Главная страница

Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе преподавания истории в средней школе, как эффективный способ активизации познавательного интереса учащихся и приоритетное направление модернизации российского школьного образования.



Скачать 135.2 Kb.
НазваниеИспользование информационно-коммуникационных технологий в процессе преподавания истории в средней школе, как эффективный способ активизации познавательного интереса учащихся и приоритетное направление модернизации российского школьного образования.
Дата18.04.2016
Размер135.2 Kb.
ТипРеферат

Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе преподавания истории в средней школе, как эффективный способ активизации познавательного интереса учащихся и приоритетное направление модернизации российского школьного образования.
Введение.

Информационно-коммуникационные технологии все больше проникают в российские школы и сегодня никому не надо доказывать важность их использования, однако образовательные возможности компонентов ИКТ еще далеко не освоены в полном объеме. В рамках национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия в ходе, которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать собственные возможности. Информационно-коммуникационные технологии могут помочь в решении этих задач с достаточной степенью эффективности. ИКТ являются лишь средством в достижении целей образования. Главной же целью преподавания истории в школе является с моей точки зрения, воспитательная задача. Получая определенный объем фактического материала по курсам истории школьной программы, ребята должны получать положительные духовно-нравственный заряд дабы понятия гуманизации общества и национальной идеи на стали пустыми словами. История как нельзя лучше других школьных предметов формирует образ ценностей общечеловеческих и национальных.

Духовно-нравственное содержание курса истории средней школы содержит в себе следующие компоненты:

  • Способствовать формированию свободной, творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающийся личности.

  • Актуализировать такие качества личности, как патриотизм, гражданственность, служение Отечеству, лояльность к государству, уважение к своей истории, культуре и традициям народа.

  • Указать необходимость преодоления фрагментированности и атомизации современного российского общества и воспитание чувства ответственности за судьбу Отечества как за свою личную.

  • Воспитание способности открыто выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки.

  • Способность к самостоятельным поступкам, к преодолению трудностей, бережливости, жизненному оптимизму.

  • Необходимость создания условий для осознанного принятия учащимися традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного городи, народов России и Мира. Выстраивание отношений на основе доброжелательности, равноправного диалога и установок толерантного сознания.

Система базовых духовно-нравственных ценностей имеет ключевое значение в деле отбора содержания курса истории. Эта система определяет самосознание народа, расставляет приоритет общественного и личностного развития, определяет характер отношений человека к семье, обществу, государству, труду, смысл человеческой жизни.
ИКТ как способ нового подхода к отбору содержания курса истерии.
Использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР) способствует обновлению, углублению содержания школьных курсов; стимулирует применение нетрадиционных методик обучения; помогает повысить информационную насыщенность урока, сделать его более динамичным, оказывая сильное воздействие на воображение, чувства ученика; облегчает процесс запоминания материала; активизирует формирование художественных образов, ярких представлений о прошлом, «погружая» ученика в обстановку той или иной исторической эпохи. Кроме того, ЭОР оптимизируют труд учителя, позволив упорядоченно хранить огромное количество материала и готовых разработок уроков.

Когда я использую ИКТ в подготовки уроков, то имею возможность значительно расширить и оптимизировать объем информации (текстовой, звуковой, графический, видео). Безусловно, ИКТ делают широкое образовательное пространство открытым, создают основу для организации самостоятельной творческой деятельности учащихся, а также для широкого самообразования всех участников учебного процесса.

Возможности использования ИКТ в образовательном процессе при изучении истории и других гуманитарных дисциплин очень широкие. Целесообразно применять данные технологии, начиная с использования конкретного наглядного материала, необходимого для иллюстрации изучаемых исторических фактов. ИКТ позволяют по новому подойти к работе с картой на уроке, когда этот дидактический материал приобретает эффект интерактивности, а не статичной наглядности. Используя программу Power Point я имею возможность сконструировать урок так, что учащийся могут отследить по этапам его логику, и вернуться к любому из них при необходимости. Домашнее задание при опоре на ЭОР превращается в творческий процесс. Эта работа требует от ребенка больше времени, но приучает его к самостоятельности и креативности мышления, когда он находит новые решения для старых изученных на уроке проблем. Наконец, ИКТ необходимо использовать в проектной деятельности. Использование ИКТ в проектной деятельности это – реальность сегодняшнего дня. Сам учитель имеет возможность в полной мере реализовать свои цели в образовании, самообразовании и развитии учащихся через проектную деятельность с использованием информационных технологий.

