Главная страница


Системный подход к организации проектной деятельности в доу



НазваниеСистемный подход к организации проектной деятельности в доу
Дата14.04.2016
Размер55.9 Kb.
ТипДокументы


Системный подход к организации проектной деятельности в ДОУ
Несколько лет назад, выступая в прямом эфире, экс-президент России Дмитрий Медведев поставил перед педагогическим сообществом задачу - создать современное образование. Передо мной и моими коллегами встал резонный вопрос: современное образование - что это такое? Может ли быть образование не современным? Если нет, то каковы отличительные характеристики современного дошкольного образования?

Раньше обсуждение этих вопросов было бы организовано со специалистами ДОУ – педагогами. С точки зрения современных принципов управления качеством мы должны обсуждать особенности дошкольного образования, прежде всего, с теми, кто его заказывает: с родителями воспитанников и только потом с теми, кто его производит: с сотрудниками образовательного учреждения. Мы попросили родителей ответить на один вопрос: «Что значит для Вас - современное дошкольное образование?»

В опросе принимало участие 45 человек, что составило 71% от общего числа родителей ДОУ. Проанализировав и несколько обобщив их ответы, мы выявили, что для  46%  респондентов современное образование это - хорошая подготовка детей к школе (умение читать, считать и т.д.), для 13% родителей современное образование - это развитие личности ребенка; 7% родителей считают, что современное образование это – использование современных технологий обучения, 20% назвали наличие у детей системных знаний, которые помогут им быть успешными при обучении в школе и 14% ответили, что это система работы в области воспитания, обучения и развития детей, удовлетворяющая всех участников педагогического процесса.

Сегодня, с точки зрения ФГТ, ФГОС ДО и по мнению большинства родителей воспитанников, современное дошкольное образование должно быть направлено на развитие интегративных качеств ребенка по средством выстраивания конструктивного взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса.

Основным методом реализации данной задачи является, на наш взгляд, проектный метод, который во многих детских садах стал одним из важнейших компонентов в организации образовательной деятельности. «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму» - так гласит китайская пословица. Действительно, только действуя самостоятельно, методом проб и ошибок, ребенок приобретает – «присваивает» знания и опыт.

Довольно легко вписывается в систему проектной деятельности интеграция, поэтому данный метод является одним из самых разработанных и используемых инновационных форм работы в дошкольном образовании. Именно проектная деятельность позволяет объединить педагогов, детей, родителей.

Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты, учиться работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу.

Педагоги нашего ДОУ одними из первых в городе стали успешно внедрять проектную деятельность в педагогическую практику. Было создано немало интересных проектов, которые были представлены на городских методических мероприятиях и получали положительные отзывы. Проекты стали основной формой образования дошкольников, но при этом нам казалось, что мы упускаем что-то важное. Еще раз проанализировав свою деятельность, мы пришли к выводу, что нам в нашей работе не хватает системного подхода.

Как известно, системный поход предполагает совокупность хорошо структурированных и тесно взаимосвязанных между собой элементов. Такой подход, в отличие от традиционного предметного подхода, является более качественным и современным.

Любой системный подход, в нашем случае его модификация к проектной деятельности дошкольников, определяется пятью основными принципами:

- целостностью (мы рассматриваем не конкретный предмет, а систему понятий, относящихся к данному предмету, как целостное явление);

- иерархичностью (установление причинно-следственных связей, рассматривание понятий «от простого к сложному», отбор содержания в зависимости от возраста детей);

- структуризацией (определение структуры содержания проекта, предполагается выделение смысловых единиц конкретной темы);

- множественностью (возможность использования множества форм, методов и средств для реализации проекта);

- системностью (рассматривание объекта, явления или проблемы во взаимосвязи со всеми его составляющими во всех видах деятельности).

Таким образом, использование системного подхода при реализации проектной деятельности, позволило нам разрабатывать и реализовывать долгосрочные проекты, которые рассчитаны, иногда на несколько лет. Например, «Школа дорожных наук» - проект, который реализуется на протяжении трех лет, а содержание (смысловые единицы) определяется в зависимости от возраста и интереса детей. Так, в средней группе мы знакомим детей с назначением светофора, транспортом, проезжей частью, правилами поведения на дороге, профессией водителя. В старшей группе – с правилами перехода через дорогу, дорожными знаками, с транспортом специального назначения, правилами поведения в транспорте. В подготовительной группе дети изучают виды дорожных знаков, историю возникновения светофора, узнают опасные «ловушки» на дороге, знакомятся с работой ГИБДД.

Системный подход позволяет нам успешно реализовывать долгосрочные воспитательные проекты. Например, продуктом проекта «Сказка – ложь, да в ней намек» стала авторская программа морально-нравственного воспитания дошкольников «Азы воспитанности», на которую получена положительная рецензия к.п.н., декана кафедры дошкольного и начального образования Г.К. Морозовой, а данный опыт был удостоен Гранта губернатора и представлен на сайте Министерства образования Оренбургской области.

Программа, которая, по сути, также является системным проектом, была представлена на международной ярмарке социально-педагогических инноваций в городе Ростов, в 2013 г. и получила самые положительные отзывы.

Нами реализовано много проблемно-исследовательских проектов, названия которых говорят сами за себя: «Почему выпадают молочные зубы?», «Почему сок у березы сладкий?» «Что такое настоящий мед?» и др., каждый из которых объединяет в себе несколько мини проектов, как совместных детей с воспитателем, так и детско-родительских.

Исследовательский проект «Сколько цветов у радуги?» был признан лучшим на городской конференции для дошкольников «Незнайка и Ко» и представлен на IV региональном конкурсе «Я – исследователь» в 2012г.

Многие наши проекты были представлены в виде стендовой презентации на зональном семинаре для руководителей дошкольных учреждений в 2013 г., где имели положительные отзывы.

Кроме того, инновация опыта заключается в том, что одним из продуктов каждого нашего проекта является кластер.

«Кластер» в переводе с латинского – гроздь, пучок, созвездие. В образовании кластер – это графически оформленная в определенном порядке совокупность смысловых единиц темы. В центре – название темы, вокруг неё – крупные смысловые единицы, соединяющиеся с аргументами, фактами, примерами. Таким образом, кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые единицы того или иного понятия. Если рассматривать технологию создания кластера, относительно дошкольного образования – это разновидность мнемотаблицы, при помощи которой дошкольникам легко запомнить и рассказать усвоенный материал по любой теме.

Использование данной технологии помогает детям получить целостную картину мира, системные знания, возможность постоянной актуализации, расширения знаний, способствует развитию интегративных качеств, чего можно добиться, только используя проектный метод и системный подход при его организации.

Фостовец Светлана Геннадьевна, воспитатель МДОАУ «Детский сад № 102» г. Орска