|
К юбилею Антона Павловича Чехова
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Новосибирска
«Средняя общеобразовательная школа № 159
с углублённым изучением математики, физики »
Каким человеком был доктор Чехов?
К юбилею
Антона Павловича Чехова
Учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Банникова Н.А. Новосибирск
2010
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Новосибирска
«Средняя общеобразовательная школа № 159
с углублённым изучением математики, физики » Банникова Наталья Анатольевна
Номинация: урок с использованием интерактивной доски
Предмет: литературное чтение
Класс: 4
Номер урока в теме: первый
Тема урока: Каким человеком был доктор Чехов? К 150-летию А.П.Чехова
Цель: углубление знаний учеников о личной биографии Чехова
Задачи:
1. обучающие:
- ознакомление учащихся с фактами биографии доктора и писателя А.П.Чехова
- расширить представление о личности А.П.Чехова
- научить видеть нравственную позицию писателя
2. развивающие:
- развитие умения слушать, анализировать
- развитие познавательного интереса учащихся к жизни писателя
- развитие памяти, внимания, сопоставление опыта поколений и собственного жизненного опыта
3. воспитывающие:
- воспитывать интерес к жизни и творчеству писателя
- воспитание на примере жизни выдающегося человека
- воспитывать интерес к предмету
Тип урока: урок с мультимедийной поддержкой;
по основному способу проведения:
биографический урок-лекция
Оборудование:
техническая составляющая:
компьютер, интерактивная доска: SmartBoard,
дидактическая составляющая:
тест с возможностью самоконтроля УМК: Школа России
Дополнительная литература: Масанов И. Ф. — Чеховиана: Систематический указатель литературы о Чехове и его творчестве. Ресурсы Интернет.
Основные понятия: жизненный цикл, псевдоним, каторга
План урока (с указанием времени):
Вводная часть: оргмомент, сообщение темы и цели урока (4 мин)
Ознакомление с биографией А.П.Чехова (18 мин)
Физкультминутка (2 мин)
Продолжение ознакомления с биографией писателя (6 мин)
Проверка усвоенных знаний, выполнение теста (8 мин)
6. Проверка понимания учащимися воспринятого материала, задание на дом (7 мин) Время урока: 45 минут.
Ход урока
Этап урока
| Что делают
| Использование интерактивных средств (с указанием времени)
| Учитель
| Ученики
| 1.Организационный
| Приветствие, представление, организация внимания школьников.
| Слушают учителя
|
| 2.Мотивационный
| Мотивирует деятельность учащихся на уроке через игровой момент и фразу:
«В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли»
Подводит учащихся к определению цели урока.
| Слушают учителя, участвуют в формулировании цели урока.
Учащиеся записывают тему в тетради
| Начинается компьютерная презентация на интерактивной доске SmartBoard.
Слайд №1.
(3 мин.)
| 3.Усвоения новых знаний.
Ознакомление с биографией А.П.Чехова
| Создаёт новую образовательную среду.
Презентует слайды с фотографиями из жизни писателя.
Объясняет основные понятия,
контролирует выполнение записей в тетради
| Учащиеся включаются в деятельность.
Просматривают слайды, записывают в тетрадь основные понятия.
| Просмотр компьютерной презентации.
Слайд №2 – слайд №17.
(24 мин.)
| 4. Проверка усвоенных знаний.
| Предлагает проверить,
насколько усвоен материал, выполнив тест на карточке. Проверить себя по интерактивной доске.
| Выполнение теста. Сверяются с доской.
| Последний слайд учительской презентации с вопросами и ответами на тест.
(4 мин)
| 5. Рефлексия, задание на дом.
| Задаёт вопросы о необходимости подобных уроков, чем интересны такие уроки, что нового узнали дети.
Поясняет домашнее задание.
| Отвечают,
высказывая собственные суждения.
Записывают домашнее задание в дневники и тетрадь
|
|
Ход урока:
1. Организационный момент.
Вот звенит для нас звонок – начинается урок.
Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись. Добрый день, уважаемые ребята! Представьте себе, что в этом году изобрели машину времени и мы с вами первые, кто сможет совершить путешествие в прошлое и увидеть, как жили великие люди в 19-20 веках. Сегодня на уроке мы «встретимся» с величайшим человеком последних столетий. Это доктор, писатель, драматург и просто весёлый, общительный человек. А речь пойдёт об Антоне Павловиче Чехове. Итак, в путь. Если поторопимся, то попадём на день рождения писателя. Если бы он жил в наши дни, то мы поздравили доктора Чехова со 150-летием!
