Главная страница

Пояснительная записка к методическому комплекту



Скачать 110.29 Kb.
НазваниеПояснительная записка к методическому комплекту
Дата14.04.2016
Размер110.29 Kb.
ТипПояснительная записка

Бердникова О.В. Методический комплекс «Использование фразеологических оборотов на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе».


Пояснительная записка

к методическому комплекту

«Использование фразеологических оборотов

на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе»
«Чем богаче язык выражениями и оборотами, тем лучше для искусного писателя».

А.С.Пушкин
В повседневной речи, в книгах мы часто слышим странные фразы, смысл которых, тем не менее, сразу понимаем. Такие словосочетания с собственным устойчивым значением, называются фразеологизмами. Они запоминаются и употребляются в речи как единое смысловое целое, они оживляют нашу речь, делают ее более эмоциональной. Внутри фразеологизма нельзя заменить слово, изменить их порядок.

Фразеологизмы называют также идиомами (от греческого idioma - особое свойство), «устойчивыми сочетаниями», «фразеологическими единицами». Основоположником науки фразеологии (от греческих слов: phrasis - выражение и logos - понятие, учение) был швейцарский лингвист Шарль Балли (1865 – 1947). Он включил главу о фразеологии в свою книгу «Французская стилистика», в которой первым систематизировал устойчивые сочетания слов.

Запас фразеологизмов огромен, какие-то из них постепенно забываются, другие, наоборот, встречаются все чаще и чаще. Употребляя фразеологические обороты в устной речи, люди обогащая свой словарный запас, украшают речь, делают её образной, насыщенной. Фразеологические обороты позволяют понять характер народа, показывают нам его мудрость, ум, юмор и смекалку. В идиомы удивительно точно, кратко и емко вложен вековой опыт любого народа.

Поэтому на уроках литературного чтения и русского языка я постоянно использую фразеологические обороты. Так как считаю, что их употребление помогает учащимся не только более ярко представить образ изучаемого объекта, но и расширяет языковые познания, учит формулировать и доказывать своё мнение, стимулирует развитие речи. Кроме этого в единстве с развитием речи происходит развитие мышления. Мышление совершенствуется в речевом общении. Умение сравнивать, классифицировать, систематизировать и обобщать формируется в процессе речевой деятельности. Логически четкая, доказательная, образная, устная и письменная речь ученика – показатель его умственного развития. Так же работа над устойчивыми сочетаниями языка способствует формированию умения абстрагировать, а абстракция является конструирующим компонентом мыслительной деятельности детей, так как на её основе происходит обобщение и формирование понятий. Этимологическое рассмотрение фразеологизмов, нахождение истинного источника каждого образа поможет закладыванию основ исследовательской деятельности, которая не может не пригодиться детям при дальнейшем обучении.

Понимание фразеологизмов при чтении художественной литературы, при просмотре фильмов, употребление их в устной и письменной речи является показателем уровня владения родным языком.

Исходя их выше сказанного, я разработала методический комплекс, в котором собраны фразеологические обороты, даётся их толкование, приводятся примеры работы с фразеологическими оборотами на различных уроках в начальной школе.

Цель моей работы:

1.   Дать понятие о фразеологизмах – устойчивых сочетаниях слов, их роли в  обогащении речи.

2.  Формировать потребность у учащихся употреблять в речи фразеологизмы с целью её обогащения.

Задачи комплекса:

1.       Научить распознавать фразеологические обороты.

2.       Выявить их эмоционально- выразительные достоинства.

3.       Использовать фразеологизмы в устной и письменной речи.

Для достижения целей и задач на различных уроках использую стандартные и инновационные методики, применяю медиапроектор. Материал методического комплекса подобран таким образом, что активизирует внимание и память детей, развивает логическое мышление: учит сравнивать, анализировать. Изучение фразеологизмов помогает привить ребёнку интерес к слову, к истории родного языка. Через слова – символы и ключевые слова, входящие в состав фразеологизмов младшие школьники познают национальную культуру.  

С целью активизации словаря младших школьников предусмотрены следующие упражнения:

  • составление предложений и текстов с указанным фразеологизмом;

  • подбор фразеологизмов определенной тематики или соответствующих основной мысли текста;

  • подбор и запись фразеологизмов, выступающих в роли ключевых фраз к тексту;

  • сравнение вариантов предложенных фразеологизмов: антонимов и синонимов;

  • выборочное списывание на заданную тему;

  • запись отдельных слов (на изучаемое или повторяемое правило);

  • объяснение значения;

  • «создание» фразеологизмы на основе сюжетных картинок и опорных слов.

Данный комплекс я использую не целиком, а выбирая необходимый для данной ситуации на уроке фразеологизм, такая работа (в электронном виде) облегчает работу учителя в поиске материала и его обработке.

