Главная страница

Класс 8 Учебник Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России XIX века, 2013 год. Тема урока : " Отечественная война 1812 года" Цель урока



Скачать 116.12 Kb.
НазваниеКласс 8 Учебник Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России XIX века, 2013 год. Тема урока : " Отечественная война 1812 года" Цель урока
Дата11.04.2016
Размер116.12 Kb.
ТипУчебник

Методическая разработка урока истории в 8 классе

( в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения)

Учитель истории - Сыркина Мария Александровна

Школа – МБОУ «СОШ №2» г. Альметьевск, Республика Татарстан

Класс – 8

Учебник – Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России XIX века, 2013 год.

Тема урока: "Отечественная война 1812 года"

Цель урока:

Личностные воспитание уважения к историческому наследию народов России; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки; формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений.

Метапредметные развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок; развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять  и аргументировать  своё  отношение к ней.

Предметные развитие умений работать с учебником; овладение понятиями; анализ документов по Отечественной войне 1812г.

Тип урока: ознакомление с новым материалом

Планируемые достижения:

  1. Образовательные:

  • Усвоение определения понятий адъютант, инфантерия, бюджет, ополчение, флеши, фураж и основных событий: переход французской армии через Неман, Смоленское сражение, Бородинское сражение, совет в Филях, Тарутинский маневр, сражение под Малоярославцем, сражение при Березине.

  • Формирование навыков планирования ответа

  • Формирование у учащихся умения выделять главные события Отечественной войны 1812 года.

  • Формирование навыков сознательного и активного слушания объяснений преподавателя; установление существенных признаков и черт наблюдаемых предметов и явлений, связей и отношений между ними.

  1. Развивающие:

  • Умения формулировать и доказывать свою точку зрения

  • Умений анализировать, сравнивать, обобщать

  • Умение применять новые знания

  • Развитие творческих, речевых способностей учащихся

  • Умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт

  • Развитие умения формулировать проблему

  • Развитие умения групповой и парной работы

  1. Воспитательные:

  • Создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества

  • Воспитание интереса к предмету, к учению

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в парах.

Средства обучения: проектор, презентация, учебник, рабочие тетради, контурные карты.

Основные события изучаемые на уроке: переход французской армии через Неман, Смоленское сражение, Бородинское сражение, совет в Филях, Тарутинский маневр, сражение под Малоярославцем, сражение при Березине.

Технологическая карта урока



п/п

Этап урока

Формируемые УУД.

Деятельность

ЭОР

Время

(мин.)


учитель

учащиеся

1

Организационный момент

Цель- – активизация учащихся.

Уметь организовываться к работе

Проверяет готовность к уроку, настраивает детей на работу. Проверка посещаемости.

Приветствуют учителя. Эмоциональный настрой на работу.




1

2

Проверка домашнего задания

Цель- проверка усвоения пройденного материала.

Уметь оценить выполненные задания

Раздает листочки с заданиями по вариантам, открывает слайд 1. Через 6 минут предлагает поменяться листочками и провести взаимопроверку. Собирает листочки.

Выполняют задание на листочках, меняются листочками. Проверяют ошибки товарища по парте, выставляют оценки.

Презентация

(слайд 1,2)

7

3

Создание проблемной ситуации

Цель- мотивировать учеников изучать Отечественную войну как важнейшее событие в истории России.

Умение ставить учебные цели

Организует обсуждение возникших затруднений:

? Посмотрите оглавлении учебника и найдите особенность в рассмотрении тем автором?

? Определите проблемный вопрос урока?

Пытаются сформулировать тему и цели урока совместно с учителем

! Внутренняя политика Александра I делится на 2 части – до и после Отечественной войны!

! Почему ОВ 1812 года делит правления Александра I на две части!

Цель урока: определить влияние ОВ 1812 года на политику Александра I и дальнейшее развитие России.




2

4

Изучение нового материала

Цель- изучить одно из важнейших событий истории России

Работать с новой информацией самостоятельно, находить ответы на поставленные вопросы,

учиться грамотно, использовать в речи новые термины

Путем подводящего диалога побуждает учащихся к самостоятельному прочтению нового материала по тексту учебника.
? Какие ещё условия содержал Тильзитский мирный договор?

? - Какие из условий были выгодны России, какие – нет?

Александр I начал царствование с решительных действий против наполеоновской Франции, но силой обстоятельств был вынужден заключить союз с ней. Условия Тильзитского мирного договора были невыгодны России. Тильзитский мир был вынужденным, а, следовательно, непрочным. Очень скоро Россия начала нарушать условия этого мирного договора: не предпринимала активных действий против противника Франции Австрии, вела торговлю с Англией. В апреле 1811 г. произошёл разрыв франко-русского союза, и началась усиленная подготовка обеих стран к неизбежной войне.

! Если война началась, значит тому были свои причины. Одну из низх мы выявили – отказ России выполнять условия Тильзитского мира. Но были ли еще причины и цели Наполеона.

Самостоятельно читают учебник, отвечают на вопросы учителя, самостоятельно формулируют новые понятия, сверяют свои формулировки

! Россия признавала все завоевания Наполеона, заключала с Францией военный союз и обязывалась вступить в войну с Англией, присоединялась к «континентальной блокаде» Англии; Пруссия и герцогство Варшавское становились зависимыми от Франции государствами; России предоставляли свободу действий против Турции, Ирана  и Швеции!

! + Франция не вела с Россией войну, - экономический кризис из-за разрыва отношений с Англией!

Открывают учебники и самостоятельно записывают причины ОВ.

  1. Отказ Александра выдать замуж за Наполеона сестру Анну.

  2. Повышение таможенных пошлин на французские товары.

