|
План-конспект урока. Учитель: Шарапова Лариса Игоревна класс: 9 предмет: химия тема урока: «Бериллий, магний и щелочноземельные металлы» место урока в учебном процессе: урок по учебному плану План-конспект урока. УЧИТЕЛЬ: Шарапова Лариса Игоревна
КЛАСС: 9
ПРЕДМЕТ: химия
ТЕМА УРОКА: «Бериллий, магний и щелочноземельные металлы»
МЕСТО УРОКА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ: урок по учебному плану.
Цель урока: Дать общую характеристику щелочноземельных металлов в свете общего, особенного и единичного по трем формам существования химических элементов: атомов, простых веществ и сложных веществ.
Задачи:
1. Познакомить обучающихся с группой типичных металлов, в которой наиболее ярко выявляются закономерности в изменении свойств и электронной структуры в зависимости от порядкового номера элемента.
Продолжить обучение учащихся пользоваться периодической системой и электронной теорией при обосновании физических и химических свойств простых и сложных веществ.
Совершенствовать умения составления уравнений химических реакций.
2.Способствовать продолжению развития устойчивого интереса к химической науке и практике.
Продолжить развивать научно-познавательную и коммуникативную компетенции, умения анализировать, выделять самое главное в изучаемом материале, делать выводы.
3. Воспитывать позитивное отношение к учению, прививать любовь к предмету, создавать комфортные отношения между участниками.
Тип урока. Урок изучения нового материала с элементами проверки знаний, с использованием цифровых образовательных ресурсов.
Вид урока. Объяснительно-иллюстративный с элементами контроля знаний учащихся.
Оборудование:
- для учителя: компьютер, мультимедийный проектор и презентация Microsoft PowerPoint, а также спиртовка, спички, напильник, мерный цилиндр, химические стаканы.
-для учащихся: лист самоанализа и самооценки обучающегося, лист с рефлексией, красная и синяя ручка.
Реактивы: кальций, вода, магний и соляная кислота.
Ход урока.
I этап. Организационный момент.
Используемые цифровые ресурсы: нет.
Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку
| Готовятся к уроку. Приветствуют учителя
|
II этап. Сообщение темы, постановка цели и задач урока, мотивация учебной деятельности учащихся.
Используемые цифровые ресурсы: нет
.III этап. Проверка домашнего задания.
Используемые цифровые ресурсы: нет
а) К доске вызываются 4 человека и воспроизводят упражнения домашнего задания на доске.
Воспроизведенные упражнения проверяются по окончании фронтальной проверки.
1-й ученик: Упр.1. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения: А) Li Li2O LiOH LiCl Планируемый ответ:
4Li + O2 2Li2O
Li2O + H2O 2LiOH
LiOH + HCl LiCl + H2O
2-й ученик:
Б) Na Na2O2 Na2O NaOH Na2SO4 Планируемый ответ:
1) 2Na + O2 Na2O2
2) Na2O2 + Na Na2O
3) Na2O + H2O 2NaOH
4) 2NaOH + H2 SO4 Na2SO4+2 H2O
3-й ученик: Записать химические свойства калия.
Планируемый ответ:
2K + H2 2KH
2K +Cl2 2KCl
2K + S K2S
K2O2 + O2 K2O2
K2O2 + 2K2 K2O
2K + 2H2 O 2KOH+ H2
2K +2 HCl(КОНЦ) 2KCl+ H2
4-й ученик: Записать химические свойства гидроксида калия.
Планируемый ответ:
KOH+ HCl KCl+ H2O
2KOH+CO2 K2CO3 + H2O
2KOH+CuSO4 Cu(OH)2+ K2SO4
б) Фронтальная беседа по вопросам.
Какие химические элементы относят к семейству щелочных металлов.
Где встречаются щелочные металлы в природе?
Как можно распознать соли щелочных металлов?
в) Видео-диктант с самоконтролем и использованием цифровых ресурсов:
Презентация в формате Microsoft Office PowerPoint
(слайд № 2: «Видеофрагмент "Взаимодействие натрия с водой" (N131756)»; слайд №3: «Видеофрагмент "Алюминотермия" (N131915)»);
г) Проверка видео-диктанта. Учащиеся проверяют друг у друга написанные уравнения химических реакций и оценивают их, а затем сверяют правильность написания со
слайдом №4.
Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| На столе у каждого лежит лист самоанализа и самооценки обучающегося, который вы заполните в конце урока или в ходе его.
| Записывают Ф.И. на лист самоанализа и самооценки.
|
IV этап. Физическая минутка для глаз:
Закрыть глаза, сильно зажмурить и быстро поморгать. Затем открыть и посмотреть, не поворачивая головы налево, направо, вверх, вниз, в окно.
V этап. Актуализация знаний учащихся. Сообщение темы урока.
Используемые цифровые ресурсы: нет.
Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| Сообщает цель урока. Сегодня мы познакомимся с типичными металлами-элементами второй группы главной подгруппы, их соединениями и сравним их со щелочными металлами. Фронтальный опрос. (Слайд 5)
- Что такое металлы?
- Перечислите особенности атомов металлов?
- Расскажите о положении металлов в ПСХЭ
Д.И. Менделеева.
| Учащиеся в тетрадях записывают тему урока «Бериллий, магний и щелочноземельные металлы»
Отвечают на вопросы.
|
VI этап. Формирование и совершенствование знаний о простых веществах и элементах второй группы главной подгруппы.
Использование цифровых ресурсов:
1) «Кальций. Иллюстрация. (N 131846)»;
2) «Натрий. Иллюстрация. (N 131747)»
3) «Изделия из дюралюминия (N 131762)»
4) «Применение соединений кальция (I).Иллюстрация.(131884)». 1)Строение и свойства атомов.
Учитель: Выполните задание. Составьте схемы электронного строения бериллия, магнии, кальция.
а) К доске вызываются 3человека. Остальные учащиеся записывают это задание в тетрадях.
Учитель: Что общего и в чем различие электронного строения этих элементов?
- Как это отразится на восстановительных свойствах? (Слайд 6)
- А какой химический элемент будет самым слабым восстановителем среди элементов первой и второй группы.
-Какие свойства будут проявлять оксиды и гидроксиды элементов второй группы главной подгруппы? (Слайд 7)
2) Физические свойства
Учитель: Попробуйте сравнить физические свойства натрия и кальция. (Слайд 8)
Использование цифровых ресурсов: «Кальций. Иллюстрация. (N 131846)»;
«Натрий. Иллюстрация. (N 131747)»
Планируемый ответ.
Свободных электронов у кальция в два раза больше, чем у натрия, но электрический ток проводить будет хуже. Так как электрический ток есть направленное движение заряженных частиц. Чем больше частиц, тем труднее их движение упорядочить. Блестеть кальций будет лучше, чем больше свободных электронов, тем лучше отражается дневной свет. Пластичность и ковкость будут хуже, им препятствует большее число электронов.
Вывод. Кальций серибристо-белый и довольно твердый металл, с выраженным металлическим блеском.
Химические свойства металлов. (Слайд 9, 10, 11)
Реагируют с простыми веществами (неметаллами) ( Слайд 9)
2М0 + O20 = 2М+2O-2 M + S = MS
М + Cl2 = МCl2 3М + N2 = М3N2
М + H2 = МH2
Реагируют со сложными веществами: (Слайд 10)
Только Be не взаимодействует с водой.
М + 2НОН = M(OH)2 + H2
Mg , Ca способны восстанавливать редкие металлы.)
2Mg + TiO2 = 2MgO +Ti – магниетермия
5Ca + V2O5 = 5CaO +2V- кальциетермия
Опыт №1. Взаимодействие кальция с водой.
Кусок кальция зачищают напильником, небольшой кусочек кладут в чашку с водой и накрывают цилиндром. Цилиндр целесообразно заполнить водой только на 2/3 объема, чтобы водород перемешался с воздухом и при сгорании был слышен хлопок.
В воду добавляют раствор фенолфталеина, который в растворе стал малиновый, значит среда щелочная.
Ca + H2O Ca (OH)2 + H2
Вывод .Кальций активный металл, поэтому вытесняет водород из воды.
Мg + H2O = MgO + H2 -видеофрагмент (Слайд 12)
Вывод. Магний вытесняет из воды водород только при нагревании. Менее активен, чем кальций, поскольку в группе стоит выше.
Учитель:
Взаимодействуют ли магний и кальций с кислотами? (Слайд 12)
Опыт № 2. Стружки магния насыпают в пробирку и приливают соляной кислоты, в результате реакции бурно выделяется водород.
Mg +2HCl = MgCl2 +H2
Вывод. Магний взаимодействует с кислотами, вытесняя водород, а кальций взаимодействует с водой, которая содержится в растворе кислоты.
