Главная страница

«Использование нетрадиционных техник рисования с детьми дошкольного возраста»



Скачать 133.58 Kb.
Название«Использование нетрадиционных техник рисования с детьми дошкольного возраста»
Дата14.04.2016
Размер133.58 Kb.
ТипДокументы


Мастер - класс для родителей по теме: «Использование нетрадиционных техник рисования с детьми дошкольного возраста»

Подготовила и провела

воспитатель группы «Русалочка»

Никифорова Л. А.
Санкт Петербург
Ноябрь 2012г.

Актуальность мастер - класса:

  • На занятиях по рисованию, решаются задачи всестороннего развития детей, которое необходимо для успешного обучения в школе.

  • В процессе изобразительной деятельности формируются мыслительные операции (анализ, синтез, сравнения и др.), навыки работы в коллективе, умение согласовывать свои действия с действиями сверстников.

Цель:

  • Познакомить родителей с использованием нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности для детей дошкольного возраста.

  • Формирование у детей дошкольного возраста художественно-творческих способностей через творческие задания с использованием в работе интересной и необычной изобразительной техники, неизвестного материала.

 Задачи:

  • Познакомить родителей с различными техниками рисования,

  • Развивать интерес к различным нетрадиционным способам изображения предметов на бумаге, картоне,

  • Способствовать развитию интереса к художественно-эстетической деятельности,

  • Развивать творческие способности и экспериментирование, воспитывать чувство прекрасного.

Целевая аудитория мастер класса: родители воспитанников, гости.
Организационные параметры мастер класса: Мастер-класс состоит из одной встречи, которая может быть проведена в течение года. Комплектование группы предшествует рассказ о возможностях мастер -класса. Рекомендуемое время встречи – 1 час. Количество участников – до 15 человек.

Требование к помещению - должна быть возможность свободного размещения участников.

Требования к материальному обеспечению мастер - класса: Оборудование: мультимедиа - проектор, ПК, экран, раздаточный материал.
Вступительное слово.

Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Поощрение творческих проявлений особенно важно в дошкольном возрасте. Именно у дошкольника вся жизнь пронизана фантазией и творчеством. Не получив должного развития в этот период, творческий потенциал далеко не всегда проявится в будущем.

«Детство - важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». (В. А. Сухомлинский)

В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была актуальной. Ведь творчество – это содержательная форм психической активности детей, которую можно рассматривать как универсальное средство развития индивидуальности. Во все времена нужны были творческие личности, так как именно они определяют прогресс человечества. Наше время также требует творческих, нестандартно мыслящих людей. То есть данная проблема не нова в плане ее постановки.

Над решением этой проблемы начали работать уже очень давно такие известные люди, как , например, педагог-новатор Амонашвили, Запорожец. Это отмечал Аристотель, об этом писали выдающиеся педагоги прошлого Коменский, Песталоцци.

Главный мотив детского творчества - это стремление выражать свои впечатления, переживания, осваивать их в деятельности.

Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности. А именно в рисовании. Как же достичь положительных результатов в освоении изобразительных навыков и умений, чтобы в каждой детской работе чувствовалась оригинальность, творчество и нестандартность мышления?

На мой взгляд, с помощью нетрадиционных способов рисования можно незаметно для ребенка развивать его воображение и творческие способности. Даже малоактивный ребенок, проникаясь интересным и новым занятием, делает свои первые успехи.

Дети очень любят изображать предметы, образы, сюжеты, используя традиционные способы рисования: кистью, карандашами, фломастерами. Но использование лишь этих способов не позволяет детям более широко раскрыть свои творческие способности.

А ведь рисовать можно чем угодно и как угодно! Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.

Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Моё предпочтение к нетрадиционным техникам изоискусства обусловлено тем, что такое рисование даёт возможность использовать хорошо знакомые предметы в качестве художественных материалов, и такие рисунки удивляют своей непредсказуемостью. Рисуя необычными материалами и оригинальными техниками, ребенок испытывает незабываемые положительные эмоции, проявляет фантазию и творчество.

