|
Конспект урока по природоведению Тема урока «Строение цветковых растений» 5 класс. Умк Конспект урока по природоведению
Тема урока «Строение цветковых растений»
5 класс. УМК
Программа основного общего образования. Биология. 5-9 классы. Авторы: Пасечник В.В., Латюшин В.В., Швецов Г.Г.
Учебник: Пакулова В.М. Природа. Неживая и живая: - М.: Дрофа, 2010
Рабочая тетрадь Пакулова В.М. Природоведение. Природа. Неживая и живая. 5 кл.: - М.: Дрофа, 2013
Оборудование
Мультимедийный проектор, компьютер, ноутбуки, цифровые микроскопы, набор готовых микропрепаратов «Строение листа», модели цветков, гербарные экземпляры растений, таблица «Строение цветкового растения». Место урока:
Урок №3 в разделе 8 «Растения».
Предыдущие уроки: «Разнообразие растительного мира», «Признаки растений»
Следующие уроки: «Места обитания дикорастущих растений», «Растения Красной книги» Цель урока: обеспечить осмысление и первичное закрепление знаний о строении цветковых растений . Задачи урока
1. Обеспечить достижение предметных результатов обучения
Сформировать знания
-о существенных признаках органов цветкового растения;
-о значении их в жизни растения.
Сформировать умения
- распознавать органы цветкового растения;
- работать с натуральными объектами, с модулями ЭОР, цифровыми микроскопами.
2. Обеспечить достижение метапредметных результатов обучения: создать учебные ситуации для развития коммуникативных, регулятивных и познавательных УУД.
3. Обеспечить достижение личностных результатов обучения:
сформировать эмоционально-ценностное отношение к изучаемым объектам,
вызвать интерес к изучению предмета,
сформировать понимание практической значимости и ценности знаний об органах растений.
Формы работы: групповая, в парах, фронтальная, индивидуальная.
Содержание деятельности
Ход урока
| Деятельность
учителя
| Деятельность
обучающихся
| 1. МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП (10 минут)
1.1.Формулировка темы урока
Есть такая загадка о строении растения:
Один – в земле копается,
Другой – в свету купается;
И хотя они друзья, поменяться им нельзя.
О каких друзьях идет речь в этой загадке? Какой орган растения помогает им «дружить»?
|
Создает условия для самостоятельного определения обучающимися темы урока.
Побуждает к актуализации знаний обучающихся об органах растения.
- Обеспечивает понимание
содержания темы при
самостоятельном
переформулировании.
Способствует появлению интереса к теме урока, формированию позитивного отношения обучающихся к изучаемым биологическим явлениям.
|
- Определяют тему
урока.
Актуализируют свои знания об органах растения.
В результате фронтальной работы предлагают свои варианты формулировки темы
|
1.2. Целеполагание и определение путей достижения цели
- Все ли вы знаете о строении цветкового растения?
- Чему сегодня на уроке можно научиться?
- Что хотели бы узнать? Возможны различные формулировки целей обучающимися.
Цели структурируются учителем. Какими способами будем достигать перечисленные вами цели?
Анализировать результаты наблюдений
Находить и анализировать информацию в учебнике, модулях ЭОР, дополнительных источниках.
Изучать новые понятия.
Задавать вопросы учителю.
Размышлять, высказывать предположения, делать выводы.
|
Создает учебную ситуацию целеполагания.
Побуждает обучающихся формулировать цели урока.
Структурирует предложенные формулировки.
|
Осмысливают недостаточность знаний для полного представления об органах цветкового растения.
Предлагают пути их достижения
| 2. ОПЕРАЦИОНАЛЬНЫЙ ЭТАП (25 минут)
| 2.1. Элемент содержания «Органы цветкового растения» (Первичное усвоение материала)
Работа с гербариями.
У вас на партах гербарные образцы растений.
- Найдите и назовите органы растительного организма.
Лабораторная работа «Распознавание органов цветкового растения на живых и гербарных экземплярах»
Выполняется по инструкции на стр. 160 учебника.
Учащиеся зарисовывают, подписывают названия органов цветкового растения, выполняют задание №119 в рабочей тетради.
Обсуждение результатов работы (Осознание и осмысление учебной информации).
- Для чего растениям нужны органы?
Каждый орган у растения выполняет свою работу – функцию.
Ученик читает стихотворение (выучено заранее):
Мы в букет собрали маки жаркие, много незабудок голубых.
А потом цветов нам стало жалко, снова в землю посадили их.
Только ничего не получается: от любого ветерка качаются!
Почему осыпались и вянут?
Без корней расти и жить не станут!
