|
Кол-во часов №
п/п
| Тема раздела.
Тема урока
| Кол-во часов
| Дата
| Корректировка
| Основные вопросы и понятия, рассматриваемые на уроках
| Межпредметная и внутрипредметная интеграция
| Практическая часть
|
Раздел I. Личность подростка.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
|
Переходный возраст
Задачи и трудности подросткового возраста.
Быть взрослым
Физические изменения у подростков
Психологический портрет личности: темперамент и характер.
Психологический портрет личности: интеллект, эмоции, чувства Самооценка подростка
Выдающаяся личность
Лидер и его качества
Повторительно -обобщающий урок по разделу «Личность подростка».
|
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
|
|
| Возраст в хронологическом, психологическом, физическом, социальном плане. Подростковый возраст. Физиологически и психологически изменения подростков. Особенности подросткового возраста. Характеристика старшего подросткового возраста (от 13 до 15 лет)
Понятия: возраст, возрастная периодизация, подростковый возраст, тинэйджеры, юность
Задачи возраста. Важнейшие особенности возраста. Задачи развития подростка: принятие своей внешности, формировании новых отношений со сверстниками, приятие мужской или женской роли, подготовка к трудовой деятельности, подготовка к вступлению в брак, обретение системы ценностей и этических принципов. Понятия: эмоциональная независимость, система ценностей.
Проблемы подростков.
Период взросления. Сложности вхождения в мир взрослых. Выбор образов взрослого человека в подростковом возрасте. Роль избранного идеала во взрослении подростков. Противоречивость подросткового возраста. Особенности воспитания подростков. Понятия: взросление, эгоизм, альтруизм Бурный и неравномерный рост, развитие организма. Половое созревание. Факторы физических изменений. Проблемы питания подростков. Вопросы внешней привлекательности. Роль внешней привлекательности в становлении межличностных отношений. Понятия: самооценка, комплекс неполноценности Понятие «личность». Основные свойства психологического портрета личности: темперамент, характер, способности, интеллект, чувства, эмоции. Типы личности по темпераменту: Характер человека. Морально-волевые качества личности как стержень характера. Понятия: личность, темперамент, характер, сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик.
Способности человека. Общие и специальные способности. Интеллект как способность к познанию и логическому мышлению. Чувства человека. Эмоции - низший, чувства - высший тип психических реакций.
Понятия: способности человека, интеллект, настроение, стресс, эмоции. Самооценка как основа регулирования личности. Факторы влияния на самооценку подростков. Взаимосвязь самооценки и успеваемости в школе. Роль самовоспитания в становлении личности. Некоторые методы самовоспитания: самоприказ, самовнушение, самоодобрение. Понятия: самооценка, самовоспитание Представления о выдающихся личностях у мыслителей прошлого (Н.Макиавелли, Т.Карнейль, Ф.Ницше). Роль природных задатков для формирования выдающейся личности. Становление выдающейся личности вопреки своей природе.
Одаренные дети. Социальная среда в развитии умственной одаренности.
Роль поощрения одаренности в ее развитии. Лидер. Различные точки зрения на качества, которыми должен обладать лидер. Шесть основных элементов лидерства по С. Норткоту Паркенсону.Искусство общения как обязательная черта лидера. Понятия: лидер, искусство общения.
|
Обществознание 6 кл. «Ребёнок в семье».
Литература: примеры взросления литературных героев.
Биология: вопросы влияния правильного питания на организм человека
Обществознание 6 кл.: «Идеал и ценности».
История Древнего мира: биография А. Македонского. Истрия Средних веков: биография Чингиз хана.
История: примеры лидеров Древнего мира и современности.
|
Работа с учебником, схемой.
Работа с учебником, схемой, решение практических задач.
Работа с учебником, решение практических задач.
Работа с учебником, схемой, таблицей.
Работа с учебником, схемой, решение практических задач.
Работа с учебником, схемой.
Работа с учебником, решение практических задач.
Работа с учебником, документами.
Работа с учебником, документами.
|
Раздел II. Подросток в социальной среде.
11
12
13
14 15 16
«.17
|
Социальная среда подростка
Подросток в группе.
Межличностные отношения.
«Мы» и «Они». Мир знакомых и незнакомых людей
Социальный портрет молодежи
Повторительно -обобщающий урок по разделу « подросток в социальной среде».
|
1
1
1
1 1 1
1
|
|
| Понятие «социальная среда» и ее составляющие. Роль социальной среды в жизни подростка. Ближайшая и дальняя среда подростков. Степень доверия подростков различным кругам общения. Семья как малая группа, пользующаяся наибольшим доверием подростков.
Влияние реакции окружающих людей на поведение подростков. Прямая и косвенная зависимость от реакции окружающих. Определение группы, классификация групп. Человек в группе, законы групп. Соотношение самооценки и влияния группы. Группа - фундамент человеческого общества. Понятия: группа, конформизм, «значимые другие». Малая группа и межличностные отношения. Факторы, влияющие на межличностные отношения. Взаимопонимание – основа межличностных отношений. Межличностные отношения в подростковой среде.
Понятия: межличностние отношения, взаимопонимание.
Непосредственное окружение. Понятия: «Я», «Мы», «Они», «Свои», «Чужие». Нормальное и анормальное поведение.
Знакомые и незнакомые: различия в отношениях. Близкие знакомые, их роль в жизни человека. «Свои», их защита. «Я» и «другие», «Чужие» и «Чужаки».
