|
Конспект логопедической
Конспект логопедической
образовательной деятельности по развитию лексико-гамматической
стороны речи с использованием театрализованной деятельности
в подготовительной группе
"Поездка в деревню"
Учитель-логопед
МДОУ "Детский сад комбинированного вида № 228", г. Саратов
Болотникова Наталия Николаевна Цель: расширить знания детей о деревне и домашних животных.
Задачи:
коррекционно-образовательная: формировать у детей умение правильно употреблять предлоги в речи; образовывать притяжательные прилагательные, сложные слова; употреблять в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, существительные единственного и множественного числа в родительном падеже; развивать словообразовние; расширять словарный запас;
коррекционно-развивающая: развивать внимание, мышление, связную речь, мелкую моторику;
коррекционно-воспитательная: воспитывать у детей познавательный интерес к окружающему миру.
Оборудование: презентация «В деревне», мультимедийное оборудование, маски-шапочки домашних животных, дом, забор, собака и утята, фломастеры, картинки с изображением домашних животных, магнитная доска, резинки для волос, мяч, кубик, картинки с изображением домашних животных с недостающей частью тела, магнитофон, фонограмма с голосами домашних животных. Ход
Дети входят в зал.
- Ребята, к нам сегодня пришли гости, поздоровайтесь с гостями. (Дети здороваются)
Дети стоят полукругом на ковре.
- Ребята, в каком городе мы живем? (В Саратове)
- А из вас кто-нибудь был в деревне? (Ответы детей)
- Скажите, чем город отличается от деревни, а ответить на этот вопрос вам поможет кубик?
Дети передают друг другу кубик, у кого в руках кубик, то отвечает. (Город большой, а деревня маленькая. В городе живет много людей, а в деревне мало. В городе на улицах много разного транспорта, а в деревне мало транспорта. В городе многоэтажные дома, а в деревне одноэтажные дома. В городе люди работают на заводах, фабриках, а в деревни на полях и фермах. И т.д.)
- Ребята, я приглашаю вас отправится на экскурсию в деревню, но деревня находится недалеко от города. Как вы думаете, на чем мы можем туда доехать? (На машине, на мотоцикле, на электричке, на автобусе)
- Мы поедем на машине, но каждый на своей. Садитесь, поехали.
Дети шагают по залу и выполняют движения из физминутки. Физминутка
Едем, едем на машине, шагают, «крутят руль»
Нажимаем на педаль,
Скорости переключаем, движения правой рукой вперед-назад
Смотрим пристально мы вдаль. повороты головы в стороны
Дворники счищают капли движения влево-вправо согнутыми
Вправо, влево чистота! в локтях руками
Волосы ерошит ветер. руки подняты над головой
Мы шоферы хоть куда! правая рука вытянута вперед Дети подошли к декорациям деревни.
- Ребята, вот мы и приехали в деревню. Садитесь, отдохните после дороги.
Дети садятся.
Звучит фонограмма «Голоса домашних животных».
- Чьи голоса вы услышали? (Я слышал, как лает собака. Я слышала, как мычит корова. И т.д.)
- Мы с вами остановились около скотного двора. Но что-то не видно животных. А вот и они, спрятались от нас. Найдите, где спрятались животные. (Показ слайда «Скотный двор». Дети называют, где находятся животные: «Кошка сидит на будке. Лошадь стоит за кустом.» И т.д.)
На магнитной доске выставляются картинки животных, которых дети «нашли».
- Кого мы нашли? (Домашних животных)
- А вы знаете, что у домашних животных есть свой дом, который построил для них человек. Расскажите, кто где живет. (Показ слайдов с изображением жилища животных. Дети отвечают: «Коровы живут в коровнике. Лошади живут в конюшне. И т.д.)
- Скажите, а мы можем с вами подойти к животным и погладить их? (Нет, потому что они могут защищаться и напасть на человека. К животным незнакомому человеку можно подойти только с хозяином.)
- Мы не будим подходить к животным, мы на них посмотрим и сравним их, чем они похожи и чем отличаются друг от друга.
Д/игра «Сходства и различия»
Дети называют сходства всех животных: голова, глаза, рот, нос, уши, шея, туловище, хвост, 4 ноги. Отличия: Разные по величине и окрасу. У лошади есть грива. У коровы, козы и барана есть рога. У коровы, козы, овцы и лошади есть копыта, а у собаки и у кошки лапы мягкие. И т.д.)
