Главная страница


Канонизированные русской православной церковью, причисленные к лику святых



НазваниеКанонизированные русской православной церковью, причисленные к лику святых
страница5/7
Дата08.04.2016
Размер1.28 Mb.
ТипСправочник
1   2   3   4   5   6   7


Выть (до 30 десятин земли) + обжа (до 15 десятин) + соха -единицы обложения на Руси.

«плошка», «противень» и «контарная» - сборы при продаже соли. Соль мерилась плошками, противнями, взвешивалась контарем — род весов (безмена), с неподвижной точкой опоры и с подвижной гирей.

Иосифляне – сторонники церковного деятеля Иосифа Волоцкого, основателя в 1479г Иосифо - Волоколамского монастыря, защитники монастырских владений, власть главы церкви выше великокняжеской.

Нестяжатели- сторонники настоятеля Троице-Сергиева монастыря, основанного в 14 в. Сергием Радонежский, Иосифа Волоцкого. Выступали против монастырского землевладения, за сильную княжескую власть.

Иосифляне, нестяжатели - представители 2 основных течений в русской христианской и общественной мысли, ярко проявившиеся в 15-16вв.осн в русской христианской и общественнстяжатели + й мысли, ярко проявившихся в 15 — 16 вв.

Ересь жидовстующих –иудейское еретическое движение в Древней Руси последней трети XV  н. XVII в. Утверждали, Христос - не сын Божий, а только пророк; против поклонения иконам и крестам –пережиток языческого идолопоклонства; отмаливать грехи нужно чистыми помыслами и благими делами, поэтому возведение храмов бесполезное занятие; подвергали критике монахов, считая, что они ведут не богоугодный образ жизни.

Стяжатели + жидовствующие +нестяжатели – течения в Русской православной церкви 16в.

1478 + 1510 +1514 – присоединение новых территорий, рост Московского княжества.

1490, 1504 –церковные соборы, признавших виновными в ереси священников.

«всех огню предати, у всех языки изрезывати и иными казнями казнити» - решение Церковного собора 1504 , решением которого было осуждение и смерть московских и новгородских еретиков.

«Се есть сатанино воинство» - надпись на берестяных остроконечных шапках, которая украшала головы еретиков.

Москва-Третий Рим – теория, сформулированная монахом псковского монастыря Филофеем в посланиях Василию 3. Суть: мировой центр христианства последовательно перемещался из Рима «ветхого» во второй «Рим» -Константинополь, оттуда в Москву.

Первая Римская империя - непосредственно РИМ.
Вторая Римская империя - Византийская империя, Константинополь.
Древний Рим для наших предков славян был олицетворением политического могущества, а также твердыней христианской веры. Поэтому в Московской Руси и возник государственный девиз: «Москва третий Рим, а четвертому не быть» . Вторым Римом считалась христианская Византия, точнее, ее столица Константинополь (по-русски: Царьград).

Концепция «Москва –Третий Рим» - провозглашала идею преемственности власти московских князей по отношению к императорам Древнего Рима и Византийской империи.

Теория «Москва- Третий Рим» окончательно сформулирована в 1510-1511 монахом Филофеем: "Рим пал за грехи от варваров, второй Рим - Константинополь - пал от турок-османов, третий Рим - Москва - будет стоять вечно. Четвёртому Риму не бывать". Васнецов А.М. Каменный мост Москва, по его мнению, должна стать мировым центром истинного православия. Теория "Москва - третий Рим" утверждала, что исторической преемницей Римской и Византийской империй, павших, создателя этой теории, из-за отклонения от "истинной веры" , является Московская Русь -"третий Рим". Сформулирована в виде послания к московскому великому князю Василию III Ивановичу.

Продолжите ряд: Рим +Константинополь +Москва. Ряд продолжения не имеет, т.к. «Москва есть третий Рим, а четвертому не бывать».

Московский рубль, копейка- денежные единицы, введенные в правление Еленой Глинской. Рубль=100 коп; гривна =10 копеек, алтын =3 копейки.