Наш сегодняшний урок, посвященный биографии А.П.Чехова, я назвала словами, принадлежащими самому писателю: «В человеке всё должно быть прекрасно…». Именно эти слова потрясающе мудрого человека точно характеризуют самого писателя, художника слова – Антона Павловича Чехова. А тема нашего урока: «Каким человеком был доктор Чехов?»
(Учащиеся записывают тему в тетради).
С некоторыми произведениями А.П. Чехова вы уже познакомились в прошлом году,
что-то ещё предстоит прочитать. А сегодня мы рассмотрим жизненный цикл А.П. Чехова.
(Слайд № 1) Что же такое жизненный цикл?
Учащиеся записывают в тетради:
Жизненный цикл – рождение, юность, зрелость и старость человека 2. Семья, воспитание, формирование личности. (Слайд № 2)
Непросто, очень непросто складывалась судьба Чехова.
Родился писатель на берегу Азовского моря, в Таганроге. Отец – купец, очень строгий и жёсткий человек рисовал, играл на скрипке, любил пение, руководил церковным хором. Семья была большой и дружной, все дети – одарёнными. Чтобы выбиться в люди, дать детям образование, отец торговал и постоянно отвлекал своих детей от занятий для того, чтобы они заменяли его, работая продавцами в лавке. Там царил леденящий холод, выполнять уроки в такой обстановке не было никакой возможности. Это все плохо сказывалось на здоровье и на итогах учебы. В начальных классах именно по этой причине будущий писатель числился в отстающих учениках. Лишь после отъезда отца в Москву Антон перешел в разряд прилежных учеников, а в 16 лет стал сам зарабатывать уроками.
Антон Павлович Чехов впоследствии говорил, что «талант в нас со стороны отца, а душа — со стороны матери». Он всегда понимал, что «смысл жизни только в одном — в борьбе».
Учёба и начало творчества (слайды № 3, 4, 5).
Окончив гимназию в Таганроге, Антон присоединился к семье и поступил на медицинский факультет Московского университета. Уже, будучи студентом, молодой Чехов подписывал свои произведения многочисленными псевдонимами:
Анче, Ант. Чехонте, Брат моего брата, Человек без селезенки, Врач без пациентов.
Запишем в тетради определение термина «псевдоним».
Псевдоним (от греч.) — вымышленное имя, под которым автор публикует свои произведения.
В Москве А.П.Чехов становится кормильцем и по существу главой семьи. После окончания университетского курса в звании врача, писатель приступил к лекарской деятельности и до конца жизни искренне считал, что медицина — главное его дело и призвание. В эти же годы Чехов сотрудничал в разных юмористических журналах Петербурга и Москвы: “Стрекозе”, “Будильнике”, “Зрителе”, “Москве”, “Осколках” (слайды № 6) . Известно, что Чехов любил животных и постоянно возился с ними. Он был глубоко убежден в большом воспитательном эффекте тесного общения детей с различными животными, и особенно домашними. Поэтому свои произведения о животных «Каштанка» и «Белолобый», «Ванька», «Мальчики», "Лошадиная фамилия" и другие он адресовал именно детям.
Поездка на Сахалин (слайды № 7, 8), покупка усадьбы в Мелихово,
строительство школ.
К концу 1880 года Чехов, уже, будучи больным человеком, решает совершить поездку в Сибирь и на Сахалин. Для себя задачами этой поездки он определяет - изучение жизни каторжных и перепись населения.
Запишите в тетради определение понятия «Каторга».
Каторга (от греч.) — подневольный труд, отбываемый в пользу государства самыми тяжкими с точки зрения государства преступниками.
Наиболее важным он считает не выяснение причин, приведших человека на каторгу, но именно проблему человек и каторга. Чехов ясно представлял себе трудности предстоящего путешествия, но ясно видел свой человеческий долг в том, чтобы приковать к Сахалину общественное внимание. В июне 1890 года Чехов прибыл на Сахалин, где на протяжении трех месяцев вел напряженную работу, изучая жизнь каторжан и поселенцев, быт и нравы местного чиновничества. Он предпринял перепись ссыльнокаторжного населения, заполнив при этом 10000 карточек. Весь путь занял почти три месяца и оказался невероятно трудным для больного писателя. Поездка на Сахалин резко ухудшила здоровье Чехова и ускорила покупку имения под Москвой.
