Главная страница


Пояснительная записка скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню



Скачать 406.78 Kb.
НазваниеПояснительная записка скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню
страница1/4
Дата16.04.2016
Размер406.78 Kb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3   4

Проект

«Оздоровительная направленность упражнений с фитбол – мячами

на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Скажи мне, и я забуду.

Покажи мне, и я запомню.

Дай мне действовать самому,

И я научусь.

Китайская мудрость
Актуальность. Дошкольное детство – очень короткий период в жизни человека. Дошкольный возраст является наиболее важным для формирования двигательных навыков и физических качеств, так как в этот период наиболее интенсивно развиваются различные органы и системы. Организм ребенка представляет собой единое целое, где деятельность одних систем находится в непрерывной взаимосвязи с деятельностью других.

В последние годы с бурным развитием современного общества усиливается стрессовое воздействие на организм человека, снижается его физическая активность. Поэтому большое внимание стали уделять развитию новых направлений оздоровительной аэробики.

Впервые мяч стали использовать в 1909 году в Швейцарии для лечения людей с различными заболеваниями позвоночника. Врачами была проведена большая исследовательская работа, на основании которой было сделано заключение  преимуществах использования мячей для лечебной терапии. И вплоть до 1992 года мяч активно использовали во многих клиниках мира для лечения различных заболеваний позвоночника. В 1992 году Майк и Стефания Моррис обратили внимание на возможность включения работы на мяче не только в лечебную терапию, но и в систему оздоровительных занятий (аэробику). Была создана команда экспертов, которая вплотную занялась теоретическими и практическими аспектами эффективного использования мяча в системе оздоровительной аэробики.

С 1996 года активно развивается новое, современное направление оздоровительной аэробики – аэробика на фитболах. Фитбол – аэробика по сравнению с другими видами занятий аэробикой дает уникальную возможность тренировки сердечно-сосудистой системы, повышения возможностей организма занимающихся. Так как мяч создает хорошую амортизацию, во время динамических упражнений осевая нагрузка на позвоночник менее интенсивна, чем при ходьбе. Работа идет в щадящем режиме, ударная нагрузка на суставы ног гораздо меньше, чем при других занятиях аэробикой, что снимает ограничения для людей, которые в силу избыточного веса или различных отклонений в здоровье не могут заниматься этими видами спорта.

Фитбол – аэробика с использованием специальных мячей, соответствующего размера для каждого ребенка. Эта аэробика забавна и безопасна и была разработана специально для увеличения эффективности упражнений, развития координации и гибкости, исправления осанки. Занятия фитбол – гимнастикой и фитбол – аэробикой вызывают большой интерес как у детей, так и у взрослых. Они уникальны по своему физиологическому воздействию на организм. Яркий большой мяч, музыкальное сопровождение и многообразие упражнений создают положительный эмоциональный настрой у детей.

Таким образом, от использования мяча в лечебной терапии пришли к его использованию в оздоровительной аэробике.

Здоровые дети – это основа жизни нации. Правительство РФ определило заботу о здоровье и совершенствовании физического воспитания подрастающего поколения, как одно из приоритетных направлений модернизации российского образования.

По данным официальной статистики, в последние годы отмечается неуклонный рост числа заболеваний у детей как дошкольного, так и школьного возраста. Дошкольникам особенно необходима двигательная активность, благотворно влияющая на организм ребенка.

Проблема формирования здорового образа жизни особенно актуальна для дошкольников. Актуальность проблемы сохранения и укрепления здоровья дошкольников обусловлена еще и тем, что это период постепенной подготовки к систематическому обучению, к восприятию учебных нагрузок в школе. От состояния здоровья, достигнутого уровня физического и психического развития, во многом зависит успешность обучения, работоспособность и адаптация ребенка к нагрузкам.

Одним из действенных средств решения этой проблемы является двигательная активность ребенка.

