Главная страница


«Мелодия. Ты запой мне ту песню »



Скачать 98.23 Kb.
Название«Мелодия. Ты запой мне ту песню »
Дата16.04.2016
Размер98.23 Kb.
ТипУрок

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 4

Краснодарский край, Кавказский район, город Кропоткин


Конспект урока по музыке
в 4 классе (по ФГОС)
«Мелодия. Ты запой мне ту песню...»


подготовила

учитель музыки

Шевцова Татьяна Петровна.

г. Кропоткин
2013

Класс: 4.

Тема: «Мелодия. Ты запой мне ту песню...».

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Жанр урока: тематический.

Вид урока: урок-размышление

Цель урока: сформировать понимание сферы народного и композиторского музицирования. Выявить жанровое начало (песенность мелодий) как способ передачи состояния человека.

Задачи:

- включить учащихся в учебную деятельность; актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала; организовать коммуникативное взаимодействие; зафиксировать новое содержание во внешней речи; оценить собственную деятельность на уроке;

- раскрыть характерные черты стиля С.В.Рахманинова, познакомить с «Третьим концертом для фортепиано с оркестром»;

- развивать интонационный слух в процессе постижения музыки, обогащать музыкально-слуховой опыт, способность слышать музыку и размышлять о ней, развивать музыкальные и творческие способности, формировать вокально-хоровые навыки; формировать родственное внимание к родной культуре; тренировать чувственную сферу; развивать способность диалогического общения с автором; развивать образное и интонационное мышление.

Межпредметные связи: окружающий мир, изобразительное искусство, чтение.

Метапредметные связи: осуществлять поиск музыкально – образовательной информации в сети Интернета;

Планируемые результаты:

Личностные: формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой; учатся делиться впечатлениями о прослушанных музыкальных произведениях.

Универсальные учебные действия.

познавательные УУД: извлечение необходимой информации из прослушанного произведения и из текста; учиться давать оценку результатам деятельности.

регулятивные УУД: развитие умения осмыслить полученную информацию, формирование умения анализировать;

коммуникативные УУД: формирование умения слушать и вступать в диалог со сверстниками, учителем в процессе всех видов работы на уроке; формирование умения грамотно строить речевые высказывания.

Формы работы учащихся: коллективные, групповые ( пение, слушание, анализ, рассуждение, работа с таблицами).

Предметные результаты. Научатся:

  • воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражая своё отношение;

  • вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни.

  • проводить интонационно-образный анализ инструментального произведения – чувства, характер, настроение;

  • использовать элементарные умения и навыки при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности.

Метапредметные результаты.

  • Умение понимать учебную задачу урока;

  • умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии;

  • планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин не успешности, умение корректировать свои действия;

  • готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, обобщение;

  • наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия;

  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Методы: деятельностный подход, музыкальные обобщения, эмоциональная драматургия,

ассоциативные связи, звуковая и зрительная наглядность, сравнение.

Технологии:

  • Технология развивающего обучения (ТРО). В конспекте

  • Технология педагогики сотрудничества, обозначено

технология диалогического обучения (ТПС). применение

  • Информационно-коммуникационная технология (ИКТ). технологий

  • Технология проблемного обучения (метод проектов) (ТПО). аббревиатурами

  • Здоровьесберегающие технологии (ЗДСТ).

  • Индивидуально-ориентированная технология (ИОТ).

Оборудование урока:

  • ноутбук, экран, слайдовая презентация;

  • тексты песни «Журавлёнок»; нотный материал;

  • музыкальные фонограммы;

  • портреты П.И.Чайковского, М.И.Глинки, С.Рахманинова;

  • раздаточный материал «Выразительные характеристики мелодии», учебники;

  • авторский видеоролик «Русская народная пляска «Камаринская» с аннимацией».

Музыкальный материал:

  • песня Э.Колмановского и И.Шаферана «Журавлёнок»,

  • «Третий концерт для фортепиано с оркестром» С.Рахманинова,

  • русская народная пляска «Камаринская»



Ход урока:

I.Организация урока.

1.Введение в атмосферу урока музыки:

  • Попевка для встречи в начале учебного года «Вот и стали мы на год взрослей»;

  • Беседа о летних музыкальных впечатлениях;

  • Беседа-напоминание о том, чему мы учимся на уроках музыки (Быть слушателями).