В урочной, внеклассной и проектной работе возможности использования ЭОР очень широкие, но каждый из типов ЭОР имеет специфические цели и задачи их использования в образовательном процессе, что определяет формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся по предмету и может эффективно применятся в рамках различных педагогических технологий. Собственно ЭОР через информационно-коммуникационные технологии – это средство оптимизации достижения целей педагогических технологий, а не самоцель в образовательном процессе.
Использование ИКТ для демонстрации тематической и условной наглядности.
Изучая историю в младших классах средней школы очень важно использовать как можно больше наглядного дидактического материала, т.к. психологически ребенок не в состоянии создать в своем сознании реконструированный образ исторического факта, социального явления и целой эпохи опираясь только на вербальную или текстовую информацию. Даже используя все возможные средства активизации аналитического мышления учащихся, данный возраст требует яркости и многогранности восприятия. Учебная литература, которая используется на уроках, может лишь частично выполнить цель создания исторического образа. Что касается учебной наглядности в кабинетах истории, то она давно устарела и не соответствует современным требованиям и уровню восприятия учащихся. А возможности ИКТ решить задачу создания конкретно исторического образа очень высокие.

Изучая цивилизации Древнего Мира важно создать неповторимый образ эпохи. Для этого можно использовать интернет-ресурсы музеев мира. Это сайты музеев России: http://www.museum.ru; сайт Эрмитажа или Лувра содержат даже трехмерное изображение экспонатов. При изучении на уроках повседневной жизни египтян, греков или римлян использование ИКТ даст возможность продемонстрировать реальные картины жизни. Это видео сюжеты сцен жизни феллахов и ремесленников Древнего Египта реконструированные в музеи «Деревня Фараонов» в Каире; Мастерской ремесленника по керамики в музее Афин; жизнь и быт горожан эпохи расцвета Древнего Рима в музее Помпей. Реалистичность и интерактивность такой наглядности вызывает живой интерес к истории и значительно повышает уровень познавательной активности учащихся. Возможности ИКТ позволяют продемонстрировать древние технологии мастеров, такие как изготовление папируса, строительные работы или работа на гончарном круге. Используя возможности тематической наглядности необходимо учитывать, что и условная наглядность так же может эффективно повлиять на повышение познавательной активности учащихся. Когда я создаю схемы, сравнительные таблицы, использую условные обозначения в виде схематичных рисунков, это дает позитивный результат в процессе усвоения фактического материала на уроке. Например, использование схемы государственного управления Афинского полиса или Древнеримской республики наглядно демонстрирует пирамиду власти и функции каждой из ее ступеней, а использование анимации сделает схему интерактивной. При заполнении сравнительной таблицы так же эффект анимации придает процессу сравнительного анализа динамизма.

Используя наглядные ресурсы мультимедиа дисков можно подготовить и провести урок-репортаж. Это возможно как в преподавании истории в младших классах средней школы, так и в средних и старших. Но в 5-6 классах целесообразнее этот прием использовать на фрагменте урока, а в старших классах это может быть целый урок, который строится по принципу репортажа-исследования журналиста для аналитической программы. В данном случае имеется еще одна цель урока – это социальная адаптация и профессиональная ориентация учащихся. Особенно актуально если этот урок будет проводиться на темах истории XX века и современности.

При изучении нового материала в курсах истории Древнего мира и Средних веков можно использовать «Медиатеку» из библиотеки электронных наглядных пособий. Фотографии многочисленных объектов, анимация и видео фрагменты можно использовать как в презентации урока, так и в домашнем задании. Ресурсы «Медиатеки» дают дополнительную возможность использования проблемно-поискового метода и активизации образного мышления учеников в проектной деятельности. Это создает условия для развития навыков работы с большим объемом информации. Изучая тему «Искусство средневековой Европы» электронные издания дают возможность построить урок по принципу слайд-презентации опираясь на алгоритм изучения архитектурного объекта:

1. Наименование архитектурного памятника

2. Время постройки.

3. Внешнее описание архитектурного памятника.

4. Особенности внутренней планировки и убранства.

5. История объекта.

6. Современное состояние.

Учащиеся в конце урока получают задание создать мульти-медиа реферат по теме: «Шедевр средневековой архитектуры», и пользуясь алгоритмом, который был продемонстрирован на уроке, они выполняют данную работу дома.
Учебная презентация
Используя презентацию на уроке как форму, в которую закладывается содержание учебного материала, можно определенным образом алгоритмизировать ход урока. Восприятие последовательно построенной информации учащимися происходит гораздо эффективней, если оно оформлено в виде презентации, а не привычной «меловой» технологии. На первом этапе определяется тема урока и ее место в изучаемом разделе истории, связь этой темы с другими событиями курса. Затем, ставится задача на урок, что дети должны знать в конце урока. Далее определяются содержательные блоки, которые раскрывают данную тему. После этого, можно переходить к изучению нового материала. В качестве примера можно привести урок в 7 классе по курсу Истории нового времени «Распространение реформации в Европе».