Адашев + митрополит Макарий +князь Курбский +духовник Сильвестр – деятели Избранной Рады в начальный период правления Ивана 4 Васильевича.

Госдеятели 16 в.

Служебное положение

Дьяк Висковатый
Митрополит Макарий

Окольничий Адашев

Сильвестр

Филипп Колычев

Дипломат, глава Посольского приказа, руководил царским архивом

Глава РПЦ, член Избранной рады, венчал Ивана 4 на царство

Глава Челобитного приказа

Духовный наставник Ивана 4, сослан в Соловецкий монастырь

Митрополит РПЦ, осуждал опричнину, сослан




1510 (Псков) + 1521 (Рязань)+ 1523 – расширение территории Российского государства при Василии 3

1549 (Земский собор) + 1550 (Стоглав) + 1551-1556 (реформы местного управления. Кормления отменены. Военная реформа: служба регулировалась «Уложением о службе» ) –реформы Избранной рады в период правления Ивана 4.

Казаки +пушкари +воротники +казенные кузнецы – категории «приборных людей» по военной реформе 1556г при Иване 4.

Губные старосты +земские старосты +городовые приказчики – выборные должности по реформе местного самоуправления 1556г.. суд +сбор податей (налогов) +закон и порядок.

1552, 1555, 1556, -присоединение Казанского, Астраханского ханств, Западной Сибири к России.

Названия ханств

Столица

Основатель

Крымское

Сибирское

Казанское

Астраханское

Ногайская Орда

Бахчисарай

Кашлык

Казань

Астрахань

Сарайчик

Давлет-Берди

Хаджи –Мухаммед

Улуг- Мухаммед

Махмуд

Едигей


Царский предел Архангельского собора Московского Кремля был выстроен в связи с тем, что за убийство своего сына Ивана в 1582г. на Ивана 4 была наложена епитимья (церковное наказание): год не переступать порог храма. Чтобы царь мог молиться у Архангельского собора и наблюдать службу, соорудили специальный предел, названный позже царским.

«Родился у вас царь, а у него двои зубы: одним ему съесть на, татар, а другим –вас..» - говорила так казанская ханша, узнав о рождении Ивана 4, имея в виду опричнину.

Похожие и непохожие крестьяне – категории феодально - зависимых крестьян в Великом княжестве Литовском. Похожие - имели право уйти от феодала, рассчитавшись с ним по договору. Их называли вольными. Непохожие -основная категория населения крестьян, полностью зависимых от феодала. Обе категории крестьян закабалялись. Литовский статут 1588г рассматривал «засидевшего» похожего крестьянина как непохожего. Статут запрещал непохожему крестьянину аренду земли и уход в наем.

Федор Иоаннович –сын Ивана 4 –последний царь из Рюриковичей, в 1598г скончался бездетным и начался период Смутного времени 1598-1613гг.

Василий Косой +Василий 1 +Василий 2+Дмитрий Шемяка – лишнее Василий 1, остальные –князья, участники феодальной войны 15 в.
Тюмень +Березов + Нарым +Тобольск – крепости, построенные в Сибири в конце 16в.

«Полуустав» - беглое и свободное письмо.

1564- начало книгопечатания. Иван Федоров и Петр Мстиславец -1 русская книга «апостол»

1565 – «Часословец»- книга для обучения грамоте.

Поэма «Задонщина» - автор Сафоний Рязанец – о Куликовской битве.

«Сказание о Мамаевом побоище» -автор неизвестен .
«Хождение за три моря» - автор купец тверской Афанасий Никитин о путешествии по Востоку, в которое отправился в 1466г. «Да сохранит Бог землю Рускую! Боже, сохрани ее! В сем мире нет подобной земли….» «Но почему князья земли Русской не живут друг с другом как братья! Да устроится земля Руская!»

«Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище», «Хождение за три моря» - жанры литературы 14-15 вв.

