|
Класс 8 Учебник Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России XIX века, 2013 год. Тема урока : " Отечественная война 1812 года" Цель урока Методическая разработка урока истории в 8 классе
( в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения)
Учитель истории - Сыркина Мария Александровна
Школа – МБОУ «СОШ №2» г. Альметьевск, Республика Татарстан
Класс – 8
Учебник – Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России XIX века, 2013 год.
Тема урока: "Отечественная война 1812 года"
Цель урока:
Личностные воспитание уважения к историческому наследию народов России; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки; формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений.
Метапредметные развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок; развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней.
Предметные развитие умений работать с учебником; овладение понятиями; анализ документов по Отечественной войне 1812г.
Тип урока: ознакомление с новым материалом
Планируемые достижения:
Образовательные:
Усвоение определения понятий адъютант, инфантерия, бюджет, ополчение, флеши, фураж и основных событий: переход французской армии через Неман, Смоленское сражение, Бородинское сражение, совет в Филях, Тарутинский маневр, сражение под Малоярославцем, сражение при Березине.
Формирование навыков планирования ответа
Формирование у учащихся умения выделять главные события Отечественной войны 1812 года.
Формирование навыков сознательного и активного слушания объяснений преподавателя; установление существенных признаков и черт наблюдаемых предметов и явлений, связей и отношений между ними.
Развивающие:
Умения формулировать и доказывать свою точку зрения
Умений анализировать, сравнивать, обобщать
Умение применять новые знания
Развитие творческих, речевых способностей учащихся
Умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт
Развитие умения формулировать проблему
Развитие умения групповой и парной работы
Воспитательные:
Создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества
Воспитание интереса к предмету, к учению
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в парах.
Средства обучения: проектор, презентация, учебник, рабочие тетради, контурные карты.
Основные события изучаемые на уроке: переход французской армии через Неман, Смоленское сражение, Бородинское сражение, совет в Филях, Тарутинский маневр, сражение под Малоярославцем, сражение при Березине.
Технологическая карта урока
№
п/п
| Этап урока
| Формируемые УУД.
| Деятельность
| ЭОР
| Время
(мин.)
| учитель
| учащиеся
| 1
| Организационный момент
Цель- – активизация учащихся.
| Уметь организовываться к работе
| Проверяет готовность к уроку, настраивает детей на работу. Проверка посещаемости.
| Приветствуют учителя. Эмоциональный настрой на работу.
|
| 1
| 2
| Проверка домашнего задания
Цель- проверка усвоения пройденного материала.
| Уметь оценить выполненные задания
| Раздает листочки с заданиями по вариантам, открывает слайд 1. Через 6 минут предлагает поменяться листочками и провести взаимопроверку. Собирает листочки.
| Выполняют задание на листочках, меняются листочками. Проверяют ошибки товарища по парте, выставляют оценки.
| Презентация
(слайд 1,2)
| 7
| 3
| Создание проблемной ситуации
Цель- мотивировать учеников изучать Отечественную войну как важнейшее событие в истории России.
| Умение ставить учебные цели
| Организует обсуждение возникших затруднений:
? Посмотрите оглавлении учебника и найдите особенность в рассмотрении тем автором?
? Определите проблемный вопрос урока?
| Пытаются сформулировать тему и цели урока совместно с учителем
! Внутренняя политика Александра I делится на 2 части – до и после Отечественной войны!
! Почему ОВ 1812 года делит правления Александра I на две части!
Цель урока: определить влияние ОВ 1812 года на политику Александра I и дальнейшее развитие России.
|
| 2
| 4
| Изучение нового материала
Цель- изучить одно из важнейших событий истории России
| Работать с новой информацией самостоятельно, находить ответы на поставленные вопросы,
учиться грамотно, использовать в речи новые термины
| Путем подводящего диалога побуждает учащихся к самостоятельному прочтению нового материала по тексту учебника. ? Какие ещё условия содержал Тильзитский мирный договор?
? - Какие из условий были выгодны России, какие – нет?
Александр I начал царствование с решительных действий против наполеоновской Франции, но силой обстоятельств был вынужден заключить союз с ней. Условия Тильзитского мирного договора были невыгодны России. Тильзитский мир был вынужденным, а, следовательно, непрочным. Очень скоро Россия начала нарушать условия этого мирного договора: не предпринимала активных действий против противника Франции Австрии, вела торговлю с Англией. В апреле 1811 г. произошёл разрыв франко-русского союза, и началась усиленная подготовка обеих стран к неизбежной войне.
! Если война началась, значит тому были свои причины. Одну из низх мы выявили – отказ России выполнять условия Тильзитского мира. Но были ли еще причины и цели Наполеона.
| Самостоятельно читают учебник, отвечают на вопросы учителя, самостоятельно формулируют новые понятия, сверяют свои формулировки
! Россия признавала все завоевания Наполеона, заключала с Францией военный союз и обязывалась вступить в войну с Англией, присоединялась к «континентальной блокаде» Англии; Пруссия и герцогство Варшавское становились зависимыми от Франции государствами; России предоставляли свободу действий против Турции, Ирана и Швеции!
! + Франция не вела с Россией войну, - экономический кризис из-за разрыва отношений с Англией!
Открывают учебники и самостоятельно записывают причины ОВ.
Отказ Александра выдать замуж за Наполеона сестру Анну.
Повышение таможенных пошлин на французские товары.
