|  | Конспект урока Урок игра «Ключи от Форта Боярд» по теме «Смешанные числа»| Учитель математики МБОУ «СОШ № 143» г. Красноярска
 
 Князькина Татьяна Викторовна
 
 Конспект урока
 
 Урок – игра «Ключи от Форта Боярд» по теме «Смешанные числа»
 
 (6 класс)
 
 Цель урока: самостоятельная проверка учащимися уровня своей подготовки по заданной теме.
 
 Задачи урока:
 
 Вступительное слово учителя:
 
 Сегодня мы играем в одну очень известную из телевидения игру, которую вы все знаете – это «Ключи от Форта Боярд».
 
 Участники игры – команда «Неправильные дроби», команда «Правильные дроби», команда «Смешанные числа».
 
 Команды пройдут 7 испытаний, в которых надо проявить свои знания в изучаемой нами теме.
 
 За каждый успешно и быстро пройденный этап команды – победители получают ключи. Чья команда за время игры наберет больше всех ключей та и будет победителем всей игры.
 
 За каждое выполненное задание участники игры оценивают себя по 5- балльной системе. В результате получают 7оценок (на полях рабочей тетради).
 
 1 ЭТАП: «ГОТОВЫ ЛИ МЫ ПОЛУЧИТЬ ЗОЛОТОЙ КЛЮЧ?»
 
 Вопросы учителя командам (по 2 вопроса каждой). Победителем является та команда, которая полнее и быстрее всех ответит на вопросы.
 
  Объясните название вашей команды.
 
Что значит сократить дробь?
 
Как из неправильной дроби выделить целую часть?
 
Как смешанное число перевести в неправильную дробь?
 
Как сложить 2 смешанных числа?
 
Как вычесть одно смешанное число из другого?
 
Что показывает знаменатель смешанной дроби?
 
 Оцените каждый сам себя по принципу:
 
  Я знал ответы на все вопросы – «5»
 
Я не знал ответы на 1 – 2 вопроса – «4»
 
Я забыл ответы на половину вопросов – «3»
 
Ничего не помню – «2»
 
 2 ЭТАП: «КРУГОВАЯ МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ЭСТАФЕТА»
 
 (приложение №1)
 
 На одном листе бумаги нужно перевести смешанное число в неправильную дробь. На другом – из неправильной дроби выделить целую часть. Задания выполнять на этом листе, по очереди передавая его другому ученику. Победит та команда, которая правильно и быстрее всех выполнит задание.
 
 3 ЗТАП: «МЫ ПОПАДАЕМ В ЛАБИРИНТ С ЛОВУШКАМИ» (приложение №2)
 
 Чтобы не попасть в ловушки, производим расчет. Работаем в парах, взаимопомощь допускается. За этот этап ставим самооценку.
 
 4 ЭТАП: «ПОПАДАЕМ В ТИР»
 
 (приложение №3)
 
 Нужно метнуть дротик, попасть в один из секторов мишени и получить задачу. Дротик метает один из членов команды, задачу решает вся команда (в рабочей тетради). Победителем этого этапа будет самая быстрая команда с верным решением. Решение задачи озвучиваем устно. Оценивает себя каждый сам.
 
 5 ЭТАП: «РАЗГАДКА СЛОВ»
 
 Необходимо в тетради изобразить координатный луч с единичным отрезком 12 клеток («Неправильные дроби»), 8 клеток («Правильные дроби»), 10 клеток («Смешанные числа»). Укажите на координатном луче точка (задание на доске).
 
 «Неправильные дроби»
 
 Ц(1
  ); Е(  ); О(  ); Р(  ); Т(2); Н(1  ); П(  ). 
 «Правильные дроби»
 
 Р(1
  ); Ц(0); У(2  ); К(1  ); Ь(3  ); Л(2  ); И(  ). 
 «Смешанные числа»
 
 Ф(1); П(
  ); Г(1  ); Р(2  ); И(  ); А(1  ); О(2). 
 Победит та команда, которая первая расшифрует слово.
 
 (Ответы: процент, циркуль, Пифагор.)
 
 Проставьте оценки в тетради.
 
 6 ЭТАП: «МЫ ПОПАДАЕМ В ГОСТИ К МУДРЕЦУ»
 
 Древнегреческий ученый Пифагор был не только великим математиком, но и замечательным педагогом. На острове Самос он создал школу, где обучал своих учеников математике, логике, риторике, философии, искусству, таинствам природы.
 
 Итак, задача о школе Пифагора.
 
 Тиран острова Самос Поликрит однажды на пиру спросил у Пифагора, сколько у него учеников.
 
 - Охотно скажу тебе, о Поликрит, - отвечает Пифагор, - Половина моих учеников изучает прекрасную математику, четверть – исследует тайны природы, седьмая часть молча упражняет силу духа, храня в сердце учение. Добавь к ним еще трех девушек. Сколько учеников я веду к рождению вечной истины?
 
 Сколько учеников было у Пифагора?
 
 7 ЭТАП: «МЫ В КЛЕТКЕ С ТИГРАМИ»
 
 Для того, чтобы достать ключ из клетки, командам надо решить уравнения:
 
 «Неправильные дроби»
 
 1
  +(t-2  )=  +5  
 «Правильные дроби»
 
 (7
  -k)-1  =6  -2  
 «Смешанные числа»
 
 8
  -(1  +y) =3  +2  . 
 ПОДВОДИМ ИТОГИ:
 
 Определяем команду победителей;
 
 Оцениваем себя таким образом: сумму баллов запишем в числитель дроби, в знаменатель – число этапов (7). Выделим целую часть и округлим до ближайшего натурального числа. Это оценка.
 
 приложение №1
 
 Выделить целую часть:
 
 
  ;  ;  ;  ;  ;  ;  ;  
 Перевести в неправильную дробь:
 
 3
  ; 3; 10  ; 2  ; 12  ; 1  ; 23  ; 3  
 приложение №2
 
 Вычислить:
 
 
  +  5) 10-2  
 
  -  6) 4  - 1  
 
  + 1  7) 4  + 3  
 
  8) 4  – 2  
 приложение №3
 
 Задача
 
 Отцу 42
  года. Мать моложе отца на 3  года. Когда родился сын, матери было 24  года, а когда родилась дочь - 27  лет. 
 Сколько сейчас лет сыну и дочери вместе?
 
 На сколько лет сын старше дочери?
 
 Сколько лет было отцу, когда родились его сын и дочь?
 | 
 |  |