|
«Использование мультимедийной презентации в работе учителя-логопеда в коррекционно-развивающем процессе, направленном на развитие речи у детей с онр» Министерство образования и науки Самарской области
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
Итоговая работа
по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ
«Основные направления региональной образовательной
политики в контексте модернизации российского образования»
по теме:
«Использование мультимедийной презентации в работе учителя-логопеда в коррекционно-развивающем процессе, направленном на развитие речи у детей с ОНР»
СРОКИ ОБУЧЕНИЯ: 1 сессия: с 20.10.14 по 27.10.14 года
2 сессия с 27.10.14 по 31.10.14 года
Выполнила: Кирсанова
Анастасия Анатольевна
Учитель-логопед ГКСКОУ
школа-интернат г. о. Чапаевск 2014г.
Оглавление
Вводная часть
1.1Теоретические основы использования мультемедийной презентации как части ИКТ в коррекционно – развивающем обучении детей с общим недоразвитием речи (ОНР).
1.2Краткая харрактеристика речи детей с ОНР 6-7 летнего возраста.
Основная часть
2.1Мультимедийная презентация. Понятие. Применение в работе учителя- логопеда.
2.2Создание базы мультимедийных презентаций для логопедических занятий в коррекционно-развивающем процессе, направленном на развитие речи у детей с ОНР 6-7 лет.
Заключение
Вывод.
Информационные источники (использованные источники, рекомендованные источники: нормативно-правовые, основные, дополнительные)
1.1Теоретические основы использования мультемедийной презентации как части ИКТ в коррекционно – развивающем обучении детей с общим недоразвитием речи (ОНР).
Осознав, что информатизация общества ведет за собой информатизацию образования, пришли к выводу, что освоение мультимедийных технологий - жизненная необходимость для каждого педагога дошкольного образования.
Задача развития ИКТ в ДОУ – это создание образовательных комплексов как средства обучения и как компонента воспитательно-образовательной системы ДОУ в соответствии с ФГТ.
Сегодня применение информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе – это одно из приоритетных направлений модернизации образования, позволяющее не только повысить качество обучения, но и достичь нового уровня отношений между участниками образовательно-воспитательного процесса на всех этапах педагогической деятельности.
Информационно – коммуникационные технологии в дошкольном образовании становится все более актуальным, так как позволяют средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме, достигнуть нового качества знаний, развивает логическое мышление детей, усиливает творческую составляющую учебного труда, максимально способствуя повышению качества образования среди дошкольников.
Одним из необходимых условий речевого развития ребенка является создание мотивации общения. В процессе занятий необходимо создавать такие ситуации, которые бы актуализировали потребность в речевых высказываниях, ставили ребенка в такие условия, когда у него возникает самостоятельное желание высказаться, поделиться своими впечатлениями об увиденном. При этом необходимо создавать благоприятное речевое окружение, хороший эмоциональный настрой. В основе высказываний ребенка должен лежать непосредственный речевой мотив.
Из многолетнего опыта работы становится ясно, для того чтобы обучение ребёнка проходило успешно, необходимо чтобы сам ребёнок был в этом заинтересован. Отсюда следует, что выбор технологических средств работы с детьми должен осуществляться с таким расчетом, чтобы они в первую очередь способствовали возникновению интереса и внимания к происходящему на занятиях.
2.Целью данной педагогической деятельности является разработка базы презентаций, содержание которых будет направлено на развитие речи у детей с ОНР подготовительной к школе группы.
- обогащение словаря по изучаемым лексическим темам;
- дифференциация смешиваемых звуков;
- профилактика дислексий и дисграфий
- совершенствование связной речи.
Объект исследования: особенности развития речевых и неречевых функций у детей, имеющих общее недоразвитие речи.
Предмет исследования: процесс использования мультимедийных презентаций в коррекционно–развивающем обучении дошкольников с общим недоразвитием речи.
Задачи:
А) Проанализировать литературу по вопросу исследования;
Б) Изучить особенности развития речевых и неречевых функций у детей, имеющих общее недоразвитие речи.
В) Создать презентационную базу занятий направленных на развитие связной речи у детей с ОНР.
3. В результате создания базы мультимедийных презентаций должна повыситься эффективность логопедических занятий.
1.2. Краткая харрактеристика речи детей с ОНР 6-7 летнего возраста
В настоящее время заключение «общее недоразвитие речи» (ОНР) получает довольно большое количество детей. Проблема помощи таким детям с целью коррекции имеющихся нарушений и подготовки их к успешному обучению в школе остро стоит перед учителями-логопедами и воспитателями.