И. Пересветов, Курбский – публицисты 16в. Публицистика – литературное творчество, посвященное политическим вопросам.

«Хронограф» - сборник сочинений по всемирной истории.

Четьи минеи – книги, созданные людьми близкими к митрополиту Макарию в 1 половине 16в. «Четьими» назывались книги на Руси, предназначенные для чтения, которые использовались при богослужении. «Минеи» - сборники, где все произведения распределены по месяцам, дням, в которые их рекомендуется читать.

«Великие минеи четьи» -сборник для чтения, в котором жития святых располагались по порядку дней, когда отмечалась их память..

Домострой – автор священник Сильвестр – наставления по ведению домашнего хозяйства, воспитанию детей, исполнению в семье религиозных норм и обрядов. Главная идея – идея подчинения в государстве царской власти, в семье- ее главе.

«Часословец» - первая русская печатная книга для обучения грамоте.

«Лиц евой летописный свод» - рассказ о русской истории со времен первых русских князей и до царствования Ивана Грозного

Барма и Постник – русские мастера, строители Покровского СОБРа (собор Василия Блаженного) в честь взятия Казани.

Феофан Грек –живописец из Византии, приехавший на Русь в 70 г 14в. Лучшая работа –фресковая роспись новгородской церкви Спаса Преображения на Ильине улице, в Москве – церковь Рождества +Кремлевский терем великого князя Василия 1, фрески для Архангельского собора, иконостас для Благовещенского собора Московского Кремля.

А.Рублевмонах Троице-Сергиева монастыря, Спасо - Андроникова монастыря.

Рублев, Ф.Грек, Прохор – живописцы 15в, которые расписывали вместе стены Благовещенского собора в Московском Кремле.

Даниил Черный – живописец.

Дионисий – монах, живописец конца 15-начала 16вв.

Рубаха +порты + кафтан +лапти – элементы одежды и обуви русских в 15-16вв.

Душегрея +сарафан - элементы одежды в России 15-16вв.

Староста +целовальник +сотский +пятидесятский +стрелец – лишнее стрелец –воинское звание, остальные –должности системы самоуправления, введенные после Земского собора 1549г
Слово «опротоволоситься» возникло в связи с тем, что волосы заплетали в косы. Замужние женщины тщательно прятали волосы под особую шапочку из шелка- волосник. Показать волосы для замужних женщин считалось грехом. Поверх волосника надевали платок.

Выражение «Ходить козырем» возникло в 16. Высокий стоячий воротник был из атласа, бархата или порчи. Воротник расшивался серебром, золотом, жемчугом и драг. Камнями. Воротник закрывал весь затылок и назывался козырем.

Ферязь, охабень, однорядка – названия широкой длиннополой одежды для улицы в зависимости от фасона.
Опашень – длинная одежда из тяжелой материи с широким круглым воротником.

Братья Лихуды -Иоанникий Лихуд (греч. Λειχούδης, 1633 — 1717) и Софроний Лихуд (1652 — 1730) — греческие православные монахи, первые преподаватели славяно-греко-латинской академии — первого высшего учебного заведения в Московском государстве.
Парсуна – портретное изображение определенного лица, «персоны».

Иоаким (Любим) Агеев и Василий Ильин, ярославец Севастьян Дмитриев, Яков Казанец и Степан Рязанец -  известные художники XVII. Первым иконописцем был святой евангелист Лука, Алипий, Григорий, Петр, Митрополит Московский 13 в, Симон, митрополит Московский, Варлаам и Макарий 16 век, . Пахомий Нерехтский и его ученик Иринарх; святитель Феодор Ростовский, племянник Преподобного Сергия; преподобный Игнатий Ломский, спостник преподобного Кирилла Белоезерского; преподобный Анания -известные иконописцы в России.

Поташ – продукт, производимый из древесной золы. Использовался для изготовления мыла, стекла, в качестве удобрений почвы.

Починок - небольшое поселение в 1-2 двора.