  • физиологическое воздействие музыкального звука. Пропевание звука «ля». ЗДСТ

II этап (основной) – погружение в тему урока.

1.Первичное усвоение новых знаний. ИКТ).

У.: Хочу начать урок вот такими словами П.И.Чайковского (На экран проецируется портрет П.И.Чайковского, пейзаж берёзовой рощи и цитата): «…я ещё не встречал человека, более меня влюблённого в матушку Русь…Я страстно люблю русского человека, русскую речь, русский склад ума, русскую красоту лиц, русские обычаи». Слайд 1. (ТРО).

- Мне – по душе эти слова, потому что я тоже люблю всё русское: люблю русское раздолье, люблю певучие русские мелодии, широкие, просторные, как русское раздолье.

- Очень хочу, чтобы и в ваших сердцах всё сильнее разгорелся огонёк любви ко всему русскому, потому на уроках мы так часто поём песни русские и о русском. А ещё слушаем музыку русских композиторов, которые тоже восторгались, как и Чайковский, и русской природой, и русским человеком, и, конечно, русскими песнями.

Слайд 2. Таким был М.И.Глинка, о котором вот как сказал В.В. Стасов: «Глинка имеет в русской музыке такое же значение, как и Пушкин в русской поэзии. Оба – великие таланты, оба – родоначальники нового русского художественного творчества,…оба создали новый русский язык – один в поэзии, другой в музыке».

Слайд 3. Как у Пушкина была любимая няня Арина Родионовна, так у Глинки – няня Авдотья Ивановна. Эта молодая весёлая женщина знала много разных сказок и песен и приобщила будущего композитора к русскому народному творчеству. Песни нянюшки Авдотьи были первыми музыкальными впечатлениями Глинки, на которых возникла его глубокая любовь к родной русской песне. Не мог наслушаться песен Авдотьи маленький Миша. Едва дослушает одну песню до конца, тут же просит спеть другую: «Ты запой мне ту…».

У.: Мне сейчас тоже захотелось спеть вам песню. Песню о маленьком журавлёнке. Вы её послушайте и решите: (ТПС).

- журавлёнок любит свою, русскую, сторонку?

- что советует ему вожак стаи?

- о чём песня?

Исполняю песню «Журавлёнок» Э.Колмановского и И.Шаферана

Текст песни

Ушло тепло с полей,

И стаю журавлей

Ведёт вожак в заморский край

зелёный.

Летит печально клин,

И весел лишь один,

Один какой-то журавлёнок

несмышлёный.

Он рвётся в облака,

Торопит вожака.

Но говорит ему вожак

сурово:

«Хоть та земля теплей,

А Родина милей,

Милей – запомни, журавлёнок,

это слово.

Запомни шум берёз

И тот крутой откос,

Где мать тебя увидела

летящим;

Запомни навсегда,

Иначе никогда,

Дружок, не станешь журавлём

ты настоящим.


Уч-ся понимают, что песня – о любви к Родине, цитируют слова песни.

У.: Перефразируйте слова из песни «…иначе никогда, дружок, не станешь журавлём ты настоящим». Как можно сказать этими словами о людях?

Уч-ся: Если не любишь Родину, хорошим человеком не станешь.

У.: Песня понравилась? Будем её учить? (ТПС).

- Давайте сначала подготовим голоса для пения.

3.Организация вокально- хоровой деятельности: (ТРО).

а). Настрой на вокально- хоровую работу:

«Если хочешь сидя петь, (ИОТ).

Не садись ты как медведь,

Ноги в пол упри смелей,

Спинку выпрями скорей,

Руки, плечи все свободно,

Петь приятно и удобно».

б). Упражнения из фонопедической системы В.Емельянова. (ЗДСТ).

в). Разучивание 1 куплета песни.

У.: Давайте проанализируем характер мелодии этой песни, используя слова из табличек «Выразительные характеристики мелодии», которые лежат на ваших столах. (ТРО).

Выразительные характеристики мелодии

Плавная

Протяжная

Простая

Спокойная

Певучая

Чистая

Лёгкая

Проникновенная

Трепетная

Задушевная

Задумчивая

Лукавая

Загадочная

Энергичная

Стремительная

Грациозная

Порывистая

Уверенная

Смелая

Решительная

Волевая

Неумолимая

Патетическая

Романтическая

Взволнованная

Уч-ся выбирают слова: плавная, певучая, проникновенная, задушевная… (ИОТ).

