|
Грибы. Автоматизация произношения звука р в словах и предложениях Конспект подгруппового занятия с детьми с ОНР 3 уровня
Старший дошкольный возраст
Тема: Грибы. Автоматизация произношения звука Р в словах и предложениях.
В ходе занятия используется кукла Егорка - Тараторка
Описание куклы: высота 30см. Кукла изготовлена из проволочного каркаса и поролона, обтянута тканью. Волосы куклы из ниток. Глаза пластиковые. Лицо раскрашено красками. Костюм куклы из ткани, выполнен в казачьем стиле.
Цели использования куклы: использование в коррекционном процессе такого вымышленного яркого персонажа вызывает у детей различные эмоциональные переживания, поддерживает активный интерес на протяжении всей образовательной деятельности, предупреждает риск переутомления, побуждает к активным речевым действиям, способствует усовершенствованию диалогической формы речи, позволяет снять психологическое напряжение, ведь происходит замена реального контакта со взрослым на контакт через куклу.
Кукла используется на индивидуальных и подгрупповых занятиях в различных речевых играх и упражнениях.
Предварительная работа воспитателя: беседа о грибах, рассматривание картинок с изображением грибов.
Цели занятия:
Развитие фонематического слуха и произносительных умений:
- упражнение в выделении звука Р в словах;
- закрепление правильного и четкого произношения звука Р в словах и предложениях.
Развитие лексико-грамматических категорий:
-расширение и активизация словаря;
- согласование существительных с прилагательными;
- согласование существительных с числительными;
-закрепление подбора определений к предмету;
- практическое усвоение Родительного падежа существительных.
Развитие связной речи:
-развитие понимания речи;
-учить отвечать на вопросы полным предложением.
Оборудование: кукла Егорка-Тараторка, предметные картинки с изображением грибов (большие и маленькие), корзинка, ведерко, счетная полоска (линейка), магнитная доска, магниты.
Ход занятия:
Дети сидят за столом. Логопед обращает внимание детей на доску, где выставлены большие картинки с изображением грибов, уточняет названия грибов.
Игра «Поймай слово»
Детям предлагается хлопнуть в ладоши, если они услышат слово со звуком Р.
Логопед медленно и четко произносит названия грибов, изображенных на картинках: боровик, масленок, лисичка, мухомор, сыроежка, подосиновик, рыжик, груздь, опенок, сморчок, поганка.
Логопед выносит куклу Егорки-Тараторки с корзинкой, в корзинке маленькие картинки с изображением грибов.
Логопед:
- Ребята, посмотрите, кто к нам пришел! Здравствуй, Егорка-Тараторка!
Егорка-Тараторка:
- Здравствуйте, ребята!
Логопед:
- Откуда ты идешь, что в корзинке несешь?
Егорка-Тараторка:
- Я был в лесу, собирал грибы. Посмотрите, сколько много их у меня в корзинке! Все такие разные…
Логопед:
- Егорка, у тебя в корзинке, действительно много грибов, но, мне кажется, не все эти грибы можно есть… Ребята, как вы думаете, все ли грибы в корзинке у Егорки съедобные? Давайте поможем Егорке разобраться в таком сложном деле.
Игра «Съедобный-ядовитый»
Картинки из корзинки Егорки выкладываются на стол стопкой. Дети по очереди берут картинки из стопки, определяют, съедобен гриб или ядовит и кладут съедобные в корзинку, а ядовитые в ведерко, стоящие на столе. Свои действия дети комментируют.
Например: «Боровик съедобный, я его брошу в корзинку.» или «Мухомор ядовитый, я его брошу в ведро.»
Егорка:
- Молодцы, ребята, помогли мне понять, какие грибы можно есть, а какие нет. А давайте, мы теперь грибы эти посчитаем?
Упражнение «Посчитай до десяти»
Дети по очереди вынимают картинки из корзинки и считают с опорой на счетную полоску.
Например: один рыжик, два рыжика, три рыжика, …. десять рыжиков.
Егорка:
- Я знал, что вы хорошо считаете, а теперь в игру поиграем.
Игра «Один-много»
Егорка, вынимая картинку из корзинки:
- У меня один сыроежка.
Дети:
- Егорка-Тараторка, у тебя один сыроежка, а у нас много сыроежек!
По аналогии продолжается игра с остальными картинками.
Упражнение «Подбери признак»
Боровик (какой?) – большой, съедобный, полезный и др.
Мухомор (какой?) – маленький, ядовитый, вредный, нарядный, пёстрый.
Знакомство со словом «пёстрый». Объяснение значения слова, составление предложений с данным словом.
Егорка:
- Ребята, а я знаю стихотворение со словом «пёстрый» . послушайте:
Мухомор
В яркой куртке на пригорке,
Украшая тёмный бор,
Вырос пёстрый, как Петрушка,
Ядовитый мухомор.
Заучивание стихотворения .
Припоминание слов со звуком Р.
Прощание с Егоркой. |
|
|