забыла. Я сегодня получила письмо от Феи музыки. Интересно, что же там? Давайте прочитаем.
Читаем письмо: «Дорогие ребята, у нас случилась беда. Дети в Новогодний праздник могут остаться без песни. Кто-то украл нотки из нашей любимой песни «В лесу родилась елочка». Я знаю, что вы очень любите музыку, поэтому можете мне помочь. Спасибо вам, ребята».
(Дети переписывают в тетрадь заготовку. В ходе прослушивания мелодии определяем размер, направление мелодии, ритмические особенности).
Ритмический оркестр.
Исполнить ритмическое сопровождение к песне «В лесу родилась елочка» на музыкальных инструментах – колокольчиках, треугольнике, металлофонах, палочках, маракасах, ложках.
Рефлексия.
- Ребята, что нового вы сегодня узнали?
- Что вам понравилось на занятии?
- Что мы пожелаем друг другу на следующий год?
Попевка «До,свидания».
БИБЛИОГРАФИЯ 1. Андреева М. От примы до октавы. М. 1976.
Выготский Л. С. Психология искусства М.: Педагогика 1987
3. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. – Вопросы психологии, 1975, №2.
4. Выготский Л.С. Психологическое значение игры // Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика-Пресс, 1996. – 536 с. (Психология: Классические труды).
5. Давыдова Е. В. Методика преподавания сольфеджио. М.: Музыка 1986; 6. Запорожец А.В. Психическое развитие ребенка: для психологов и педагогов. – М.: Педагогика, 1986 – 320 с.
7. Картавцева М. В. Развитие музыкальных способностей на уроках сольфеджио /
Методические рекомендации для преподавателей ДМШ. М. 1989 8. Металлиди Ж., Перцовская А. Сольфеджио для 1 класса ДМШ: Учебное пособие «Мы играем, сочиняем и поем. Спб. 1989. 9. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: - 7-е изд., стер. – М.: «Академия», 2002. – 452 с.
10. Рокитянская Т. Ритм. Воспитание ритмического чувства. М.,1999. 11. Рубинштейн С.Л.Основы общей психологии. Т.-1. - М., 1946. – 488 с.
12. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие для педагогических вузов и ин-тов повышения квалификации. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
13. Сиденко А. Игровой подход в обучении // Народное образование, 2000. - №8. – с.134-136
14. Сиротина Т. Музыкальная азбука. М. 1997. Прибыльщикова Светлана Александровна
Педагог дополнительного образования
Высшей квалификационной категории
МОБУ «Гимназия № 83»
Город Ижевск, Удмуртская Республика |
|
|