Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно – речевого направления развития воспитанников»
города Озерска, Челябинской области
Конспект занятия по развитию речи
в 1 младшей группе «В гостях у бабушки»
Подготовила воспитатель
Заболотских Ольга Владимировна
г. Озерск 2014
Задачи:
1. Образовательные:
Закреплять знания о домашних животных (собака, кошка, петух);
Обогащать словарный запас детей через дидактическую игру;
Упражнять в звукоподражании домашним животным;
Закреплять названия основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый).
2. Развивающие:
Развивать умение отвечать на вопросы предложением из 2 – 3 слов;
Развивать слуховое внимание детей;
Развивать мелкую моторику рук; тактильные ощущения;
3. Воспитывающие:
Воспитывать доброжелательное отношение детей к домашним животным.
Приемы:
Показ и рассматривание предмета.
Выполнение действий с предметом.
Просьбы, поручения.
Вопросы – ответы.
Содержание занятия:
- загадки о собачке, кошке, петушке
- пальчиковые игры «Замок», «Кошки в доме»
- артикуляционные упражнения «Кошка лакает молоко», «Вкусное молочко»
- дидактические игры «Кто как кричит?», «Кто что ест?»
- песенка «Жучка», потешка «Петушок – золотой гребешок»
- физ. минутка «Собери клубочки», игра с кошкой.
Словарная работа:
- глаголы, обозначающие действия животных: лает, мяукает, кричит, грызет, лакает, клюет
- прилагательные, обозначающие качества: добрая, красивая, ласковая, мягкая, пушистая, длинные (усы)
- прилагательные, обозначающие цвет: красный, синий, желтый, зеленый
- существительные, обозначающие названия животных и их частей тела.
Пособия и материал:
- декорация – дом, забор; замочек
- костюм бабушки (для воспитателя)
- игрушки: кошка, собака, петух; озвученная игрушка
- цветные клубочки по количеству детей
- косточка, молоко, зерно Ход занятия.
Дети заходят в группу, их встречает бабушка (переодетый воспитатель).
Бабушка: Здравствуйте, ребята, здравствуйте, гости! Меня зовут бабушка Маша, и сегодня я приглашаю вас к себе в гости. Пойдемте по тропинке друг за другом: «По ровненькой дорожке шагают наши ножки – топ-топ-топ». Вот здесь я и живу: это мой двор, а это мой домик. Подходите все ко мне. Ой, а на домике замок висит. Давайте его откроем.
Пальчиковая игра: На двери висит замок.
Кто его открыть бы смог?
Мы замочком постучали.
Мы замочком покрутили — и открыли.
- Проходите, садитесь поудобнее.
Живу я здесь не одна, а со своими друзьями. Хотите узнать, кто это? Тогда слушайте загадку:
Возле домика лежу,
Домик этот сторожу,
Со своими я не злая,
На чужих могу полаять. (Собачка)
- Правильно, это собачка, а зовут ее Жучка. Давайте ее позовем: Жучка, иди к нам (дети повторяют, воспитатель выносит собачку и поет про нее песенку).
Песенка Вот собачка Жучка,
Хвостик – закорючка.
Зубки острые!
Шерстка пестрая! Гав! Гав! Гав! (собачка)
- Правильно, собачка. А зовут мою собачку – Жучка.
- Целый день Жучка дом сторожит. Как она лает? (ответы детей).
Почему собачка лает на того, кого не знает?
Потому она и лает — познакомиться желает.
- Ребята, Жучка хочет с вами познакомиться. Она подойдет к вам поближе, не бойтесь, погладьте ее, она у меня добрая. Какая собачка? (добрая). Давайте посмотрим, что у нее есть. Это что у собачки? (Ушки). А это что у Жучки? Носик. А где у нее хвостик? А это что у собачки? (лапки). (Хоровые и индивидуальные ответы). Ребята, а у вас есть лапки? (нет). А что у вас? (Ручки). Давайте похлопаем ручками. А это что у вас? (Ножки). Потопайте ножками.
- Молодцы! Вот и познакомились! Вы Жучке понравились, она вас полюбила.
Теперь Жучка будет лежать возле домика и лаять не будет (кладет собачку возле домика).
- А отгадайте, кто еще со мной живет: У нее четыре лапки,
А на лапках цап- царапки! (кошка)
- Правильно, это кошка Мурка! Как она мяукает? (мяу- мяу). Давайте Мурку тоже позовем: Мурка, иди к нам! (дети тоже зовут Мурку, воспитатель выносит из-за домика кошку). Вот она у меня какая – красивая, ласковая. Какая кошечкa? (ласковая, красивая). Шерстка у нее мягкая, пушистая. Мурка любит, когда ее гладят. Погладьте ее (подносит к детям по очереди). Какая шерстка у кошечки? (мягкая, пушистая). Что есть у кошечки? (У кошечки есть ушки, глазки, длинные усы (какие усы?), мягкие лапки (какие лапки?), пушистый хвостик (какой хвостик?) (Хоровые и индивидуальные ответы. Обращать внимание на малоактивных детей). Вот какая у меня Мурка. А давайте ей покажем, как мы играем ручками.
