Главная страница

Особенности формирования фонематического анализа и синтеза у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи как профилактика дисграфии



Скачать 31.31 Kb.
НазваниеОсобенности формирования фонематического анализа и синтеза у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи как профилактика дисграфии
Дата14.04.2016
Размер31.31 Kb.
ТипИсследование

Особенности формирования фонематического анализа и синтеза у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи как профилактика дисграфии.

Мой профессиональный стаж работы составляет 19 лет. Работала учителем-логопедом в школе с детьми, имеющими сложные дисграфии и дислексии. Последние 17 лет занимаюсь с детьми дошкольного возраста, имеющими тяжелое нарушение речи, общее нарушение речи, стертую дизартрию. Мой опыт работы позволяет говорить о том, как важна профилактика расстройств письменной речи в дошкольном возрасте.

Наиболее стремительное развитие ребенка происходит в период от рождения до семи лет. В этот период формируются не только свойства и качества психики, которые определяют собой общий характер поведения ребенка, его отношение к окружающему миру, но и его речь.

Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи. Если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть пройден на более поздних возрастных этапах.

С приобретением статуса школьника, многие дети сталкиваются с проблемой письменной речи. Недостаток понимания со стороны учителей и родителей ведет к нарушению усвоения школьниками программы по русскому языку, к появлению вторичных отклонений в формировании личности, к трудностям школьной адаптации. Значительное количество нарушений письменной речи у младших школьников, так или иначе, оказывается связанным с нарушением у детей языкового анализа и синтеза.

Дисграфия представляет собой серьезную медицинскую, психологическую и педагогическую проблему.

Профилактика дисграфии является мерой, позволяющей предупредить развитие этих расстройств. Актуальным в профилактике является определение предрасположенности к данному расстройству в дошкольном возрасте.

Исследование проводилось по методикам Лалаевой Р.И., Венедиктовой Л.В.

В исследовании приняли участие дети трех групп: контрольная группа детей (дети без речевой патологии), дошкольники с ТНР старшего возраста (начало обучения), дошкольники с ТНР подготовительного возраста (конец обучения). В каждую группу вошли 10 детей.

Задания, которые были представлены детям были одинаковыми.

Исследование простых форм фонематического анализа.

1.1, 1.2 – определение наличия заданного звука на фоне слова.

1.3 – выделение гласного звука из ряда гласных звуков.

1.4 – выделение гласного звука (ударного) из начала слова.

1.5 - выделение гласного звука из положения после согласного в односложных словах.

Исследование сложных форм фонематического анализа.

2.1 – определение первого звука в слове.

2.2 – определение последнего звука в слове.

2.3, 2.4 - определение места звука в слове (начало, середина, конец).

2.5, 2.6 – определение места звука по отношению к другим звукам (какой по счету звук, соседи звука)

2.7, 2.8 – определение количества звуков в словах (с использованием материальных основ и без них).

3.1 – Фонематический синтез.

4.1, 4.2, 4.3 – фонематические представления (подобрать слово с заданным звуком, с заданным количеством звуков).

Проводимые мной исследования фонематического анализа и синтеза у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи, у дошкольников без речевых патологий, у младших школьников с дисграфией и без нее, анализ теоретической литературы показали, что:

  • У дошкольников с ТНР есть серьезные предпосылки для возникновения дисграфии, так как у данной категории детей существенно страдают функции анализа и синтеза, как фонематического (особенно сложные формы), так и языкового в целом.

  • У дошкольников с ТНР формы фонематического анализа и синтеза не появляются спонтанно и к 5-6 годам без логопедической помощи, оказываются абсолютно не сформированы.

  • Несмотря на специальное обучение, у некоторых детей сохраняется частичное нарушение функций анализа и синтеза (сложных форм) и этим детям необходимо дальнейшее логопедическое сопровождение.

  • В ходе специального обучения (путем многократного повторения специальных игр и упражнений) наилучшим образом удается сформировать такие формы языкового анализа и синтеза, как слоговой и анализ и синтез предложений; однако, сложные формы фонематического анализа и синтеза у детей с ТНР достаточно тяжело формируются.

  • Сложность в овладении детьми с ТНР языковым анализом и синтезом объясняется главным образом тем, что минимальная смыслоразличительная единица речи – СЛОВО, а минимальная произносительная единица – СЛОГ.

  • В процессе фонематического синтеза, сложность объясняется тем, что ребенку с ТНР приходится восстанавливать в представлении искусственно разделенную на звуки речь.