Главная страница

Проект по самообразованию «Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста»



Скачать 77.73 Kb.
НазваниеПроект по самообразованию «Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Дата14.04.2016
Размер77.73 Kb.
ТипПояснительная записка

Проект по самообразованию «Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Пояснительная записка

Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребёнка. Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является овладение родной речью.

В нашем дошкольном учреждении речевое направление развития детей является приоритетным. Ведь речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и пр. Овладение связной монологической речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой стороны языка, словарного состава, грамматического строя речи и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи: лексической, грамматической, фонетической. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Поэтому, очень важно создавать условия для хорошо связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей.

К сожалению, в современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью. Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.

Ничто так не обогащает образную сторону речи детей, как фольклор.

Фольклор играет чрезвычайно важную роль в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста. Он является действенным средством воспитания национального характера мышления, нравственности, патриотизма, эстетического самосознания.

В практике дошкольного образования можно пронаблюдать такую картину: при ознакомлении старших дошкольников с фольклорными жанрами на первое место выдвигается содержательный аспект, а не жанровые и языковые особенности. Педагоги редко используют эти формы на занятиях по развитию речи с детьми. Использование фольклора зачастую сводится лишь к заучиванию пословиц, потешек, загадок и слушанию сказок.

Возникает противоречие между потенциальными возможностями форм фольклора в речевом развитии дошкольников и недостаточной обеспеченностью педагогов методиками развития речи детей средствами фольклора.

Данное противоречие указывает на проблему развития речи детей дошкольного возраста средствами фольклора.

Творческая природа фольклора велика: для каждого, даже самого маленького ребенка она дает творческий стимул к его развитию.

Например, используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, при этом интонационно окрашивая свою речь.

Отгадывание и придумывание загадок влияет на разносторонность развития речи детей. Они способствуют формированию образности речи.

С помощью прибауток, небылиц, дразнилок дети могут развеселить, потешить, рассмешить сверстников.

С помощью потешек, пестушек возможно развивать фонематический слух, так как они используют звукосочетания-наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией.

Целью моей работы: является повысить уровень развития связной речи дошкольников средствами фольклора; приобщить детей к традициям и культуре родного края через развитие речи средствами фольклора.

Для себя я выделила основные актуальные задачи:

-определить основные методы, формы использования различных форм фольклора в процессе речевого развития детей и разработать методику их комплексного применения;

-проследить динамику изменения уровня речевого развития в процессе работы;

-показать красоту русского языка через устное народное творчество, сформировать у детей интерес к детскому фольклору, обогатить словарный запас детей.

Гипотеза данного исследования базируется на предположении о том, что уровень речевого развития детей дошкольного возраста повышается, если:

— педагоги дошкольного образования будут заинтересованными руководителями процесса речевого развития;

— будет организовано специальное обучение родной речи с использованием фольклора не только в непосредственно образовательной деятельности по развитию речи, но и в других режимных моментах;

— формы фольклора будут отобраны адекватно возрасту детей для обучения и развития речи.

Пути реализации:

1. Индивидуальные и групповые занятия, беседы.

2. Повседневная жизнь в группе.

3. Изучение разных форм фольклора.

4. Работа с родителями.

5. Работа с педагогами.

6. Театрализованная деятельность.

Прогнозируемый результат:

У воспитанников:

-сформируется устойчивый интерес к русскому народному творчеству, традициям и культуре родного края;

-повысится уровень связной речи;

-словарь детей обогатиться новыми словами, оборотами, выражениями.

У педагогов:

-повышение теоретического уровня по теме проекта;

-внедрение современных методов и технологий по развитию речи средствами фольклора;

-самореализация;

-обобщение и распространение опыта.

У родителей:

- взаимодействие с педагогами по вопросу развития речи;

-поощрение использования фольклора в играх детей дома.

По итогам реализации проекта мы сможем говорить о результатах и сделать последующие выводы.

Этапы проекта:

1. Начальный

Определение целей, постановка задач проекта. Изучение методической литературы по проблеме. Диагностическое исследование проблемы.

2. Продуктивный

Планирование и осуществление совместной и самостоятельной деятельности участников по реализации проекта.

3. Результативный

Проведение сравнительного диагностического исследования уровня речевого развития детей группы. Анализ, обобщение и подведение итогов результатов работы.

4. Перспективный

Обобщение опыта, планирование и прогнозирование дальнейшей работы. Разработка методических рекомендаций для воспитателей по теме проекта.

План работы:

Для выполнения поставленных задач я подобрала серию пословиц и поговорок, считалок, загадок, скороговорок, небылиц, народных игр, сказок. При подборе обращала внимание на то, чтобы они соответствовали уровню развития детей.

