|
Конспект урока химии в 9 классе по теме: «Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства и применение фосфора» Тема урока: «Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства и применение фосфора». Цель урока Конспект урока химии в 9 классе по теме: «Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства и применение фосфора»
Тема урока: «Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства и применение фосфора».
Цель урока: Определить положение фосфора в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, рассмотреть строение атома фосфора, физические и химические свойства, области применения фосфора.
Задачи урока:
Образовательные:
Рассмотреть строение атома фосфора согласно его положение в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, аллотропные модификации фосфора.
Изучить физические и химические свойства фосфора, нахождение в природе, его области применения.
Продолжить формирование умения учащихся работать с периодической системой химических элементов Д. И. Менделеева.
Совершенствовать умения составлять уравнения химических реакций.
Развивающие:
Развивать память и внимание учащихся.
Формировать положительную мотивацию на изучение предмета химии.
Учить применять имеющиеся знания в новой ситуации.
Воспитательные:
Показать значимость химических знаний для современного человека.
Оборудование:
ПСХЭ, компьютер, мультимедийный проектор, электронное пособие «Видеодемонстрации».
Тип урока:
Урок открытия нового знания.
Формы организации учебной деятельности:
самостоятельная работа с текстом учебника;
фронтальная;
сообщения учащихся (индивидуальная);
работа в группах.
Методы обучения. Методы организации учебной деятельности: Педагогические приемы:
учебно-организационные (определение цели и задачи урока, создание благоприятных условий деятельности);
учебно – информационные (беседа, постановка проблемы, ее обсуждение, работа с учебником, наблюдение);
учебно – интеллектуальные (восприятие, осмысление, запоминание информации, решение проблемных задач, мотивация деятельности).
Ход урока.
I.Организационный момент.
Психологический настрой учащихся, проверка готовности к уроку.
Учитель приветствует учащихся.
II. Актуализация знаний .
Встреча с проблемой
1. Актуализация опыта
В начале урока учитель спрашивает у детей, нравится ли им читать или смотреть детективы. Ребята делятся своим опытом.
- Какие вы читали детективы?
2. Создание проблемной ситуации
- Я предлагаю вам прослушать отрывок из известного произведения английского писателя Артура Конан-Дойла «Собака Баскервилей».
Да! Это была собака, огромная, черная, как смоль. Но такой собаки еще никто из нас, смертных, не видывал. Из ее отверстой пасти вырывалось пламя, глаза метали искры, по морде и загривку переливался мерцающий огонь. Ни в чьем воспаленном мозгу не могло возникнуть видение более страшное, более омерзительное, чем это адское существо, выскочившее на нас из тумана... Страшный пес, величиной с молодую львицу. Его огромная пасть все еще светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие дикие глаза были обведены огненными кругами.
Я дотронулся до этой светящейся головы и, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте. фосфор , - сказал я".
Вот в какой скверной истории оказался замешан элемент N 15
- В этом отрывке Артур Конан Дойл допустил существенную химическую ошибку. Назовите ее.
Ученики высказывают разные предположения: часть из них дополняют одно другое, часть – противоречит друг другу. Учащиеся осознают неполноту своих знаний, чтобы ответить на данный вопрос.
3. Осознание и формулирование проблемы
По просьбе учителя ученики формулируют цель урока.
Итак, тема урока - «Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства и применение фосфора»
III. Изучение нового материала.
1. Фосфор как химический элемент.
- Каково положение фосфора в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева?
Задание: Используя периодическую систему химических элементов, дайте характеристику химическим элементам фосфора и азота, заполните таблицу.
Вариант 1 – положение в ПСХЭ и строение атома азота.
Вариант 2 – положение в ПСХЭ и строение атома фосфора.
Найдите черты сходства, различия между строением атома азота и фосфора.
Вывод: Оба элемента находятся в главной подгруппе V группы ПСХЭ, на последнем энергетическом уровне по 5 электронов, имеют одинаковые значения низших степеней окисления -3 (если проявляют окислительные свойства, например, с металлами, водородом) и +5 в кислородсодержащих соединениях.
2. Валентное состояние атома фосфора - объяснение учителя.
3. Нахождение в природе.
Задание классу:
В каком виде фосфор встречается в природе?
Лабораторный опыт № 1.
Рассмотрите образцы минералов, содержащих фосфор.
Запишите названия и формулы предложенных минералов в тетрадь.
4.Открытие фосфора –сообщение учащейся Караваевой Ксении.
5. Физические свойства
- Необычное светящееся вещество, полученное Брандом, - белый фосфор. Кроме белого, есть еще красный фосфор и черный фосфор. Как называется явление существования нескольких простых веществ, образованных одним химическим элементом?
