|
Возрастные особенности учебной деятельности на уроках иностранного языка
ГБОУ СПО
«Краснодарский технический колледж»
Краснодарского края
Методическая разработка
по дисциплине «Иностранный язык»
на тему: «Возрастные особенности учебной деятельности на уроках иностранного языка»
Разработчик: преподаватель
иностранного языка
Л. Н. Погосова
Краснодар 2013
План Введение
Возрастное своеобразие юности
Умственное развитие старшего возраста
Развитие самосознания
Трудности и конфликты старшего школьного возраста
Развитие социально активной позиции личности
Усвоение иноязычной лексики
Повторение грамматики
Особенности чтения
Способности памяти
Проблема оценивания знаний
Организация общения на уроках иностранного языка
Значение профессионального мастерства учителя
Литература
Введение Учащиеся 15-17 лет вступают в пору юности. Существует ли психологическая специфика усвоения иностранного языка старшими школьниками, отличающая этот процесс от предыдущего и последующего этапов обучения? Дело в том, что после бурных, скачкообразных моментов интенсивного физического и психического развития в подростковом возрасте учащиеся вступили в более плавную и спокойную его фазу. Типично возрастные характеристики развития здесь не выступают так выпукло и ярко, как прежде, во многом затушевываясь типологическими свойствами и индивидуальными особенностями личности.
Возрастное своеобразие юности Между тем возрастное своеобразие этого периода развития отличается большой определенностью. Оно сказывается на всех сторонах учения жизни учащихся. Что касается усвоения иностранного языка, то это своеобразие влияет на их отношение к нему как учебному предмету, предопределяя их возможности в усвоении различных его аспектов, склонности, избирательные интересы, оценку организации учебной деятельности на уроке и пр.
Для того чтобы в каждый момент работы точно знать, на какие силы учащего можно смело опираться, на что не стоит рассчитывать, а что и вовсе желательно нейтрализовать, необходимо отдавать себе полный отчет в психологическом содержании данного периода развития. Без этого можно существенно ослабить свое влияние на студентов, лишив себя мощных рычагов воздействия на их деятельность и личность.
Что же необходимо особо выделить учителю иностранного языка в возрастных особенностях старшеклассников для правильной ориентации своей педагогической деятельности.
Современный старшеклассник – продукт современной жизни, он сложен, интересен и противоречив. В этом возрасте завершается физическое созревание индивида. По своему физическому развитию сегодняшний студент 17 лет соответствует молодым людям 22 лет 30-х годов.
Умственное развитие учеников старшего возраста В плане умственного развития этот возраст не показывает каких-либо качественных новообразований: здесь укрепляются и совершенствуются те процессы развития формального интеллекта, которые начались в подростковом возрасте. Однако определенная специфика здесь имеется и вызывается она своеобразием развития личности старшего школьника.
Мышление старшего школьника приобретает личностный, эмоциональный характер. Интеллектуальная деятельность здесь приобретает аффективную окраску, связанную с самоопределением студента и его стремлением к выработке своего мировоззрения. Именно это аффективное стремление (а не интеллектуальные операции сами по себе) создает своеобразие мышления в юности.
Развитие дедуктивного, формального мышления характеризуется устремлением к свободному и оторванному от реальности рассуждению, к исследованию соотношения категорий возможного и действительного.
Назначение периода юности каждого человека состоит в том, чтобы расширить горизонты познания реального мира, других людей и себя самого, выработать ко всему этому свое отношение, найти свое место в обществе и определить жизненные задачи. Отсюда – интерес юности к самым общим, универсальным законам природы и человеческого бытия, стремление постигнуть теоретические и методологические основы научных дисциплин, острый интерес к познанию человеческих возможностей и внутреннему миру человека, склонность к самоанализу и самооценке.
Юноша не просто строит общую картину мира, но вырабатывает собственное отношение ко всему, что знает и видит. Поэтому в его умственной деятельности сочетаются активность, анализирующая мысли, склонность к рассуждениям и особая эмоциональность, впечатлительность.