Как ни тонок, неприметен под землею корешок,
Но не может жить на свете без него любой цветок!
- Почему завяли цветы?
- Какую функцию выполняет корень у растения? (всасывает воду и минеральные вещества)
- Ребята, а приходилось ли вам удерживать раскрытый зонтик при сильном ветре? Легко ли это сделать? Крона столетнего дуба – гигантский зонтик.
- Какой же орган удерживает растения?
Сообщение учащегося о корнях:
Корни у растений бывают разной длины. У картофеля, гороха – до 1,5 метров, у ржи и пшеницы- более 2 метров, у подсолнечника и сахарной свеклы – до 3 метров, а в пустыне корни верблюжьей колючки и ежовника безлистого уходят вглубь до 15 метров! (5,6 слайды).
Следующий орган у растений – это - стебель.
- Какую работу он выполняет?
Вместе с корнем он удерживает гигантскую крону дерева и проводит питательные вещества.
Видеофрагмент « Деревья».
Самое высокое дерево на Земле – секвойя. Его ствол достигает в высоту более 100 метров, а в диаметре- до 9 метров. Живут эти деревья в Северной Америке до 2 и даже 4 тысяч лет.
Еще один орган растения – лист.
- Почему листья имеют зеленую окраску?
-Какую функцию выполняют листья растений?
Рассказ учителя.
Долгое время листья считали украшением растений. Оказалось, что листья – это кухня, где готовится пища для всего растения. Для приготовления пищи используется энергия солнечного света. Плитки, на которых готовится пища – зеленые зерна хлорофилла.
На взрослой березе вырастает до 400 килограммов листьев. В процессе фотосинтеза они образуют огромное количество крахмала и кислорода.
Следующий орган у растения – это цветок. Он появляется у взрослого растения.
Сообщение учащегося о цветках.
Самым большим цветком является раффлезия Арнольди. Растет он в тропической Азии. Цветок имеет в поперечнике метр и весит 10 килограммов. (18 слайд)
Самый маленький цветок у водного растения – ряска. Ведь само растение размером в 1-2 миллиметра. А крохотный бугорок желтого цвета на нем – это целое соцветие, состоящее из 2-5 цветков.
Самое продолжительное время – 80 дней – живет цветок орхидеи.
Самая короткая жизнь у амазонского лотоса. Его нежные цветки распускаются на рассвете, но через полчаса уже увядают. (19 слайд)
Работа с учебником на странице 159 и выполнение в рабочей тетради задания №120.
Цветки в природе очень разнообразны, но в их строении есть сходство.
- Назовите части цветка.
- Подпишите части цветка в тетради.
Работа с интерактивной моделью «Строение цветка» (Наглядная биология. Растения. Грибы. Бактерии.) – подписывают части цветка, подчеркивают главные части цветка.
- Что образуется на растении из цветка?
- Для чего растениям нужны плоды с семенами?
- Значит, какую же функцию выполняют цветки?
Вывод: цветок – это орган размножения растений.
Органы цветкового растения
| Его описание
| Работа, которую он выполняет
| Корень
| Подземная часть растения.
Толстые или тонкие.
Глубоко уходят в почву или в верхних слоях.
| Укрепляет растение в почве;
Прочно удерживает его.
Поглощает из
почвы
воду и минеральные
соли.
| Стебель
| Деревья – ствол,
травы – тонкий, мягкий, зелёный.
| Поднимает над землёй и выносит к свету листья;
Двигается вода с минеральными солями к листьям, цветкам.
| Лист
| Содержит хлорофилл.
| Фотосинтез, испарение, дыхание.
| Цветок
| По строению и по форме разнообразны.
| Орган семенного размножения
| Вывод: цветковое растение имеет следующие органы: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами.
| Создает учебную ситуацию для проявления поисковой активности обучающихся при выполнении лабораторной работы
Создает учебные ситуации для понимания и использования всех введенных на уроке понятий.
Создает учебную ситуацию для развития познавательных УУД (сравнение объектов, доказательство) и коммуникативных УУД в процессе выполнения парной исследовательской работы.
Создает ситуацию привития интереса учащихся к предмету.
| Рассматривают результаты эксперимента, анализируют, делают выводы.
Разрешают возникшее затруднение путем поиска информации.
Узнают и запоминают функции органов цветкового растения.
Указывают, какую работу выполняют эти органы в жизни растения.
|
2.2. Первичное закрепление учебного материала.
А теперь немного помечтаем. Представим себе, что мы не просто ученики, мы сотрудники научно-исследовательского института, которые изучают цветковое растение. Наш научно-исследовательский институт имеет следующие лаборатории:
1. корня 2. стебля 3. листа
4. плода и семени.