Сравните физические свойства аллотропных видоизменений фосфора - самостоятельная работа в парах (2.5 мин)
Таблица “Физические свойства белого и красного фосфора” Характеристика вещества
| Физические свойства фосфора
| белого
| красного
| Физическое состояние
| Кристаллическое вещество
| Порошкообразное вещество
| Твердость
| Небольшая - можно резать ножом (под водой)
| -
| Цвет
| Бесцветный с желтоватым оттенком
| Темно-красный
| Запах
| Чесночный
| Без запаха
| Плотность (в г/см3)
| 1,8
| 2,3
| Растворимость в воде
| Не растворяется
| Не растворяется
| Растворимость в сероуглероде
| Хорошо растворяется
| Не растворяется
| Температура плавления
| 44°С
| При сильном нагревании превращается в пары белого фосфора
| Температура воспламенения
| 40°С. В измельченном состоянии воспламеняется при обычной температуре.
| Около 260°С
| Свечение
| В темноте светится
| Не светится
| Действие на организм
| Сильный яд
| Не ядовит
| - Сходны или различны свойства белого и красного фосфора?
- Чем объясняются различия в свойствах?
Белый фосфор – вещество с молекулярной кристаллической решеткой, состоящей из 4-х атомов в молекуле: P4. Нерастворим в воде, хорошо растворяется в органических растворителях. На воздухе легко окисляется, а в порошкообразном состоянии воспламеняется. Очень ядовит. Светится в темноте. Хранят его под водой.
Красный фосфор – темно-малиновый порошок. Не растворяется ни в воде, ни в органических растворителях. На воздухе окисляется медленно и не самовоспламеняется. Неядовит и не светится в темноте.
Черный фосфор – имеет слоистую атомную кристаллическую решетку.
Вывод: Три аллотропные модификации – белый, красный, черный.
Химические свойства фосфора
- Фосфор часто называют многоликим элементом. Не только из-за аллотропных видоизменений, но и благодаря химическим свойствам. Этот элемент может проявлять как окислительные, так и восстановительные свойства.
1) Взаимодействие фосфора с простыми веществами:
А) с металлами, образуя фосфиды.
Например, взаимодействие белого фосфора с кальцием.
Задание: Запишите уравнение реакции, составьте уравнение электронного баланса.
Б) Взаимодействие фосфора с неметаллами.
Например: Взаимодействие фосфора и кислорода (видеофрагмент горение белого фосфора).
Задание:
Назовите признаки химической реакции. (видофрагмент горение красного фосфора.)
Как горит фосфор на воздухе и в кислороде?
Запишите уравнения реакции, составьте уравнение электронного баланса.
В) Взаимодействие фосфора с серой.
Г) Взаимодействие фосфора со сложными веществами (хлоратом калия).
В смеси с бертолетовой солью от удара взрывается, воспламеняется.
5KClO3 + 6P = 3P2O5 + 5KCl
Такая реакция происходит, когда мы зажигаем спички. В головке спичек содержится бертолетова соль, в намазке шкурки – красный фосфор.
Применение фосфора – выступление учащейся Фёдоровой Олеси.
Формулирование решения исходной задачи
- Ребята, давайте вернемся к произведению писателя Артура Конан-Дойла «Собака Баскервилей». Сейчас самый подходящий момент обратиться к проблеме, поставленной в начале урока: прав ли был А.Конан-Дойл в описании собаки Баскервилей? Не допустил ли он химической ошибки в своем произведении? Обсудите в группах.
Ученики находят ошибку и дают объяснение.
Ошибка в тексте
Белый фосфор действительно светится в темноте, что объясняется окислением его паров кислородом воздуха. Мелкодисперсный фосфор на воздухе самовоспламеняется. Белый фосфор - сильнодействующий яд (0,1 г - смертельная доза). Из его свойств следует, что если бы и удалось каким-то образом «расписать» не только собаку снаружи, но и ее пасть, то она быстро погибла бы от отравления, а ее труп превратился в костер.
IV.Закрепление изученного материала (фронтальный опрос):
1.Охарактеризуйте положение фосфора в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева.
2.В каком соединении фосфор проявляет степень окисления -3?
А) Н3РО4
Б) РН3
В) HРO3
3. В каком виде фосфор находится в природе? Охарактеризуйте физические свойства фосфора (красного, белого, черного).
4.С каким веществом реагирует фосфор образуя фосфид:
А) водой
Б) водородом
В) магнием
V.Домашнее задание : § 28, упр. 3
VI.Рефлексия составить синквейн или
Что нового вы узнали на уроке?
Какой момент урока вам понравился?
Какое впечатление у вас осталось от урока?
VII. Подведение итогов и выводы урока.
Задача:
Какова масса фосфора в вашем теле, если известно, что фосфор составляет ≈1% от массы тела? |
|
|