Развитие самосознания Центральным психологическим процессом юношеского возраста является развитие самосознания. На основе формирующегося самосознания происходит самоопределение личности старшеклассника, частным проявлением которого является профессиональное самоопределение.
Старшеклассника отличает обращенность в будущее, его ожидание и предчувствие. Для того чтобы выбрать профессию, он должен соотнести свои возможности с требованиями, которые предъявляются человеку данной профессиональной деятельностью. Близость вступления в мир взрослых своеобразно окрашивает все поведение старшеклассников, проявляясь в их общественной направленности и в повышении требовательности к себе и другим.
Старший школьник миновал эпоху подростковых кризисов и конфликтов. В этом возрасте отмечается улучшение коммуникативности и общего эмоционального самочувствия индивида, большая дифференцированность его эмоциональных реакций и способов выражения эмоциональных состояний, повышение самоконтроля и саморегуляции.
Трудности и конфликты старшего школьного возраста Одновременно старший школьный возраст не лишен трудностей и конфликтов. Это касается в первую очередь несоответствия между физической и психической зрелостью учащихся и их социальным статусом. Старшеклассник, достигший физической зрелости и по интеллектуальному развитию иногда превышающий своих наставников, находится на содержании у родителей, он имеет фактически те же права и обязанности, что и любой школьник другого возраста, его деятельность жестко регламентирована взрослыми, а возможности проявления инициативы во многом ограничены современными формами школьной жизни. Такое искусственное затягивание детства чревато опасными последствиями. Инфантильность, отсутствие чувства ответственности за свои действия, пассивная общественная позиция, потребительское отношение к взрослым, проявление школярства в учебе – нередкие явления наших дней. Кроме того, имеются, к сожалению, у некоторой части старших школьников элементы безверия и цинизма. Причиной их появления, как правило, бывает то, что пробуждающиеся у них гражданские чувства и интересы встречаются с формализмом и демагогией со стороны старших. В этом возрасте также наблюдается некоторое расслабление, которое можно обозначить как феномен «последнего года детства».
Все эти проявления затянувшейся детскости в дальнейшем обходятся обществу очень дорого, поэтому обеспокоенность общественности современным состоянием социального воспитания школьников имеет под собой глубокие основания. Предпринимаемые в настоящее время шаги по совершенствованию системы формирования социальной активности школьников направлены в первую очередь на развитие ученического самоуправления, которое может стать естественным «полигоном» не только для выработки и закрепления у учащихся социально полезных качеств, но и в целом для более полного и гармоничного развития их личности.
Развитие социально активной позиции личности Становление социально активной позиции личности старшеклассника осуществляется, конечно, не только в ходе их участия в общ9ественной жизни коллектива. Оно происходит в каждый момент их жизни и учебы и определяется нормой установленных отношений и характером общества. Это в полной мере касается и уроков иностранного языка. Речь может идти, в частности, о достигаемой здесь степени индивидуализации общения, способов его регламентации и регулирования, тематике и направленности диалогов, прорабатываемых на его основе позиций участников
коммуникации и т.д.
Рассмотренные особенности развития познавательной сферы и личности старшего школьника отражаются во всех видах его учебной деятельности при усвоении иностранного языка. Как и на других уроках, на уроке иностранного языка студента отличает активность мышления, направленность на решение мыслительных задач, вкус к логическому упорядочиванию и систематизации, к поиску универсальных закономерностей, к самостоятельному нахождению способов обобщенной ориентировки в материале, к теоретическим обобщениям. В этом возрасте
Для студента важно не усвоение отдельных фактов, частностей, деталей, а понимание сущности и смысла производимых действий , его интересует синтез части и целого, частного и общего, конкретного действия и общей схемы деятельности. Те формы работы на уроке, в которых эти тенденции находят удовлетворение, оказываются для него не только наиболее привлекательными. Наоборот, те формы, которые ограничивают его деятельность механическим повторением и заучиванием не связанных между собой языковых единиц, встречают его активное внутреннее сопротивление и в итоге оказываются малопродуктивными.
