|
Исследовательская работа как одна из форм работы с одаренными детьми туниева Маргарита Аветисовна ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
Туниева Маргарита Аветисовна
ГБОУ СОШ № 1908 г. Москвы
В последнее время много говорится о необходимости четкого определения основных направлений развития общего образования в России. Современное общество предъявляет системе образования определенные требования, которые касаются различных аспектов жизни: и социально-экономических, и нравственных, и духовных.
В связи с этим разрабатываются различные программы, законы, в основе которых одним из главных направлений является развитие системы поддержки одаренных, талантливых детей.
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется своими яркими, выдающимися способностями в различных областях знаний, в каком-то виде деятельности. Задачей учителя становится умение выявить таких детей. Этому способствуют различные диагностики, дифференцированные задания. Немаловажной задачей является организация разнообразных умений ученика во внеурочной и урочной деятельности. Школа должна создать все условия для оптимального развития ребенка, всячески его поддерживать, способствовать дальнейшему развитию его таланта.
К сегодняшним выпускникам выдвигается требование не только владеть определенным багажом знаний, но и способность самостоятельно ставить и достигать определенные цели. Школа должна научить ученика искать пути для достижения поставленной цели, прогнозировать и предупреждать возможные ошибки в процессе своей деятельности. Выпускник школы должен владеть умением реагировать на различные жизненные ситуации, реагировать на изменения в окружающем мире, используя полученные в процессе обучения знания и опыт.
Для выявления и поддержки одаренных детей способствует приобщение учащихся к проектно-исследовательской работе в различных областях знаний. Данный тип работы помогает совершенствовать индивидуальные способности ученика, формировать у него прочные знания и умения. В процессе проектной деятельности ученик учится общаться. Это способствует развитию межличностных и социальных отношений.
Исследовательская работа возможна как в коллективе, так и индивидуально. Ею можно заниматься как на уроке, так и во внеурочное время.
Во время урока возможны мини-исследования. При этом надо учитывать, что главное для успешного исследования является умение четко сформулировать задачи (поиск информации по теме исследования, анализ, выбор пути исследования и т.д.). Как правило, ученики с удовольствием включаются в такую работу, становясь ненадолго учеными. Такие мини-проекты мотивируют учащихся, развивают интерес к предмету, развивают умение планировать, прогнозировать, корректировать, а также способствуют развитию познавательных учебных действий. Предполагается, что в дальнейшем учащиеся смогут самостоятельно формулировать проблемы, определять способы их решения. Для укрепления интереса к мини-проектам можно использовать и такой прием: ученики получают не всю информацию (в тайне остаются, например, какие- то исключения из правил). Учащиеся должны их обнаружить при сопоставлении своих результатов с теоретическими сведениями учебника, что будет в свою очередь способствовать умению не только анализировать, сопоставлять, но и развивать навыки поиска и отбора необходимой информации. Через мини-проекты есть возможность выйти на более широкие темы.
Индивидуальная внеурочная исследовательская деятельность допускает и творческую группу (4-5 человек). При этом создаются следующие группы:
1. техническая,
2. информационная,
3. творческая.
Техническая группа занимается набором текстов на компьютере, сканированием, пересылкой материалов по e-mail.
Информационная группа занимается поиском и представлением необходимой информации.
Участники творческой группы оформляют материал в нужной форме. Работу дети собирают в электронный альбом, который используют на уроках. Работа проходит поэтапно. Многие ученые выделяют следующие этапы.
1. Постановка проблемы. Анализ проблемы. Выбор темы проекта.
2. Выдвижение гипотез решения проблемы и планирования деятельности по реализации проекта (формирование групп, поэтапное планирование работы).
3. Сбор и информации, оформление проектной папки
4. Изготовление и оформление продукта.
5. Выбор формы презентации и подготовка презентации.
6. Презентация.
7. Рефлексия.
Важно четко определить сроки выполнения любого проекта.
Опыт показывает, что такой тип работы с одаренными, талантливыми детьми очень эффективен, вызывает много положительных эмоций у ребят, способствует развитию их творческого потенциала. У учеников появляется возможность защищать свой проект не только в рамках родной школы, но и принимать участие в различных конкурсах как окружного, регионального, так и всероссийского масштаба. А это значит, что нужно выступать перед незнакомой аудиторией, преодолевать психологический барьер, уметь привлечь внимание к своей работе, заинтересовать, справиться с волнением. Но все это оправдывается конечным результатом, ведь любое открытие – всегда радость. |
|
|