Цели Наполеона:

1 – превращение России в зависимую от Франции страну

2 – отторжение части территории

3 – завоевание Индии с помощью России, чтобы ослабить Англию





9

5

Первичное применение нового знания

Цель- уметь воспринимать наглядно-образное изображение,

Формирование умения смыслового чтения, организации познавательной деятельности, осуществление самоконтроля

! В ночь на 12 июня 1812 г. войска Наполеона численностью около 420 тыс. человек начали вторжение в пре­делы России. Их возглавляли сам император и его про-славленнне полководцы, покорившие всю Европу.

Русская армия состояла лишь из 210 тыс. солдат и офицеров. К тому же она была разделена на три части и рассредоточена вдоль западной границы. Главную силу русских войск составляла 1-я армия под командованием военного министра М. Б. Варклая де Толли, размещенная вдоль реки Неман. Южнее ее, в Белоруссии, располагалась 2-я армия П. И. Багратиона. Еще южнее 3-я армия А. П. Тормасова должна была прикрывать пути возможного наступления противника на Киев.

Организует работу по закреплению первичных знаний.

? в чем особенность первого этапа войны? (внимание на контурные карты)

? Для чего была выбрана именно такая тактика М. Барклаем – де –Толи, а позже и М.И. Кутузовым?

Самостоятельно выполняют задания: изучают пункт 2, отмечают на контурных картах движение армии Наполеона и Александра I; делают записи в тетрадях об основных событиях и их результатах.

1-я армия – М. Б. Барклай де Толли

2-я армия – П. И. Багратион

3-я армия – А. П. Тормасов.

! Движение и русских и французских войск в одну сторону!

! Руководители русской армии заманивали французов вглубь России, понимая, что вести войну на чужой территории на много сложнее. К тому же, в помощь русской армии выступило народное ополчение.





7


6

Самостоятельная работа в парах

Цель- умение работать с тестом учебника, помогать товарищу.

Умение работать в парах, оценивать результаты, оказывать и принимать помощь

Открывает слайд 5: 26 августа 1812 год – Бородинское сражение. Показывает вопросы к данному подпункту и предлагает рассмотреть его в парах.

Просмотр анимированной карты и ответы на вопросы

-  В чём выгода выбранной Кутузовым позиции? (был затруднён обход русской позиции, т. к. справа её прикрывали обрывистые берега реки Колочи, а слева болотистые леса.  Французам надо было атаковать в лоб).

- Какие укрепления были построены? (Шевардинский редут, Багратионовы флеши, батарея Раевского)

- Для чего было необходимо сражение у д. Шевардино? (Русские имели возможность лучше подготовиться)

- Каким было соотношение сил противников? (равное, у России – преимущество в артиллерии)

- Что свидетельствует об упорстве сражающихся? (Багратионовы флеши 7 раз переходили из рук в руки)

- Каковы итоги сражения?

 Оценка сражения Наполеоном, Кутузовым и современными историками. (Слайд № 18)

- Какие точки зрения существуют на итог Бородинского сражения?

- Почему?

Самостоятельно выполняют задание по рабочим тетрадям. Оказывают взаимопомощь и проверяют задания с другой парой.

Слайд 5, анимированная карта

10

7

Коллективная работа с доской

Цель- умение работать источником, слушать мнение других, аргументация собственной позиции.

Умение работать с документом, применять полученные знания.

Организует работу источником.

Анализ документа:

„С потерей Москвы не потеряна ещё Россия... Первой обязанностью поставляю сохранить армию и сблизиться с теми войсками, которые идут к ней на подкрепление... Самым уступлением Москвы приготовлю неизбежную гибель неприятелю... Посему я намерен, пройдя Москву отступить по Рязанской дороге... Знаю, вся ответственность обрушится на мою седую голову, но я жертвую собой для блага отечества... Приказываю отступать!“ (М. И. Кутузов)

Кутузов поставил вопрос: дать ли под стенами древней столицы еще одно сражение или отступить без боя?

Многие генералы настаивали на сражении. Барклай возражал: в случае неудачи армия не сможет быстро отступить по узким улицам большого города и произойдет катастрофа.

Как вы думаете, какое решение было принято?

Кутузов тоже не бил доволен позицией, занятой русской армией. «Пока будет еще существовать армия и находиться в состоянии противиться неприятелю, — сказал он, — до тех пор останется еще надежда с честью окончить войну, но при уничтожении армии не только Москва, но и вся Россия была бы потеряна».. И закрыл совет.

На следующий день русская армия вышла из Москвы.

О том, чем закончится Отечественная войн 1812 года вы узнаете на следующемуроке.

А сейчас повторим главное .


Анализируют источник, отвечают на вопросы, аргументируя свою точку зрения.

Слайд 6.

4

8

Итог урока

Цель- закрепить изученный материал.

Осуществлять познавательную рефлексию

Подводит итог урока.

? Кто участвовал в Отечественной войне 1812 года?

? Каков был первоначальный план Наполеона? Почему его не удалось осуществить?

? Когда и где состоялось главное сражение Отечественной войны? Каковы его итоги?

? Каков вопрос решался на военном совете в деревне Фили? Какое решение было принято и почему?
Выставление оценок.

Отвечают на вопросы учителя, делают выводы о достигнутых результатах и их соответствии поставленным целям




2

9

Инструктаж домашнего задания

Цель- закрепить изученный материал.




Объявляет домашнее задание, проводит инструктаж; параграф 4 читать, ответит на вопрос «Какова роль партизанского движения в Отечественной войны 1812 года». Дополнительное задание отдельным ученикам: подготовить доклад о В. Кожиной, Д. Давыдове, А. Сеславине, А. Фигнере.

Задают вопросы по тексту заданий




1