Усвоение иноязычной лексики Так, усвоение иноязычной лексики, формирование и расширение потенциального словаря учащихся наиболее успешно происходит в том случае, когда у них вырабатываются обобщенные способы ориентировки в смысловой структуре слова. Это открывает возможность самостоятельно догадываться о значении неизвестных слов на основе анализа их формы и контекстных связей с другими словами.
Разумеется, самостоятельность не возникает просто оттого, что мы предоставляем учащегося самому себе. Она – результат целенаправленного воздействия, когда студент проводится через определенную уровневую систему обучения. В формировании обобщенных способов ориентировки в смысловой структуре слова_ это обучение анализу основных смыслообразующих – элементов слова и его системному сопоставлению с другими словами. Парадигматическая систематизация предлагает анализ синонимов слова, его антонимов, омонимов, тематических групп, особенностей словообразования, конверсии. Синтагматическая – подбор слов, вступивших в различные сочетания с данным словом, а также речевых образцов, контекстов, ситуаций. В этом возрасте систематизация лексики
тесно связана с повторением материала и обеспечивает включение новых
знаний в ранее усвоенную систему.
Повторение грамматики Подобным же образом при повторении грамматики иностранного языка у студентов появляется необходимость и возможности сопоставлять грамматические явления друг с другом, уточнять сферу употребления и систематизировать их на парадигматической и функциональной основе, объединяя ранее изученные грамматические элементы в систему, в которой одна функция реализуется несколькими грамматическими формами, а одна форма может выполнять несколько функций. Формирование такой обобщенной системы является естественным итогом изучения иностранного языка в колледже и важной предпосылкой для успешного осуществления чтения и устной речи.
Особенности чтения Что касается чтения на иностранном языке, то у студентов оно, как правило, вызывает интерес главным образом как источник получения информации, у 88 % учащихся есть потребность научиться читать на иностранном языке, Вопреки распространенному мнению, умения и навыки ознакомительного чтения не вырабатываются в процессе аналитического чтения на уроке, они требуют специального формирования. Возрастной потребности студентов в выработке обобщенных приемов умственной деятельности отвечают все те формы работы, которые предполагают установление логических связей между элементами и частями текста, их иерархии и причинно-следственных зависимостей, выделения главного и т.д. В современных учебниках эти формы работы воплощаются в специальных упражнениях по смысловому расчленению материала. К ним, например, относится определение основной мысли и передача ее двумя-тремя предложениями, составление аннотаций и резюме, передача диалогической речи в форме монолога и наоборот, введение нового действующего лица, дополнение или изменение содержания. Материализированной опорой таких действий является большое количество заголовков, наличие разнообразных графических ориентиров, выделение ключевых слов и словосочетаний, подписи под рисунками, планы и др.
Прекрасные условия для развития умений и навыков ознакомительного чтения создаются при чтении газет на иностранном языке. Живой интерес студентов к подлинной и актуальной информации из разных сфер жизни способствует лучшему усвоению иноязычного материала.
Именно при работе с газетой возможно решение тех задач, которые стоят перед учащимися в области чтения, а именно: увеличение оперативной единицы восприятия текста, успешное восприятие текста с однократного предъявления, развитие скорости чтения, формирование умения догадываться о значении неизвестных единиц, выделять существенное и «игнорировать» неизвестное, если оно мешает пониманию целого.
Разумеется, достижение этих целей не просто: вспыхнувший у студентов интерес к иностранной газете легко угасает после первой с трудом переведенной и наполовину понятой заметки. При неумелой организации работы с газетой это занятие может стать для них унылым и безнадежным. В методической литературе хорошо разработаны принципы организации работы учащихся с газетой на иностранном языке.
Для учащегося здесь важно, во-первых, понимание цели просмотрового чтения (не требующего полного понимания всей изложенной информации), и, во-вторых, овладение умением общей ориентировки в структуре газеты, ее рубрикациях, расположении материала, постоянных разделах. Разработанные приемы работы с газетой: тренировка в понимании заголовков, подписей под рисунками, составление аннотаций, нахождение в тексте ответов на вопросы и т.д. при тактичном контроле чтения со стороны учителя вполне способны обеспечить формирование требуемых умений. Роль этих умений для студентов трудно переоценить, в них содержатся серьезные резервы для повышения его мотивации обучения иностранному языку.