Сегодня мы являемся свидетелями триумфа оздоровительных видов аэробики. Популярность аэробики основана на ее отличительных чертах: эффективности, доступности, эмоциональной окрашенности и внешней привлекательности. В последнее время возрастает роль физических упражнений в укреплении здоровья, профилактики различных заболеваний, организации досуга, продление жизни и творческой активности. В этой связи появились новые виды оздоровительных занятий, которые пользуются популярностью среди детей и взрослых.

Фитбол – аэробика и фитбол - гимнастика – это хорошо продуманная детская физкультура: общеукрепляющие и оздоровительные занятия, посредством которых у детей вырабатываются стереотипы движений, формируются жизненно важные навыки и умения.

Мячи большого размера – фитболы появились сравнительно недавно, хотя с древнейших времен в культуре любого народа мяч использовался в качестве развлечения. Фитбол в переводе с английского, означает «мяч для опоры», который используется в оздоровительных целях. Упражнения на мячах обладают оздоровительным эффектом, который подтвержден опытом работы специализированных, коррекционных и реабилитационных медицинских центров Европы. За счет вибрации при выполнении упражнений улучшаются обмен веществ, кровообращение и микродинамика в межпозвонковых дисках и внутренних органах, что способствует разгрузке позвоночного столба и коррекции осанки. Практически это единственный вид аэробики, где во время выполнения физических упражнений включаются совместно двигательный, вестибулярный, зрительный и тактильный анализаторы, что усиливает положительный эффект от занятий на фитболах. Занимаясь фитбол – аэробикой дети меньше болеют, у них появляется чувство радости, хорошего настроения. На положительном эмоциональном фоне быстрее и эффективнее проходит процесс обучения любым двигательным умениям и навыкам.

Одним словом, фитбол – гимнастика, фитбол – аэробика, фитбол– сказка, игры с использованием фитбол – мячей и дыхательная гимнастика – это здоровый образ жизни и его цели как нельзя лучше подходят для решения проблемы оздоровления детей, формирование у них здорового образа жизни, так актуальной для дошкольников.

Исходя из вышеизложенного, возникла необходимость разработки инновационного проекта оздоровления детей с учетом региональных климатогеографических особенностей. Создание проекта это проблема оздоровления детей не кампания одного дня, деятельности одного человека, а целенаправленная работа всего коллектива на длительный период. В нашем случае этот инновационный проект оздоровления детей рассчитан на четыре года.
Идея проекта. Использование в работе с детьми старшего дошкольного возраста наиболее эффективных, современных здоровьесберегающих технологий (фитбол – гимнастики, фитбол – аэробики, фитбол – сказки, дыхательную гимнастику, самомассаж, подвижные игры с фитболами) в игровой форме в системе физкультурно – оздоровительной работы, с помощью нестандартного физкультурного оборудования.

Сущность проекта. Успешное решение поставленных задач и выполнение Госстандарта возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания.

Цель проекта. Повышение оздоровительного и общеукрепляющего воздействия специальных упражнений с фитбол – мячами на организм детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза. Поскольку фитбол-гимнастика и фитбол-аэробика включают в себя общеразвивающие упражнения для развития различных групп мышц, элементы танца и музыкально-ритмические движения, которые подчинены определенному темпу, ритму выполнения и сопровождаются различной по характеру музыкой, мы предполагаем, что весь этот комплекс воздействия направлен на оздоровление детского организма.

Задачи:

  1. Повышение сопротивляемости организма к заболеваниям детей старшего дошкольного возраста.

  2. Развитие и укрепление основных мышечных групп.

  3. Улучшение функций состояния сердечно – сосудистой и дыхательной системы, обменных процессов в организме ребенка.

  4. Развитие физических качеств: координации движений, силы, выносливости, гибкости, скоростных качеств.

  5. Формирование основных жизненно важных двигательных умений и навыков.

  6. Формирование устойчивого интереса к занятиям физической культурой детей старшего дошкольного возраста

  7. Приобщение детей и родителей к здоровому образу жизни.

