Учебно-методическое пособие
« Использование арт-терапии в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР».
Гудзик
Анна Владимировна
педагог-психолог ГБДОУ№25
Петродворцового района педаг
Введение
В условиях реформирования современного общества перед педагогами стоит задача создания адекватных условий воспитания и обучения каждому ребенку. Дети являются особой категорией, в работе с которыми очень важно использовать гибкие формы психотерапевтической работы. Одной из таких форм является арт-терапия.
Арт-терапия – метод, удивительным образом, подходящий для работы с детьми. В последнее время арт-терапия всё больше включается в коррекционно-развивающую работу с детьми с эмоциональными нарушениями и даёт положительные результаты.
Арт-терапия позволяет вернуть ребенка в ту атмосферу, которая окружала его в
доизобразительный период: безусловное принятие, признание достоинств, понимание потребностей. В ходе взаимодействия с другими детьми ребенок меняет свои ожидания от социальных отношений. Поскольку контроль, детям не приходится осваивать новые способы поведения и на место утратившим актуальность механизмов защиты приходит активность. В процессе арт-терапии удовлетворяется потребность в признании, позитивном внимании, ощущении собственной успешности и значимости. Высвобождается психологическая энергия, которая обычно тратится ребенком на неэффективные направления. Ребенок начинает чувствовать себя спокойно, расслабляется. Демонстративность, негативизм, агрессия уступает место инициативности, творчеству.
Цель: профилактика и коррекция негативных эмоциональных состояний дошкольников. Задачи:
Создание атмосферы психологической безопасности.
Гармонизация эмоционального состояния.
Развитие чувственно-двигательной координации.
Развитие психических функций.
Активизация конкретно-образного мышления.
Развитие коммуникативных способностей ребенка.
Способствовать оптимизации межличностных отношений в системах «ребенок-ребенок», «ребенок-взрослый».
Развитие самооценки.
Формирование уверенности в себе.
Развитие эмпатических способностей.
Развитие умения выражать свои чувства, переживания.
Развитие саморегуляции.
Развитие творческой активности
Развитие спонтанности.
Коррекция и профилактика поведенческих отклонений.
Развитие речевой функции.
Характеристика:
занятия предназначены для детей старшего дошкольного возраста с ОНР .
Организация занятий:
Занятия с детьми по данной программе проводятся 1 раза в неделю. Продолжительность одного занятия – 30-50 минут. При групповой работе число участников от 4 до 8человек. Занятия могут проводиться психологом.
Структура занятия:
Ритуал приветствия.
Разогрев (разминка)
Основная часть.
Рефлексия. Обратная связь.
Ритуал прощания.
Ожидаемый результат:
Стабилизация эмоционального состояния детей, проявляющаяся в успешной адаптации к изменяющимся условиям.
Социальная адаптация, проявляющаяся в благоприятном климате в группе детей, уверенности в собственных силах и стремлении к самовыражению, позитивное отношение к себе
Используемый материал: магнитофон (музыкальный центр), аудиозаписи, изобразительные материалы, бумага разного формата, старые журналы, ножницы, клей. В работе с дошкольниками возможно использовать следующие арт-терапевтические техники
Техника «мандала» (рисование в круге) – включает в себя спонтанную работу с цветом и формой внутри круга, способствует изменению состояния сознания человека и открывает возможность для личностного роста.
Техника направленной визуализации – стимулирование и направление потока воображения ребенка в определенное русло.
Техника образа и пластики настроения – работа с пластилином, тестом или глиной используется для снятия мышечного напряжения, а также способствует развитию навыков самоконтроля, формирует творческую активность.
Техника работы с песком – такая работа дает возможность для выражения самых разных чувств, хорошо снимает агрессию.
Техника рисования на стекле – используется для парных работ, способствует развитию коммуникативных навыков.
Техника фотоколлажа и аппликаций – способствует снятию мышечного напряжения, развивает абстрактное мышление и креативность.
