|
| Называть: •органы и системы органов животных; •функции органов и систем органов животных.
| Распознавать и описывать на таблицах органы и системы органов животных.
| Изучать биологические объекты - органы и системы органов животных.
| Находить в тексте учебника и других источниках информацию об органах и системах органов животных.
| ТЕМА 1.6. РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ КАК ЦЕЛОСТНЫЕ ОРГАНИЗМЫ (1 час)
|
|
|
|
|
| 11.
| Организм как единое целое.
| 1
| Урок обобщения и систематизации знаний.
| Растение, животное - целостный организм. Взаимосвязь клеток, тканей и органов, систем органов как основа целостности многоклеточного организма. Живые организмы и окружающая среда.
| Давать определение понятиям ткань, орган, система органов.
| Вопросы со свободным ответом.
| Саморегуляция, открытая система.
| стр. 52-55 учебника.
|
|
| Называть особенности строения и функции многоклеточного организма.
| Характеризовать причины нарушения целостности организма.
| Доказывать что организм -единое целое.
|
|
|
|
|
|
| РАЗДЕЛ 2. ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗМОВ (22 часа)
|
|
|
|
|
| ТЕМА 2.1. ПИТАНИЕ И ПИЩЕВАРЕНИЕ (4 часа)
|
|
|
|
|
| 12
| Особенности питания растительного организма
| 1
| Комбинированный урок
| Питание. Понятие «питание». Жизнедеятельность растений: питание (воздушное- фотосинтез, минеральное- почвенное).
| Давать определение понятиям питание, почвенное питание, фотосинтез.
| Вопросы со свободным ответом. Сообщения учащихся.
| Минеральные удобрения
| стр. 58 учебника.
|
|
| Описывать сущность биологических процессов: почвенного питания.
| Объяснять значение почвенного питания в жизни растения
| Называть органы почвенного питания у разных растений и узнавать их на рисунках и живых объектах
| Характеризовать роль корня в почвенном питании растения
| Находить в тексте учебника и других источниках информацию о почвенном питании растений.
|
| Использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений, ухода за ними.
| 13
| Фотосинтез и енго значение в жизни растений
| 1
| комбинированный урок
|
| Давать определение понятию фотосинтез.
| Выполнение лабораторной работы №5 "Выявление роли света и воды в жизни растений" и выводы к ней. Сообщения учащихся. Вопросы со свободным ответом.
|
| стр. 58 учебника.
|
|
| Описывать сущность биологических процессов: воздушное питание растений- фотосинтез.
| Объяснять: значение воздушного питания в жизни растения; значение фотосинтеза для жизни на Земле.
| Называть органы воздушного питания у разных растений и узнавать их на рисунках и живых объектах.
| Характеризовать роль листа в процессе фотосинтеза.
| Находить в тексте учебника и других источниках информацию о воздушном питании растений.
| Использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений, ухода за ними.
| 14.
| Особенности питания животных.
| 1
| Комбинированный урок.
| Питание. Понятие «питание». Процессы жизнедеятельности животных: питание. Различия организмов по способу питания: травоядные животные, хищники, трупоеды; симбионты, паразиты.
| Давать определение понятию питание.
| Вопросы со свободным ответом.
| Отличие питания животных от питания растений.
| стр. 60-62 учебника, «Подумайте» на стр. 67.
|
|
| Описывать сущность биологических процессов: питания животных.
| Называть органы пищеварительной системы животных и узнавать их на рисунках, таблицах.
| Приводить примеры животных: травоядных, хищников, трупоедов; симбионтов, паразитов.
| Находить в биологических словарях и справочниках значение биологических терминов симбионты, паразиты.
| 15.
| Пищеварение и его значение. Пищеварительные ферменты.
| 1
| Комбинированный урок.
| Процессы жизнедеятельности животных: питание. Пищеварение и его значение. Особенности строения пищеварительных систем животных. Пищеварительные ферменты и их значение.
| Давать определение понятиям питание, пищеварение.
| Вопросы со свободным ответом.
| Лабораторная работа «Действие желудочного сока на белок, слюны на крахмал». Условия работы ферментов.
| стр. 63 учебника, «Какие утверждения верны» на стр. 66.
|
|
| Описывать сущность биологических процессов: питание животных - пищеварение.
| Называть особенности строения пищеварительных систем животных.
| *Сравнивать процессы пищеварения у разных групп животных и делать выводы на основе сравнения.
| ТЕМА 2.2. ДЫХАНИЕ (2часа)
|
|
|
|
|
| 16.
| Дыхание у растений.
| 1
| Комбинированный урок.
