Главная страница


Сыркина Мария Александровна 2013/2014 учебный год пояснительная записка



Скачать 109.24 Kb.
НазваниеСыркина Мария Александровна 2013/2014 учебный год пояснительная записка
Дата11.04.2016
Размер109.24 Kb.
ТипПояснительная записка

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2» города Альметьевска
Согласовано Утверждено

зам. директора и введено в действие

«___»__________ 2013 г. приказ №_________

_____________________ от «___»_________2013г.

(Валеева Н.А.) ______________________

(Панкова Г.Н.)




Рабочая программа кружка «Правоведение»

для 9 класса


Руководитель: учитель I квалификационной категории

Сыркина Мария Александровна

2013/2014 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современная школа должна приложить все усилия для утверждения человеческого достоинства и ценности человеческой личности. Существование гражданского общества зависит от ценности прав человека. Правовое государство может существовать там, где есть согласие граждан в достижении общих целей его развития, где свобода и права человека соотносятся с уважением и доверием граждан к органам государственной власти и друг к другу.

В современном обществе приоритетным является развитие массового правосознания и правовой культуры. Но в то же время исследователи отмечают, что при развитой системе законодательства в России множество законов не исполняются, а порой ими пренебрегают, то есть мы сталкиваемся с проявлениями правового нигилизма. Для того чтобы такого парадокса не возникало, необходимо сделать право фундаментом всех политических, экономических и социальных процессов, показать приоритет прав человека и правового государства. Правовые знания займут особое место в условиях правового государства. Возможность в рамках закона реализовать себя, обеспечить своим близким достойный уровень жизни, приносить пользу Родине – все будет базироваться на знании законов.

Каждый гражданин должен быть участником и организатором сложных общественных, экономических процессов и структур управления, а осознанию этого способствует изучение основ права, формирование правовой культуры.

Правовые знания и правомерное поведение во взаимодействии составляют основу правовой позиции, базирующейся на уважении достоинства каждого, на соблюдении конституционных прав и обязанностей.

Предлагаемая программа, как одна их составляющих, предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов с ориентацией на гуманитарный и социально-экономический профиль.

Цели:

  1. научить учеников овладеть юридическими терминами и понятиями;

  2. способствовать профессиональному самоопределению учащихся, формированию личности, адаптированной к сознательному выбору будущей специальности;

  3. способствовать усвоению совокупности конкретных правил поведения в семье, в доме, школе, на улице, учреждениях культуры и т. д. ориентиру на уважение прав и свобод других граждан.

Задачи:

  1. знакомство содержанием законодательных актов (или фрагментов из них) ;

  2. освоение учащимися навыков и умений в области защиты своих прав;

  3. привить необходимые навыки правильного составления некоторых официальных бумаг, не требующих специального юридического образования (заявление, доверенность, текст трудового соглашения, договор купли-продажи и т. д.)

  4. развитие коммуникативных способностей, прежде всего устной речи.

Ожидаемые результаты:

В конце курса ученики должны:

уметь

осуществлять свои права на практике;

 уметь руководствоваться в различных сферах жизни существующими нормами;

 уметь проектировать правомерные способы действий в различных жизненных ситуациях, давать правовую оценку собственным действиям, действиям окружающих, явлениям жизни;

 уметь правильно составлять некоторые официальные бумаги, не требующие специального юридического образования (заявление, доверенность, текст трудового соглашения, договор купли – продажи и т. д.) ;

знать

 юридические термины и понятия;

 знать содержание законодательных актов (или фрагментов из них), определять принципы права, систему прав и обязанностей;

 знать правила соблюдения, которые способствуют охране личной безопасности человека от преступных посягательств;

 знать социальную ценность права как средства защиты личности и общества;

владеть

 четкими ценностными ориентирами гуманистической направленности;

 владеть четкими установками на законопослушание, негативно относиться к нарушителям правопорядка;

 владеть представлением о действиях и поступках, составляющих угрозу безопасности личности;

 владеть конкретными правилами поведения в семье, в доме, школе, на улице, учреждениях культуры и т. д., ориентировать на уважение прав и свобод других граждан.