К тому же изобразительное искусство является источником особой радости, способствует воспитанию у ребёнка чувства гордости и удовлетворения результатами своего труда.

Осваивая нетрадиционные методы рисования, я пришла к выводу: если тебе нравится, когда глаза твоих детей блестят от восторга на занятиях, если ты хочешь, чтобы каждое занятие было праздником, если ты желаешь смеяться, удивляться и общаться с умными, творчески думающими детьми - нужно больше с ними наблюдать, рисовать и импровизировать.

В своей работе использую следующие нетрадиционные техники: (показ презентации).

  • Рисование пальчиками.

Возраст: от двух лет.

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

  • Рисование ладошкой.

Возраст: от двух лет.

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

  • Оттиск печатками из картофеля.

Возраст: от трех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля.

Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.

  • Оттиск поролоном.

Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.

Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.

  • Оттиск смятой бумагой.

Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага.

  • Восковые мелки + акварель.

Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным..

.

  • Печать по трафарету.

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета, тампон из поролона (в середину квадрата кладут шарик из ткани или поролона и завязывают углы квадрата ниткой), трафареты из проолифленного полукартона либо прозрачной пленки.

Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берутся другие тампон и трафарет.

.

  • Кляксография обычная.

Возраст: от пяти лет. Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка.

Способ получения изображения: ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

  • Кляксография с трубочкой.

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).

Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

.

  • Набрызг.

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: точка, фактура.

Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5x5 см).

Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.

Отпечатки листьев.

Возраст: от пяти лет. Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: бумага, листья разных деревьев (желательно опавшие), гуашь, кисти.

Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

  • Монотипия предметная.

Возраст : от пяти лет.

Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия. С помощью предметной монотипии можно изобразить необычным способом симметричный предмет( бабочку, жука, цветок). Пейзажная монотипия открывает возможность рисовать природу и получать оттиск в зеркальном изображении ( как в воде). Отпечаток получается только один. Отсюда и название – монотипия (от греческого monos-один, единый и tupos-отпечаток). С помощью рисования техникой «монотипия»-получаются идеально симметричные предметы или великолепные пейзажи.

Материалы: плотная бумага любого цвета, кисть, гуашь.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета. После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить.

Практическая часть.

Дать родителям возможность самим попробовать порисовать нетрадиционными способами.
Заключительный этап.

Рассматривание работ и подведение итогов.

«Так давайте же развивать креативные способности наших детей через нетрадиционную технику изображения.

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:

  • Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

  • Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;

  • Внимания и усидчивости;

  • Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;

  • Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.

Особенностью построения занятий по изо деятельности с использованием нетрадиционных техник является использование комплексов пальчиковых гимнастик и массажей, непосредственно с теми нетрадиционными материалами, при помощи которых рисуют дети. Данные комплексы представлены ниже:

Приложение:




Речевое сопровождение

Движения рук

1.

ЗУБНАЯ ЩЕТКА
Щетку мы в руках сжимали,
И ладошками катали.
В руку щетку мы возьмем,
Массаж пальчиков начнем.
Теперь руку поменяем,-
Массаж пальцев продолжаем.
Каждый пальчик по порядку,-
Вот для рук у нас зарядка.

 

Вертикальное зажатие щетки ладонями и совершение вращательных движений.
Взятие щетки в правую руку,



Растирание щетиной пальцев левой руки.
То же самое, поменяв руки.


Поменять руку, Поменять руку.

2.

ПЕЧАТКИ (картофель) Не картошку будем грызть,
Не возьмем сегодня кисть,
Печатью будем рисовать,
картошкой оттиск создавать,
Пальчики мы разомнем
И рисовать сейчас начнем.

Погрозить пальчиком правой руки
погрозить пальчиком левой руки,
Имитация оттиска на правой ладони,
Имитация оттиска на левой ладони.
Зажав печать между ладонями - покатать.