Научная основа. В проекте использованы идеи Ю.Ф. Змановского [1989], А.И.Константиновой и А.Г.Назаровой [2002], Т.С.Овчинниковой и А.А. Потапчук [2002], Ж.Е. Фирилевой и Е.Г. Сайкиной [2007].

В основе построения воспитательно – образовательной работы в ДОУ лежит уровень развития детей, заданный «Программой воспитания и обучения детей в детском саду» М.А. Васильевой, а главным фактором является состояние физического здоровья детей и их потенциала.
Участники проекта

  • дети старшего дошкольного возраста;

  • семьи детей дошкольников;

  • педагогический коллектив образовательного учреждения.


Количественные и качественные результаты реализации проекта

        • уменьшение количества детей имеющих нарушение опорно-двигательного аппарата и стопы;

        • повышения уровня физического развития;

        • формирование потребности в движениях;

        • формирование потребности в ведении здорового образа жизни у

родителей и детей;

        • систематизация работы по оздоровлению детей.


Предварительная работа

  • определение целей и задач;

  • анализ научно-методической литературы;

  • приобретение фитбол – мячей на каждого ребенка;

  • подбор комплексов ОРУ с фитболами, музыки, подвижных игр, фитбол – сказок;

  • составление конспектов развлечений с использованием фитбол – мячей.


Формы и методы реализации проекта

Методы: наблюдения, рассказы, сказки, игры, показ, использование аудиокассет и музыкальных дисков.

Формы: занятия, досуги, закаливание, самомассаж, консультативная работа, дыхательная гимнастика, фитбол - сказки, физкультминутки.
Этапы реализации проекта

I этап

  • изучение литературы;

  • анкетный тест-опрос родителей (приложение 1);

  • оценка состояния опорно-двигательного аппарата воспитанников (совместно с врачом специалистом)

II этап

  • разработка перспективных планов работы с детьми, педагогами и родителями (приложение 2);

  • внедрение в работу технологий М.Ю. Картушиной, А.А. Потапчук, Т.С. Овчинникова [2002].

III этап

  • промежуточная диагностика и сравнение результатов (приложение 3);

  • корректировка планов занятий с детьми;

  • практическая работа с детьми;

  • завершающая диагностика (приложение 4);

  • анкетирование родителей, обработка полученных данных.


Принципы работы:

Принцип активности. Характер активности дошкольника является главным показателем меры его сознательного отношения к учебному процессу. Через сознательность к активности - такова взаимосвязь этих двух принципов. Сознательность без активности может привести к пассивной созерцательности, а активность без сознательности - к нецелесообразным действиям. Только через осознанную активность можно решить намеченные задачи.

Принцип научности. Обязывает строить педагогический процесс в соответствии с современным уровнем научных знаний. Любые применяемые средства физического воспитания, методы обучения и формы организации занятий должны отвечать существующим научным положениям. Принцип требует от педагога систематического обновления содержания своей теоретической подготовленности. Именно поэтому данный принцип рассматривается как принцип оценивания качества учебного процесса, опирающегося на закономерности усвоения учебного материала.

Принцип прочности. Если по уровню реализации принципа научности можно оценить сам ход обучения, то принцип прочности позволяет оценить его конечный результат, отражающий готовность дошкольника к соответствующей деятельности. Предполагает такое усвоение учебного материала, при котором он становится личным достоянием ребенка.

Непременным условием осуществления принципа прочности является соблюдение всех принципов обучения - в этом его характерная черта. Ни один из других принципов не имеет такой многосторонней зависимости.

Принцип индивидуализации. Эффективность обучения зависит от соответствия избираемых воздействий возможностям ребенка. В самом общем определении индивидуализация обучения выражается в дифференциации учебных заданий и способов их решения (средств, методов, форм организации занятий и пр.) в соответствии с индивидуальными особенностями детей.