Техника телесно-ориентированной терапии .
Музыкальная терапия.
Ритуал приветствия:
« Доброе утро».
Придумано кем-то
Просто и мудро,
При встречи здороваться: «Доброе утро»
Доброе утро (имя ребенка)
Доброе утро! Солнцу и птицам! (руки вверх)
Доброе утро! улыбчивым лицам! (руки в стороны)
И каждый становится добрым, доверчивым…
Пусть доброе утро продлиться до вечера! Коммуникатвные игры:
Игра «Ветер дует на того, у кого …»
Педагог начинает игру со слов: « Ветер дует на того, на того у кого светлые волосы»- все светловолосые собираются вместе. «Ветер дует на того, у кого» у кого есть брат, кто любит сладкое и т.д.
Игра «Снежный ком».
Первый ребенок представляется. Второй, прежде чем представится самому, называет имя первого, третий имена первого и второго и далее по кругу. Психолог завершает круг, называя всех по имени, а затем называет свое имя.
Игра «Мое желание».
Участниками произносится свое имя и короткая фраза на тему «Мое желание»
Упражнение « Мое настроение похоже на …»
Почувствуй свое настроение. Какое оно: веселое, грустное, спокойное и выбери ту картинку, на какую твое настроение сейчас похоже больше всего. Арт-терапевтические техники и упражнения: Упражнение «Цвет моего настроения».
Каждый ребенок получает по листу бумаги формата А2, на котором нарисован силуэт человека.
« Какое бывает настроение у человека. Каждый из вас попробует раскрасить силуэт человека теми красками, теми цветами, которыми можно передать ваши настроения. Готовые силуэты уже есть, выбирайте кисточку, открывайте гуашь и приступайте к рисованию».
Упражнение «Рисуем круги».
Нарисуйте кружок желаемого размера и понравившегося цвета.
Нарисуйте еще один-два круга любого размера и цвета. Посмотрите, как они выглядят со стороны. Заполните пространство кругов сюжетными рисунками, значками, символами.
Упражнение «Рисуем имя».
Включается запись спокойной музыки. Дети берут все необходимое для рисования и рисуют свои имена так, как они их себе представляют.
После окончания работы дети садятся в круг и представляют свое имя, какое оно.
Работа со сказкой « Страна Чувств».
«Сегодня мне приснился очень необычный сон. Будто я попала в сказочный мир страны чувств. В каждом ее городе проходила своя, совсем не похожая на другие жизнь. Проходя мимо одного города, я слышала веселый смех. Все жители бегали по улицам, играли в салочки и звонко хохотали. Их лица озаряла улыбка, и сразу было видно, что все рады видеть друг друга. Как вы думаете, как назывался этот город? Правильно это был город радости. А жителей его звали Радужки.
В другом городе шли настоящие сражения. Все жители ходили хмурые, в их глазах горели злые огоньки. Они то и дело пытались подставить кому-нибудь подножку или закидать его помидорами. А перед заходом солнца все жители этого города собирались на поляне и колотили друг друга подушками. Поэтому все вокруг было в перьях. И каждый день они только и думали о том, как сделать кому-нибудь пакость. Задерживаться в этом городе совсем не хотелось. Как вы думаете, как назывался этот город? Правильно, это был город злости. А жителей его звали Злостиками.
Проходя мимо следующего города, я увидела пустынные улицы. Казалось, все жители покинули этот город навсегда. Но вдруг впереди показался велосипедист. Он быстро ехал по улице, и все время оглядывался вокруг. Казалось, что он от кого-то убегал. Едва велосипедист заметил меня, у него широко открылись глаза и рот, и казалось, он вот-вот закричит. Велосипедист тут же повернул обратно и скрылся из виду. Как вы думаете, что это был за город? Правильно, это был город страха, и жители его назывались Боязливиками.
