Этапы и виды
работы на этапе
| Деятельность педагога
| Деятельность
ребенка
| Какие задачи решались в ходе выполнения заданий
|
1
| 2
| 3
| 4
|
1.Организационный момент.
Отгадывание звуковой загадки
| Логопед включает запись звука мотора
| Ребенок отгадывает, что это за звук
| Организовать ребенка. Настроить ребенка на занятие. Способствовать созданию благоприятного психологического климата.
|
2.1.Проверка домашнего задания.
| Педагог проверяет домашнее задание по теме «Автоматизация звука Р в открытых слогах». Логопед предлагает воспроизвести звук мотора, а затем просит ребенка прочитать слоги на слоговой ромашке и произнести слова со звуком Р в начале и середине слова.
| Ребенок читает слоги на «Слоговой ромашке» и произносит слова с данными слогами.
| Выяснить, насколько скорригировано произношение звука Р в слогах и словах в начале и середине слова.
|
2.2 Актуализация знаний.
| Логопед предлагает ребенку отгадать загадку: На носу он носит рог и зовётся …(носорог)
Педагог задает вопрос: Где можно встретить это животное?
| Ребенок отгадывает загадку и объясняет свой ответ.
| Привлечь внимание и вызвать интерес ребенка к занятию. Актуализировать знания по теме занятия.
|
2.3 Изучение нового материала. Сообщение темы занятия.
Дыхательное упражнение «Песчаная буря в пустыне»
| Педагог сообщает ребенку, что сегодня на занятии он и ребенок отправятся в зоопарк и продолжат учиться правильно произносить звук Р.
Педагог выясняет у ребенка основные характерные особенности животных жарких стран.
Верблюд может не есть и не пить целую неделю, потому что пища откладывается про запас в его горбах.
Кенгуру носит своих детенышей в кармане на животе. И т.д
Затем предлагает устроить в помещении бурю.
Логопед предлагает подуть через трубочку в банку, на дне которой лежат желтые конфетти.
| Ребенок вспоминает, как правильно произносить звук Р.
Ребенок вспоминает характерные признаки животных
Ребенок вместе с педагогом объясняет понятие «песчаная буря».
Ребенок выполняет упражнение.
| Закреплять знания ребенка о правильной артикуляции звука Р.
Обогащать знания ребенка по теме занятия. Развивать связную речь.
Обогащение словаря.
Развитие сильного ротового выдоха. Обучение умению дуть через трубочку. Активизация губных мышц.
|
2.4. Закрепление изученного материала
Д/и «Зоопарк»
Пальчиковая гимнастика
«Где обедал воробей?».
| Логопед предлагает ребенку послушать слова-признаки и выбрать картинку, к которой они относятся к перечисленным признакам и правильно произнести звук Р.(Опасный, хищный – Толстый, неповоротливый – Зубастый – и т.д.)
Логопед предлагает выполнить упражнения пальчиковой гимнастики, а затем перечислить, у кого обедал воробей.
| Ребенок должен "поселить" в зоопарк только тех, зверей которые подходят к перечисленным словам.
Ребенок выполняет упражнения.
Ребенок образовывает существительные в форме родительного падежа (у кенгуру, у крокодила).
| Обогащение словаря по теме занятия. Развитие связной речи.
Развивать тонкую моторику.
Образовывать существительные в родительном падеже.
|
Динамическая пауза.
Физминутка с элементами самомассажа «У жирафа…»
Д/и «Считалочка».
| Логопед предлагает повторить за ним движения под музыку.
Педагог предлагает сказать, сколько ребенок видел животных в зоопарке, используя цифры 2 и 5.
| Ребенок выполняет движения.
Ребенок составляет предложения
Видел клетку с двумя дикобразами. Видел клетку с пятью носорогами.
| Развивать общую моторику с элементами самомассажа. Координировать речь с движением.
Учить согласовывать существительные с числительными 2 и 5 в творительном падеже
|
Обрывная аппликация
Упражнение «Составь слово»
Упражнение «Слова подскажут цифры»
| Педагог сообщает ребенку, что у одного жирафа в зоопарке случилась беда - у него исчезли пятнышки и предлагает ему помочь: надо приклеить из цветной бумаги кусочки, чтобы жираф стал пятнистым.
Логопед предлагает составить сложные слова.
У жирафа длинная шея - жираф какой?
У носорога толстая кожа - ... .
У верблюда два горба - … .
Логопед предлагает послушать рассказ внимательно, если ребенок услышит название цифры, надо найти картинку рядом с этой цифрой и назвать её. Затем ребенок пересказывает рассказ отвечая на вопросы.
(См. приложение)
| Ребенок отрывает мелкие кусочки бумаги и наклеивает на цветной силуэт жирафа.
Ребенок называет слова
Ребенок добавляет в текст слова. Затем отвечает полными предложениями на вопросы логопеда отчетливо называя слова со звуком Р в середине слова.
| Развивать мелкую моторику, точность движений при отрывании мелких кусочков бумаги.
Учить образовывать сложные слова.
Формировать навык ответа на вопрос полным предложением. Закрепить правильное произношение звука Р в середине слова.
|
2.5. Контроль знаний и умений. Д/и «Трамвайчики»
| Педагог просит помочь животным выбрать нужный вагон для поездки в гости и назвать слова со звуком Р.
(См. приложение)
Домашние животные поедут в трамвайчике с квадратом. Дикие животные – в трамвайчике с ромбом, а птицы в трамвайчике с кружком.
| Ребенок называет слова и соединяет с нужным трамвайчиком животное, объясняя свой ответ.
| Учиться классифицировать предметы по определенному признаку. Проконтролировать уровень усвоения материала
|
3.1Итог занятия.
Оценка деятельности ребенка.
| Педагог предлагает вспомнить, чем занимался на занятии, что он «посетил» на занятии и какой звук учился произносить, что больше понравилось, что вызывало трудности.
Педагог оценивает работу ребенка.
| Ребенок делится впечатлениями о занятии, уточняет правильную артикуляцию звука.
| Обобщить тему урока. Составить перспективу заданий на следующее занятие. Развивать память.
|
3.2Домашнее задание.
| Педагог предлагает ребенку домашнее задание по пройденной теме.
| Ребенок получает домашнее задание.
| Закрепить пройденную тему во время домашних занятий.
|