|
Жевательная резинка: польза или вред? Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Таксимовская средняя общеобразовательная школа №3»
Жевательная резинка:
польза или вред?
Автор: Дауткина Анастасия,
ученица 4 «Б» класса
Научный руководитель:
Кропотова
Маргарита Ивановна,
учитель начальных
классов
п. Таксимо
2008г.
Оглавление
1.Введение
| 2
| 2. Основная часть.
|
| А) История возникновения жевательной резинки
| 3
| Б) Результаты анкетирования учащихся 2«Б», 4«Б» классов
| 4
| В) Состав жевательной резинки и её вредное влияние на здоровье человека
| 4
| 3. Заключение. Советы любителям жевательной резинки
| 5
| 4. Литература
| 6
| 5. Приложения
| 7
| 6. Рецензия
| 11
| Введение В современном мире жевательная резинка - один из самых широко распространённых пищевых товаров. С экранов телевизоров множество реклам сообщают нам о полезных свойствах жевательной резинки и её новинках. Сейчас в США продаётся более 100 сортов жвачки. Большинство людей, а особенно дети верят рекламе, не задумываясь о вредном влиянии жевательной резинки на здоровье. В настоящее время употребление жвачки становится проблемой: люди жуют в общественных местах, на мероприятиях, при разговоре с жующими людьми неразборчива речь, подростки надувают пузыри, выбрасывают жвачку, где придётся. Всё это неприятно и говорит о невоспитанности людей. Эта проблема очень актуальна сегодня. Мне бы хотелось собрать информацию о вредном влиянии жевательной резинки на здоровье человека и рассказать учащимся начальных классов. Цель исследования: выяснить, какое влияние оказывает жевательная резинка на здоровье человека.
Задачи исследования:
Изучить историю возникновения жевательной резинки.
Провести исследование среди учащихся начальных классов по употреблению жевательной резинки.
Исследовать состав жевательной резинки и её вредное воздействие на здоровье человека.
Сообщить информацию о вредном влиянии жевательной резинки на здоровье человека учащимся начальных классов.
Объект исследования: жевательная резинка и здоровье человека.
Предмет исследования: влияние жевательной резинки на здоровье человека.
Гипотеза: жевательная резинка оказывает больше вреда на здоровье человека, чем пользы.
Методы исследования: наблюдение, изучение литературы, анкетирование, интервьюирование, опрос. История возникновения жевательной резинки. Мне было очень интересно узнать: кто изобрёл жевательную резинку, где и когда? Из литературы я узнала, что Родиной жевательной резинки является США. Но даже когда она ещё не была изобретена, человек хотел что-нибудь пожевать, чтобы расслабиться. В разных странах люди жевали смолу, листья, траву, кожуру граната и даже дёготь берёзового дерева. Майя и другие жители Центральной Америки многие тысячелетия задолго до того, как пришли белые люди, жевали каучук. Индейцы в Новой Англии жевали еловую смолу, и американские колонизаторы переняли у них эту привычку. В Древней Греции и на Ближнем Востоке пережёвывание смолы мастикового дерева применялось для очищения зубов. В начале XIX века первая жевательная резинка, которую продавали в США, была изготовлена из еловой смолы. В 60-х годах XIX века в качестве основы для жвачки стали использовать каучук, получаемый из сока деревьев гевеи и саподиллы. Его удобно было жевать, и он мог удерживать запахи. В результате популярность резинки возросла. Настоящая жевательная резинка была изобретена в 1869 году мексиканским учёным Антонио Лопес де Санта Анна. Ему помогал изобретатель Томас Адамс, который в 1871 году создал первую машину по производству жевательной резинки. В 1928 году химик Уолте Димер создал ещё одну разновидность жвачки – «баббл гам», которая позволяла легко выдувать пузыри. Это изобретение сделало этот продукт популярным и среди детей.
Таким образом, жевательная резинка имеет свою историю. Важно то, что все народы жевали жвачку или перед едой – для возбуждения аппетита, или после приёма пищи – как очищающее рот средство. С какой же целью употребляют жевательную резинку современные люди? Для этого я провела анкетирование учащихся.
Результаты анкетирования учащихся 2 «Б» и 4 «Б» классов. Ученикам было предложено 4 вопроса о том, употребляют ли они жевательную резинку, какую, как часто и зачем. Анкетирование показало, что из 37 опрошенных учащихся, 11ребят жуют часто, иногда – 22, а не жуют – 4. Весь день жуют – 5, после еды – 21, в любое время – 11. Для освежения дыхания жуют – 13, нравится вкус – 18, для очищения полости рта – 3, просто так – 3. Большинство детей предпочитает «Орбит», «Дирол» или любую жвачку.
