Этапы урока
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
|
|
1. Самоопределение к деятельности
| 1, 2, 3, 4, 5. Пришла пора урок начать!
| Встали.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Какой урок у нас сейчас?
| Азбука!
|
|
2. Актуализация знаний
| А это значит: мы работаем над звуками...
| и буквами
|
|
Посмотрите, ребята, на экран и ответьте на вопрос: что общего у этих букв?
| Они обозначают гласные звуки.
|
Можно ли среди них выделить лишнюю букву?
| Буква е. Она не имеет своего звука.
|
|
А какую же работу выполняет буква е, когда стоит после согласного звука?
| Смягчает согласный звук.
|
|
3. Постановка учебной задачи.
| Ребята, буква е не только смягчает согласный звук. Она выполняет еще одну хитрую работу. Хотите узнать, какую?
| Да!
|
|
Помогать нам будет один из героев русских народных сказок. Как его зовут, вы скажете, когда отгадаете загадку. Прочитаем её все вместе.
| Читают про себя с экрана. Вымолвил словечко Покатилась печка. Прямо из деревни К царю и царевне. И за что не знаю, Повезло лентяю.
|
|
Как зовут нашего героя?
| Емеля!
|
|
| Емеля ехал, ехал, ехал Закройте глаза, ребята. На печи к нам в класс заехал! Открывается картина Емели на доске
| Закрывают глаза.
|
|
4. «Открытие детьми нового знания».
| А мы можем написать слово Емеля?
| Нет! Мы не знаем все буквы в этом слове
|
А если не буквами, то, как еще можно записать слово Емеля?
| Звуковой схемой.
|
Давайте запишем звуковую схему слова Емеля. Возьмите файлы и фломастеры.
| 1 ученик работает у доски со звуковыми схемами и индивидуальная работа на файлах.
|
Итак, проверяем.
|
|
Сколько слогов в слове Емеля?
| 3 слога.
|
Докажите.
| 3 гласных — 3 слога.
|
Давайте проверим, сколько звуков в 1 слоге…
| 1 звук… 2 звука
|
У кого-то 2 звука, у кого-то 1 звук.
|
|
— Почему задание одно, а ответы разные?
| Затруднение...
|
Давайте разберемся, сколько в этом слоге звуков и сколько букв.
|
|
Произнесем первый слог протяжно
| йэ
|
Какие звуки слышим?
| Мягкий согласный звук и гласный звук
|
Итак, мы слышим 2 звука. Дорисуйте знак мягкого согласного, у кого нет. А сколько букв поставим под этот слог?
| Дети поправляют схему
Одну! Пишут букву Е.
|
Какую?
| Е!
|
Слышим 2 звука, а пишем 1 букву в том случае, если буква е стоит где, ребята?
| В начале слова.
|
Чтобы прочитать слово с буквой е в начале, надо ее просто назвать.
| Е-меля.
|
А в каком слоге еще есть буква е?
| Во втором.
|
Ставит букву е
| Пишут е
|
Все теперь догадались, почему сегодня Емеля у нас в гостях?
| Тема нашего урока буква е А в слове Емеля 2 буквы е.
|
| Эту хитрую букву е, которая может обозначать 2 звука, сегодня мы продолжим изучать.
|
|
5. Первичное закрепление материала.
| Прошу внимания снова на экран!
|
|
Прочитайте слова
| ел ели еловые
|
|
Что общего в этих словах?
| Буква е
|
|
Где она стоит в слове?
| В начале.
|
Сколько звуков обозначает буква е в начале слова?
| 2 звука
|
А теперь среди них найдите лишнее слово?
| Еловые
|
|
По какому признаку вы его выбрали?
| 2 буквы е в начале и в конце
|
|
После какой буквы стоит вторая гласная е?
| После буквы Ы.
|
А какой это звук?
| Гласный.
|
Произнесите слово еловые по слогам.
| Е-ло-вы-е
|
Сколько звуков обозначает буква е, когда стоит после гласного?
| Тоже 2 звука.