Проблемы, которые включены в курс, позволят каждому учащемуся почувствовать личностную значимость правовых знаний, помогут занять активную гражданскую позицию; учащиеся смогут оценить свои способности и возможности в изучении данного предмета, склонности, интересы к данной области знания.

Предлагаемый элективный курс должен помочь учащимся усвоить основные положения международных документов по правам человека, ключевые понятия. Курс позволяет школьникам познакомиться с основными правами человека и историей прав человека, начиная с Древнего мира. Данный курс способствует формированию индивидуальных способностей учащихся. Но педагог не преследует цель сформировать конкретные знания, а лишь знакомит школьников с некоторыми положениями международных документов, показывает значимость правовой информации для современного гражданина страны.

Изучение курса предполагает использование нестандартных форм и методов ведения уроков: сочетание теоретических знаний по базовым предметам с реализацией практической парадигмы при использовании игровой технологии и других интерактивных форм работы. Во время учебных занятий могут использоваться различные виды индивидуальной, парной и групповой работы. Проведение деловых, ролевых игр, работа с источниками, «мозговые штурмы», семинары, «круглые столы» позволят обеспечить серьезную мотивацию для дальнейшего правового обучения и сформировать устойчивый интерес учащихся к праву.

Формы контроля:

Тестирование; вопросы – ответы; интеллектуальные игры; интересные задания разного типа; анкетирование; собеседование по предлагаемой теме.

Использованная литература:

 А. Ф. Никитин «Правоведение», Издательство «Просвещение», 2004 г., 351

 А. Ф. Никитин «Право и политика», Издательство «Просвещение», 2005 г.

 М. В. Мустафина «Правоведение» Сборник элективных курсов, 2006 г.

 Журнал «Преподавание истории и обществознание», 2004 – 2006 г.

 Все кодексы. Конституция РФ и Конституция РТ.

Литература для учеников:

 А. Ф. Никитин «Правоведение», Издательство "Просвещение", 2004 г.,351

 Все кодексы. Конституция РФ и Конституция РТ.

Календарно – тематический план.



Темы.

Планируемые результаты освоения материала

Методы и формы.

Оборудование.

Кол-во

часов

Дата по плану

Дата фактич

1.

Происхождение государства и права.

Основные теории происхождения государства.

Основные теория происхождения государства. Как появились законы и государство?

Информационно-репродуктивный; обсужд., лекция.

Таблица, карточки с заданиями.

1 час







2

Происхождение государства и права.

Как появились законы и государство

Основные теория происхождения государства. Как появились законы и государство?







1 час







3

Из истории российского права. Развитие права до XX века.

Развитие права до XIX в. Российское право в XIX

Информационно-репродуктивный; беседа, мини лекция.

Карточки с задания.

1 час







4

Советское право.

Развитие права в XX в. Советское право.







1 час







5

Реформа российского права после 1991 г.

Трудное начало реформ. Принятие новых правовых актов.

Информационно-репродуктивный; мини лек., раб. с фак.

Конституция РФ, карточки с заданиями.

1 час







6

Что такое государство?


Понятие государство.

Репродуктивный с элем бес.; групповая работа.

Таблица, карточки с заданиями.

1 час







7

Признаки, функции и формы государства

Признаки, функции и формы государства.







1 час







8

Что такое право?

Понятие и источники права.

Понятие права. Правоотношения. Источники права.

Объяснительно иллюстративный с элементами беседы; обсуждения.

Карточки с задания - ми.

1 час







9

Правовые нормы. Право и общество

Правовая норма.







1 час







10

Правовое государство.


Недооценка правового государства. Признаки правового государства.


Информационный с элементами беседы; мини лекция, выпол. задании.

Карточки с задания - ми.

1 час







11

Недооценка правового государства. Признаки правового государства

Недооценка правового государства. Признаки правового государства.








1 час







12

Понятие конституции.


Знакомство с Конституцией, ее главами и содеожанием

Объяснительно иллюстративный с элем. бес.; обсуждение фактов.

Конституция РФ, схема, карточки с заданиями.