3.

ВАТНЫЕ ПАЛОЧКИ

Ватной палочкой играем,
Дружно пальчики считаем:
1, 2, 3, 4, 5 -
На пальцы будем нажимать.
Пальчики и палочки -
Наши выручалочки.



Держать двумя пальцами за середину, поворачивать вокруг своей оси, передавая в другую руку.
Нажимать концом палочки на подушечки пальцев поочередно, со сменой рук.
Зажать палочку между ладонями, повращать.


4.

ГУБКА
Губка- значит поролон,
И капризный же он.
Быстро впитывать умеет
И темнеет, тяжелеет.
Зато рисунок получаем нужный-
Очень легкий и воздушный.

 

Сжатые губки в кулак, попеременная передача из рук в руки в ритме стиха.

5.

КОКТЕЛЬНАЯ ТРУБОЧКА
Трубочкой коктейль мы пьем.
И рисунок создаем.
Посмотри, посмотри-
Получились пузыри.
В морских глубинах жизни нет?
Тогда возьмите трафарет.

 Держать трубочку подушечками пальцев, имитировать высасывание.
Одной рукой держать трубочку, другой - приставить  к противоположному краю трубочки ладонь (из пальцев шар или круг). Растирание трубочками между ладошками.


6.

ПАЛЕЦ, ЛАДОНЬ, КУЛАК
Наши руки нам расскажут,
Все умеют, все покажут,
5 их на моей руке.
Рисовать могут и  всегда помогут:
Пальцев подушечки рисуют ватрушечки.
Наши кулачки рисуют пирожки.

И ладошки рисуют у нас.

Рисунок просто высший класс.

Ритмичное сжимание и разжимание пальцев рук.

Поочередное разгибание пальцев из кулачка одной рукой, затем другой.
Поочередное соединение подушечек пальцев с большим пальцем.
Кулачек на ладошку поочередно, «слепить» пирожок из ладошек.
Волнообразное прикладывание верхней ладони к нижней (в горизонтальном положении ладоней).
Кулак с поднятым большим пальцем.


7.

МЯТАЯ БУМАГА
Листок бумаги мы сминаем
И в шарик дружно превращаем.
Мятой бумаги комочек
На ежика похожий очень.
Не дадим ему скучать,
Мы им будем рисовать.

Сминать листок бумаги.
Катать шарик из бумаги.


Имитация тычкования получившимся бумажным  шариком на ладони ведущей руки.


  .

Литература:


  • Зеленина Е.Л. Играем, ползаем, рисуем: Кн. Для учителей и родителей. – М.: Просвещение, 1996.

  • Колдина Д.Н. Рисование с детьми 3-4 лет.- М.,2009.

  • Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание, 1991, №2.

  • Комарова Т.С. Как можно больше разнообразия.//Дошкольное воспитание, 1991, №9.

  • Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей: Лаб. практикум. Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2110 «Педагогика и психология (дошк.)». – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1987.

  • Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников с ЗПР.-М.,2004.

  • Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. – М.: «Карапуз-дидактика», 2007.

  • Материал с сайта https://moi-detsad.ru/konsultac163.html

  • Мосин И.Г. Рисование: Учеб. пособие для педагогов, воспитателей и родителей. – Екатеринбург: У-Фактория, 1996.

  • Необычное рисование: рабочая тетрадь для занятий с детьми дошкольного возраста / Е. А. Румянцева.— М.: Дрофа, 2007

  • Никологорская, О. А. Волшебные краски: кн. для детей и родителей. – Москва : АСТ-пресс, 1997.

  • Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники рисования/ под ред. Казаковой Р.Г./-М., 2005.

  • Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми.- М., 2007.

  • Художественное творчество в детском саду: Пособие для воспитателя и музыкального руководителя. Под ред. Н.А. Ветлугиной. – М.: Просвещение, 1974.