В подготовке материала участвовали учащиеся моего класса. Они находили фразеологические обороты, их значение в словарях и Интернете, рисовали рисунки, придумывали задания.
Как работать с презентацией.

Презентация начинается с понятия идиома – фразеологизм.

На слайде №2 дана схема, которая разделяет фразеологизмы на группы: «О животных», «О растениях», «Упражнения с фразеологизмами». Группы представлены с гиперссылками.

Слайды №3 – 17 «О животных», для возврата на Слайд №2 – нажать на рисунок.

Слайды №18 – 23 посвящены «Растениям», для возврата на Слайд №2 – нажать на рисунок.

Слайды №24 – 30 «Задания с фразеологизмами», для возврата на Слайд №2 – нажать на рисунок.

Тексты, слова–вставки, выделение слов-отгадок в слайдах появляются по «щелчку».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Волков В.В. Я познаю мир. Русский язык. – Москва, М. - 2006.

  2. Волков С.В. Уникальный иллюстрированный фразеологический словарь для детей. М.: АСТ: Астрель, 2010. –222 с.

  3. Волина В.В. Весёлая грамматика. – М.: Знание, 1995. – 33 с.

  4. Дубровин М.И. Иллюстрированный словарь идиом на пяти языках. – М, - 1993г.

  5. Жиренко О.Е., Гайдина Л.И., Кочергина А.В. Учим русский с увлечением.- М.: 5 за знания, 2005. – 240 с.

  6. Николаева Л.П., Иванова И.В. Работа со словарными словами. – М.: Издательство «Экзамен», 2008. – 223 с.

  7. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М, - 1984г.

  8. Розе Т.В. Большой фразеологический словарь для детей.– М.: ОЛМА-ПРЕСС: ОАО ПФ «Красный пролетарий», 2006. – 224 с.

  9. Розе Т.В. Большой толковый словарь пословиц и поговорок русского языка для детей.– М.: ОЛМА Медия Групп, 2010. – 224 с.

  10. Розенталь Д.Э. Пособие по русскому языку. – М, - 2006г.

  11. Русская фразеология. Историко-этимологический словарь. /Под ред. Мокиенко В.М.. – М.: Астрель: АСТ. Люкс, 2005. – 926 с.

  12. Русский язык. 1 – 4 классы: словарно-орфографическая работа /авт. – сост. Лободина Н.В. – Волгоград: Учитель, 2008. – 168 с.

  13. Субботина Л.А. Фразеологический словарь русского языка для школьников. – Екатеринбург, 2008г.

  14. Фразеологизмы в русской речи: словарь-справочник /Сост. Баско Н.В. – М.: Флинта: Наука, 2002. – 272 с.

  15. Шанский Н.М. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М, - 2007г.



Список Интернет – ресурсов:

  1. https://encsite.info

  2. https://openclass.ru

  3. https://festival.1september.ru

  4. https://encsite.info

  5. https://it-n.ru

  6. https://pedsovet.su



ПРИЛОЖЕНИЕ

Развивающие задания

с использованием фразеологических оборотов, пословиц и поговорок.
Для ознакомления с фразеологическими оборотами и их признаками необходимо использовать различные приемы.

  1. Определи, о каком фразеологизме идёт речь.

Он в голове у легкомысленного человека.

Его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез.

На него бросают слова и деньги.

-Дополни этот перечень фразеологизмов и пословиц.

-Объясните смыл фраз.

Ответ: Ветер в голове, искать ветра в поле, бросать слова, деньги на ветер.


  1. Выбери из перечня фраз фразеологические обороты:




Мозолить глаза.

Глаза по ложке, а не видят не крошки.

Правда глаза колет.

С глазу на глаз.

Пускать пыль в глаза.

У семи нянек дитя без глаз.

Глаза боятся, а руки делают.

Хоть глаз выколи.


-Что общего в образных выражения?

-Объясни смыл фраз.

-Дополни свои примеры подобных выражений.


  1. В какой поговорке насекомое превращается в огромное млекопитающее?

-Объясни смыл фразы.

Ответ: Делать из мухи слона.


  1. Раздели выражения на группы. Дай обоснование своему выбору.




Льёт как из ведра.

Мутить воду.

Обжёгся на молоке, дуешь на воду.

Живая вода.

С лица воду не пить.

Под лежачий камень вода не течёт.


-Объясни смысл выражений.

-Что в них общего?

-Какое выражение «лишнее»?


  1. Найди антонимы:




В розовом цвете.

Нем как рыба.

Как на духу.

Заячья душа.

Волчий билет.

Трещит как сорока.

Видеть в сером цвете.


-Объясни значение выражений.

-Какая пара выражений «лишняя»? Объясни почему.


  1. Найди синонимы:




Душа ушла в пятки.

Во всю ивановскую.

Кричать белугой.

Ушки на макушке.

Водить за нос.

Вешать лапшу на уши.