Способности памяти Высокий уровень интеллектуальной деятельности, доступный студенту, обусловлен многими причинами. Одна из них – более развитая, чем ранее, произвольность психической деятельности вообще и связанная с этим способность к активной регуляции своего поведения. Эта способность особенно ярко проявляется в области памяти. Студент, поставивший перед собой цель добиться определенных успехов в овладении иностранным языком, способен к серьезным волевым усилиям при решении мнемических задач. Выполняя домашнее задание, он может себя заставить часами заучивать изолированные слова и списки слов с их переводами, повторять отдельно словосочетания, тексты и их фрагменты независимо от того, вызывают ли они у него интерес. Ориентируя студента на форсирование произвольного запоминания (особенно во время выполнения домашнего задания), мы используем важнейший резерв обучения. Однако так ли оправданна ставка на произвольное запоминание в этом возрасте? Какова его продуктивность по сравнению с непроизвольным? Какова длительность сохранения материала в памяти при разных способах заучивания?
Как показывают психологические исследования, специально посвященные вербальной памяти учащихся, расчет на произвольную память в старшем школьной возрасте является неоправданным.
Так, например, в исследовании сравнивались такие виды запоминания: 1) непроизвольное (перед учащимися ставилась не мнемическая, а мыслительная задача: они должны были расклассифицировать предъявляемые слова и определить смысловые связи в их парах); 2) смешанное (учащиеся решали мыслительную задачу и лишь при повторном предъявлении слов – мнемическую); 3) совмещенное (одновременно с мыслительной ставилась и мнемическая задача): 4) произвольное (решалась исключительно мнемическая задача). Результаты исследования позволили вскрыть парадоксальный факт: сама постановка мнеимической задачи не улучшает, а ухудшает запоминание. Так, наиболее продуктивным оказалось непроизвольное запоминание, за ним следует смешанное , затем совмещенное и, наконец, произвольное. Особенно ярко преимущество непроизвольного запоминания проявляется при отсроченном воспроизведении.
Прочность запоминания обеспечивается такими методами обучения, в которых усвоение знаний опирается на мыслительную деятельность учащихся, основательное осмысление учебного материала и выявление в нем содержательных отношений. Приведенные результаты получены на материале родного языка: запоминались знакомые слова, в которых связи между звуковыми и графическими образами, а также значением давно упрочены. В обучении иностранному языку нас особенно интересует первичное запоминание, когда необходимо закрепить в памяти как образ слова, так и его значение. Ясно, что здесь и мнемическая, и мыслительная задачи приобретают особое качество и направленность. Первичное запоминание нрового иноязычного слова изначально сопровождается более интенсивной аналитической работой ума, чем запоминание знакомых слов родного языка.
Тем не менее полученные выводы полностью относятся и к ситуации усвоения иностранного языка. Организуя активную познавательную деятельность с материалом, мы способствуем его непроизвольному запоминанию – эта закономерность действует на всех возрастных уровнях усвоения иностранного языка. Другой вопрос – какого рода познавательная работа, эффективна на каждом уровне.
У старшеклассников эффективность закрепления иноязычного материала прямо зависит от интенсивности и серьезности их мыслительной работы – наиболее важного компонента познавательной деятельности.
Проблема оценивания знаний Определенное своеобразие приобретает в старших классах проблема
оценивания знаний по иностранному языку и отношение учащихся к отметке.
Старшекласснику, который стремится к самопознанию, определению своих «пределов» и возможностей, импонирует оценка справедливая и объективная, отражающая действительный уровень его достижений. Он стремится к знаниям, а не к отметке. Однако в отношениях к отметкам появляется известный практицизм, вызываемый тревогой за итоговые показатели успеваемости. Неудачи, неоправдавшиеся надежды на хорошую отметку многими переживаются драматически, нередко приводят к срывам и даже попыткам оказать давление на учителя.
