Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №1
г.Белгород Консультация для воспитателей
«Ознакомление детей дошкольного возраста с малыми фольклорными формами» подготовила
воспитатель МБДОУ детский сад №1
Северина Елена Леонидовна
г. Белгород
2012
Дошкольный возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребенка интенсивно формируется наглядно-образное мышление и воображение, развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению. Появление некоторых обобщенных знаний о предметах и явлениях является важным этапом в ознакомлении с окружающим миром через народные произведения.
Словесное русское народное творчество заключает в себе большие поэтические ценности. Первое знакомство ребенка с народной поэзией начинается с малых фольклорных форм: пестушек, припевок, потешек, прибауток, считалок, поговорок, скороговорок, сказок.
Припевками, потешками издавна пользуются для воспитания детей, для того, чтобы привлечь их внимание, успокоить, развеселить, поговорить. Такие процессы в жизни ребенка, как одевание, умывание, требуют сопровождения словом, и здесь русское народное творчество незаменимо. Вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притопывает, приплясывает, двигаясь в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребенка, но и позволяет воспитателю с помощью потешек организовывать его поведение. Малые фольклорные формы являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребенок. Правильно подобранная потешка позволяет установить контакт с малышом. Потешки можно обыгрывать разными способами: сопровождать чтение действием игрушки, использовать пальчиковый театр, шапочки, маски разных персонажей.
Прибаутки – это небольшие веселые произведения или высказывания, нередко в стихотворной форме. Так же, как и многие другие малые фольклорные жанры, прибаутки сопутствуют играм, но могут существовать и как самостоятельное явление. Часто прибаутки имеют диалогическую форму, что так же подчеркивает их близость к живой разговорной речи. Как правило они описывают забавную ситуацию, насыщенную действиями. В целом прибаутки развивают у ребенка творческое воображение и вовлекая в совместную игру с быстрой сменой действия, учат его мыслить быстро и образно. Как и потешки, прибаутки изобилуют повторами, обращая внимание ребенка на красоту звучания родной речи.
Небылицы очень близки к прибауткам, но предлагают ребенку уже не просто забавную, но откровенно нелепую, невозможную ситуацию. В основе небылицы – парадокс, ее мир вывернут наизнанку. Сопоставив его с реальным положением вещей и убедившись, что «так не бывает», ребенок учится ориентироваться в действительности, различать реальность и вымысел, возможное и невозможное. Главным приемом, на котором держится поэтика небылицы является сочетание в одной фразе несочетаемых предметов и понятий, присвоение предметам несвойственным им функций.
Пословицы и поговорки – это краткие изречения, заключающие в себе вывод из наблюдений за окружающим, которые понятны детям более старшего дошкольного возраста. Сложились поговорки и пословицы на основе огромного жизненного опыта. Обращенные к детям пословицы могут открыть им правила поведения, моральные нормы, например: «Поспешишь – людей насмешишь».
В пословицах и поговорках кратко и метко оцениваются различные жизненные позиции, где высмеиваются человеческие недостатки и восхваляются положительные качества. Благодаря такой содержательности фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Подрастающий ребенок становится не только объектом всевозможных игр, но и их активным участником. В это время он знакомится с еще одним фольклорным жанром - считалками. Открывая игру и раздавая всем ее участникам определенные роли, считалка организует сам процесс игры и учит детей общаться друг с другом в заданной ситуации, подчиняться установленным правилам. Одна из самых живых и подвижных фольклорных форм, считалка легко допускает импровизацию и отвечает стремлению ребенка к словотворчеству. Кроме того, считалки развивают чувство ритма – ведь именно ритм организует художественное пространство считалки: отсюда динамичные фразы и яркая концовка. Специалисты считают, что такая форма отражает психологические особенности ребенка, соответствуют его восприятию действительности.
Загадки – форма словесного народного творчества, образной народной речи - получили свое признание в работе с детьми. Детям предлагаются такие загадки, смысл которых близок их опыту и выражен в загадке довольно ясно. Дело не просто в том, чтобы ребенок быстро разгадал загадку, а в том, чтобы его ум активно сопоставлял, сравнивал, искал ответ. Таким образом, он упорядочивает свои знания о мире.
При работе с загадками рекомендуется следующее: на стол выставляются фигурки животных, например петуха, лошади и т.д. Для каждой фигуры животного подобрана своя загадка: «На голове красный гребешок, под носом красная бородка»; «Грива на шее волной, сзади хвост трубой». Такая форма работы с загадками не вызывает у ребенка больших затруднений, так как перед глазами находятся загадываемые предметы. В дальнейшем дети учатся отгадывать загадки по собственным представлениям.
Сказка прочно вошла в детский быт. По своей сущности сказка, особенно народная, вполне отвечает природе маленького ребенка, близка его мышлению, представлению.
Сказка неотделима от красоты, она способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимы благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Сказка – благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине, к родной земле, потому что сказка – творение народа. Она воздействует на душу ребенка. В сказках перед умственным взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами, быт; из них дети получают блестящие образцы родного языка. Сказки вводят ребенка в мир животных, наделенных свойствами говорить, думать и поступать по человечески. Ребенок проникается чувствами, постигает поучительную и убедительную правду жизни именно в форме сказок. А волшебные сказки открывают детям просторы для фантазирования. Сказка – это духовное богатство народной культуры, познавая которое ребенок познает сердцем свой народ.
Для работы с детьми необходимо постоянно пополнять библиотеку сказками. Сказки должны подбираться по возрастам. В младших группах книги должны быть яркими и красочными, что дает возможность детям рассматривать их и рассказывать по картинкам. Все герои сказок, как правило, животные в русских народных костюмах, поэтому дети с младшего дошкольного возраста могут уже называть элементы костюмов: сарафан, лапти, сапоги, фартук, а дидактические игры, сделанные руками воспитателей, помогут закрепить эти знания.
В старших дошкольных группах необходимо знакомить детей со сказками, в которых главные герои – люди (короли, принцессы, волшебницы, феи, богатыри и т.д.) В речи детей появляются новые слова и действия. На примере поступков сказочных героев дети учатся различать добро и зло, что способствует усвоению нравственно-этических норм поведения.
Таким образом через использование таких малых фольклорных форм, как сказки, потешки, пословицы, поговорки, прибаутки, небылицы воспитатель развивает речь ребенка, воспитывает любовь к родному краю и дает первые представления о культуре русского народа.
Используемая литература
И.А. Гаврилова «Истоки русской народной культуры в детском саду», Детство-Пресс, 2010г.
И.А. Бойчук, Т.Н. Попушина «Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством», Детство-Пресс, 2009г.
О.А. Князева, М.Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», Детство-Пресс, 2002г.
|