Главная страница

Образовательный стандарт (фгос) ООО относит «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами»



Скачать 29.85 Kb.
НазваниеОбразовательный стандарт (фгос) ООО относит «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами»
Дата13.04.2016
Размер29.85 Kb.
ТипОбразовательный стандарт

Гончарова С. Н.

МОУ «СОШ №24» г. Саранск Республика Мордовия

[email protected]

Формирование навыков смыслового чтения

на уроках русского языка и литературы

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) ООО относит «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами» к обязательным метапредметным результатам освоения учащимися основной образовательной программы.

Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста, извлечение из него необходимой информации, определение основной и второстепенной информации.

Как помочь ребенку овладеть этой компетенцией?

Стратегия смыслового чтения обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения.

I этап. Работа с текстом до чтения

1. Антиципация. Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации.

2. Постановка целей урока с учетом общей готовности учащихся к работе.

II этап. Работа с текстом во время чтения

1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе или чтение - слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия. Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

2. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов).

3. Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов, предложений, абзацев, смысловых частей и проч.). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.

4. Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.

III этап. Работа с текстом после чтения

1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.

4. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

Работа над рассказом К. Г. Паустовского «Теплый хлеб» (5класс) предполагает формирование навыков смыслового чтения. Так, после домашнего прочтения возможна работа со следующим блоком вопросов:

 -На какие части (смысловые пункты) можно поделить рассказ?

-Сколько таких смысловых частей в рассказе?

-О чем говорится в 1 (2,3 и т. д.) части рассказа?

- Найдите ключевые (слова, фразы, предложения, абзацы, части) текста.

- Восстановите недостающие пункты плана.

Приведенный фрагмент урока способствует развитию навыков смыслового чтения. Осмысленное чтение поможет учащимся самостоятельно получать информацию в условиях общения с главным источником знаний – книгой.

Литература

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // [Электронный ресурс] https://standart edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959.

  2. Примерная основная образовательная программа начального общего образования. – М. : Просвещение, 2009. – 201 с.

  3. Бондаренко Г. И. Развитие умений смыслового чтения в начальной школе / Г. И. Бондаренко // Начальная школа плюс: до и после // Электронный ресурс www.school 2100.ru