Пришлось мне путешествовать и мимо города грусти с его мрачными Грустишками. Они то и дело грустили по прошедшим выходным, по съеденному мороженому, и еще много-много о чем. И никто в округе не мог их развеселить. А еще в той стране мне пришлось проходить мимо городов Удивления, Обиды, Удовольствия. Города так быстро сменяли друг друга, было очень легко заблудиться, и кругом шла голова. Казалось, в этой стране никогда не будет порядка. Жители сказочных городов так устали только радоваться, злиться или только грустить, что их лица стали потихоньку исчезать, а на их месте появлялась только безмолвная маска. А потом постепенно стали исчезать и сказки сказочного мира. Так, день за днем проходила жизнь сказочного государства. И никто не мог ничего изменить. Оказывается, когда-то у страны чувств была совсем другая история. В ней жили совершенно счастливые люди. Они умели радоваться и грустить, обижаться и прощать. Жили они все вместе и во всем помогали друг другу.
Но вот однажды злой волшебник, обходя свои владения, увидел в зеркале мира чудесный волшебный уголок страны Чувств. И теперь ему не давала покоя мысль, как завладеть этим сказочным миром. Он решил стать королем. Но для этого нужно было узнать секрет счастья сказочного мира. А жители не хотели открывать свою тайну. И тогда злой волшебник наслал чары на ту страну, и теперь жители ее стали забывать сое счастье и постепенно превращаться в его подданных, рыцарей Безличия. Но эту страну можно спасти. Еще не все волшебные краски смыты с ее лица. Нужно всего лишь найти человека, который помнит секрет счастья и не разучился радоваться, грустить, удивляться и прощать.
- Ребята как вы думаете, мы с вами можем спасти эту страну?
Упражнение «Мимическая гимнастика».
Несколько раз вдохните и выдохните. Вдох – выдох. Вдох – выдох. Отлично! Широко улыбнитесь своему соседу справа, а теперь соседу слева. Наморщите лоб - удивитесь, нахмурьте брови – рассердитесь, наморщите нос – вам что-то не нравится. Расслабьте мышцы лица, лицо спокойное. Поднимите и опустите плечи. Вдох – выдох, вдох – выдох. Молодцы!
Упражнение «Рисуем маски»
Каждый ребенок берет заготовку «маску» и с помощью разнообразных изобразительных средств «оживляет» ее, рисуют маски. Включается спокойная музыка.
Упражнение « Драматизация с масками».
«Сейчас каждый из вас возьмет маску, которую вы изготовили. Придумайте историю в которой будет участвовать эти маски. А затем попробуем проиграть ее.»
Музыкотерапия. Прослушивание пьесы П.И. Чайковского.
Обсуждение: О чем думали, когда слушали музыку?
Что чувствовали?
Что хочется делать под такую музыку?
Графическое упражнение для совместного выполнения «Нарисуем радость вместе»
Подгруппе дается один лист бумаги. Необходимо вместе нарисовать радость.
Рисование на тему «Радость».
Предложить желающим рассказать о своем рисунке. Придумать название альбома, в который можно сделать из детских рисунков.
Упражнение « Радостный танец».
Один участник встает напротив всей группы и под радостную, ритмичную музыку танцует, стараясь передать в своем танце радость и счастье. Группа напротив тоже танцует в точности стараясь повторять его движения.
Графическое упражнение « Изобрази злость».
Предлагается индивидуально каждому участнику с помощью линий и цвета изобразить злость. Основное условие рисунки должны быть абстрактными не должны содержать символов, конкретных образов, пиктограмм.
Упражнение « Простучи злость на барабане».
Детям предлагается придумать (пофантазировать), что они на кого-то рассердились и простучать злость на барабане.
