|
Доброжелательность и забота о детях необходимое условие контакта с родителями Доброжелательность и забота о детях - необходимое условие контакта с родителями.
Воспитателей, приступающих к работе с новой группой детей, волнуют вопросы: как найти путь к сердцу родителей? Как сделать воспитание детей нашим общим делом? Как, о чем вести разговор с родителями, когда они утром спешат на работу и когда уставшие возвращаются с работы? Как сделать, чтобы даже в такие минуты они охотно прислушивались к словам воспитателя, проявляли к ним интерес, чтобы изъявляли желание услышать, чем жил ребенок в детском саду, что нового узнал за день, как проявил себя?
Такого контакта с родителями педагог может достичь, проявляя постоянную доброжелательность, заинтересованность в сотрудничестве с семьей.
С первых дней мы стремились узнать, как ребенок живет в семье, что его там окружает, что дает ему семья. Первые посещения семей начали с целью общего знакомства с условиями семейного воспитания. В беседе с родителями узнавали о том, к какому режиму дня привык ребенок, какие игрушки есть у него и какие из них любимые, где и как они хранятся. О посещениях договаривались заранее, стремились прийти в семью добрыми гостями.
Родители должны видеть в воспитателе человека, который любит их ребенка, живет заботой о нем. Это вызывает у них откровенность, они доверительно рассказывают о своих трудностях, просят совета.
Обычно родители, приходя вечером, чаще всего интересуются, как ел ребенок, оценивающе осматривают его: чист, ухожен ли, не обижен ли. А затем торопливо покидают детский сад.
Как заинтересовать родителей жизнью детей в детском саду? Как показать необходимость придерживаться единого с детским садом подхода к воспитанию детей , особенно к нравственному?
Прежде всего, в часы приема и ухода детей домой мы систематически стали делиться с родителями новостями о жизни детей в детском саду: «Ваш сын научился завязывать шнурки. Теперь и дома ему не понадобится ваша помощь»; «Оксана старательно и аккуратно стала рисовать красками. Особенно ей нравиться накладывать кистью узор на рисунок. Посмотрите, вот ее работы». Или: «Ваш Саша уступил сегодня игрушку Лене. А в дверях пропустил девочек. Поддерживайте, пожалуйста, у него этот навык культурного поведения»; «Пожалуйста, приводите Наташу утром пораньше, чтобы она успевала на зарядку. Ведь это даст ей бодрость и здоровье». Постепенно у родителей начинал появляться интерес к содержанию жизни детей в детском саду, все чаще они стали останавливаться у стенда «Для вас, родители».
Серьезное внимание мы уделяли информационному материалу, особенно рубрике «О наших детях». Например, помещали такую информацию: «На этой неделе учили с детьми стихотворение С.Михалкова «Трезор». Все дети запомнили его. Попросите детей дома прочитать это стихотворение». Или: «Посадили с детьми горох, бобы, лук. Все дети знают теперь, как надо сажать семена, чтобы из них выросли растения. Поддерживайте, пожалуйста, у детей интерес к труду на огороде. Привлекайте к посильной работе».
На групповых родительских собраниях разговор о детях идет не с каждым родителем отдельно, здесь вопросы воспитания решают сообща. Но сообщения, беседа педагога должны дойти до каждого родителя, затронуть, заинтересовать его. Поэтому мы готовимся к собранию очень тщательно. Заранее подбираем материал из жизни детей группы, потому что такой материал интересует родителей, вызывает отклик. Предлагаем родителям, имеющим положительный опыт воспитания детей в семье, поделиться этим опытом, договариваемся заранее о выступлении. Хорошо зная условия воспитания в той или иной семье, мы всегда можем подсказать родителям, о чем желательно было рассказать. Приходиться некоторых и убеждать в ценности их опыта, в важности его распространения.
Конечно, приходиться с родителями говорить не только о положительном но и об отрицательном в семейном воспитании детей.
Как сказать родителям об их ошибках, неправильном поведении, чтобы не вызвать негативной реакции, чтобы они поняли: воспитатель это делает в интересах ребенка? Разговор с позиции интересов ребенка, как правило, вызывает у родителей нужную реакцию, беседа проходит в доброжелательном , деловом тоне. Никогда не позволяем себе делать замечания родителям в присутствии детей или обсуждать с детьми, почему мама или папа не выполнили нашего требования.
В результате всей работы контакт с родителями у нас наладился, а это надежная основа успешного решения задач воспитания. У родителей появилось доверие к нам, они идут в детский сад за помощью, делятся трудностями.
В нашей группе много детей, единственных в семье, и они, как правило, избалованы вниманием старших. Воспитанию у детей из таких семей внимательного, заботливого отношения к людям, способности к сопереживанию нужно уделять особое внимание.
Наташа К. после поступления в сад очень долгое время не играла с детьми, никому не давала игрушек. Мама уделяла внимание главным образом тому, чтобы девочка была как можно лучше одета, берегла свою одежду, свои игрушки. Разговор с родителями Наташи мы начали, опираясь на положительное: отметили, что девочка всегда опрятна, бережно относится к своим вещам. Затем постарались убедить родителей, что не умение Наташи общаться с детьми может отрицательно сказаться на формировании ее характера. Советовали поощрять игры Наташи с другими детьми, желание делиться игрушками, давать простые трудовые поручения дома. Мама соглашалась с нами, но своего отношения к дочери не меняла. Перелом произошел, когда по нашему предложению она дежурила в группе и могла наблюдать свою дочь в детском коллективе длительное время.
Для повышения интереса родителей ко всем мероприятиям, проводимым в детском саду в целях педагогического просвещения, мы стремимся удовлетворить их потребность в знаниях, совершенствуем содержание и формы педагогической пропаганды. Благодаря хорошо налаженному контакту с родителями, благодаря постоянному вниманию к жизни ребенка и в детском саду, и в семье мы добились положительных результатов в воспитании детей. |
|
|