|  | Тематический план № п/п Наименование раздела программы Тема урока (этап проектной или исследовательской деятельности) Кол-во часов Тип урока| развернутый тематический план
 
             | №
 
 п/п
 
 | Наименование
 
 раздела
 
 программы
 
 | Тема урока
 
 (этап проектной или исследовательской
 
 деятельности)
 
 | Кол-во
 
 часов
 
 | Тип
 
 урока
 
 | Элементы содержания
 
 | Требования
 
 к уровню подготовки обучающихся
 
 (результат)
 
 | Вид
 
 контроля.
 
 Измерители
 
 | Элементы
 
 дополнительного
 
 (необязательного)
 
 содержания
 
 | Домашнее задание
 
 |   | 1
 
 | 2
 
 | 3
 
 | 4
 
 | 5
 
 | 6
 
 | 7
 
 | 8
 
 | 9
 
 | 10
 
 |   | 1
 
 | Где мы живем
 (2 ч)
 
 | Твой адрес
 
 в мире
 
 | 1
 
 | Комбинированный
 
 | Название нашей планеты – Земля. Россия – многонациональное государство. Знакомство с государственной символикой (герб, флаг, гимн)
 
 | Знать:
 
 – название нашей планеты;
 
 – родной страны и ее столицы;
 
 – региона, где живут учащиеся.
 
 Уметь:
 
 – называть свой адрес в мире: планета Земля, страна Россия, область, город, улица, дом, квартира;
 
 – давать устное описание объектов окружающего мира
 
 | Фронтальная беседа
 
 | Труд, отдых в семье
 
 | с. 5–7
 
 |   | 2
 
 | Что нас
 
 окружает
 
 | 1
 
 | Комбинированный
 
 | Объекты живой и неживой природы: люди, животные, здания, машины и т. д. Отличие объектов природы от созданных человеком
 
 | Знать, что нас окружает; предметы живой и неживой природы.
 
 Понимать общие условия, необходимые для жизни живых организмов
 
 | Проверочная работа
 
 | Понятие «экология»
 
 | с. 8–13
 
 |   | 3
 
 | Природа
 
 (21 ч)
 
 | Неживая
 
 и живая
 природа
 
 | 1
 
 | Комбинированный
 
 | Солнце, воздух, вода, растения, животные – окружающая нас природа. Первоначальные представления о живой и неживой природе
 
 | Знать:
 
 – названия времён года;
 
 – основные свойства воздуха и воды;
 
 – общие условия, необходимые для жизни растений и животных.
 
 Уметь различать объекты природы
 
 и предметы, созданные человеком, объекты живой и неживой природы
 
 | Текущий. Решение кроссвордов
 
 | 
 
 
 | с. 14–15
 
 |  
 
 
             | 1
 
 | 2
 
 | 3
 
 | 4
 
 | 5
 
 | 6
 
 | 7
 
 | 8
 
 | 9
 
 | 10
 
 |   | 4
 
 | 
 
 
 | Явления
 природы
 
 | 1
 
 | Комбинированный
 
 | Природные явления. Сезонные изменения в природе
 
 | Знать:
 
 – понятие «явления природы»;
 
 – основные свойства воздуха и воды.
 
 Уметь:
 
 – различать объекты природы
 
 и предметы, созданные человеком, объекты живой и неживой природы;
 
 – определять признаки сезонных изменений в природе;
 
 – определять температуру воздуха, воды и тела человека
 
 | Текущий. Заполнение дневников наблюдений
 
 | 
 
 
 | с. 16–17
 
 |   | 5
 
 | Природа
 
 | Как измеряют температуру?
 
 | 1
 
 | Практическая работа
 
 | Знакомство с различными видами термометров. Правила пользования ими. Уметь измерять и записывать температуру. Опыты
 
 с природными объектами, простейшие измерения температуры воздуха, воды
 
 | Знать:
 
 – понятие «температура»;
 
 – правила измерения температуры;
 
 – названия времён года.
 
 Уметь определять температуру воздуха, воды и тела человека
 
 | Текущий. Индивидуальный опрос
 
 | 
 
 
 | с. 18–19
 
 |   | 6
 
 | Что такое погода?
 
 | 1
 
 | Комбинированный
 
 | Что такое окружающий мир. Как человек познает природу, общество, самого себя
 
 | Знать:
 
 – понятие «погода»;
 
 – названия времён года;
 
 – названия осенних месяцев;
 
 – основные свойства воздуха и воды.
 