|
Добавим к этому слову другие. Прочитайте.
| поел красивые
|
|
Чем похожи эти слова?
| В каждом слове е стоит после гласных и обозначает 2 звука.
|
|
Физминутка
| Сейчас немного отдохнем Физминутку проведем
Покажите, с какой буквы пишется слово Емеля? А сейчас будьте внимательны: если в слове есть хитрая буква е — выполняем два прыжка. Если нет её — в ладоши два хлопка.
| Показ заглавной буквы Е
Егор эхо Елена Енот тигр ели сосны вишня ежевика ежи этаж
|
6. Включение нового знания в систему знаний и повторение
| Откройте учебники на стр. 102.
| Открывают учебники.
|
С какой буквой мы работаем на уроке?
| С буквой Е
|
Что вы о ней знаете?
| Это гласный звук. Если стоит в начале слова и после гласной обозначает 2 звука.
|
А теперь давайте порадуем Емелю чтением рассказа. Прочитайте его название.
| «Каникулы»
|
Что означает это слово?
| Отдых от учебы.
|
Трудные слова мы уже прочитали с экрана.
|
|
А сейчас прочитаем весь текст. Когда дочитаем рассказ, готовьте в паре вопросы по содержанию текста.
| Читают цепочкой.
|
Кто хочет поделиться своими интересными вопросами и ответами?
| Работа в парах. Задают друг-другу вопросы и отвечают на них.
|
7. Самостоятельная работа с самопроверкой
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)
| А теперь будет задание сложнее. Найдите слова с хитрой буквой е.
| Ели, еловые, ели, красивые.
|
Вы два раза назвали слово ели. Что оно означает в первом предложении?
| Деревья.
|
А когда говорится «ели пироги»?
| Кушали.
|
Мы говорили о том, что есть такие слова, которые произносятся и пишутся одинаково, но имеют разные значения. Кто помнит, как они называются?
| Многозначными.
|
А теперь прочитайте загадочный текст, и отгадайте, кто еще в домике живет.
| Чтение текста «Кто Егор?» Кот
|
Как догадались?
| Лапки моет кот. Из ребуса.
|
Ребята, Емеля тоже проезжал мимо этой избушки, увидел красивые ели и привез нам одну в подарок.
|
|
Выставляется елка.
|
|
К какому празднику?
| К новому году!
|
Но эта ель, ребята, украшена не простыми игрушками. А какими, посмотрите!
| Буквенными! Слоговыми!
|
Только здесь не хватает последнего шара с буквой, который зажжет нашу ёлочку.
|
|
Найти его вам помогут Емелины друзья, которых он пригласил на праздник. Они уже здесь. Посмотрите на них и прочитайте слоги.
| Нот жи
|
Какой буквы не хватает в их названиях? Прочитайте эти слова. А где будет её место на ёлке?
| Буквы е! Ежи енот. На макушке!
|
Скажем вместе: по щучьему велению, по нашему хотению –Закройте глазки ёлочка, гори!
| По щучьему велению, по нашему хотению – ёлочка, гори!
|
Зажигается ёлочка
| Хлопают в ладоши.
|
Ребята, а на этих веточках Емеля подсказал мне поставить вот эти шары. Сумеете их прочитать?
| Умелые.
|
Как вы думаете, про кого он так сказал?
| Про нас!
|
И так, мои умелые, в каких местах в слове мы сегодня искали букву е? Какие хитрости буквы е вы узнали сегодня на уроке?
| В начале слова и после гласной. Обозначает два звука, когда стоит в начале слова и после гласной.
|
Кто научился читать слова с хитрой буквой е — поставьте на файле! А кто в этом сомневается — поставьте ?
| Ставят ! или ?
|
Вопросы по ходу диагностики
| Комментируют свой выбор.
|
Покажите файлы гостям и своей замечательной улыбкой поблагодарите их за внимание.
| Показывают файлы гостям.
|
На этом урок Азбуки закончился, но Емеля с нами не прощается, на уроке письма он посмотрит, как вы красиво напишете букву с его именем.
|
|