Для данного уровня развития речи детей характерноналичие развернутой фразовой речи с выраженными элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. Типичным является использование простых распространенных предложений, а также некоторых видов сложных предложений. Специальные задания позволяют выявить существенные затруднения в употреблении некоторых предлогов, в согласовании существительных с прилагательными и числительными в косвенных падежах. Таким образом, формирование грамматического строя языка у детей на данном уровне носит незавершенный характер. Важной особенностью речи ребенка является недостаточная сформированность словообразовательной деятельности. Наблюдается искаженное, нечеткое произношение отдельных звуков.
Основная задача логопедического воздействия на детей с общим недоразвитием речи – научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни.
К сожалению пособия по развитию речи, дидактический материал не всегда наглядны и соответствуют окружающей действительности.
Благодаря стремительному развитию средств информационных и коммуникационных технологий этот недостаток можно устранить вводя в занятия мультимедийные презентации
2.1Мультимедийная презентация. Понятие. Применение в работе учителя- логопеда.
Мультимедийная презентация – это способ ярко, эффективно и понятно рассказать о сложных процессах, привлечь внимание и произвести нужное впечатление. Главная задача – удивить и заинтересовать слушателя. При традиционном подходе к изучению предмета основная нагрузка падает на слуховой канал, тогда как зрение, на которое в естественных условиях приходится 80% поступающей информации, хронически остается недогруженным, а это важнейший вид памяти, который несет немаловажную ответственность за запоминание и усвоение материала.
Использование мультимедийной презентации в работе с дошкольниками должно быть ориентированно на ведущую деятельность ребенка – игру, не превышать доступный возрасту уровень сложности и формализации. Кроме этого, занятия должны удовлетворять возрастным, интеллектуальным потребностям детей с ОВЗ, развивать их способности.
Мультимедийная презентация позволяет одновременно использовать графическую (видеоролики, анимацию, учебные рисунки, таблицы, графики), текстовую и аудио – информацию, объединенную в единую оболочку учебного процесса. Комбинирование разнообразных средств представления информации призвано обеспечить создание максимально интересной, доступной формы современного учебного пособия. Работа ребенка с таким пособием позволяет не толькорешать проблему сообщения учебной информации, но и знакомит ребенка с актуальной формой ее представления. Для создания большинства мультимедийных учебных пособий используется программа Power Point. Такая презентация характеризуется возможностью использования самого разнообразного по объему и времени представления материала, удобством структуры слайд-шоу. Относительно простотой создания и демонстрации. Использование таких презентаций по общему мнению, оптимизирует процесс обучения, поэтому они широко применяются при проведении занятий.
Одним из актуальных направлений внедрения информационных технологий в образовательный процесс являются мультимедийные презентации.
Использование такой информационной технологии позволяет эффективней развивать речь детей, все виды восприятия у детей: зрительного, слухового, чувственного, задействовать на занятии все виды памяти: зрительную, слуховую, образную, ассоциативную и др., что, бессп
орно, необходимо и очень актуально в работе с детьми с общим недоразвитием речи.
Основа любой современной презентации – облегчение процесса зрительного восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов. Формы и место использования презентации на занятии зависят от содержания этого занятия и цели, которую ставит педагог. Мультимедийные презентации позволяют сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными, вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия.
Применение на логопедических занятиях презентаций тематического характера (авторских) позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с речевыми нарушениями, способствует положительному состоянию детей в процессе занятий, значительно повышает эффективность работы логопеда.
Содержание тематических презентаций направлено на обогащение и пополнение словарного запаса детей, на формирование грамматических категорий, что способствует быстрому освоению словаря за счёт зрительного восприятия.
Тематика компьютерных презентаций может быть разнообразна, но обязательно обусловлена требованиями программы и календарно-тематическим планом.
Для обеспечения эффективности учебного процесса необходимо знать, что положительный эффект будет только в том случае, если презентация применяется не единоразово, а систематически.
Конечно же, логопедическая работа с дошкольниками предполагает активное включение родителей в коррекционный процесс и закрепление в условиях семьи новых речевых навыков. В связи с ведущими тенденциями модернизации общего образования и его базовой – дошкольной – ступени поиск эффективных технологий, методов и форм организации логопедической работы и помощи родителям актуален.
