№ урока
| Темы уроков
| Кол-во часов
|
|
1
| Введение. Человек как главный объект изображения в художественной литературе. О книге и чтении.
| 1
|
|
2
| Устное народное творчество. Былины. О былине и её героях.
| 1
|
|
3
| Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник» Беззаветное служение Родине, справедливость и бескорыстие Ильи Муромца.
| 1
|
|
4, 5
| Из литературы Древней Руси. Древнерусское летописание. «Повесть временных лет» (сказания о походе Олега на Царьград, о гибели Олега, о мести Ольги, о походах Святослава, о юноше кожемяке, о белгородском киселе).
| 2
|
|
6
| Повести о монголо-татарском нашествии. Слово как жанр древнерусской литературы. Слава и плач. «Слово о погибели Русской земли».
«Евпатий Коловрат» (из «Повести о разорении Рязани Батыем». Картины разорения Русской земли. Прославление патриотического подвига русских воинов. Изображение Евпатия Коловрата как былинного героя. Лиризм повествования, сочувствие рязанцам и русскому воинству.
| 1
|
|
7
| Баллады
Василий Андреевич Жуковский (1783-1852) – оригинальный поэт и переводчик. Баллада «Светлана». Фольклорная основа баллады. Мысли поэта о торжестве добра и любви на земле. Баллада как литературный жанр.
| 1
|
|
8
| И.В. Гёте. Сведения о жизни поэта. Баллада. «Лесной царь». Перевод В.А. Жуковского.
Фридрих Шиллер. Сведения о жизни поэта. Баллада «Перчатка». Перевод В.А. Жуковского.
| 1
|
|
9
| А.Н. Майков. Баллада «Емшан».
А.К. Толстой. Баллада «Канут».
| 1
|
|
10
| Вн. чтение. В.А. Жуковский. Баллада «Кубок» (из Шиллера); А.К. Толстой. Баллады «Илья Муромец», «Курган».
О рифме и строфе.
| 1
|
|
11
| ЧЕЛОВЕК В ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ. ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА.
А.С. Пушкин. Широта интересов поэта: историческое прошлое и современность. Пушкин на юге. «Песнь о Вещем Олеге». Летописный источник и балладный характер «Песни…». Торжественность поэтической речи.
| 1
|
|
12
| А.С. Пушкин. Вторая ссылка поэта. Михайловское. Стихотворение «Няне» (наизусть). Волнующая задушевность стихотворения. Как учить стихи наизусть.
| 1
|
|
13
| Зимние мотивы в творчестве А.С. Пушкина. Стихотворение «Зимняя дорога» и «Зимнее утро» (наизусть).
| 1
|
|
14
| Избранные страницы пушкинской поэзии. Стихотворения «Узник», «Цветок», «Туча». Выразительное чтение наизусть стихотворений А.С. Пушкина.
| 1
|
|
15
| Р/Р Выразительное чтение наизусть стихотворений А.С. Пушкина.
| 1
|
|
16
| А.С.Пушкин. Роман «Дубровский». Столкновение чести, достоинства с произволом, деспотизмом.
| 1
|
|
17
| Изображение крестьянского бунта в романе.
| 1
|
|
18
| Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой. Авторское отношение к героям.
Роль Маши в судьбе благородного разбойника.
| 1
|
|
19
| Мастерство автора в создании характеров.
| 1
|
|
20
| Роль эпизода в повести. Мастерство Пушкина в воспроизведении быта и нравов.
| 1
|
|
21
| Композиция романа А.С.Пушкина «Дубровский». Термины композиция, роман, сюжет.
| 1
|
|
22
| Р/Р. Сочинение по роману А.С.Пушкина «Дубровский» («Забавы и развлечения русского барина», «Пожар в Кистенёвке», «Отец и сын Дубровские», «Благородный разбойник». «Рассматривая картину В.В. Пукирёва «Неравный брак»).
| 1
|
|
23
| Вн. чтение. А.С. Пушкин. «Барышня-крестьянка», «Выстрел», «Метель», «Станционный смотритель».
| 1
|
|
24
| Николай Михайлович Языков. Один из ярких поэтов пушкинской поры. «Песня» («Из страны, страны далёкой…»), «Пловец».
| 1
|
|
25
| М.Ю.Лермонтов. О поэте. Стихотворение «Парус» (наизусть). Сложность переживаний поэта: жажда деятельности, борьбы и в то же время одиночество, грусть.
| 1
|
|
26
| М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Три пальмы». Тема красоты, гармонии и дисгармонии человека с миром. Аллегорический смысл стихотворений.
| 1
|
|
27
| М.Ю. Лермонтов. Избранные поэтические страницы. «Казачья колыбельная песня». «На севере диком…», «Утёс» (особенности выражения темы одиночества).
Трёхсложные размеры стиха.
| 1
|
|
28
| Н.В.Гоголь. Об авторе и его книге. «Майская ночь, или Утопленница».
| 1
|
|
29
| «Майская ночь, или Утопленница». Сказочность повести. Поэтизация чистой любви, ироническое изображение «власти».
| 1
|
|
30
| Вн. чтение. Н.В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством». Картины народной жизни в повести «Ночь перед Рождеством». Приключения кузнеца в поисках черевичек.
Повесть как литературный жанр.
| 1
|
|
31
| Сергей Тимофеевич Аксаков. Сведения о жизни писателя. «Очерк зимнего дня». Тонкая наблюдательность, чувство глубокой любви писателя к родной природе. Мастерство художественной речи.
| 1
|
|
32
| Р/Р Попробуй сочинить очерк.
| 1
|
|
33
| Мотивы родной природы в русской лирике. Отрывок из книги Д.С. Лихачёва «Земля родная».