У.: Как вы думаете, почему композитор написал мелодию этой песни именно такого характера?

Ответы уч-ся.

У.: (подытоживаю их ответы) Конечно, когда композиторы хотят выразить свою любовь к Родине, к России, они пишут мелодии певучие, проникновенные. Во всём мире русскую музыку узнают по таким мелодиям – песенным, певучим.

У.: Пришло время отдохнуть. (ЗДСТ).

2. Динамическая пауза под видеоролик «Русская народная пляска «Камаринская» с аннимацией».

3. Первичное усвоение новых знаний.

У.: Сейчас мы вокализом споём одну мелодию и решим: можно ли сказать, что она – русская?

Поём главную тему «Третьего концерта для фортепиано с оркестром» С.Рахманинова.

Ответы уч-ся. Они слышат певучую, песенную мелодию, вспоминают, что это – характерная особенность русской музыки. (ИОТ).

У.: Мы послушаем фрагмент «Третьего концерта для фортепиано с оркестром», мелодию из которого только что пропели, великого русского композитора С.Рахманинова (демонстрирую портрет). Он так же, как и П.И.Чайковский, и М.И.Глинка, очень любил всё русское, любил свою Родину-Россию.

- Послушайте и решите: Рахманинов взял для этого «Концерта» народную мелодию или сочинил свою?

Слушаем фрагмент Третьего концерта для фортепиано с оркестром .Рахманинова.

Ответы уч-ся. Мнения, обычно, бывают полярные.

У.: Вот как сказал об этом сам Рахманинов. (ИКТ).

На экран проецируется портрет С.Рахманинова и его слова: «Первая тема моего 3-го концерта ни из народных… ни из церковных не заимствована. Просто так «написалось»!.. Я хотел спеть мелодию на фортепиано, как её поют певцы, и найти подходящее, вернее, не заглушающее это «пение» сопровождение…». (ИОТ).

У.: А как вы думаете, что вдохновило Рахманинова на сочинение этой музыки? (ТПС).

Ответы уч-ся: «… родные места вспоминал или любовался чем-то».

У.: Правильно. Композиторы вдохновляются на сочинение музыки воспоминанием о чём-то дорогом в своём Отечестве, любовью к родным местам, любованием каким-либо русским пейзажем, русским характером и т.д.

IV этап – итог урока.

1.Рефлексия.

У.: Наш урок подходит к концу, а я так и не назвала вам его тему. Как бы вы обозначили тему урока?

Ответы уч-ся: «… О любви к России великих русских композиторов …».

У.: Давайте посмотрим, как обозначены темы первых двух уроков в учебнике.

Стр. 8 – «Мелодия». Стр. 10 – «Ты запой мне ту песню...».

У.: Хотелось бы, чтобы вы сумели дома родителям пересказать, о чём были наши размышления на сегодняшнем уроке. Тогда и им станут понятны названия этих тем.

- А ещё я вам предлагаю поработать над проектом по очень интересной теме, «Ты откуда русская, зародилась, музыка?» (ТПО).

- И нельзя обойти вниманием – хотелось, чтобы это тоже было отражено в проектах – то, в этом, 2013 году исполнилось 140 лет со дня рождения (1 апреля 1873) и 70 лет со дня смерти (28 марта 1943) выдающегося русского пианиста и композитора Сергея Васильевича Рахманинова. Юбилеи эти отмечались во всем мире, в том числе в Берлине, Вене, Лондоне, Нью-Йорке. Темы проектов могут быть обозначены так: «Что мы знаем о С.В.Рахманинове», «Почему весь мир отмечал юбилеи русского композитора С.В.Рахманинова».

(напоминаю, что результатом работы над проектом может быть газета, презентация, устное выступление. Предлагаю разделиться на группы и выбрать «руководителя проекта», а так же тему проекта).

У.: И в заключение урока давайте вспомним, чем выделяются русские мелодии?

Ответы уч-ся: «…песенностью, …певучестью…».

У.: Время оценок. Как оцениваем свою работу? (ИОТ).

Самооценка деятельности учащимися.

Д/з: Читать дома в рабочих тетрадях рассказ «Русь».