Эти результаты говорят о том, что ребята мало знают о вреде жевательной резинки и не все правильно её употребляют. Поэтому есть необходимость рассказать учащимся о составе резинки и её вреде на организм человека. Состав жевательной резинки и её вредное влияние на здоровье человека. Я изучила состав жевательных резинок, которые популярны у опрошенных ребят.
Для того чтобы узнать пользу или вред приносит жевательная резинка с таким составом, я прочитала статью в газете, взяла интервью у врача–стоматолога, врача-педиатра, поговорила с медсестрой в районной поликлинике, опросила учеников и учителей. Вот что я узнала.
Врач-стоматолог, Акулова В.М.: «Жевательную резинку можно жевать после еды 15минут и не больше. Если же жевать до еды или больше положенного времени, то выделяется желудочный сок, который разъедает стенки желудка, что вызывает болезни: гастрит, язву и т.д. Если вы будете жевать хорошую, без сахара и лучше белую жвачку, то это полезно для развития дёсен и челюстей, для освежения полости рта. А лучше всего жевать смолу деревьев».
Сестра-хозяйка, Агафонова В.М.: «Вы сначала всё трогаете руками, а потом грязными руками берёте жвачку, и все микробы попадают в желудок. От этого болит живот».
Врач-педиатр, Хайров Р.Р: «Ко мне обращается много детей с жалобами на боли в животе. Так вот причиной этого часто является употребление жвачки. Жевательную резинку жевать детям вообще нельзя. Компоненты, входящие в состав жвачки вызывают массу желудочно-кишечных заболеваний. Маленькие дети часто проглатывают резинку, что создаёт непроходимость кишечника и вызывает сильные боли. В таких случаях помочь могут только врачи.
Газета «Аргументы и факты: «Цвет жевательной резинке придаёт химия. Чаще всего используется краситель Е171. Это диоксид титана, или, как принято говорить среди маляров, титановые белила. Раньше эта краска была разрешена только для косметики, мыла и стройматериалов.
Заменители сахара: сорбит, ксилит, манит, мальтит могут вызвать понос, боль в животе, метеоризм.
Ароматизаторы, полученные из корицы, могут вызвать язвы в полости рта.
Масла из надувающихся жевательных резинок типа «баббл гам» могут вызвать воспаление кожи вокруг рта.
Краситель хлорофилл Е140, ментол, антиоксидант Е321 могут вызвать аллергическую реакцию в виде крапивницы.
Сахара, содержащиеся в некоторых видах жвачки, могут вызвать кариес.
Лакрица (солодка) может вызвать повышение давления и опасное уменьшение количества калия в крови».
Кропотова М.И., учитель: «У моего сына болел живот. Мы обратились к педиатру, Хайрову Р.Р. Он сказал, что возможно боли вызваны употреблением жвачки. Сын прекратил жевать резинку. Боли исчезли».
Кононова Т., ученица 3 «Б», Архипова В., ученица 4 «А» класса: «От жевательной резинки болит живот».
Собранная информация показывает нам, что жевательная резинка вредно влияет на здоровье человека. Заключение. Советы любителям жевательной резинки Моя гипотеза о вреде жевательной резинки подтвердилась. Я провела классный час по данной теме и распространила памятки в своём классе. Ребята пришли к выводу, что полезнее жевать смолу хвойных деревьев. Тем любителям резинки, которые не могут отказаться от неё, я предлагаю советы:
Жевательная резинка не должна содержать сахар.
Употреблять только белую (без красителей) жвачку.
Жевать её надо только после еды в течение 10-15 минут.
Нельзя заглатывать резинку.
Жевательная резинка должна быть произведена известной фирмой, положительно зарекомендовавшей себя на рынке и строго следящей за качеством своей продукции.
Жевать её следует аккуратно, желательно не в общественных местах.
Использованную жвачку выбрасывать в мусорные урны.
Используемая литература
Ликум А. «Популярная энциклопедия для детей». - М.: Компания Ключ, том 1, 1994.
Леонович А.А. «Я познаю мир». – М.: Детская энциклопедия». Том 1, 2003.
Мельников А. «Хватит жевать – начинайте читать», «Аргументы и факты» №5, 2008.
«Всё обо всём. Популярная энциклопедия для детей». Том 1.- М.: 1994. Перевод с английского Е.А. Кашинская, Т. М. Кашинский, А. Е. Саакян. Руководитель группы переводчиков Г. П. Шалаева. Научный редактор В.В. Славкин.