Поэзия. В.А. Жуковский, Николай Платонович Огарёв, Алексей Константинович Толстой, Афанасий Афанасьевич Фет, Иван Саввич Никитин, Алексей Николаевич Плещеев, Иван Захарович Суриков.
| 1
|
|
34
| Р/Р Отзыв о стихотворении.
| 1
|
|
35
| СМЕШНОЕ В ЖИЗНИ И ЛИТЕРАТУРЕ
А.П. Чехов. Сведения о жизни писателя. Рассказ «Толстый и тонкий».
| 1
|
|
36
| О смешном в художественном произведении. А.П. Чехов. Рассказы «Смерть чиновника», «Пересолил».
| 1
|
|
37
| Вн. чтение. Ранние рассказы А.П. Чехова: «Лошадиная фамилия, «Хирургия», «С женой поссорился», «Дорогая собака», «Глупый француз» и другие.
| 1
|
|
38
| НРАВСТВЕННАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕКА ПЕРЕД СОБОЙ И ОБЩЕСТВОМ
Владимир Галактионович Короленко. Сведения о жизни писателя. События жизни писателя, отразившиеся в повести «В дурном обществе». Повесть «В дурном обществе» («Дети подземелья»).
| 1
|
|
39, 40
| В.Г. Короленко. Повесть «В дурном обществе» («Дети подземелья»). Сочувственное отношение писателя к людям «подземелья». Значение дружбы в жизни юных героев, их нравственное взросление.
| 2
|
|
41
| В.Г. Короленко. Повесть «В дурном обществе» («Дети подземелья»). Утверждение в повести доброты и уважения к человеку.
Особенности повествования (рассказ от первого лица).
| 1
|
|
42
| Р\Р Портрет литературного героя.
| 1
|
|
43
| Николай Дмитриевич Телешов (1867-1957). Сведения о жизни писателя. Рассказ «Домой».
| 1
|
|
44
| Н.Д. Телешов. Рассказ «Домой».
Обстоятельства и поступки. Нравственность.
| 1
|
|
45
| Альфонс Доде. Рассказ «Маленький шпион». Обстоятельства и поступки. Последствия необдуманного поступка.
| 1
|
|
46
| Андрей Платонович Платонов (1899-1951). Сведения о жизни писателя. Рассказ «Песчаная учительница». Труд как нравственная основа жизни героини. Её самоотверженность, доброта, отзывчивость.
| 1
|
|
47
| Вн. чтение. А.Платонов. Рассказ «Корова».
| 1
|
|
48
| Подготовка к сочинению на тему «Какие качества больше всего ценит А. Платонов в человеке?»
| 1
|
|
49
| Михаил Михайлович Пришвин (1873-1954). Сведения о жизни писателя. Сказка-быль «Кладовая солнца».
| 1
|
|
50, 51
| М.М. Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца». Вера писателя в человека, в его доброту и мудрость по отношению к природе. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Труд в жизни детей.
| 2
|
|
52
| М.М. Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца». Значение истории Травки для понимания идеи повести. Одухотворение природы, её участие в судьбе героев.
| 1
|
|
53
| М.М. Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца». Роль пейзажа в художественном произведении. Жанр сказки-были. Смысл названия произведения.
| 1
|
|
54
| Сочинение по сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца».
| 1
|
|
55, 56
| Вн. чтение. В.П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро». Поведение героя в лесу, его бесстрашие, терпение, любовь к природе, внимание к ней.
| 2
|
|
57
| Страницы поэзии. Движение весны. И. А. Бунин «Бушует полая вода…», «Всё темней и кудрявей берёзовый лес зеленеет…», «Первый соловей»; И. Северянин. «Весенний день»; А.Т. Твардовский «Весенний, утренний, тоненький…»; А.П. Межиров. «Летит сосулька из зимы в весну…».
| 1
|
|
58
| Михаил Михайлович Зощенко (1894-1958). Сведения о жизни писателя. Рассказы «Не надо врать», «Бедный Федя». Роль смеха в рассказах.
| 1
|
|
59
| Юрий Маркович Нагибин (1920-1994). Сведения о жизни писателя. Рассказ «Старая черепаха». Нравственная победа героя над своими душевными слабостями.
| 1
|
|
60
| Валентин Григорьевич Распутин (1937 г.) Сведения о жизни писателя. Рассказ «Уроки французского». Отражение в рассказе трудностей послевоенного времени.
| 1
|
|
61
| В.Г. Распутин. Рассказ «Уроки французского». Самовоспитание героя в нелёгких условиях жизни.
| 1
|
|
62
| В.Г. Распутин. Рассказ «Уроки французского». Уроки доброты и милосердия Лидии Михайловны.
| 1
|
|
63
| В. Распутин о рассказе «Уроки французского».
| 1
|
|
64
| Николай Михайлович Рубцов (1936-1971). Сведения о жизни поэта. Стихи «Детство», «Далёкое», «Звезда полей», «Старый конь», «Левитан», «Сапоги мои – скрип да скрип…», «Воробей».
| 1
|
|
65, 66
| Джеймс Олдридж. Сведения о жизни писателя. Рассказ «Последний дюйм». Исключительные обстоятельства, в которых испытываются мужество, воля, упорство, жизнестойкость героев. Отчуждение отца и сына и путь его преодоления. Смысл названия рассказа.
| 2
|
|
67
| Сочинение на тему «Верный друг» («Друзья познаются в беде», «Голос совести»).
| 1
|
|
68
| Итоговый урок. Какие книги выбрать для чтения летом.
| 1
|
|
Итого:
68 уроков
|
|
|