- Садись, Мурка, посмотри (кладет кошку на скамейку).
Пальчиковая игра: Раз, два, три, четыре —
В нашем доме кошки жили.
Кошки с мячиком играли,
Кошки молочко лакали,
Кошки коготки точили,
Мышек сереньких ловили – цап-царап!
- Давайте еще раз покажем, как кошечка лакает молоко (артикул. упражнение). Какое вкусное молочко, давайте оближем губки. Молодцы!
- Ребята, кошка Мурка очень любит играть с клубочками. Посмотрите, как их много. Что это у меня? (клубочки). Сколько клубочков? (много). А какие они все разные, цветные. Это какой клубочек? А это какой клубок? (Повторить с детьми основные цвета). – Ребята, мне Мурка хочет что-то сказать (подносит кошку к уху). Она говорит, что хочет с вами поиграть. Мурка будет бросать клубочки на пол, а вы будете их собирать. Поиграем?
П/и «Раз, два, три — клубочки собери»
- Вот молодцы! (Воспитатель убирает клубочки и тут же кладет кошку подальше от стульчиков на пол). Посмотрите, ребятки, пока мы собирали клубочки, киска легла отдохнуть. Давайте подойдем к ней, посмотрим:
П/и Посмотрите, на дорожке
Улеглась и дремлет кошка.
Кошка, глазки открывай
И ребяток догоняй!
Молодцы! Быстро убежали! Никого Мурка не догнала. Посадим кошечку отдыхать (сажает кошку возле собачки).
- Ребятки, а со мной еще кто-то живет. Послушайте:
Кто же ходит во дворе, Будит деток на заре?
Ку-ка-ре-ку! Просыпайтесь!
Ку-ка-ре-ку! Поднимайтесь! (Петушок)
- Да, это петушок Петя. (Появляется петушок) Какой он красивый! Как кричит петушок? (ку-ка-ре-ку – хоровые и индивидуальные ответы). Давайте посмотрим, что у петушка есть. У Пети есть крылышки, лапки, гребешок, бородка, большой красивый хвост. Что есть у Пети? (дети отвечают). Покажи, где крылышки, где лапки, а где гребешок? Каким цветом гребешок и бородка? (красные). (Хоровые и индивидуальные ответы).
- Ребятки, посмотрите, Петя наш загрустил. Давайте его порадуем – расскажем про него потешку.
Потешка Петушок, петушок!
Золотой гребешок!
Масляна головушка,
Шелкова бородушка!
Что так рано встаешь?
Деткам спать не даешь! Ку-ка-ре-ку!
- Вот молодцы! А теперь мои друзья хотят с вами поиграть. Садитесь и внимательно слушайте, будете угадывать, кто кричит.
Игра «Угадай, кто кричит». (Собачка, кошка и петушок – на столе, за ширмой – озвученная игрушка). – Кто сейчас кричит? (дети угадывают). Витя, подойди, покажи ребяткам, скажи: «Это кошечка, она мяукает мяу-мяу» и т.д.
- Ребятки, хорошо мы поиграли, теперь пора покормить наших друзей. Посмотрите, у меня есть угощение для них, поможете мне их покормить?
(На подносе приготовлены: косточка, кувшин с молоком, чашка с зернышками).
- Маша, иди, покорми собачку. Что она любит? (Собачка любит косточку).
- Вова, иди, покорми кошечку. Что она любит? (Кошечка любит молоко). Как она лакает молоко?
- А петушка мы все вместе покормим. Что любит петушок? (Петушок любит зернышки). Берите понемногу зернышек и сыпьте на тарелочку.
Молодцы, спасибо вам, садитесь, ребятки!
- Что собачка грызет? (Собачка грызет косточку).
- Что петушок клюет? (Петушок клюет зернышки).
- А кошечка что лакает? (Кошечка лакает молоко). Правильно.
Ребята, я и мои друзья очень рады, что вы пришли к нам в гости, весело нам с вами было. Моя Мурка мне сказала, что она для вас приготовила угощение – вкусное теплое молочко. Пойдемте со мной и я вас угощу. (Дети идут пить молоко, благодарят Мурку).
Список использованной литературы:
Гербова В.В., Максаков А.И. Занятия по развитию речи в 1первой младшей группе детского сада: (Из опыта работы). – М.: Просвещение, 1979. – 160 с., 4 л. ил.
Гербова В.В. занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. Планы занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2007. – 96 с.
Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика: Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. СПб.: Каро, 2006.-92 с.: ил. – (Популярная логопедия).
Рыжова Н.В. Развитие речи в детском саду. /Н.В. Рыжова; худож. С.В. Павлычева. – Ярославль: Академия развития, 2007. – 112 с.: ил. – (Детский сад: день за днем. В помощь воспитателям и родителям).
|