Упражнение «Сундук того, что меня сердит»
« Представь, что тебе дали волшебный сундук, который можно запереть. Ты можешь положить в этот сундук то, что тебя сердит, злит. Ничего не может ускользнуть из этого сундука. Но когда тебе захочется подумать о чем-то или решить, что с этим можно сделать, ты можешь достать это из сундука. А когда закончишь ты можешь положить это обратно. Нарисуй свой сундук. Затем нарисуй то что тебе сердит и положи их в сундук.
Упражнение «Мысленная картинка» « Что-то очень страшное».
Участникам предлагается закрыть глаза и представить ситуацию, ощущения, когда вам было очень страшно. Придумайте этому названия. Откройте глаза и расскажите о своих чувствах.
Игра «Я страшилок не боюсь, в кого хочешь - превращусь»
Участники идут по кругу, держась за руки, и проговаривают хором эти слова. Ведущий называет какого-либо страшного персонажа, детям нужно быстро превратиться в него и замереть. Ведущий выбирает самого «страшного» и он становится водящим и продолжает игру.
Упражнение « Нарисуйте свой страх на бумаге».
Каждому ребенку предлагается закончить незаконченное предложение.
Задание «Ритуал уничтожения страха»
Участникам предлагается, поступите с рисунком так, как им хочется порвать, смять, сжечь и т.п.
Графическое задание «Нарисуй что-нибудь грустное»
Спонтанное рисование под музыку. Л. Бетховен «К Элизе».
Участникам предлагается рисовать все, что они захотят пока звучит музыка. Ассоциации, рожденные музыкой, свободно выражаются ими на бумаге.
Музыкотерапия. «Музыкальные каракули».
Участникам предлагается поиграть с любым понравившимся ему музыкальным инструментом. Затем предлагается поиграть вместе, продолжить музыкальную фразу.
Обсуждение: Что можно сказать о звуках мелодии?
Какие звуковые сочетания запомнились? О чем рассказывает музыка?
Упражнение «Дирижер».
Участникам предлагается продирижировать звучание музыки.
Танцедвигательное упражнение «Круговые танцы».
Расслабляющие упражнения под спокойную музыку. Круговые танцы – хороводы
Музыкотерапия. «Мелодия группы».
Участникам рассаживаются по кругу. Каждый решает каким инструментом он будет. Вся группа это оркестр. Звучание осуществляет музыкальными инструментами или подручными средствами.
1 задание. Участники пробуют звучание инструмента.
2 задание. Группа делится на пары. Инструменты воспроизводят мелодию в дуэте.
3 задание. Вся группа начинает играть на своих инструментах, создавая мелодию.
Какие звуковые сочетания запомнились? О чем рассказывает музыка?
Изотерапия.
«Изобрази на листе бумаги, использую любые изобразительные средства, те чувства, которые возникали в процессе упражнения «Мелодия группы». Обсуждение упражнения.
Танцедвигательное упражнение.
Звучит музыка. Участники выстраиваются в ряд и начинают двигаться. Один из участников ведущий, а остальные ведомые. В качестве ведущего участник группы спонтанно и свободно выражается, максимально использую свой танцевально-экспрессивный репертуар, остальные члены группы следуют за ним, стараясь точно воспроизвести его движения. Через некоторое время он первый участник переходит в конец ряда и становится ведомым Ритуал прощания:
«Солнечные лучики».
Протянуть руки вперед и соединить их в центре круга. Тихо так постоять, пытаясь почувствовать себя теплым солнечным лучиком. Список литературы:
Копытин А.И., Корт Б. Техники телесно-ориентированной арт-терапии. М: «Психотерапия». 2011г.
Копытин А.И., Методы арт-терапевтической помощи детям и подросткам. М: Когото-центр. 2012г.
Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми. СПБ: Речь.2006г.
Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль: Академия развития,1996.
Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии. Подходы, диагностика, система занятий. СПБ: Речь. 2003г.
Мардер Л.Д. Цветной мир. Групповая арт-терапевтическая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. М: Генезис.2006г.
Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему Я. М: Генезис 2004г.
|