Нельзя не признать, что ограниченное количество уроков иностранного языка серьезно усложняет объективное оценивание знаний учащихся. В связи с этим преподавателю необходимо постоянно искать такие формы организации работы, при которых каждый учащийся получал бы побольше отметок за разные виды деятельности и мог составить объективную картину своих достижений. Оценивание должно быть интенсивным, разнообразным, обоснованным. Хорошо если учащийся слышит на уроке много оценивающих суждений учителя, когда тот не скупится на похвалы, сравнения предыдущих и настоящих достижений, находит возможности для индивидуальных консультаций, выявляет пробелы в подготовке, рекомендует приемы самостоятельной работы. Желательно доводить до сознания учащихся критерии оценки их работы (качественные, количественные, временные), которые могут облегчить их самоконтроль, самопроверку и самооценку в ходе самостоятельной работы.
Для повышения массовости, быстроты и объективности оценивания учебных достижений учащихся на уроках иностранного языка оправдывает себя применение различных тестов. Тесты могут использоваться в процессе предварительного тематического, периодического и итогового учета знаний, умений и навыков. Применение тестов не только повышает объективность оценивания, но положительно влияет на уровень текущей успеваемости, облегчает формирование у учащихся способности к самоконтролю. Специальными исследованиями доказано, что обучение, например, чтению на основе тестов, повышает качество понимания, обеспечивает перенос приобретенных навыков на чтение текстов без опоры на тесты, т.е. усиливает эффективность формирования этого вида речевой деятельности. Аргументом в пользу широкого использования тестовых методик может быть и то, как студенты относятся к ним (с живейшим интересом), поскольку это отвечает их стремлению к познанию и объективной оценке своих возможностей.
Организация общения на уроках иностранного языка Огромный обучающий потенциал содержит организация общения на уроках иностранного языка. Однако этот потенциал реализуется только при
правильной соответствующей возрасту учащихся организации этого вида деятельности. Говоря об организации общения, мы имеем в виду его тематику, содержательную направленность, личностную ориентацию.
Особое воздействие общения на процесс обучения иностранному языку объясняется его исключительной ролью в жизни старшеклассника.
Учащиеся юношеского возраста характеризуются возросшей общительностью. Студентам свойственно такое душевное состояние, как ожидание общения. Общение в этом возрасте во многом удовлетворяет потребность в деятельности, в признании, защищенности, интимной реакции. В нем дети ищут и находят доказательство своей социальной и человеческой ценности. При этом общительность у них часто парадоксально сочетается с застенчивостью, а застенчивость и раскованностью и даже развязностью.
Из приведенной характеристики познавательной, нравственной и эмоционально-волевой сфер старшеклассника можно сделать определенные выводы о приоритетном значении отдельных тем в организации их общения на уроке иностранного языка. Интерес и глубокий эмоциональный отклик здесь, как правило, вызывают, во-первых, животрепещущие проблемы политики и общественной жизни, обогащающие ту общую картину мира, которая строится юношами, и вносящие в нее коррективы.
Во-вторых, как известно, важнейшим предметов общения с окружающими в ранней юности является человек с его свойствами и возможностями, достоинствами и недостатками и, в частности, собственное Я учащегося. В связи с этим на уроке иностранного языка живейшую реакцию вызывает проблематика нравственных ценностей и нравственного мира личности, человеческих отношений, чувств, в особенности те моменты, когда необходимо осмыслить и оценить нравственную позицию личности.
Студенты с их возросшей умственной пытливостью питают отвращение к информационно обедненным формам работы( сюда относится многократное повторение уже известного, часто формальные преобразования содержания и т.п.). Им импонирует такая организация общения на уроке, когда происходит выбор между различными точками зрения, сопоставление альтернативных подходов, отстаивание своей точки зрения, спор. Как пишет И.С.Кон, единственный способ вызвать глубокий эмоциональный и нравственный отклик подростка, юноши – поставить его перед близкой ему проблемой, заставляющей самостоятельно размышлять и формулировать вывод.