Для работы используются стандартные программы Microsoft Word,
Microsoft Excel, Microsoft Power Point, Microsoft Publisher, мультимедиапроигрыватель
Логопедический кабинет оснащен компьютером, где создается и хранится медиатека, содержащая электронные образовательных ресурсы, заимствованные на специализированных интернет-сайтах, а также созданные учителями-логопедами представленного учреждения:
- текстовая (консультации, рекомендации для воспитателей и родителей,
выступления, сценарии, стихи и т.п.;
- табличная (мониторинг, дифференциальные таблицы, мнемотаблицы и т.п.);
- графическая (речевые профили, графики обследования, диагностический материал);
- звуковая (мелодии без слов, песни, звуки и звукоподражания);
- видеоинформация (артикуляционная гимнастика, фильмы и клипы);
- шаблоны для презентаций, картинный материал, фотографии;
- слайд – шоу (презентации по лексическим темам и направлениям
коррекционно – развивающего обучения);
- познавательные и логопедические программы «Игры для Тигры», «Подготовка к школе с Лунтиком» и др.
Методические рекомендации:
На данном этапе обучения выделены задачи, которые решаются в каждой образовательной деятельности:
поддержка всех видов познавательной деятельности обучающегося в приобретении знаний, развитии и закреплении навыков и умений;
реализация принципа индивидуализации учебного процесса при сохранении его целостности
Кроме того, решаются задачи, стоящие перед педагогом на современном этапе обучения: сочетание практической и игровой деятельности, обучение детей умению понимать предложенную задачу и решать ее самостоятельно. Большое внимание уделено эмоциональному состоянию ребенка, что способствует формированию прочных познавательных навыков.
| 2.2Создание базы мультимедийных презентаций для логопедических занятий в коррекционно-развивающем процессе, направленном на развитие речи у детей с ОНР 6-7 лет.
Для достижения указанных выше целей создана база мультимедийных презентаций, в которую входят:
- презентации по лексическим темам («Осень», «Подарок для Осени».
«Грибы», «Загадки о ягодах» , «Овощи», «Фрукты», «Домашние животные»
«Транспорт», «Зима», «Зимующие птицы», «Профессии». и т.д.)
- презентации на дифференциацию смешиваемых звуков (ш-ж, р-л, с-ш, з-зь-ц, л-ль.)
- презентации на развитие слогового анализа и синтеза
- презентации на развитие связной речи.
Мультимедийные презентации усиливают эффект наглядности в образовательной деятельности, повышают мотивационную активность, способствуют более тесной взаимосвязи учителя-логопеда и ребенка. В качестве мультимедиаресурсов выступают красочные фотографии, картинки, иллюстрации, видеофрагменты процессов и явлений, а так же аудиоинформация, включающая в себя звукозаписи стихотворений, дидактического речевого материала, веселое музыкальное сопровождение и забавные персонажи, все это помогает совершенствовать у детей сенсорные и интеллектуальные функции, зрительную и слуховую память, наблюдательность и внимание, восполняются пробелы в чувственном восприятии действительности. Положительные эмоции, полученные детьми на коррекционно-развивающих занятиях активизируют их речевую деятельность, повышают потребность высказать свои чувства и мысли, т.о. возрастает мотивация к общению.
Поведение ребенка на занятии становится более раскрепощенным, повышается его самооценка. Все это помогает создать на логопедическом занятии атмосферу психологического комфорта. Что так же способствует ускорению коррекционного процесса и улучшению его результативности.
Вывод. Таким образом, применение информационных компьютерных технологий в коррекционно–развивающем обучении значительно сокращает время формирования произносительных навыков, развитии фонематического восприятия, навыков звукового и языкового анализа, способствует развитию невербальных психических функций у детей. Последовательное включение специальной компьютерно-опосредованной логопедической технологии в процесс коррекционно–развивающего обучения позволяет максимально дифференцировать и индивидуализировать коррекционные воздействия по преодолению недостатков речи детей. Информационное обеспечение обучения
Основные источники
Асмолов А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. – М., 2007.
Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании. Спб.: Издательство «Союз», 2002, 271 с.
Баева И.А. И др. Психология безопасности как теоретическая основа гуманитарных технологий в социальном взаимодействии / Под ред. И.А. Баевой. СПБ.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена. 2007. 289 с.
Болотова Е. Нормативно-правовая база современного урока // Народное образование. – 2009. – № 9. – С. 118.
Бухаркина М. Ю., Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / под ред. Е. С. Полат. – М. : Изд. Центр «Академия», 2010. – 368 с.
Григорьев Д. В., Кулешова И. В., Степанов П. В. Воспитательная система школы: от А до Я. – М. : Просвещение, 2006.
Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М. : Просвещение, 2009. – 24с. – (Стандарты второго поколения).
Жильцова О. А. Организация исследовательской и проектной деятельности школьников // Дистанционная поддержка педагогических инноваций при подготовке школьников к деятельности в сфере науки и высоких технологий. – М., 2007.
Информационные и коммуникационные технологии в образовании: Учебно-методическое пособие / И. В. Роберт [и др.]. – М. : Дрофа, 2007.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли : пособие для учителя / А. Г. Асмолов [и др.]; под ред. А. Г. Асмолова – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 152 с.