Приложение №1 Результаты анкетирования учащихся 2 «Б» и 4 «Б» классов
1. Жуёшь ли ты жвачку и как часто? 2 «Б» 4 «Б»
часто – 7 4
иногда – 7 15
не жую – 2 2
2. Когда в течение дня ты пользуешься жвачкой? 2 «Б» 4 «Б»
Весь день – 1 4
После еды – 6 15
Когда захочу – 9 В выходные дни - 2
3. Зачем ты жуёшь жевательную резинку? 2 «Б» 4 «Б"
Освежает дыхание – 3 10
Нравится вкус – 10 8
Очистить зубы – 2 1
Просто так – 1 2
Какую жевательную резинку ты предпочитаешь?
2 «Б» 4 «Б»
Орбит – 5 7
Дирол – 3 5
Арбузную – 2 -
Айс – 1 -
Любую – 4 8
хуббу–буббу – 1 Арсинал –1
Приложение №2 Состав жевательной резинки
Дирол
| Орбит
| Подсластители (сорбит, мальтит, ксилит, маннит, аспартам, ацесульфам-к)
| Подсластители (аспартам Е951, ацесульфам К950, глазурь Е903, маннит Е421)
| Кислоты Е330, Е296
| Сорбит Е420 Мальтит Е965
| Резиновая основа
| Резиновая основа
| Стабилизатор Е414
| Стабилизатор Е422
| Глазирователь Е903
| Загуститель Е414
| Ароматизаторы, идентичные натуральным и искусственные
| Натуральные, идентичные натуральным и искусственные ароматизаторы
| Эмульгатор Е470
| Эмульгатор соевый лецитин
| Антиоксидант Е321
| Антиоксидант Е320
| Краситель Е171
| Краситель Е171
| Фенилаланин
| Фенилаланин
|
Приложение №3 Дерево – саподилла, сок которого идёт на изготовление жевательной резинки
Приложение №4
Это интересно!
Сингапур прекратил экспорт, производство и продажу на своей территории жевательной резинки в 1992 году, обосновав это тем, что она загрязняет улицы городов и общественный транспорт. Совсем недавно употребление жевательной резинки в этой стране перестало быть уголовным преступлением. Правда, и теперь жвачку можно будет купить только как медицинский препарат для очистки зубов, по рецепту врача и только в аптеке.
Жевательная резинка на ботинке.
После жевания резинку следует выбросить в мусорное ведро, а не приклеивать к столу или стулу, как это делают некоторые ребята. Представьте, что будет с вашей одеждой, если вы сядете на стул или облокотитесь на стол с приклеенной жвачкой...
Жевательная резинка больше не липнет.
Британские ученые изобрели жевательную резинку, которая практически не будет прилипать к поверхностям, и соответственно не будет загрязнять улицы.
Как посчитали представители Лондонского городского совета, ежегодное очищение тротуаров от жвачки обходится им более чем в 100 тысяч фунтов (200 тысяч долларов) в год. Оксфорду приходится тратить на аналогичные цели около 45 тысяч фунтов.
Представители компании Revolymer создали новый материал, добавление которого к жевательной резинке позволяет легко отчистить ее от любых поверхностей. В основе его лежат полимеры, имеющие как гидрофильные, так и гидрофобные свойства.
Новая разработка отмывается с подошв обуви и растворяется в воде, что облегчает ее утилизацию.
Рецензия
на научную работу Дауткиной Анастасии
ученицы 4 «Б» класса ТСОШ № 3
«Я – исследователь»
В данной работе автора исследуется влияние жевательной резинки на здоровье человека. Актуальность темы обусловлена проблемой, которая наблюдается в обществе: большинство людей употребляют жевательную резинку, не задумываясь о её вреде, об эстетике.
Центральным вопросом исследования является изучение состава жевательной резинки и её вредное воздействие на организм человека. Анастасия выяснила историю происхождения жвачки, провела анкетирование среди учащихся начальных классов и сделала вывод о необходимости провести разъяснительную работу среди учащихся начальных классов.
Автору удалось систематизировать и обобщить собранный материал. Ученица по результатам исследования провела классный час в своем классе, который вызвал положительный отзыв у учащихся. Они перестали пользоваться жевательной резинкой.
Поставленные задачи были выполнены.
Поступили приглашения от учителей 1 – 4 классов с просьбой провести классные часы в их классах. Таким образом, данная работа имеет практическое значение.
Эта работа получила высокую оценку на внутришкольной научно-практической конференции и была выбрана для представления на районном конкурсе «Я – исследователь». 31.03.08 Научный руководитель: Кропотова М.И.
|
|
|