Организация такой содержательной интерпретации материала, которая включает сопоставление различных позиций, мнений, точек зрения, в принципе возможна при работе с любой тематикой. Предполагается, что дискуссия на уроке иностранного языка всегда тактично направляется учителем. Большое воспитательное значение учебного спора, происходящего в рамках определенного регламента, состоит в том, что здесь создаются
предпосылки для формирования самой культуры дискуссии, выработки таких общих коммуникативных умений, как терпимость к мнению другого, способность понять позицию оппонента и выбрать для защиты своей точки зрения наиболее удачные аргументы.
В таких условиях самовыражения личности и возникает реальная речевая задача, а также коммуникативная мотивация, обеспечивающая инициативное участие человека в общении.
Предпосылкой успешной организации такого рода общения на уроке иностранного языка является личностная индивидуализация, сущность приемов которой заключается, по словам Е.И.Пассова, в максимальной соотнесенности учебных заданий с компонентами личностной подструктуры индивидуальности каждого ученика. Личностная индивидуализация предполагает учет контекста деятельности ученика, его жизненного опыта, сферы его интересов, желаний, духовных потребностей, мировоззрения, эмоционально-чувственной сферы и статуса личности в коллективе.
Значение профессионального мастерства преподавателя Из приведенного перечня видно, насколько высокие требования ставит такая организация обучения к психологической проницательности и профессиональному мастерству учителя иностранного языка в колледже. Строя свои отношения с учащимися, педагог должен учитывать, что учащиеся в силу постоянного пытливого интереса к людям хорошо разбираются в мотивах действий своих наставников и очень тонко отмечают психологические нюансы в их настроении. Оценивая учителя пре6жде всего по его отношению к труду, они принимают самые высокие требования от того педагога, который отличается принципиальностью, глубоким знанием предмета, умением возбудить к нему интерес. Студенты не прощают приспособленчества, беспринципности, пристрастности и выражения личной неприязни в отметках за знание и поведение.
Интересно. Что в этом возрасте учащиеся меньше фиксируются на отрицательных качествах: они более подробно характеризуют любимых, а не нелюбимых преподавателей. Вообще у старшеклассников заметно открытое тяготение к идейной близости с учителем и наряду с возросшей критичностью отношения к педагогам обнаруживается расположенность к некоторому превознесению, идеализация отдельных педагогов.
В целом учителям не стоит переоценивать степень своего контакта с учащимися, а тем самым и меру своего влияния на них. Как показывают исследования, о полном контакте между учителем и учащимися говорят 73 % учителей и только 18% учащихся.
Сказанное выше позволяет оценить всю сложность задач, которые стоят перед учителем иностранного языка. Решение их требует от него не только
постоянного повышения своего профессионального уровня, но и серьезных усилий по совершенствованию психологической культуры своей деятельности.
Литература
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 2001
Кон И.С. Социология личности. – М., 2002
Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. – М., 1999
Кудашова М.А. К вопросу о мотивах изучения иностранного языка. – М., 2000
Иванов В.Г. Некоторые возрастные особенности учащихся старших классов. – Л., 1998
Мудрик А.В. Современный старшеклассник: проблемы самоопределения. - М ., 2005
Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иностранному говорению. – М., 2005
Шлычкова А.Н. Непроизвольное и произвольное запоминание осмысленного материала старшеклассниками. – М., 2006
Содержание 1. Введение с. 3
2. Возрастное своеобразие юности с. 3
3. Умственное развитие школьников старшего возраста с. 3
4. Развитие самосознания с. 4
5. Трудности и конфликты старшего школьного возраста с. 5
6. Развитие социально активной позиции личности с. 5
7. Усвоение иноязычной лексики с. 6
8. Повторение грамматики с. 7
9. Особенности чтения с. 7
10. Способности памяти с. 8
11. Проблема оценивания знаний с. 9
12. Организация общения на уроках иностранного языка с.10
13. Значение профессионального мастерства учителя с.12
14. Литература с.14 |
|
|