1 час







13

Виды и значение конституций. Конституционное право.

Виды конституция, их функции и значение. Основные направления конституционного права







1 час







14

Общая характеристика Конституции Российской Федерации.

Что такое конституция? Виды конституций. Значение конституции. Конституционное право. Конституционализм.

Лекция с элементами беседы; беседа.

Конституция РФ, задания.

1 час







15

Основы конституционного строя.

Преамбула Конституции РФ. Содер. главы 1 Кон. РФ.


Информационно-репродуктивный; вып. зад.

Конституция РФ, карточки с заданиями.

1 час







16

Федеративное устройство.

Формы государственного устройства. Россия – федерация.


Информационно-репродуктивный; вып. зад.

Конституция, таблица, карточки с зад-ми.

1 час







17

Президент Российской Федерации.

Кто такой Президент? Полномочия Президента РФ.

Инфор. с элем. беседы; обсуждение фактов.

Конституция РФ, карточки с заданиями.

1 час







18

Парламент и парламентаризм. Состав Федерального Собрания.



Парламент и парламентаризм..

Информационно-репродуктивный; мини лекция, беседа, выполнение задании.

Конституция РФ, карточки с заданиями.

1 час







19

Функции С. Ф. и Гос. Думы.

Функции Совета Федерации и Государственной Думы. Возможность роспуска Гос. Думы







1 час







20

Правительство РФ. Суд. власть. Прокуратура.


Основные функции исполнительной и судебной власти

Частично-исследовательский; беседа, обсуждение фактов.

Конституция РФ, таблица, карточки с заданиями.

1 час







21

Правительство РФ. Суд. власть

Основные функции исполнительной и судебной власти







1 час







22

Местное самоуправление.

Органы местного самоуправления.

Частично-исследовательский; беседа.

Карточки с заданиями.

1 час







23

Права и свобода человека и гражданина


Основные права и свободы человека и гражданина в РФ

Объяснительно иллюстративный; раб. с док, выполнение задании.

Всеобщая декларация прав человека, карточки с заданиями.

1 час







24

Конституционные права и свободы, обязанности. Всеобщая декларация прав человека.

Конституционные права и свободы. Конституционные обязанности. Всеобщая декларация прав человека. Идеология прав человека.







1 час







25

Международные договоры о правах человека.

Международный Билль о правах человека. Декларации и конвенции.


Информационно-репродуктивный; беседа, обсуждение, выпол. зад.

Декларация и Конвен- ция, карточки с заданиями.

1 час







26

Гражданские права.


Основные положения ГК

Информационно-репродуктивный с элементами беседы; обсуж. фак.

Декларация, карточки с заданиями.

1 час







27

Основополагающие права и защита со стороны закона.

Основополагающие права. Против рабства и пыток. Защита со стороны закона. Защита частной жизни. Свобода отношений с Богом.







1 час







28

Политические права.

Информационная свобода. Участие в управлении страной.

Инфор-но – репродук.; бес., раб. с док – том.

Декларация, карточки с заданиями.

1 час







29

Экономические, социальные и культурные права.

Обязанности перед обществом.

Объяс-но иллюс–ный; беседа, выпол. задании.

Декларация, карточки с заданиями.

1 час







30

Права ребенка.

Необходимость прав для ребенка. Принятие Конвенции о правах ребенка.

Объяснительно иллюстративный; бес., обсуж.

Конвенция, карточки с заданиями.

1 час







31

Избирательное право.

Проявление социальной ответственности. Нормы и принципы избирательного права. Правовые основы избирательной деятельности. Единое правовое пространство.

Объяс-но иллюс-ный; беседа, выпол. задании.

Карточки с задания – ми, схемы.

1 час







32

Избирательный процесс.

Избирательные системы.

Объяснительно иллюстративный; обсуж. фак.

Карточки с задания - ми.

1 час







33

Подготовка проектов и рефератов.

Подготовка проектов и рефератов.

Исследовательский; рассказ уч-в, обсужд.

 

1 час







34

Зачет.

Защита проектов и рефератов.







1 час