Металлы в природе. (Слайд 13)
Использование цифровых ресурсов: «Применение соединений кальция (I). Иллюстрация.(131884)».
Учитель: Почему щелочноземельные металлы в природе встречаются только в виде соединений?
Планируемый ответ: Щелочноземельные металлы встречаются в природе в виде соединений, так как они очень активны.
Применение металлов. (Слайд 14)
Магний и кальций применяют для производства редких металлов и легких сплавов. Например, магний входит в состав дюралюминия, а кальций – один из компонентов свинцовых сплавов, необходимых для изготовления подшипников и оболочек кабелей.
Использование цифровых ресурсов: «Изделия из дюралюминия (N 131762)» VII этап. Воспроизведение знаний на новом уровне (переформулированные вопросы).
Использование цифровых ресурсов: «Интерактивное задание. Уравнения реакций магния и щелочноземельных металлов с кислородом (№131869) ».
Задания на установления соответствия.
( Подготовка обучающихся к ГИА по химии часть В). УСТАНОВИТЕ СООТВЕТСТВИЕ. (Слайд 15)
В1. С увеличением порядкового номера элемента в главной подгруппе II группы Периодической системы свойства элементов и образуемых ими веществ изменяются следующим образом:
СВОЙСТВА ИЗМЕНЕНИЯ
1) восстановительные свойства А) усиливаются
2) радиус атома Б) не изменяется
3) электроотрицательность В) уменьшается
4) число электронов на внешнем уровне Г) увеличивается
-
Ответ: А Г В Б В2. В ряду элементов Na – Mg - Al – Si наблюдается следующее изменение свойств: ( Слайд 16)
СВОЙСТВА ИЗМЕНЕНИЕ
1) восстановительные свойства А) усиливаются
2) число энергетических уровней Б) увеличивается
3) электроотрицательность В) уменьшается
4) число валентных электронов Г) не изменяется
-
Ответ: В Г А Б
Интерактивное задание. ( Слайд 17)
Использование цифровых ресурсов: «Интерактивное задание. Уравнения реакций магния и щелочноземельных металлов с кислородом (№131869) ».
Учитель предлагает одному учащемуся выполнить интерактивное задание
«Уравнения реакций магния и щелочноземельных металлов с кислородом»
на компьютере.
Крестики - нолики. ( Слайд 18)
Металлы, вступающие в реакцию с водой:
Cu
| Al
| Mn
| Са
| Zn
| Mg
| Ag
| Hg
| Pt
| :
Ответ: Са, Zn, Mg
Мозговой штурм. ( Слайд 19)
Учитель: Используя знания по теме металлы, объясните:
Можно ли хранить кальций на воздухе?
Почему литий хранят под слоем керосина?
Какой химический элемент будет самым слабым восстановителем среди элементов первой и второй групп главных подгрупп?
А если сравнить кальций и калий. Какой из этих химических элементов будет лучшим восстановителем?
-
Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| Учитель задает вопросы.
| Устно отвечают.
|
VII этап. Подведение итогов урока.
Использование цифровых ресурсов: нет.
Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| Учитель просит посмотреть записи в тетрадях и прокомментировать действия, направленные на выполнение данного пункта.
| Мы составили схемы электронного строения атомов элементов главной
подгруппы второй группы. Спрогнозировали их физические и химические свойства и убедились в правильности прогнозов. Сила металлов возрастает в группе сверху вниз. Щелочноземельные металлы менее активны, чем щелочные, так как у них на последнем энергетическом уровне на один электрон больше, чем у щелочных металлов.
|
VIII этап. Домашнее задание: ( Слайд 20) Использование цифровых ресурсов: нет.
Для всех:
1.Учебник: повторить § 12.
2. Письменно:
-Стр. 67 (учебник)
на «5» выполнить упр.№5 полностью
на «4» выполнить цепочку превращений из упр.№5
на «3» выполнить цепочку превращений упр.№4
По желанию:
3. Подготовить сообщение на тему: «История открытия щелочноземельных металлов» и презентацию на тему «Бериллий».
I X этап. Рефлексия. ( Слайд 21)
Использование цифровых ресурсов: нет.
Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| Выберите нужную букву:
А) Получил прочные знания, усвоил весь материал.
Б) Усвоил материал частично.
В) Мало что понял, необходимо ещё поработать.
Вставьте смайлик настроения:
Хорошо, безразлично, скучно.
Сдайте рабочую тетрадь и листы самоанализа и самооценки.
| Заполняют листы самоанализа и самооценки
| |
|
|