|
ТЕМА 2.5. ОПОРНЫЕ СИСТЕМЫ (1 часа) |
|
|
|
|
| 22.
| Опорные системы растений и животных, их значение в жизни организма.
| 1
| Комбинированный урок.
| Строение растительного организма растения и организма животного: опорные системы, их значение в жизни организма. Опорные системы растений. Опорные системы животных: наружный и внутренний скелет. Опорно-двигательная система позвоночных.
| Описывать строение и разнообразие опорных систем и узнавать их на рисунках, таблицах.
| Выполнение лабораторной работы № 6 «Изучение внутреннего строения млекопитающего».Вопросы со свободным ответом.
| Особенности наружных скелетов моллюсков и членистоногих, связанные с условиями обитания. Преимущества внутреннего скелета.
| стр. 92-95 учебника «Подумайте» на стр. 96, «Какие утверждения верны» на стр. 96.
|
|
| Называть: •значение опорных систем в жизни растений и животных; •типы скелетов у животных.
| Приводить примеры животных с разными типами скелетов.
| Распознавать и описывать на таблицах (рисунках) части внутреннего скелета.
| Соотносить строение опорных систем животных с условиями их жизни.
|
|
|
|
|
|
| ТЕМА 2.6. ДВИЖЕНИЕ (1час)
|
|
|
|
|
| 23.
| Движение.
| 1
| Комбинированный урок.
| Признаки живых организмов: движение, их проявления у растений и животных. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов. Движение животных. Двигательные реакции растений.
| Называть: •роль движения в жизни растений и животных; •способы передвижения животных.
| Выполнение лабораторной работы № 7 «Наблюдение за поведением животных - за движением инфузории-туфельки и дождевого червя» и выводы к ней. Вопросы со свободным ответом.
| Приспособления к передвижению животных в различных условиях.
| стр. 98-107 учебника, «Какие утверждения верны» на стр. 108.
|
|
| Распознавать и описывать на таблицах органы движения животных.
| Приводить примеры животных с разными способами передвижения.
| Наблюдать за поведением животных.
| Сравнивать движение растений и передвижения животных и делать вывод на основе сравнения.
| ТЕМА 2.7. РЕГУЛЯЦИЯ ПРОЦЕССОВ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ (Зчаса)
|
|
|
|
|
| 24.
| Регуляция процессов жизнедеятельности организма. Раздражимость.
| 1
| Комбинированный урок.
| Жизнедеятельность растений и животных: координация и регуляция процессов жизнедеятельности. Раздражимость. Рефлекс. Нервная система, особенности ее строения.
| Давать определение понятиям раздражимость, рефлекс.
| Вопросы со свободным ответом.
| Безусловные и условные рефлексы. Инстинкт.
| стр. 110-115 учебника, «Подумайте» на стр. 120. Понаблюдать за поведением домашних животных, объяснить его, используя знания, полученные на уроке.
|
|
| Распознавать и описывать на таблице основные отделы и органы нервной системы.
|
| Называть: •системы, обеспечивающие координацию и регуляцию процессов жизнедеятельности у животных; •значение нервной системы; •принцип работы нервной системы; •типы нервных систем у животных.
| Приводить примеры животных с разными типами нервной системы.
| Находить информацию в различных источниках о нервной регуляции процессов жизнедеятельности.
| 25.
| Эндокринная система и ее роль в регуляции жизнедеятельности позвоночных животных.
| 1
| Комбинированный урок.
| Жизнедеятельность животных: координация и регуляция процессов жизнедеятельности. Эндокринная система, ее роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Железы внутренней секреции.
| Называть: •органы, обеспечивающие регуляцию процессов жизнедеятельности у животных; •роль эндокринных желез в регуляции жизнедеятельности позвоночных.
| Сообщения учащихся о своих наблюдениях.
| Гормоны.
| стр. 116 учебника.
|
|
| Наблюдать за поведением животных.
| 26.
| Регуляция процессов жизнедеятельности у растений.
| 1
| Комбинированный урок.
| Жизнедеятельность растений: регуляция процессов жизнедеятельности. Ростовые вещества растений.
| Описывать сущность регуляции процессов жизнедеятельности у растений.
| Вопросы со свободным ответом.
| Прищипка, пикировка. Сходство и различие регуляции процессов жизнедеятельности у растений и животных.
| стр. 116, 117 учебника, «Какие утверждения верны» на стр. 120.
|
|
| Называть роль ростовых веществ в регуляции жизнедеятельности растений.
| Наблюдать за ростом и развитием растений.
| Использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений, ухода за ними.
|
|
|
|
|
|
| ТЕМА 2.8. РАЗМНОЖЕНИЕ (Зчаса)
|
|
|
|
|
| 27.
| Размножение, его виды. Бёсполое размножение.
| 1
| Комбинированный урок.
| Жизнедеятельность растений и животных: размножение. Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Бесполое размножение растений. Споры.
| Давать определение понятиям размножение, вегетативные органы.
| Вопросы со свободным ответом. Выполнение практической работы № 8 «Вегетативное размножение комнатных растений: черенкование комнатных растений».
|
| стр. 122 учебника, «Подумайте» на стр. 126, «Какие утверждения верны» на стр. 126.
|
|
| Называть: •значение размножения; •виды размножения; •формы бесполого размножения у растений и животных; •органы вегетативного размножения растений.
| Приводить примеры организмов, для которых характерно бесполое размножение.
| Описывать сущность бесполого размножения растений.
| Использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений, ухода за ними.
| 28.
| Половое размножение животных.
| 1
| Комбинированный урок.
| Жизнедеятельность животных: размножение. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение.
| Давать определение понятиям: размножение, гамета, оплодотворение, зигота.
| Вопросы со свободным ответом.
| Наружное и внутреннее оплодотворение. Преимущества внутреннего оплодотворения. Партеногенез.
| стр. 128-130 учебника, «Подумайте» на стр. 132, «Какие утверждения верны» на стр. 132.
|
|
| Описывать сущность полового размножения.
| Называть: •значение полового размножения; •органы полового размножения животных (и узнавать их на рисунках, таблицах); •женские и мужские половые клетки.
| Объяснять преимущества полового размножения организмов по сравнению с бесполым.
| 29.
| Половое размножение растений.
| 1
| Комбинированный урок.
| Жизнедеятельность растений: размножение. Половое размножение растений. Опыление. Двойное оплодотворение. Образование плодов и семян.
| Давать определение понятиям: размножение, опыление, самоопыление, оплодотворение.
| Вопросы со свободным ответом.
|
| стр. 134-136 учебника, «Подумайте» на стр. 139, «Какие утверждения верны» на стр. 138.
|
|
| Называть: •значение полового размножения; •органы полового размножения растений и узнавать их на рисунках (таблицах).
| Описывать: •строение цветка как органа полового размножения; •сущность полового размножения у растений (двойного оплодотворения).
| Использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений, ухода за ними.
| ТЕМА 2.9. РОСТ И РАЗВИТИЕ (2часа)
|
|
|
|
|
| 30.
| Рост и развитие растений.
| 1
| Комбинированный урок.
| Жизнедеятельность растений и животных: рост и развитие. Рост и развитие растений. Распространение плодов и семян. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков.
| Давать определение понятию индивидуальное развитие.
| Вопросы со свободным ответом. Сообщения учащихся, сделанные на основе собственных наблюдений.
| Типы прорастания семян. Моделирование опытов, доказывающих необходимость тепла, воды и воздуха для прорастания семян.
| стр. 140-143 учебника, «Подумайте» на стр. 144, «Какие утверждения верны» на стр. 144.
|
|
| Распознавать и описывать на таблице части цветка, семена двудольных и однодольных растений, типы плодов.
| Называть: •роль семян и плодов в жизни растения; •условия среды, необходимые для формирования и прорастания семян; •способы распространения семян.
| Наблюдать за ростом и развитием растений.
| Использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений, ухода за ними.
| 31.
| Рост и развитие животных.
| 1
| Комбинированный урок.
| Жизнедеятельность растений и животных: рост и развитие. Особенности развития животных организмов. Развитие зародыша (на примере ланцетника). Постэмбриональное развитие животных.
| Приводить примеры животных с разным типом постэмбрионального развития.
| Выполнение лабораторной работы № 9 «Прямое и непрямое развитие насекомых» и выводы к ней. Вопросы со свободным ответом.
| Стадии развития зародыша (дробление, бластула, гаст-рула, нейрула).
| стр. 146-148 учебника, «Какие утверждения верны» на стр. 150.
|
|
| Называть: •этапы развития животных; •типы постэмбрионального развития животных.
| Описывать сущность эмбрионального и постэмбрионального развития животных.
| Наблюдать за ростом и развитием животных.
| Использовать приобретенные знания и умения для выращивания домашних животных, ухода за ними.
| РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗМ И СРЕДА (2 часа)
|
|
|
|
|
|
|
|
|