Для отработки звуковой стороны речи детей я организовала работу с пословицами и поговорками. Мы разбирали пословицы и поговорки, анализировали их. После этого обобщали: чтобы верно понять пословицу, не нужно определять значение каждого слова. Главное, надо подумать, о чём здесь идёт речь. Я учила детей рассматривать прямой и переносный смысл высказываний, подбирая к каждой пословице ситуации из жизни ребёнка. Кроме этого, я предлагала детям проиллюстрировать ту или иную пословицу, поговорку. Умение передать художественный образ в рисунке, расширял возможность его выражения в слове.

Для выработки чёткой и правильной дикции я использовала в работе по развитию речи скороговорки. Мною было подобрано нужное количество скороговорок на длительный срок. Новую скороговорку произносили наизусть в замедленном темпе, потом повторяли несколько раз в разных темпах. Затем скороговорка произносилась хором, всеми, а также по рядам или небольшими группами.

Кроме этого, в своей работе я очень часто обращаюсь к такому жанру, как загадки. Доказательства при объяснении загадок развивает умение оперировать разнообразными и интересными доводами для обоснования отгадки. Загадки можно использовать не только во время НОД, но и во время беседы, рассматривания картин, во время дидактических и подвижных игр ит. д.

Для приобщения детей к народной культуре и богатству русского языка я в своей работе использую различные творческие задания с русскими народными сказками.

Чтобы развить у ребёнка умение рассуждать логически и грамматически правильно, выражать свою мысль на занятиях по развитию речи я использую небылицы.

Помимо всего этого на занятиях мы отдыхаем и играем в народные игры. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, развитию речи. Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребёнка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги развивают речь дошкольников.

Коме того, я запланировала работу с родителями. Это консультации по данной теме, папки-передвижки, буклеты. Ведь сейчас в семьях всё меньше и меньше знают произведения устного народного творчества, помнят лишь несколько загадок и поговорок.

Для педагогов подготовлены консультации, открытые НОД с презентацией по данной теме.

В своей работе я проводила календарно-обрядовые праздники: «Осенины», «Рождество», «Масленица».

Мною были составлены тематические планы работ с воспитанниками, с родителями и педагогами.

Мониторинг (диагностика)

1. Диагностика уровня речевого развития детей.

2. Наблюдение:

-обогащение словарного запаса;

-использование фольклора в речи;

-приобщение к народным традициям.

Основные параметры мониторинга (диагностики) речевого развития детей :

1. Умеет отвечать на вопрос полным распространённым предложением (из 3 и более слов) .

2. Умеет подбирать синонимы и антонимы в пословицах и поговорках, в речевой ситуации.

3. Пересказывает сказку.

4. Умеет замечать неточности в небылицах.

5. Умеет отгадывать загадки и доказывать отгадку.

6. Умеет объяснять значение слова по функциям предмета (например, объяснить значение пословицы)

7. Называет жанры фольклора (3 и более)

Критерии оценки вопросов :

Высокий уровень - ребёнок составляет предложение из 3 и более слов; правильно подбирает синонимы и антонимы в пословицах, в речевой ситуации; замечает неточности в небылице; может пересказать основной сюжет сказки; правильно поясняет значение слов; умеет доказать отгадку. Кроме того, много знает пословиц, поговорок, считалок и т. д.

Средний уровень – ребёнок составляет предложение из 2 слов; подбирает синонимы и антонимы, но не в требуемой грамматической форме; в речевой ситуации называет по одному слову; даёт свои варианты, исправляя неточности в небылице; вместо значения слов даёт описание предмета, либо даёт не точное объяснение; отгадывает загадку, а объяснить не может; составляет пересказ, используя отдельные слова; называет по одному - два примера на каждый предложенный жанр.

Низкий уровень – ребёнок не составляет предложение, а повторяет предъявляемое слово; не может подобрать синонимы, а, подбирая антонимы использует частице «не»; в речевой ситуации подбирает неточные по смыслу слова, либо также использует частицу «не»; не замечает неточность в небылице; загадку отгадывает неверно и не доказывает отгадку; составляет рассказ пересказа без учёта задания; практически не знает пословиц, загадок, считалок, поговорок и т. д.

Результаты работы:

Развитие речи дошкольников имеет важное значение. Фольклорные жанры позволяют наиболее полно развивать связную речь детей, так как детям интересны обороты и выражения народной речи. А также фольклор позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. Именно поэтому мною был создан проект по самообразованию «Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста».