|
Особенности формирования фонематического анализа и синтеза у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи как профилактика дисграфии Особенности формирования фонематического анализа и синтеза у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи как профилактика дисграфии.
Мой профессиональный стаж работы составляет 19 лет. Работала учителем-логопедом в школе с детьми, имеющими сложные дисграфии и дислексии. Последние 17 лет занимаюсь с детьми дошкольного возраста, имеющими тяжелое нарушение речи, общее нарушение речи, стертую дизартрию. Мой опыт работы позволяет говорить о том, как важна профилактика расстройств письменной речи в дошкольном возрасте.
Наиболее стремительное развитие ребенка происходит в период от рождения до семи лет. В этот период формируются не только свойства и качества психики, которые определяют собой общий характер поведения ребенка, его отношение к окружающему миру, но и его речь.
Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи. Если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть пройден на более поздних возрастных этапах.
С приобретением статуса школьника, многие дети сталкиваются с проблемой письменной речи. Недостаток понимания со стороны учителей и родителей ведет к нарушению усвоения школьниками программы по русскому языку, к появлению вторичных отклонений в формировании личности, к трудностям школьной адаптации. Значительное количество нарушений письменной речи у младших школьников, так или иначе, оказывается связанным с нарушением у детей языкового анализа и синтеза.
Дисграфия представляет собой серьезную медицинскую, психологическую и педагогическую проблему.
Профилактика дисграфии является мерой, позволяющей предупредить развитие этих расстройств. Актуальным в профилактике является определение предрасположенности к данному расстройству в дошкольном возрасте.
Исследование проводилось по методикам Лалаевой Р.И., Венедиктовой Л.В.
В исследовании приняли участие дети трех групп: контрольная группа детей (дети без речевой патологии), дошкольники с ТНР старшего возраста (начало обучения), дошкольники с ТНР подготовительного возраста (конец обучения). В каждую группу вошли 10 детей.
Задания, которые были представлены детям были одинаковыми.
Исследование простых форм фонематического анализа.
1.1, 1.2 – определение наличия заданного звука на фоне слова.
1.3 – выделение гласного звука из ряда гласных звуков.
1.4 – выделение гласного звука (ударного) из начала слова.
1.5 - выделение гласного звука из положения после согласного в односложных словах.
Исследование сложных форм фонематического анализа.
2.1 – определение первого звука в слове.
2.2 – определение последнего звука в слове.
2.3, 2.4 - определение места звука в слове (начало, середина, конец).
2.5, 2.6 – определение места звука по отношению к другим звукам (какой по счету звук, соседи звука)
2.7, 2.8 – определение количества звуков в словах (с использованием материальных основ и без них).
3.1 – Фонематический синтез.
4.1, 4.2, 4.3 – фонематические представления (подобрать слово с заданным звуком, с заданным количеством звуков).
Проводимые мной исследования фонематического анализа и синтеза у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи, у дошкольников без речевых патологий, у младших школьников с дисграфией и без нее, анализ теоретической литературы показали, что:
У дошкольников с ТНР есть серьезные предпосылки для возникновения дисграфии, так как у данной категории детей существенно страдают функции анализа и синтеза, как фонематического (особенно сложные формы), так и языкового в целом.
У дошкольников с ТНР формы фонематического анализа и синтеза не появляются спонтанно и к 5-6 годам без логопедической помощи, оказываются абсолютно не сформированы.
Несмотря на специальное обучение, у некоторых детей сохраняется частичное нарушение функций анализа и синтеза (сложных форм) и этим детям необходимо дальнейшее логопедическое сопровождение.
В ходе специального обучения (путем многократного повторения специальных игр и упражнений) наилучшим образом удается сформировать такие формы языкового анализа и синтеза, как слоговой и анализ и синтез предложений; однако, сложные формы фонематического анализа и синтеза у детей с ТНР достаточно тяжело формируются.
Сложность в овладении детьми с ТНР языковым анализом и синтезом объясняется главным образом тем, что минимальная смыслоразличительная единица речи – СЛОВО, а минимальная произносительная единица – СЛОГ.
В процессе фонематического синтеза, сложность объясняется тем, что ребенку с ТНР приходится восстанавливать в представлении искусственно разделенную на звуки речь.
|
|
|