Д/игра «Назови одним словом» (с мячом)
У кошки короткая шерсть (какая?) – короткошерстная
У собаки длинная шерсть (какая?) – длинношерстная
У овцы тонкие ноги (какая?) – тонконогая
У кошки зеленые глаза (какая?) – зеленоглазая
У собаки длинные уши (какая?) – длинноухая - Молодцы. Вы хорошо рассмотрели животных, знаете их строение. На столах лежат картинки с изображением домашних животных. Но художник, который их нарисовал, допустил ошибки. Исправьте эти ошибки. Но прежде давайте разомнем пальцы рук.
Дети садятся за столы. Пальчиковая гимнастика (с резинками для волос)
Этот теленок пьет молоко! надевают резинку на большой палец
Этот теленок ушел далеко! на указательный
Этот теленок травку жует! на средний
Этот теленок копытцами бьют! на безымянный
А этот теленок мычит: на мизинец
- Почему-у-у
Все разошлись? указательный и средний палец
Скучно мне одному! «шагают» по столу Дети за столами дорисовывают недостающую часть тела животного.
- Расскажите, чего не было нарисовано и чью часть тела вы нарисовали. (У кошки не было хвоста. Я нарисовал кошачий хвост. И т.д.)
- Молодцы. Все правильно исправили ошибки художника. А теперь возвращайтесь на свои места. (Дети выходят из-за столов и садятся на стульчики)
- А вы знаете, что у животных есть семьи, так же как и у людей: папа, мама, детеныши. Родители заботятся о своих малышах, как и ваши мама и папа. Давайте познакомимся с семьями животных. (Показ слайдов с семьями животных) Папа – конь мама – лошадь детеныш – жеребенок (жеребята)
Папа – бык мама – корова детеныш – теленок (телята)
И т.д. - Молодцы. Скажите, а домашние животные всегда были домашними? (Нет. В древние времена они были дикими животными. Люди их приручили и они стали домашними.)
- Как вы думаете, зачем наши предки приручили диких животных? (Животные приносят пользу людям.)
- Правильно, домашние животные полезны человеку. Мы сейчас вместе вспомним, какую пользу приносит человеку каждое животное и сочиним сказку «Спор животных». Представьте, что вы животные и вышли на лужок погулять, и вдруг между вами возник спор: кто же самое полезное животное. Каждый из вас доказывал, что он – самое полезное животное. Вставайте, наденьте маску животного, кем бы вы хотели быть и выходите на ковер.
Дети выходят на ковер, надевают маски и становятся в круг.
- Однажды животные поспорили, кто же из них самый полезный.
- Собака: Гав-гав. Я самое полезное животное, потому что сторожу дом и двор своего хозяина. Смотрю, чтобы не залезли в сад хулиганы, не забралась в курятник лиса.
- Корова: Му-му. Нет, самое полезное животное – это я. Я даю человеку молоко. Молоко очень полезное, из него делают масло, сыр, кефир. А еще я даю мясо – говядину.
- Лошадь. Иго-го. От меня больше пользы, чем от вас. Я вожу хозяина, разные тяжелые грузы. На мне любят кататься дети хозяина.
- Кошка: Мяу-мяу. Не спорьте. Я самое полезное животное. Я ловлю в доме мышей. Со мною любят играть дети хозяина.
- Овца: Бе-е-е. Нет, я полезней. Я даю хозяйке шерсть, из которой она прядет нитки. А из ниток она вяжет теплые вещи на зиму.
- Коза: Ме-е-е. Я самое полезное животное. Я тоже даю хозяину молоко. А еще я даю чудесный пух, из которого вяжут теплые вещи на зиму.
- Свинья: Хрю-хрю. А я даю хозяину мясо – свинину. А из моей кожи шьют одежду. От меня много пользы.
- Послушал хозяин этот спор и говорит: Не спорьте, вы все мне нужны. Вы все одинаково полезны.
- Молодцы, ребята. Какая хорошая сказка у нас получилась. Снимайте маски.
Дети снимают маски.
- Так какое же животное самое полезное в хозяйстве? (Никакое. Все животные приносят одинаковую пользу.)
- Ну, вот и все. Нам пора возвращаться в детский сад. Садитесь в машины. Поехали.
Физминутка «Едем, едем на машине»
- Вам понравилась наша поездка в деревню? (Ответы детей)
- Как вы думаете, где лучше жить в городе или в деревне? Почему? (Ответы детей)
- Молодцы. Наше занятие подошло к концу. Попрощайтесь с гостями. (Дети прощаются с гостями и выходят из зала) |
|
|