Тип урока: комбинированный.

Цель: показать, как зародился кальвинизм и в чем его отличительны особенности; почему в Европе возникло движение Контрреформации и, каковы были его проявления. Продолжить развивать умение учащихся сравнивать на примере сравнения двух реформационных течений (Лютеранства и Кальвинизма), а также стимулировать развитие логического мышления посредством постановки проблемных вопросов.

К концу урока учащиеся должны выяснить: в чем состояли сходство и различия учения М.Лютера и Ж.Кальвина и принцип существования двух церквей, а также, решить проблему причины расширения движения контрреформации и ожесточенного противостояния всех христианских конфессий.

План изучения нового материала: 1. Кальвинизм.

2. Кальвинизм в Женеве.

3. Контрреформация.

4. Орден иезуитов.

5. Филипп II и его борьба с реформацией.

При проверке домашнего задания учащиеся должны выделить существенные особенности учения М.Лютера, и занести их в сравнительную таблицу. Данная таблица высвечивается на доске и заносится в тетрадь в качестве опорного конспекта.

Первый учебно-информационный блок урока посвящен Личности Жана Кальвина и основным положениям его учения.

На слайде дается портрет Ж.Кальвина и краткая биографическая справка. Учитель должен сосредоточить в своем кратком изложении на особенностях личности Кальвина. Далее учащиеся самостоятельно анализируют текстовый материал, относящийся к догматам Кальвина, и заносят их в сравнительную таблицу.

В качестве проверки и промежуточной рефлексии проводится сравнение учения двух реформаторов. Необходимо выделить сходства и отличия.



Сходства Лютеранской церкви и Кальвинистской



Различия двух протестантских учений и церквей

 




Второй учебно-информационный блок урока посвящен Организационной структуре Кальвинистской церкви, а также новой религиозной этики Кальвинизма. В процессе изложения учителя и во время работы с учебником, учащиеся выявляют сходства и различия Кальвинистской и Лютеранской церкви. А в качестве промежуточной рефлексии может быть предложен блиц тест на сравнение двух реформаторских церквей и их учений. Тест раздается учащимся. (На выполнение теста отводится 5 минут учебного времени).

Третий учебно-информационный блок урока посвящен причинам возникновения Контрреформации, я предлагаю провести его в форме эвристической беседы с учащимися. В качестве наглядного материала используется слайд с миниатюрой Тридентского собора (1545 - 1563 год). В ходе беседы с учащимися выясняются причины того, почему часть верующих христиан осталась в лоне Католической церкви, а некоторые из них доже вернулись из протестантских церквей.

Четвертый и пятый учебно-информационные блока урока посвящены разнообразным формам борьбы Католической церкви с реформацией. Здесь возможны разнообразные формы наглядности, которые позволяют использовать ЭОР. Это портреты Игнатия Лойолы и Филиппа II Испанского, фотографии Эскориала – дворца испанского короля, карты военных походов, которые предпринял король в целях защиты католической веры. Учитель может этот материал изложить в форме эмоционального рассказа, а учащиеся должны фиксировать опорные знания о фактах и способах борьбы церкви с Реформацией.

Итоговой рефлексией для данного урока должна стать беседа по проблеме религиозного раздела Европы и причинах жесткого конфликта между христианскими конфессиями. Наглядной опорой в данной беседе будет религиозная карта Европы XVI века.

Для домашнего задания учащимся предлагается изучить параграф учебника и подготовить мини презентацию по главным персоналиям эпохи Реформации. А также проблемный вопрос: Можно ли было предотвратить непримиримое и кровавое противоборство Лютеранской, Кальвинистской и Католической церквей?

При подготовке учебных презентаций для проведения уроков истории есть большие возможности использовать уже готовые продукты представленные на сайтах в Интернете (http://center.fio.ru/som/; http://lesson-history.narod.ru). Однако, при подготовке собственного урока, я учитываю особенности конкретного класса, собственное тематическое планирование и свои приоритеты в методике преподавания. Поэтому в основу собственной работы мною может быть положен лишь принцип презентации, которая предлагается для открытого пользования в Интернете.
Проектная деятельность.
Проектная деятельность учащихся одна из важнейших составляющих современного образовательного процесса. Посредством проектной деятельности формируется знания и навыки о структуре задачи, этапе ее выполнения; осваиваются основные элементы технологических цепочек. Как элемент учебного процесса проектная деятельность оказывается очень эффективной и предоставляет учащимся максимум свободы в реализации задачи, что повышает у ребят интерес к ее решению и способствует творческому развитию личности. Кроме того, проектная деятельность позволяет учителю осуществить более индивидуальный подход к ребенку, когда каждый учащийся может реализовать свои интересы и развить свои способности.