 Уметь:
 
 – отмечать погоду в дневнике наблюдений;
 
 – определять признаки сезонных изменений в природе;
 
 – определять температуру воздуха, воды и тела человека
 
 | Текущий. Заполнение дневников наблюдений
 
 | Погода, предсказание погоды
 
 | с. 20–23
 
 |  
 
 
             | 1
 
 | 2
 
 | 3
 
 | 4
 
 | 5
 
 | 6
 
 | 7
 
 | 8
 
 | 9
 
 | 10
 
 |   | 7
 
 | 
 
 
 | Урок-экскурсия «В гости к осени»
 
 | 1
 
 | Урок-экскурсия
 
 | Особенности времен года
 
 (на основе наблюдений). Неживая и живая природа (различение, краткая характеристика объектов неживой и живой природы, отличие от изделий). Понимание связи неживой и живой природы. Характерные признаки осени в неживой природе
 
 | Знать правила поведения на экскурсии.
 
 Уметь:
 
 – устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой
 
 и живой природе;
 
 – выполнять правила поведения в природе
 
 | Фронтальная беседа. Тест
 
 | Погода, предсказание погоды
 
 | Тетрадь,
 
 с. 13, № 1
 
 |   | 8
 
 | Природа
 
 | В гости
 
 к осени
 
 | 1
 
 | Комбинированный
 
 | Особенности времен года
 (на основе наблюдений). Неживая и живая природа (различение, краткая характеристика объектов неживой и живой природы, отличие
 
 от изделий). Понимание связи неживой и живой природы
 
 | Знать:
 
 – признаки осени;
 
 – названия осенних месяцев;
 
 – основные свойства воздуха и воды.
 
 Уметь устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой
 
 и живой природе
 
 | Проверочная работа
 
 | Погода, предсказание погоды
 
 | с. 24–29
 
 |   | 9
 
 | Звёздное
 
 небо
 
 | 1
 
 | Комбинированный
 
 | Земля – планета
 
 | Знать:
 
 – понятия «звездное небо»;
 
 – «созвездие».
 
 Уметь:
 
 – работать с картой звездного неба;
 
 – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о нашей планете
 
 | Текущий. Решение кроссвордов
 
 | Солнце – небесное тело, источник света
 
 и тепла
 (общее представление
 
 о влиянии на земную жизнь). Карта звёздного неба. Созвездия
 
 | с. 30–33
 
 |  
 
 
             | 1
 
 | 2
 
 | 3
 
 | 4
 
 | 5
 
 | 6
 
 | 7
 
 | 8
 
 | 9
 
 | 10
 
 |   | 10
 
 | 
 
 
 | Заглянем в кладовые земли
 
 | 1
 
 | Практическая
 
 работа
 
 | Неживая и живая природа
 (различение, краткая характеристика объектов неживой и живой природы, отличие от изделий).
 
 Понимание связи неживой и живой природы
 
 | Знать:
 
 – понятия «горная порода»
 
 и «минералы»;
 
 – названия и отличия горных пород от минералов (3 минерала);
 
 – состав гранита.
 
 Уметь различать объекты природы
 
 и предметы, созданные человеком, объекты живой и неживой природы
 
 | Текущий. Заполнение дневников наблюдений
 
 | Полезные ископаемые. Знакомство с понятиями «горная порода»
 
 и «минералы». Состав гранита
 
 | с. 34–37
 
 |   | 11
 
 | Природа
 
 | Про воздух
 
 | 1
 
 | Комбинированный
 
 | О чистом воздухе и его необходимости для жизни людей и растений. Загрязнение воздуха отравляющими веществами
 
 | Знать:
 
 – основные свойства воздуха
 
 и воды;
 
 – общие условия, необходимые для жизни растений и животных.
 
 Уметь:
 
 – определять свойства воздуха;
 
 – определять признаки сезонных изменений в природе;
 
 – определять температуру воздуха, воды и тела человека
 
 | Текущий. Индивидуальный опрос
 
 | Свойства воздуха
 
 | с. 38–41
 
 |   | 12
 
 | И про воду
 
 | 1
 
 | Комбинированный
 
 | Твердые, жидкие, газообразные вещества. Разные состояния воды. Вода в природе. Охрана воды
 
 | Знать, где используется вода, как
 
 и почему она загрязняется.
 