Держать ухо востро.

Волосы дыбом.


-Объясни значение выражений.

-Какая пара выражений «лишняя»? Объясни почему.

  1. Дополни слово:




век.

осень.

руки.

дно.

мастер.

Сулить … горы.

маху.

слово.

Не … спуску.

Не … в обиду.

Как пить … .

На … не взять.


Ответ: Золотой (в разных формах), дать.

-Объясни значение выражений.


  1. Дополни загадки:

Дружнее этих двух ребят

На свете не найдёшь.

О них обычно говорят:

… (Водой не разольёшь).
Товарищ твой просит украдкой

Ответы списать из тетрадки.

Не надо! Ведь этим ты друг

Окажешь … (медвежью услугу).
Мы исходили городок

Буквально … (вдоль и поперёк).

И так устали мы в дороге,

Что еле … (волочили ноги).
Фальшивят, путают слова,

Поют, … (кто в лес, кто по дрова).

Ребята слушать их не станут:

От этой песни … (уши вянут).


  1. Придумай рассказ, в котором будут фразеологические обороты, связанные с ногами.

Например: Когда-то я был с ним на короткой ноге. Но однажды он встал не с той ноги и полез со мною драться. Я со всех ног домой! Еле ноги унёс! Зато теперь к нему ни ногой. Ноги моей больше не будет у такого друга.


  1. Подбери фразеологизмы к данным предложениям.

Очень много людей в тесном помещении. (Как сельдей в бочке)

Чувствовать себя свободно и непринуждённо. (Как рыба в воде)

Быть в постоянных хлопотах, беспокоиться. (Как белка в колесе)

Дело идёт с трудом, еле ладится. (Скрипит как не смазанное колесо)

Заботиться, тщательно охранять. (Беречь как зеницу ока)

Появляться быстро и в большом количестве. (Как грибы после дождя)

Попасть в смешное положение. (Сесть в галошу)

Всё видно отчётливо и ясно. (Видно как на ладони)

Счастливый, всегда удачный человек. (Родился в рубашке)

Сам не пользуется и другим не даёт. (Как собака на сене)



  1. Выпиши из текста фразеологические обороты и поговорки.

Пригласил нас к себе сын лесника в гости.

-Приходите, за грибами сходим, уху сварим – пальчики оближешь! Я на рыбной ловле собаку съел. Каждый мне на крючок попадается, ни одна рыбка не уплывёт.

Мы, конечно, образовались, уши развесили и слушаем. Мой брат даже голову от счастья потерял.

Костёр в лесу разложим, - мечтал братишка. - Комаров покормим, грибы да ягоды прособираем, рыбки половим.

Договорились на субботу. Отмахали одним духом мы на своих двоих пять километров до сторожки. Пришли, дома один старик. А приятеля и днём с огнём не сыскать, ушёл куда-то.

-Пустомеля сын мой, язык у него без костей, - сказал лесник, – всё время кому-нибудь голову морочит.

У братишки слёзы крокодильи в три ручья текут. Я тоже не в своей тарелке.

А лесник и говорит: «Слезами горю не поможешь. Ничего ребятки, оставайтесь, со мной пойдёте».

Наловили мы рыбы видимо – невидимо, ушицу сварили, да про чай не забыли.

На прощанье старик нам и говорит: «Сыну моему больше не доверяйте, на бога надейся да сам не плошай
12. Назови фразеологизмы.

– В общем, где–то, так сказать

Это близко очень.

Просто тут рукой подать,

Говоря короче. (С. Михалков)


  1. Замените выражение словами, которые отвечают на вопрос как?

Капля в море (мало), в темпе (быстро), без сучка без задоринки (хорошо), как снег на голову (неожиданно), в одну минуту ( быстро), как зеницу ока (заботливо), рука об руку (вместе), битый час (долго), шаг за шагом (постепенно).
14. Дополните предложение так, чтобы был понятен смысл выражения:

  • У меня язык не поворачивается: ….. (рассказать, что ты сделал)

  • Сегодня Нина готова была сквозь землю провалиться: ….(она не выполнила свое обещание)

  • Он сгорал он стыда: …. (в классе узнали, что он сказал не правду)


15. При изучении и обобщении фразеологизмов, уже усвоенные учащимися знания могут использоваться в творческих заданиях такого вида как, составь свой словарик фразеологизмов. При написании сочинения можно выполнить задания такого вида как: прочитай текст; какими качествами характера обладает герой; какие фразеологизмы, характеризующие качество характера, можно использовать.

"Оля занималась вязанием, рисованием, танцами, ходила в музыкальную школу и плавала в бассейне. А ещё девочка успевала сделать все уроки, сходить за хлебом и погулять с собакой. И так всю неделю! Ух!" 

Для справок: собак гоняла, впросак попала, трудилась до седьмого пота, вертелась как белка в колесе.