| Жизнедеятельность растений и животных: дыхание. Значение дыхания, роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождения энергии. Дыхание у растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений.
| Давать определение понятию дыхание.
| Вопросы со свободным ответом. Сообщения учащихся.
| Типы дыхания.
| стр. 68 учебника, «Подумайте» на стр. 73.
|
|
| Описывать сущность биологических процессов: дыхания.
| Характеризовать: «особенности дыхания растений; •роль органов растений в процессе дыхания.
| Находить в тексте учебника и других источниках информацию о дыхании растений.
| Использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений, ухода за ними.
| 17.
| Дыхание у животных.
| 1
| Комбинированный урок.
| Жизнедеятельность растений и животных: дыхание. Дыхание у животных. Органы дыхания.
| Давать определение понятию дыхание.
| Вопросы со свободным ответом. Сообщения учащихся.
| Усложнение дыхательной системы животных в ходе эволюции.
| стр. 68-69 учебника, «Какие утверждения верны» на стр. 72.
|
|
| Описывать сущность биологических процессов: дыхания.
| Называть органы дыхания у разных животных и узнавать их на рисунках, таблицах.
| Характеризовать: •особенности дыхания животных; •роль дыхания в жизни животных.
| Находить в тексте учебника и других источниках информацию о дыхании животных.
| Использовать приобретенные знания и умения для выращивания домашних животных, ухода за ними.
| ТЕМА 2.3. ПЕРЕДВИЖЕНИЕ ВЕЩЕСТВ В ОРГАНИЗМЕ (2 часа)
|
|
|
|
|
| 18.
| Передвижение веществ в растении.
| 1
| Комбинированный урок.
| Жизнедеятельность растений и животных: транспорт веществ, его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ.
| Описывать сущность процесса переноса веществ в растении, его значение.
| Вопросы со свободным ответом.
| Движение цитоплазмы, сосудисто-волокнистый пучок, корневое давление.
| стр. 74,75 учебника «Подумайте» на стр. 78.
|
|
| Характеризовать особенности перемещения воды, минеральных веществ и органических веществ в растениях.
| Использовать приобретенные знания и умения для выращивания домашних животных, ухода за ними.
| 19.
| Передвижение веществ в животном организме.
| 1
| Комбинированный урок.
| Жизнедеятельность растений и животных: транспорт веществ, его значение. Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, ее строение, функции. Гемолимфа, кровь и ее составные части.
| Описывать сущность процесса переноса веществ в организме животного, его значение.
| Вопросы со свободным ответом.
|
| стр. 76,77 учебника, «Какие утверждения верны» на стр. 78.
|
|
| Называть: •органы кровеносной системы
| и узнавать их на рисунках, таблицах; •функции органов кровеносной системы; •состав крови, ее функции; •типы кровеносных систем.
| Приводить примеры животных с разными типами кровеносных систем.
| Характеризовать особенности транспорта веществ у животных.
| ТЕМА 2.4. ВЫДЕЛЕНИЕ (2часа)
|
|
|
|
|
| 20.
| Выделение у растений, грибов и животных.
| 1
| Комбинированный урок.
| Жизнедеятельность растений и животных: выделение. Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов. Продукты выделения у растений и животных. Выделение у растений. Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных.
| Описывать сущность процесса выделения у живых организмов, его значение.
| Вопросы со свободным ответом.
| Взаимодействие выделительной системы с другими системами организма.
| стр. 80-83 учебника «Подумайте» на стр. 84, «Какие утверждения верны» на стр. 84.
|
|
| Называть: •органы выделения растений; •органы выделения у различных животных и узнавать их на рисунках, таблицах.
| Характеризовать: •особенности процесса выделения у растений; •особенности процесса выделения у животных.
| Находить в тексте учебника и других источниках информацию о выделении у растений и животных.
| 21.
| Обмен веществ у растений и животных.
| 1
| Комбинированный урок.
| Жизнедеятельность растений и животных: обмен веществ и превращение энергии. Сущность и значение обмена веществ и превращения энергии.Обмен веществ у растений. Обмен веществ у животных.
| Давать определение понятию обмен веществ.
| Вопросы со свободным ответом.
|
| стр. 86-89 учебника, «Подумайте» на стр. 91, «Какие утверждения верны» на стр. 90.
|
|
| Описывать сущность процесса обмена веществ у живых организмов, его значение.
| Называть: •органы, участвующие в обмене веществ у растений; •органы, участвующие в обмене веществ у животных.
| Характеризовать: •особенности обмена веществ у растений; •особенности обмена веществ у разных животных.
| Сравнивать обмен веществ у растений и животных и делать выводы на основе сравнения.
|
|
|
|