«Крестоцеловальная запись» в которой было дано обещание: «.. всякого человека, не судя истинным судом с бояры своими, смерти не предати», связана с именем Василия Шуйского в период Смутного времени.

Ляпунов +Трубецкой +Зарубин – руководители 1 ополчения в годы Смутного времени.

«Хотели выбрать не способнейшего, а удобнейшего» - Ключевский о Михаиле Федоровиче Романове.

«Миша Романов молод, разумом еще не дошел и нам будет поваден» - Шереметев в письме князю Голицыну о 16-летнем Михаиле Федоровиче Романове.

«Вчерашний раб, татарин, зять Малюты» «Никто не будет в моем царстве нищ и беден, последнюю рубаху и ту разделю со всеми» - о Борисе Годунове; на выборах на Земском соборе на царство в 1598г.

имел «грудь широкую, одну руку короче другой, глаза голубые, волосы рыжие, на щеке бородавку, на лбу другую» - отрывок из произведения Пушкина «Борис Годунов». Речь идет о Григории Отрепьева –известном в истории под именем Лжедмитрий 1.
Предателя, мнили, во мне вы нашли:

Их нет и не будет на русской земли!

В ней каждый отчизну с младенчества любит

И душу изменой свою не погубит… Эти слова в поэме Рылеева принадлежат костромскому крестьянину Ивану Сусанину. В знак благодарности за подвиг Сусанина царь пожаловал мужу единственной дочери Сусанина половину дворцовой деревни «за службу и за кровь тестя его» с освобождением его и его потомства от всяких податей. Объясняется тем, что в 17в. и ранее, любой счет шел от мужских душ: количество крепостных; наделение землей крестьянских хозяйств .. Права мужчин, хозяев дома и семьи, превалировали над бесправными женщинами во всем, в том числе и в наследовании имущества и земли.

«Это трагическая фигура на русском престоле. Правитель, стремившийся оказать реальную помощь народу, укрепить военную мощь страны и внешнеполитическое положение, считался виновником всех несчастий, обрушившихся на страну, и был ненавидим народом» - о Борисе Годунове.

«Тушинский вор» - Лжедмитрий 2, т. к. обосновался в укрепленном лагере в Тушино.

Мстиславский + Воротынский +Трубецкой +Голицын +Лыков +Романов +Шереметев – правительство в период Смутного времени после В. И. Шуйского –Семибоярщина (1610-1613).

«сам себя считал самодержавным и ни от кого независимым, был всегда под влиянием то тех, то других»- историк Костомаров об Алексее Михайловиче Тишайшем.

«Соединение глубокой религиозности и аскетизма с охотничьими наслаждениями и светлым взглядом на жизнь не было противоречием в натуре Алексея Михайловича. Он сознательно позволял себе свои охотничьи и комедийные развлечения, не каясь после них. При всем своем уме царь Алексей Михайлович был безвольный и временами малодушный человек. Пользуясь его добротой и безволием, окружавшие не только своевольничали, но и забирали власть над самым «тихим» государем»- историк Платонов характеризует Алексея Михайловича Тишайшего.

«Путные бояре» - бояре, ведавшие «путями», т.е. отдельными отраслями управления страной в 17в. Высшие должностные лица: тысяцкий, окольничий, дворецкий.

«Царь указал, а бояре приговорили» - традиционная формула, которой закреплялись указы 17в.

Бояре +окольничие +думные дворяне +думные дъяки - иерархия думных чинов в Боярской думе 17в.

Приказы +коллегии +министерства- органы исполнительной власти в стране в 16-19вв.

есаул +подхорунжий +сотник +гусар – лишнее гусар –наименование представитель одного из родов войск в Российской империи, остальное казачьи чины из Табели о рангах.

Осьминник +гарнец +куль +склянка – склянка – лишнее, песочные часы с получасовым ходом, применявшиеся на флоте, остальное русские меры сыпучих тел.