Понятие большой группы. Молодежь как большая группа. Возрастные границы периода, главные события. Проблемы молодежи в современном обществе. Ценности современной молодёжи. Российская молодежь в обществе контрастов. Понятия: молодёжь, гуманизм.
|
Обществознание 6 кл.: «Семья».
История (понятие «общество»).
Обществознание 6 кл.: «Что такое общество?».
|
Работа с учебником, схемой, документами.
Работа с учебником, документами.
Работа с учебником, решение практических задач.
Работа с учебником, решение практических задач.
Работа с учебником, решение практических задач.
Работа с учебником, схемой, решение практических задач.
| Раздел III. Подросток и закон.
18
19
20
21
22
|
Юридические границы подросткового возраста.
Подросток как гражданин.
Подросток и его права.
Опасный путь преступной жизни
Повторительно- обоб-щающий урок по разделу «Подросток и закон».
|
1
1
1
1
1
|
|
|
Наличие прав и обязанностей- юридическая характеристика человека. Деление подростков: две категории людей: малолетних и несовершеннолетних. Соотношение прав и обязанностей, ответственность. Понятия: права, обязанности, ответственность. Паспорт как юридический документ, удостоверяющий личность человека. Гражданство: пути приобретения и смены. Подросток, его гражданские права и свободы. Обязанности граждан Российской Федерации. Понятия: паспорт, гражданство, гражданин, гражданские права. Гражданские (личные) права подростка. Право на жизнь. Право на неприкосновенность личной жизни. Социально-экономические и культурные права подростка. Защита прав подростка. Понятия: права подростка.
Преступления. Уголовная ответственность за совершения преступления. Возраст наступления уголовной ответственности для несовершеннолетних. Виды наказаний для несовершеннолетних. Факторы, учитывающие при назначении наказания несовершеннолетним. Организованная преступность. Административные нарушения и меры административной ответственности. Правила поведения и права подростка при его задержании правоохранительными органами. Понятия: преступление, уголовная ответственность, административные нарушения.
|
История Древнего мира: «Зарождение демократии в Афинах».
Обществознание
6 кл.: «Государство и граждане».
Обществознание
6 кл.: Государство и граждане».
|
Работа с учебником, документами, решение практических задач.
Работа с учебником, таблицей, решение практических задач.
Работа с учебником, документами.
Работа с учебником, схемой, решение практических задач.
|
Раздел IV. Образ жизни подростка.
23
24
25
26
27
28
29
|
Подросток в обществе риска
Проблема одиночества.
Подростковая культура.
Образ жизни.
Досуг и отдых.
Спорт.
Повторительно-обобщающий урок по разделу «Образ жизни подростка».
|
1
1
1
1
1
1
1
|
|
|
Современное общество как источник опасности. Подростковые ситуации риска, их характеристика. Необходимость развития чувства безопасности.
Понятия: здоровье, алкоголизм, наркомания.
Одиночество. Причины появления одиночества в юности. Положительная сторона одиночества. Одиночество и связная с ним депрессия. Сущность подростковой депрессии. Пути решения проблем подростковой депрессии.
Понятия: одиночество, депрессия. Подростковая культура, её особенности. Система ценностей подростков. Формальные и неформальные подростковые группы. Уникальность подросткового общества и культуры. Понятия: формальные и неформальные группы. Образ жизни человека, семьи, народа. Факторы влияющие на образ жизни. Характерные черты образа жизни разных народов. Понятия: образ жизни, быт.
Понятие и основные характеристики досуга. Культурный досуг. Досуг и отдых российских подростков. Досуг и отдых как часть повседневного образа жизни – важная характеристика личности. Понятия: досуг, отдых, культурный досуг. Определение спорта. Виды спорта. Профессиональный и любительский спорт. Спорт и молодежь. Пассивный образ жизни, его отрицательные последствия. Понятия: спорт, профессиональный и любительский спорт.
|
История Древнего мира, Новая история, история России:
образ жизни древних римлян, русских купцов, английский и американский образ жизни.
Физическая культура (понятие спорт, здоровый образ жизни)
|
Работа с учебником, документами.
Работа с учебником, документами, решение практических задач. Работа с учебником, таблицей, документами.
Работа с учебником, таблицей.
Работа с учебником, документами, решение практических задач.
Работа с учебником, схемой.
|
Раздел V. Подросток и его жилая среда.
30
31
32
33
34
35
|
Город и село.
Мой дом, моё жилище.
Повторительно-обобщающий урок по разделу «Подросток и его жилая среда».
Итоговое повторении.
|
2
2
1
1
|
|
| Город - особая среда обитания. Характеристика современных российских городов.
Город и урбанизация. Качество городской жизни. Появление мегаполисов. Плюсы и минусы городской жизни. Село. Характеристика села. Отличия жизни города и села. Укрупнение сел, появление сел городского типа. Влияние коренных изменений современного города и села на образ жизни подростков. Понятия: город, урбанизация, село. Три территории обитания человека: общественная, домашняя, личная. Дом - человеческая среда обитания. Факторы, определяющие выбор жилья. Эволюция жилища в истории человечества.
Современно жилище. Требования к современному жилищу. Особенности требований к современному жилищу в разных странах и у разных категорий населения. Взаимоотношения с соседями. Понятия: дом, жилище, среда обитания, соседи.
| История Древнего мира: «Город Афины», «Рим – столица империи».
История средних веков: «Формирование средневековых городов».
|
Работа с учебником, документами.
Работа с учебником,
Документами.
| |
|
|