Цели Наполеона:
1 – превращение России в зависимую от Франции страну
2 – отторжение части территории
3 – завоевание Индии с помощью России, чтобы ослабить Англию
|
| 9
| 5
| Первичное применение нового знания
Цель- уметь воспринимать наглядно-образное изображение,
| Формирование умения смыслового чтения, организации познавательной деятельности, осуществление самоконтроля
| ! В ночь на 12 июня 1812 г. войска Наполеона численностью около 420 тыс. человек начали вторжение в пределы России. Их возглавляли сам император и его про-славленнне полководцы, покорившие всю Европу.
Русская армия состояла лишь из 210 тыс. солдат и офицеров. К тому же она была разделена на три части и рассредоточена вдоль западной границы. Главную силу русских войск составляла 1-я армия под командованием военного министра М. Б. Варклая де Толли, размещенная вдоль реки Неман. Южнее ее, в Белоруссии, располагалась 2-я армия П. И. Багратиона. Еще южнее 3-я армия А. П. Тормасова должна была прикрывать пути возможного наступления противника на Киев.
Организует работу по закреплению первичных знаний.
? в чем особенность первого этапа войны? (внимание на контурные карты)
? Для чего была выбрана именно такая тактика М. Барклаем – де –Толи, а позже и М.И. Кутузовым?
| Самостоятельно выполняют задания: изучают пункт 2, отмечают на контурных картах движение армии Наполеона и Александра I; делают записи в тетрадях об основных событиях и их результатах.
1-я армия – М. Б. Барклай де Толли
2-я армия – П. И. Багратион
3-я армия – А. П. Тормасов.
! Движение и русских и французских войск в одну сторону!
! Руководители русской армии заманивали французов вглубь России, понимая, что вести войну на чужой территории на много сложнее. К тому же, в помощь русской армии выступило народное ополчение.
|
|
7
| 6
| Самостоятельная работа в парах
Цель- умение работать с тестом учебника, помогать товарищу.
| Умение работать в парах, оценивать результаты, оказывать и принимать помощь
| Открывает слайд 5: 26 августа 1812 год – Бородинское сражение. Показывает вопросы к данному подпункту и предлагает рассмотреть его в парах.
Просмотр анимированной карты и ответы на вопросы
- В чём выгода выбранной Кутузовым позиции? (был затруднён обход русской позиции, т. к. справа её прикрывали обрывистые берега реки Колочи, а слева болотистые леса. Французам надо было атаковать в лоб).
- Какие укрепления были построены? (Шевардинский редут, Багратионовы флеши, батарея Раевского)
- Для чего было необходимо сражение у д. Шевардино? (Русские имели возможность лучше подготовиться)
- Каким было соотношение сил противников? (равное, у России – преимущество в артиллерии)
- Что свидетельствует об упорстве сражающихся? (Багратионовы флеши 7 раз переходили из рук в руки)
- Каковы итоги сражения?
Оценка сражения Наполеоном, Кутузовым и современными историками. (Слайд № 18)
- Какие точки зрения существуют на итог Бородинского сражения?
- Почему?
| Самостоятельно выполняют задание по рабочим тетрадям. Оказывают взаимопомощь и проверяют задания с другой парой.
| Слайд 5, анимированная карта
| 10
| 7
| Коллективная работа с доской
Цель- умение работать источником, слушать мнение других, аргументация собственной позиции.
| Умение работать с документом, применять полученные знания.
| Организует работу источником.
Анализ документа:
„С потерей Москвы не потеряна ещё Россия... Первой обязанностью поставляю сохранить армию и сблизиться с теми войсками, которые идут к ней на подкрепление... Самым уступлением Москвы приготовлю неизбежную гибель неприятелю... Посему я намерен, пройдя Москву отступить по Рязанской дороге... Знаю, вся ответственность обрушится на мою седую голову, но я жертвую собой для блага отечества... Приказываю отступать!“ (М. И. Кутузов)
Кутузов поставил вопрос: дать ли под стенами древней столицы еще одно сражение или отступить без боя?
Многие генералы настаивали на сражении. Барклай возражал: в случае неудачи армия не сможет быстро отступить по узким улицам большого города и произойдет катастрофа.
Как вы думаете, какое решение было принято?
Кутузов тоже не бил доволен позицией, занятой русской армией. «Пока будет еще существовать армия и находиться в состоянии противиться неприятелю, — сказал он, — до тех пор останется еще надежда с честью окончить войну, но при уничтожении армии не только Москва, но и вся Россия была бы потеряна».. И закрыл совет.
На следующий день русская армия вышла из Москвы.
О том, чем закончится Отечественная войн 1812 года вы узнаете на следующемуроке.
А сейчас повторим главное .
| Анализируют источник, отвечают на вопросы, аргументируя свою точку зрения.
| Слайд 6.
| 4
| 8
| Итог урока
Цель- закрепить изученный материал.
| Осуществлять познавательную рефлексию
| Подводит итог урока.
? Кто участвовал в Отечественной войне 1812 года?
? Каков был первоначальный план Наполеона? Почему его не удалось осуществить?
? Когда и где состоялось главное сражение Отечественной войны? Каковы его итоги?
? Каков вопрос решался на военном совете в деревне Фили? Какое решение было принято и почему? Выставление оценок.
| Отвечают на вопросы учителя, делают выводы о достигнутых результатах и их соответствии поставленным целям
|
| 2
| 9
| Инструктаж домашнего задания
Цель- закрепить изученный материал.
|
| Объявляет домашнее задание, проводит инструктаж; параграф 4 читать, ответит на вопрос «Какова роль партизанского движения в Отечественной войны 1812 года». Дополнительное задание отдельным ученикам: подготовить доклад о В. Кожиной, Д. Давыдове, А. Сеславине, А. Фигнере.
| Задают вопросы по тексту заданий
|
| 1
| |
|
|