Касицина Н.В., Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. Четыре тактики педагогики поддержки. Эффективные способы взаимодействия учителя и ученика. Спб.: Агенство образовательного сотрудничества. Образовательные проекты. Речь. М.: Сфера, 2010, 188с.
Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. – СПб.: Каро, 2009. – 367 с.
Панютина Н.И., Рагинская В.Н.и др. Система работы образовательного учреждения с одаренными детьми 2- е изд.,-Волгоград:Учитель, 2008.-204с.
Плигин А.А. Личностно-ориентированное образование: история и практика. Монография. М., 2003. - 432 с.
Профильное обучение в условиях модернизации школьного образования: М.: ИОСО РАО, 2003.
Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии. М., 2005. - 224 с.
Нормативные документы
Закон РФ об образовании
Конституция Российской Федерации. М., 1996. - 80 с.
Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008.
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: утв. Президентом Российской Федерации 4 февраля 2010 г. № Пр-271.
Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. (Приказ № 2151 Министерства образования и науки Российской федерации от 20 июля 2011 г. Зарегистрировано в Минюсте: Регистрационный № 22303 от 14 ноября 2011)
Письмо Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»
Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.07.2010 № 03-13 «О примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования»
План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы : утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1507-р.
План действий по модернизации общего образования, направленных на реализацию национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» на период 2011-2015 годов (утвержден постановлением Правительства Самарской области от 21.10.2010 года № 507)
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»: утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. СанПиН 2.4.1.2660-10. ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 22 июля 2010 г. N 91
ФГОС начального общего образования утвержден приказом от 6 октября 2009 года №373 (зарегистрирован Минюстом России 22.12. 2009 г. №15785)
ФГОС основного общего образования утвержден приказом от 17 декабря 2010 года №1897 (зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011 г. №19644)
ФГОС полного общего образования.
Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы : утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г.
Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений: утв. приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986.
Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников: утв. приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106.
Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся (приказ Минобрнауки России от 28.12. 2010г. № 2106)
СанПиН 2.4.1.1249-03 (2.4.1. Гигиена детей и подростков, Детские дошкольные учреждения. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству. Содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений).
Интернет ресурсы:
https://mon.gov.ru – cайт Министерства образования и науки РФ
https://samregion.edu.ru - cайт Министерства образования и науки Самарской области
Дополнительные источники
Баева И.А., Волкова И.А., Лактионова Е.Б. Психологическая безопасность образовательной среды: Учебное пособие / Под ред. И.А. Баевой.М.: Эконом-Информ, 2009. 248 с.
Болотов В., Г. Ковалева Опыт России в области оценки образовательных достижений школьников. Каковы современные пути и способы совершенствования управления качеством образования? // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2010. – №5. – С.3-10.
Выбор в современной школе: книга для учителя. СПб.: «Водолей», 2002
Граничина О.А. Статистические методы психолого-педагогических исследований (Учебное пособие) - Санкт- Петербург: Издательство РГПУ им.А.И.Герцена, 2002.
Дронов В. П., Кондаков А. М. Новый стандарт общего образования – идеологический фундамент российской школы // Педагогика. – 2009. – № 4. – С. 22-Компетентностный подход в педагогическом образовании: Коллективная монография/ под ред. проф. В.А.Козырева и проф. Н.Ф. Родионовой. СПб.: РГПУ. 2004.
Лапшин В. М. Социальное партнерство как один из аспектов модернизации регионального и муниципального образования // Образование и общество. – 2003. – № 6(23). – С. 17-19.
Образовательные технологии: достижение прогнозируемых результатов. – М. : Про-Пресс, 2009. – 56 с. – (Библиотечка журнала «Вестник образования России»).
Сборник материалов "О реализации дополнительных предпрофессиональных программ". Автор-составитель: А.О. Аракелова – М., 2012 (для детских школ искусств).
Чернобай Е. В. Методика конструирования урока с использованием электронных образовательных ресурсов // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2010. – № 1. – С . 11-14
Шмелькова Л. В. Требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся вопросах и ответах // Администратор образования. – 2011. – № 10. – С. 79-82.
Храмцова И. А. Социальное партнерство и сетевое взаимодействие образовательных учреждений как ресурс реализации профильного обучения в системе непрерывного образования // Профильное обучение на основе социального партнерства и сетевого взаимодействия ОУ. – Екатеринбург, 2010. – С. 9-14
Щебланова Е.И. Неуспешные одаренные школьники. М., 2008.
Хуторской А. В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций.- М., 2005.
|
|
|