Выполните необходимые исследования, запишите в тетради выводы.
(Приложение 1)
|
Создает учебную ситуацию для развития познавательных УУД (поиск и преобразование информации, знаково-символические действия).
Создает условия для осознания уникальности органов цветкового растения.
|
Работают с ноутбуками в виртуальных лабораториях.
Осуществляют поиск информации и ее преобразование.
Работают с цифровыми микроскопами.
Применяют полученные знания и устанавливают причинно-следственные связи при объяснении связи строения и функций органов.
|
3. РЕФЛЕКСИВНО-ОЦЕНОЧНЫЙ ЭТАП (10 минут)
| Что необходимо сделать в заключительной части урока?
- Проверить, достигнуты ли результаты и оценить их. Вернемся к целям урока (записаны на доске). Все ли цели достигнуты теперь? Вспомните и назовите способы, с помощью которых вы достигали поставленных целей. Теперь необходимо оценить качество достижения результатов.
Проверочная работа. 1. Составьте схему, расположив в ней следующие понятия: корень. стебель, лист, плод с семенами, цветок, органы цветкового растения. 2. Вставьте пропущенные слова в предложения.
Кроме листьев на стебле находится ……цветок… . На месте цветка созревает …плод… , внутри которого находится одно или несколько .семян… . Цветковые растения размножаются …семенами…. . Цветок – это орган …семенного… …размножения… . Проверка индивидуально путем сравнения с образцом. Проанализируйте результаты проверочной работы и работы в паре. Что выполнено верно? Над чем еще предстоит поработать?
Запишите индивидуальное домашнее задание. Какие понятия необходимо повторить? Какие умения отработать еще раз? Запишите вторую часть домашнего задания (одно из четырех заданий (Б,В,Г,Д) по выбору).
Изучите параграф 38.
Изготовьте модель «Строение цветкового растения» или «Строение цветка».
Подготовьте сообщение о необычных органах цветкового растения.
Приготовьте кроссворд «Органы цветкового растения».
Подготовьте сообщение «Как человек использует органы растений в хозяйственных целях?»
Вспомните весь ход урока, свои мысли, чувства, действия. Оцените те показатели, которые перечислены ниже от 3 до 5 баллов на листе самооценки. Зарисуйте смайлик в тетради, оценивающий ваше настроение (приложения 2,3).
| Создает учебную ситуацию, обеспечивающую анализ обучающимися результатов своей деятельности и оценку качества усвоения.
Создает учебную ситуацию, обеспечивающую рефлексию содержания результатов, действий по достижению результатов, эмоционального состояния.
Обеспечивает понимание практический значимости полученных знаний и умений (в рамках выполнения домашнего задания и его обсуждения).
| Проводят анализ достигнутых результатов путем сравнения с эталоном (целями урока).
Проводят оценку качества усвоения путем выполнения проверочной работы.
Осуществляют рефлексию учебной деятельности.
|
Приложение 1
Лаборатория «Корень»
Найдите в папке «5 класс» на рабочем столе практический модуль «Корень». Откройте его.
Обратите внимание на проблемный вопрос.
Выполните работу, используя инструкцию, помещенную в модуле.
Выводы запишите в тетрадь.
Лаборатория «Стебель, почка»
Найдите в папке «5 класс» на рабочем столе практический модуль «Стебель. Почка». Откройте его.
Обратите внимание на проблемный вопрос.
Выполните работу, используя инструкцию, помещенную в модуле.
Выводы запишите в тетрадь.
Лаборатория «Лист»
Загляните внутрь листа.
Включите компьютер и запустите программу работы с цифровым микроскопом.
Поместите готовый микропрепарат «Лист элодеи» под микроскоп при увеличении 10*, используя нижнее освещение.
Рассмотрите препарат .
Зарисуйте в тетради клетки мякоти листа, подпишите хлоропласты.
Запишите выводы в тетрадь.
Лаборатория «Семена»
Найдите в папке «5 класс» на рабочем столе практический модуль «Всхожесть семян». Откройте его.
Обратите внимание на проблемный вопрос
Выполните работу, используя инструкцию, помещенную в модуле.
Выводы запишите в тетрадь
Приложение 2
Важность темы:
3-любопытно
4- интересно
5-необходимо
Понимание темы:
3-недостаточно
4-хорошо
5-отлично
Самооценка:
3-запомнил мало
4- усвоил хорошо
5- усвоил отлично
Оценка работы класса:
3-не очень активная
4-достаточно активная
5-согласованная
Приложение 3
|
|
|