Принцип доступности. Учебный материал должен быть доступен ребенку при условии затраты им оптимального усилия для его усвоения. Эта закономерность обучения, лежащая в основе принципа доступности, требует, чтобы учебное задание, не превышая возможностей ребенка («Никогда не обучай тому, что учащемуся еще недоступно» - А. Дистервег), стимулировало развивающий эффект. Предметом доступности является физическое упражнение: сложность его структуры, уровень психофизиологических затрат, необходимых для его выполнения, количество движений, совершаемых последовательно и без перерывов. Критерием доступности служит психофизиологическая реакция организма на учебную нагрузку, не превышающая допустимых норм. Чрезмерные физические нагрузки могут быть настолько вредными, что вызовут необратимые изменения в некоторых системах и органах.

Принцип наглядности. Процесс обучения выстраивается таким образом, чтобы максимально использовать формы привлечения органов чувств ребенка к процессу познания. Этот принцип предназначен для связи чувственного восприятия с мышлением. Он способствует направленному воздействию на функции сенсорных систем, участвующих в познавательном процессе.

Принцип повторности. Отражает эффект постепенного формирования двигательного умения и специальных знаний через многократные повторения. Повторение - главный и единственный способ закрепления результатов, достигнутых в обучении. Учебный материал должен повторяться регулярно, а не тогда, когда обнаружится, что он плохо усвоен, забыт. Реализация принципа повторности имеет большое воспитательное значение, так как приучает детей к регулярной работе. Все это образно выражено в известной поговорке: «Повторение - мать учения».

Принцип системности. Основанием принципа является закономерность, раскрывающая зависимость эффекта обучения от степени целостности содержания педагогического процесса. Целостность содержания предполагает наличие системы взаимосвязанных задач, средств, методов, форм организации занятий на каждом отрезке обучения. Способность этих элементов педагогического процесса вступать в такие взаимодействия, которые приводят к новому качеству, не присущему каждому элементу в отдельности, и составляет сущность системности.

Принцип последовательности. В основе принципа лежит преемственность задач, средств и методов обучения в пределах одного занятия и серии занятий. Преемственность означает обусловленный порядок последовательности, основанный на переходе от одних задач, средств и методов обучения к другим. Каждая текущая задача (или средство, или метод) опирается на предыдущую и создает предпосылки для решения последующих задач. Подобная взаимосвязь всех элементов учебно-воспитательного процесса позволяет распределять учебный материал таким образом, чтобы содержание каждого занятия учитывало содержание предыдущих занятий и создавало базу для освоения нового учебного материала на последующих занятиях.

Принцип постепенности. В принципе раскрывается зависимость эффекта обучения от прогрессирования педагогических требований. (Поэтому его иногда называют или принципом прогрессирования, или принципом динамичности.) Прогрессирование требований должно выражаться в постепенном (но иногда неравномерном) усложнении техники и тактики физических упражнений, в их постоянном пополнении, а следовательно, и в непрерывном повышении физической и психической нагрузок на ребенка. Принцип вытекает из закономерности постепенного, но неравномерного развития умственных и физических способностей ребенка.
Спортивно – оздоровительная инфраструктура детского сада

  • спортивный зал;

  • тренажерный зал;

  • спортивное оборудование и инвентарь;

  • спортивная площадка.


Сотрудничество с семьей

Используются различные формы работы с семьями воспитанников, а именно:

  • совместное обсуждение в рамках «Круглого стола» проблем, связанных с сохранением и укреплением здоровья детей путем оптимизации двигательной активности в процессе физического воспитания в условиях детского сада;

  • совместные физкультурные досуги и спортивные праздники детей с родителями;

  • «День открытых дверей» - родителям предоставляется возможность посетить утреннюю гимнастику, занятия по физкультуре;

  • проведение практических занятий с родителями по обучению проведения упражнений по коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата с использованием фитбол-мячей;

  • проведение бесед и консультаций, оформление памяток, информационных листовок через папки-передвижки, находящиеся в родительских уголках.


Взаимодействие с педагогами.

Взаимодействие осуществляется через:

  • проведение консультаций и бесед;

  • проведение спортивных праздников, физкультурных досугов, развлечений.



  1   2   3   4