В проектной деятельности органично реализуется метод межпредметных связей и повышается мотивация к учебной деятельности в контексте практического результата, как одной из главных целей проекта.

Один из проектов, которые были мной, реализованы в последние годы это проект «Россия: единство и согласие». В данном экспериментальном проекте участвовали учителя истории и обществознания, географии, МХК, музыки, ИЗО, литературы, информатики образуя творческую группу.

Цель проекта: создание качественно иной среды воспитания и образования. При подготовке данного проекта учитывались следующие основания:

  • Современное российское общество приобрело тенденцию к атомизации, когда каждый человек живет сам по себе и единства ни социогруппового ни гражданского нет. Молодежь стала индифферентно относиться к исторической памяти. Эти факторы ослабляют общество и государство, а человека делают уязвимым. Индивидуализм необходимо поставить на службу общим целям.

  • В современном информационном пространстве очень много точек зрения на те или иные события отечественной истории. Особенно касательно необходимости единства внутри России и на постсоветском пространстве. Поэтому, необходимо определиться с приоритетами в этих вопросах.

  • Воспитание принципа толерантности, как основы межнационального и межкультурного общения.

  • Необходимо создать условия для реализации интеллектуального потенциала каждого учащегося. Учитывая фактор воспитания человека в социальной среде, нужно создать в ней ниши, которые помогают расширить представления об обществе, в котором мы живем.

Форма реализации целей проекта:

Проект «Россия: единство и согласие» был связан с памятной датой учрежденного в 2005 году праздника «День народного единства и согласия – 4 ноября», поэтому открытие проекта прошло как театрализованное представление, в котором участвовали учащиеся разных классов от начальной школы до 11 класса.

Учащиеся 8 класса подготовили компьютерную презентацию урока на тему «Герои первопроходцы – исследователи России», который был проведен для параллелей 7-8 классов. Ребята сами участвовали в сборе информации и оформлении ее в презентацию. Для меня важно было организовать сопровождение и адаптацию материала в ходе этой работы.

Учащиеся старших классов подготовили конференцию историко-географического характера на тему: «Соседи России». Для параллелей начальной, средней и старшей школы были организованы конференции и круглые столы. В качестве рефлексии этой работы была проведена компьютерная викторина по вопросам, составленным участниками круглых столов для остальных учащихся по материалам презентаций представленных на конференции.

В рамках проекта была оформлена этнографическая выставка «Народы России и наши Соседи». На ней были представлены национальные костюмы, предметы традиционных промыслов, фотографии «Семи чудес света России»

Проект закончился общешкольным концертом «Колокол, пой песнь свою» в котором аккумулировался весь творческий и информационный потенциал участников. Анализирую проектную работу, можно отметить следующие задачи, которые решались в процессе.

  1. Привлечение максимально большего количества учащихся к работе в проектной деятельности. Каждый выбрал свой фронт работы, который ему наиболее интересен: подбор иллюстративного материала, отбор информационного материала и его оформление, создание компьютерных презентаций и их проведение, участие в театрализованном представлении и т.д.

  2. Помощь ориентироваться в Интернет ресурсах позволила учащимся легко входить на те сайты, которые могут дать максимально достоверную и интересную информацию. Причем в значительной мере это сопровождение происходило в процессе взаимопомощи между учащимися.

  3. Многоуровневый подход в работе над проектом помогает соединять в одну команду ребят разных способностей, характеров, компетенций, что решает очень важную задачу воспитательного процесса - принципа толерантности, как основы межличностного, межнационального и межкультурного общения.

  4. И наконец, формируется новый уровень компетентности, идущий в ногу с современной эпохой позволяющий и учителю и учащимися с интересом взглянуть на процесс обучения. Познавательный интерес к учебе возрастает, при этом не теряются основные навыки, которые и используются в традиционном поурочном образовательном процессе.


Результативность ИКТ в системе школьного образования.

Исходя из основных целей истерического образования в школе, могу отметить, что ИКТ становятся довольно эффективным средством общения ребенка с окружающем миром. Мобильность получения информации, интерактивность ее восприятия повышают интерес ребенка к самому историческому содержания курса истории. Возможность применить полученные навыки использования ИКТ не бесцельно ради самоцели, а в контексте учебной деятельности повышают мотивацию ребенка и решают в некоторой степени вопрос социальной адаптации в современном информационном мире.