Главная страница


Разработка урока по русскому языку для 7 класс по теме «Правописание гласных перед н и нн в причастиях»



Скачать 45.44 Kb.
НазваниеРазработка урока по русскому языку для 7 класс по теме «Правописание гласных перед н и нн в причастиях»
Дата10.04.2016
Размер45.44 Kb.
ТипРазработка урока

МБОУ «Аллабердинская СОШ» с. Алабердино Тюльганского района

Оренбургской области

Разработка урока по русскому языку для 7 класс по теме

«Правописание гласных перед Н и НН в причастиях».

Автор разработки Хисамова Фания Фаузятовна

учитель русского языка и литературы

Цели:

Обучающая: усвоение орфограммы «Гласная перед Н и НН в причастиях», отработка алгоритма применения правила; совершенствование навыков нормированного употребления причастных форм и конструкций.

Развивающая: развитие самостоятельности мышления учащихся.

Воспитывающая: воспитание самостоятельной личности.

Формы и методы: лингвистическая разминка, творческая работа, выборочный диктант, контрольный срез, конструирование предложений, словарная работа.

Виды деятельности: самостоятельная, исследовательская, индивидуальная работа, работа в парах.

Оборудование: карточки для самостоятельной работы, для работы в парах, для контрольного среза; ответы для самопроверки и взаимопроверки. Учебник «Русский язык 7 класс», Издательство «Просвещение» 2007г.М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.
Ход урока.
I этап. Организационный момент.
II этап. Проверка домашнего задания. Мотивация учебной деятельности.
1. Беседа по вопросам.

-Как различить страдательные причастия прошедшего времени от отглагольных прилагательных?

-От каких глаголов образованы полные страдательные причастия прошедшего времени?
2. Выполнение заданий по вариантам.

Цель: повторить алгоритм образования и правописания страдательных причастий

прошедшего времени.
I вариант.

Задание: образовать страдательные причастия прошедшего времени от глаголов. Расположить, поставить, рассеять, выслушать, узнать, уставить, зарисовать вывести, высмеять.
II вариант.

Задание: вставить пропущенные гласные перед суффиксом – НН- в страдательных причастиях прошедшего времени.

Поставл..нный, высказ..нный, сожж..нный, заброш..нный, увид..нный, прове..нный, зате..нный, распах..нный, накормл..нный.

(Работа выполняется самостоятельно, после выполнения – взаимопроверка; все оценки вносятся в листок контроля учащихся.)
3. Индивидуальное задание: выписать из данных слов только страдательные причастия прошедшего времени, объяснить написание гласных перед НН: солом..нный, составл..нный, освещ..нный, свящ..нный, ове..нный, врем..нный, завал..нный, безветр..нный.
III этап. Лингвистическая разминка.
Цель: совершенствование навыков употребления причастных оборотов; решение пунктуационных задач.

Задание (выполняется по рядам): сконструировать из двух предложений одно, заменив глагол во втором предложении причастием.

Получившееся предложение записать, расставить знаки препинания и объяснить их постановку.

1 ряд. Облачко превратилось в тучу.

Туча постепенно охватила полнеба.

2 ряд. На мысе виднелась палатка.

Мыс возвышался над поверхностью моря.

3 ряд. Улица заканчивалась недавно выстроенным домом.

Дом выкрасили в зелёный цвет.

(При проверке можно использовать помощь консультантов.)

Вопрос: какое из образованных причастий будет примером к изучаемой на уроке орфограмме?
IV этап. Актуализация знаний.
1. Творческая работа.

Цель: совершенствование навыков употребления причастных форм и конструкций; решение орфографических и пунктуационных задач.

Задание выполняется в парах с последующей самопроверкой:

(записать предложения, образовав от глаголов, данных в скобках, страдательные причастия прошедшего времени и согласуя их с определяемыми словами).

1. Владимир ехал полем (пересечь) глубоким оврагом.

2. У крыльца стояли (оседлать) кони.

3. Последняя туча (рассеять) бури!

4. Здесь увидел Михаила Пущина (ранить) в прошлом году.

5. Волосы у Веры гладко (причесать).

(Прочитайте предложения, в которых вы поставили знаки препинания, объясните).
2. Орфоэпическая разминка.

Цель: совершенствование орфоэпических норм при употреблении

причастий в устной речи:

прочитать причастия, следя за ударением; проверить себя по словарю.

Поживший, отживший, новоприбывший, заслуженный, принятый, звонящий, изогнутый, созданный, занявший, приведённый, повторённый, произнесённый, внесённый, премированный, начатый.
3. Выборочный диктант.

Цель: подготовка к контрольному диктанту; развитие орфографической зоркости;

совершенствование морфемного разбора причастий.

Задание выполняется самостоятельно с последующей взаимопроверкой: выписать причастия, которые соответствуют изучаемой орфограмме.
I вариант – с гласными а, я перед суффиксом – НН –

II вариант – с гласными е, ё в суффиксах – ЕНН -, -ЁНН –

Лучи солнца осветили его тщедушную фигурку, седые растрёпанные волосы и чистые глаза. В его руках корзинка, наполненная виноградом.

Я снял свой потрёпанный кожаный ранец.

Патроны запихал в карман моей поношенной гимнастёрки.

Я поцеловал его в заплаканные глаза.

Через полчаса я находился недалеко от сожжённой Чабановки.

К отряду я пробирался после проведённой по заданию работы.

— Выделите морфемы, «доставшиеся» причастию от прилагательного;

— Выделите морфемы, «доставшиеся» причастию от глагола;

— Выделите морфемы, которые «принадлежат» только причастию.
V этап. Самостоятельная работа.
Деловая игра «Корректор»

(выполняется по вариантам, проверяет учитель)

Цель: выяснить степень усвоения учащимися орфограммы

«Гласная перед Н и НН в причастиях»
I вариант – вставить пропущенные буквы в данных словосочетаниях:

Расе..нные тучи, посаж..нный сад, вырубл..нный лес, ове..нный славой, услыш..нный разговор, скле..нный накрепко, потер..нное время, подстрел..нные утки, расстрел..нные патроны, пойм..ннные птицы.

Составить два предложения с причастными оборотами, данными в задании, и записать
II вариант – вставить пропущенные буквы в данных словосочетаниях:

Разве..нные ветром, услыш..нный шорох, постро..нный дом, выкач..нная из подвала бочка, размеш..нное тесто, размеш..нные краски, смеш..нные леса, замеш..нные в преступлении, посе..нная рожь, взлеле..нное дитя.

— Составить два предложения с причастными оборотами, данными в задании, и записать
VI этап. Рефлексия.
— Анализ листка контроля, выведение итоговой оценки за урок.

— Итоговая оценка.
VII этап. Дифференцированное домашнее задание:
1) Для слабых – упр. 113. Спишите, вставляя пропущенные буквы, обозначая суффиксы причастий.

Для сильных – упр.112 1) Выпишите сначала причастия с буквами а и я на месте пропусков перед –нн и –н, затем с буквой е.
2) Составьте 2-3 словосочетания «причастие + существительное» и 1-2 предложения со сказуемым – кратким причастием