В марте он впервые посетил свою новую усадьбу Мелихово. (Слайды № 9, 10)
Антон Павлович начал серьезно размышлять о благоустройстве усадьбы – творческая деятельность (не только в искусстве) была его стихией. Писатель сажал маленькие деревца, разводил из семян сосны и ели, заботился о них, как о детях. Почти 5 лет мелиховской жизни Чехов посвятил строительству школ: изыскивал средства, придумывая лотереи, подписки, любительские спектакли, призывая на помощь друзей и знакомых. Он вкладывал свои деньги в постройку, ремонт и оборудование школ; сам чертил планы зданий, закупал материалы, следил за ходом строительных работ.
(Слайд № 11)
Чехов бесплатно работал в Мелихово участковым врачом, обслуживал 26 деревень, 4 фабрики и монастырь, организовывал медицинские пункты.
В Мелихове Чехову пришла идея создания общественной библиотеки в родном Таганроге. Он пожертвовал туда более двух тысяч томов книг.
3. Физкультминутка. 4. Чехов и театр. (Слайд № 12) Женитьба писателя. Жизнь в Ялте.
В 1894 году в глубине сада был построен флигель, предназначенный для многочисленных гостей. В этом флигеле была создана «Чайка», пьеса, с которой началась чеховская драматургия.
В 1898 году был открыт Московский Художественно-общедоступный театр. В этом театре пьеса А.П.Чехова «Чайка» обрела свою сценическую жизнь, и чайка стала эмблемой театра. Чехов много времени проводил с актёрами театра при репетиции и постановке пьес, их связывала и настоящая дружба.
Чехов внимательно следил за работой над пьесой, приезжал в Москву знакомиться с артистами МХАТа. В один из приездов он впервые увидел Ольгу Леонардовну Книппер (слайды № 13, 14), которая впоследствии стала его женой. Однако в жизни писателя после женитьбы мало что изменилось. По совету врачей, он живёт в Ялте (слайд № 15), а жена - в Москве.
Зимой 1901- 02 года недалеко от Ялты, жил Л.Н.Толстой. Чехов часто бывал у него, много говорил с великим писателем (слайд № 16). Последнее лето писателя.
К лету здоровье Чехова резко ухудшилось. В начале июня 1904 года он вместе с женой покидает Россию и уезжает на курорт в Баденвейлере на юге Германии.
15 июля 1904 во втором часу ночи Чехов почувствовал себя особенно плохо. Приехавшему на вызов доктору он сказал твердо: «Я умираю». Затем попросил принести шампанского, не торопясь, осушил бокал, лег, повернувшись на левый бок, и вскоре скончался. Похоронен Чехов на Новодевичьем кладбище в Москве. 5. Проверка усвоенного материала, сверка с доской. Выполнение теста на заранее подготовленных карточках. Тест
В каком городе родился А.П. Чехов? (Таганрог.)
В какой семье родился А.П.Чехов? (В купеческой)
Какая профессия была у Чехова? (Врач)
Какие псевдонимы был у Чехова? ( Антоша Чехонте, Грач, Врач без пациентов)
Как называлось имение, купленное А. П. Чеховым в 1892 году, где он построил три школы, вырастил сад? (Мелихово)
Куда совершил большое путешествие Чехов? (На Сахалин)
Назовите рассказ о собаке, который вошёл в круг детского чтения. (Каштанка)
Из какого рассказа это выражение: «Монтигомо Ястребиный Коготь»? (Мальчики)
По словам А.П. Чехова: «Смысл жизни только в одном - … » В чём? (В борьбе)
6. Итог урока.
А нам пора «возвращаться» на машине времени назад в будущее. Наше путешествие заканчивается, и подошёл к концу наш урок, посвящённый теме: «В человеке всё должно быть прекрасно…»(по страницам жизни А.П.Чехова). Но с доктором Чеховым мы увидимся ещё много раз, всегда открывая что-то новое в его жизни и творчестве. Наш сегодняшний разговор не должен остаться незамеченным, потому что сегодня мы открыли Чехова, глубоко переживающего за судьбы людей, страны. Он прожил в двадцатом веке всего только четыре года. Но вместе с именами Льва Толстого и Достоевского имя Чехова получило признание всего человечества. Чехов, как писатель, как человек, как творческая личность, актуален, ибо вся его жизнь – это вечная борьба за человека в человеке и нежелание быть рабом, каторжником собственной жизни
А что узнали вы нового, чем был интересен этот урок? (Дети отвечают)
А сейчас мне очень хочется поблагодарить всех, кто активно работал на этом уроке, отвечая на итоговые вопросы. Домашнее задание.
Прочитать «Мальчики» А.П.Чехова, выписать крылатые выражения из произведения. |
|
|