|
Элективный курс «Решение задач» Элективный курс «Решение задач»
Аннотация
Программа факультативного курса по физике поможет учащимся 10-11 классов, выйти на качественно новый уровень обучения: на решение задач творческого, исследовательского характера, на выполнение конструкторских заданий. Программа рассчитана на учащихся, увлекающихся физикой, желающих реализовать себя в конкурсах, конференциях, олимпиадах, а также даёт возможность выпускнику успешно продолжать дальнейшее обучение в ВУЗе физической направленности.
Пояснительная записка
Актуальность создания программы.
Цель элективной технологии обучения предполагает:
Определение предметно-содержательного наполнения обучения с предоставлением учащимися выбора на основе принципа вариативности;
Обучение каждого выпускника лицея на уровне его возможностей и способностей.
Программа факультативного курса 10-11 классов в объёме 68 часов составлена применительно к программе под редакцией Г.Я.Мякишева, Б.Б.Буховцева в соответствии с концепцией углублённого и профильного обучения учащихся. В программе «Физические задачи шаг за шагом» решение физических задач неотъемлемая часть факультативных занятий, с их помощью создаются и решаются проблемные ситуации, сообщаются знания о конкретных объектах и явлениях, развиваются практические и интеллектуальные умения, а также такие качества, как целеустремленность, аккуратность, внимательность, способность к саморазвитию, самореализации творческих способностей. Подготовка к семинарам, конференциям, написание работ исследовательского характера, повышают интерес к физике, положительно влияют на осознанный выбор дальнейшего жизненного пути.
Новизна программы: в непрерывности и последовательности углубленного изучения учебного материала, в преемственности изучения разделов курса физики с опорой на изученное в предыдущие годы. При проведении занятий используются интерактивные технологии. В изложение материала органически включаются выступления обучающихся, семинары, практикумы, защита курсовых проектов.
Методологические обоснования программы.
Разработка данной программы есть творческая переработка, структурирование имеющегося материала, адаптированного применительно к его углублённому изученнию, а также к дальнейшему продолжению обучения в ВУЗах физической направленности.
Основной принцип определения содержания факультативных занятий в отборе доступного разноуровневого учебного материала с опорой на фундаментальные законы в современном толковании не только традиционных вопросов школьного курса. Некоторые разделы в программе перестраиваются на основе использования принципа интеграции, что помогает увидеть новые связи в знаниях, целостно воспринимать учебный материал.
Содержание программы предлагается углубленное изучение отдельных тем в форме семинаров, презентаций, углубление теоретического материала по конкретному разделу, затем выделяются характерные для данного раздела (темы) задачи, на которых отрабатываются алгоритмы задач и приемы их решения.
Особенностью программы является ее сквозной характер, непрерывность изучения тем по разделам.
Целью данной программы является создание условий для развития, саморазвития творческих способностей учащихся их интересов и подготовки к продолжению образования с учетом личностного потенциала каждого учащегося.
Задачи:
Развитие общеучебных мыслительных умений и навыков для решения задач творческого и исследовательского характера;
Развитие у учащихся потребности и умения самостоятельно приобретать и пополнять свои знания;
Совершенствование полученных знаний в основном курсе знаний и умение применять их в конкретных, проблемных ситуациях;
Активизация познавательного интереса к физике и технике, профессиональное самоопределение.
Краткое описание структуры программы
Цикл 1. Формирование общих приемов при решении задач раздела «механики» (14 часов в 10 классе)
Цикл 2. Экспериментальные и графические задачи молекулярной физики (12 часов в 10 классе)
Цикл 3. Задачи повышенного уровня по теме «электродинамика» (9 часов в 10 классе; 4 часа в 11 классе; всего 13 часов)
Цикл 4. Электромагнитные явления. Колебания и волны. Оптические явления. Комплексные задачи . (30 часов в 11классе)
Всего по программе: 35 часов в 10 классе; 34 часа в 11 классе. Итого: 69 часов
Каждый раздел включает в себя:
Тематический план факультативных занятий
Кодификатор теоретического материала
Графическая модель каждого явления
Литература для учителя
Литература для учащегося
Цикл 1. Формирование общих приемов при решении задач раздела «Механики»
Цель – углубление знаний по механике, получаемых в основном курсе физики.
При изучении кинематики на занятиях значительное место уделяется знакомству с практическими методами определения траектории, измерения скорости и ускорений. Рассматриваются способы построения графиков законов движения и анализа их характера.
Особое внимание уделяется тому, что в инерциальных системах отсчета все физические явления протекают одинаково.
Учитываются границы применимости классического закона сложения скоростей. Даются понятия инвариантных и вариантных величин при переходе из одной системы отсчета в другую, рассматриваются явления, наблюдаемые в неинерциальных системах отсчета.
В разделе динамика подробнее, чем в основном курсе физики, рассматриваются силы в природе, дается понятие гравитационного поля, его характеристик. Решается задача применения знаний в определении масс небесных тел. В этом разделе акцентируется внимание на алгоритме решения большого круга задач; тело на вращающемся диске, велосипед на повороте, велотрек, конический маятник, связанные тела и много других.
Более глубоко рассматривается динамика вращательно движения, связь линейных и угловых скоростей, дается понятие углового ускорения, изучаются виды передач вращательного движения: фрикционные, ременные, зубчатые.
Законы сохранения в достаточной мере изучаются в основном курсе физики, на факультативных занятиях лишь углубляется понятие того, что механическое движение имеет две меры: импульс и энергию.
На практических занятиях предлагаются задачи, вывод при решении которых имеет большую степень общности и может быть применен в решении других задач.
Краткая структура курса (14 часов)
1.Задачи на объяснение сущности механических явлений –2 ч
2.Описание движения тел. Решение задач. – 4ч
3.Применение законов динамики. Практикум по решению задач –2 ч
4.Вращательное движение. Практикум по решению задач – 2ч
5.Законы сохранения. Практикум по решению задач – 2ч
6.Механика жидкостей и газов. –2 ч
|
|
|