Коллежский асессор +надворный советник +дьячок земский +титулярный советник –лишнее дьячок земский –служащий учреждений местного самоуправления 16-нач. 18вв, остальное –гражданские чины из табели о рангах

Штабс-капитан + штабс-ротмистр +обер-шенк +подъесаул –лишнее обер-шенк –не военный , а придворный чин заведующим винным погребом императорского двора, остальные –военные чины.

Десятник +пятидесятник +сотник +полуголова – названия воинских чинов стрелецкого войска в 17 в.

Описание российского флага

Время их появления и название

Бело-сине-красный флаг

Торговый флот, утвержден Петром 1 в 1697г

Синие полосы крестом на белом фоне

Андреевский военно-морской, начало 18в.

Красное полотнище с прямым белым крестом и наложенным на него Андреевским синим крестом

Гюйс , флаг поднимаемый на носовом флагштоке

Красное полотнище с прямым белым крестом

Русского флота при Павле 1


«Конно, людно и оружейно» - принцип формирования воинских сил, по которому помещики, мирно занимавшиеся хозяйством по своим поместьям, на самом деле являвшиеся воинами, обязаны были явиться к местному воеводе на сборы на войну.

Поговорки и пословицы, перекликающие с историческими картинами художника Иванова С.В.

картина

Пословица

«Суд в Московском государстве»

«Приезд воеводы»

«В приказе московских времен»

«Боярская дума»

«Земский собор»

«Царь»

«Всякий подъячий любит калач горячий»

«Воеводою быть – без меду не жить»

«Бить челом Фоме, а было бы что в суме»

«Перо за ухом, так и пальцы в крюк»

«Невправдою суд стоит»

«Суд прямой, да судья кривой»

«Тяжбу завел – стал гол как сокол»

«Перед Богом ставь свечку, перед судьей -мешок»



«Бунташный век» - события 17 века в период царствования Алексея Михайловича Тишайшего: «Соляной бунт» (1648) + «Медный бунт» (1662) +крестьянская война под рук Разина (1667-1671).

Обмирщение (от слова «мирской» - светский) – процесс в русской культуре 17в, отход от жесткого церковного влияния на общественную жизнь России, широкое распространение в культуру светских элементов ( в лит-ре – появляется новый жанр – сатирическая повесть. «Служба кабаку», «Повесть о куре и лисе» - пародия на церковную службу, высмеивались обжорство и пьянство монахов, «Повесть о Ерше Ершовиче» - судебная волокита и взяточничество. В живописи –крупный художник 17в. С.Ушаков. Икона «Спас Нерукотворный», в конце 17в. –появляются первые парсуны (портретная живопись (персоны), изображающие реальных персонажей, написанные маслом на холсте. Стремясь ограничить влияние Запада в лице пребывавших в Москву иностранцев, заставляли селиться их подальше от москвичей –специально отведенной для них Немецкой слободе

«Народ собирался в дорогу.. Ждали вождя, и вождь явился» - писал историк Соловьев о Петре 1.
Пехота (солдатские) + конница (рейтарские) + драгунские (смешанного строя) – полки «иноземного строя»
Верные утверждения по культуре 17в.

Наряду с церковной литературой появились 1 светские произведения.

Выдающимся памятником архитектуры являлся летний дворец Михаила Романова в Коломенском.

Новым стало появление стеклянных окон в домах феодальной знати.

В 17в появляются 1 произведения портретной живописи – парсуна.

Самый крайний северный мыс Чукотки назван именем русского первопроходца Семена Дежнева.

Для русской архитектуры 17в. было характерно наличие нарядности, обилие каменной резьбы.

Большие изменения произошли в одежде бояр и дворян.

первопроходец

Исследованные земли

Дежнев С.И.

Реки Оймякон и Анадырь

В.Д.Поярков

Бассейн реки Амур

М.В. Стадухин

Восточная Сибирь и Крайний Север

Е.П. Хабаров

Приамурье
1   2   3   4   5   6   7