 Уметь:
 
 – называть свойства воды;
 
 – роль воды для живой природы;
 
 – называть очистительные сооружения
 
 | Текущий. Заполнение дневников наблюдений
 
 | Свойства воды
 
 | с. 42–45
 
 |  
 
 
             | 1
 
 | 2
 
 | 3
 
 | 4
 
 | 5
 
 | 6
 
 | 7
 
 | 8
 
 | 9
 
 | 10
 
 |   | 13
 
 | 
 
 
 | Какие бывают растения?
 
 | 1
 
 | Практическая
 
 работа
 
 | Растения: разнообразие, части растений, условия, необходимые для жизни. Деревья, кустарники, травы (наблюдения в ближайшем окружении, сравнение). Дикорастущие и культурные растения родного края (различие)
 
 | Знать:
 
 – чем отличаются друг от друга деревья, кустарники, травы;
 
 – лиственные и хвойные деревья;
 
 – 2–3 вида растений, занесённых в Красную книгу.
 
 Уметь:
 
 – определять растения;
 
 – называть дикорастущие и культурные растения родного края (различие)
 
 | Фронтальная беседа. Тест
 
 | Красная книга
 
 | с. 46–49
 
 |   | 14
 
 | Природа
 
 | Какие бывают животные?
 
 | 1
 
 | Комбинированный
 
 | Животные: разнообразие
 (насекомые, рыбы, птицы, звери); особенности их внешнего вида, питания, размножения (на примерах животных, обитающих в данной местности).
 
 Взаимосвязь растений и животных
 
 | Знать:
 
 – общие условия, необходимые для жизни животных;
 
 – особенности внешнего вида животных и растений;
 
 – особенности ухода за домашними животными;
 
 – меры безопасности при общении с животными;
 
 – 2–3 вида животных, занесённых в Красную книгу.
 
 Уметь раскрыть особенности внешнего вида и жизни животных, приводить 2–3 примера
 
 | Проверочная работа
 
 | 
 
 
 | с. 50–53
 
 |   | 15
 
 | Невидимые нити
 
 | 1
 
 | Комбинированный
 
 | Связи между живой и неживой природой. Связи человека с окружающей природой
 
 | Знать понятие «невидимые нити
 
 в природе».
 
 Уметь устанавливать взаимосвязи
 
 в природе
 
 | Текущий. Решение кроссвордов
 
 | Невидимые нити
 
 | с. 54–57
 
 |  
 
 
             | 1
 
 | 2
 
 | 3
 
 | 4
 
 | 5
 
 | 6
 
 | 7
 
 | 8
 
 | 9
 
 | 10
 
 |   | 16
 
 | 
 
 
 | Невидимые нити в осеннем лесу
 
 | 1
 
 | Комбинированный
 
 | Особенности времен года
 
 (на основе наблюдений). Взаимосвязь растений и животных.
 
 Правила поведения в природе
 
 | Знать понятие «невидимые нити
 
 в природе».
 
 Уметь устанавливать связи между: а) растениями и животными;
 
 б) грибами и животными;
 
 в) грибами и растениями
 
 | Текущий. Заполнение дневников наблюдений
 
 | Грибы. Съедобные и несъедобные грибы (узнавание)
 
 | с. 58–61
 
 |   | 17
 
 | 
 
 
 | Дикорастущие и культурные растения
 
 | 1
 
 | Комбинированный
 
 | Растения: разнообразие, части растений, условия, необходимые для жизни. Деревья, кустарники, травы (наблюдения в ближайшем окружении, сравнение).
 
 Дикорастущие и культурные растения родного края
 (различие)
 
 | Знать дикорастущие и культурные растения.
 
 Уметь:
 
 – делить растения на дикорастущие
 (деревья, кустарники, травы) и культурные (овощные, плодовые, зерновые, декоративные прядильные);
 
 – различать части растений, отображать их на рисунке;
 
 – оценивать воздействие человека на природу, выполнять правила поведения в природе и участвовать в её
 охране
 
 | Текущий. Индивидуальный опрос. Тест
 
 | Красная книга
 
 | с. 62–65
 
 |   | 18
 
 | Природа
 
 | Дикие и домашние животные
 
 | 1
 
 | Комбинированный
 
 | Деление на домашних и диких животных. Особенности жизни, питания, ухода,
 
 выращивание детёнышей
 
 | Знать:
 
 – общие условия, необходимые для жизни животных;
 
 – особенности внешнего вида животных и растений;
 
 – особенности ухода за домашними животными;
 
 – меры безопасности при общении с животными.
 
 Уметь раскрыть особенности внешнего вида и жизни животных, приводить 2–3 примера
 
 | Текущий. Заполнение дневников наблюдений
 
 | Красная книга
 
 | с. 66–69
 
 |  | 
 |  |