Главная страница


Элективный курс «Решение задач»



НазваниеЭлективный курс «Решение задач»
Дата13.04.2016
Размер49.2 Kb.
ТипЭлективный курс

Элективный курс «Решение задач»

Аннотация

Программа факультативного курса по физике поможет учащимся 10-11 классов, выйти на качественно новый уровень обучения: на решение задач творческого, исследовательского характера, на выполнение конструкторских заданий. Программа рассчитана на учащихся, увлекающихся физикой, желающих реализовать себя в конкурсах, конференциях, олимпиадах, а также даёт возможность выпускнику успешно продолжать дальнейшее обучение в ВУЗе физической направленности.

Пояснительная записка

Актуальность создания программы.

Цель элективной технологии обучения предполагает:

  • Определение предметно-содержательного наполнения обучения с предоставлением учащимися выбора на основе принципа вариативности;

  • Обучение каждого выпускника лицея на уровне его возможностей и способностей.

Программа факультативного курса 10-11 классов в объёме 68 часов составлена применительно к программе под редакцией Г.Я.Мякишева, Б.Б.Буховцева в соответствии с концепцией углублённого и профильного обучения учащихся. В программе «Физические задачи шаг за шагом» решение физических задач неотъемлемая часть факультативных занятий, с их помощью создаются и решаются проблемные ситуации, сообщаются знания о конкретных объектах и явлениях, развиваются практические и интеллектуальные умения, а также такие качества, как целеустремленность, аккуратность, внимательность, способность к саморазвитию, самореализации творческих способностей. Подготовка к семинарам, конференциям, написание работ исследовательского характера, повышают интерес к физике, положительно влияют на осознанный выбор дальнейшего жизненного пути.

Новизна программы: в непрерывности и последовательности углубленного изучения учебного материала, в преемственности изучения разделов курса физики с опорой на изученное в предыдущие годы. При проведении занятий используются интерактивные технологии. В изложение материала органически включаются выступления обучающихся, семинары, практикумы, защита курсовых проектов.

Методологические обоснования программы.

Разработка данной программы есть творческая переработка, структурирование имеющегося материала, адаптированного применительно к его углублённому изученнию, а также к дальнейшему продолжению обучения в ВУЗах физической направленности.

Основной принцип определения содержания факультативных занятий в отборе доступного разноуровневого учебного материала с опорой на фундаментальные законы в современном толковании не только традиционных вопросов школьного курса. Некоторые разделы в программе перестраиваются на основе использования принципа интеграции, что помогает увидеть новые связи в знаниях, целостно воспринимать учебный материал.

Содержание программы предлагается углубленное изучение отдельных тем в форме семинаров, презентаций, углубление теоретического материала по конкретному разделу, затем выделяются характерные для данного раздела (темы) задачи, на которых отрабатываются алгоритмы задач и приемы их решения.

Особенностью программы является ее сквозной характер, непрерывность изучения тем по разделам.

Целью данной программы является создание условий для развития, саморазвития творческих способностей учащихся их интересов и подготовки к продолжению образования с учетом личностного потенциала каждого учащегося.

Задачи:

 

  • Развитие общеучебных мыслительных умений и навыков для решения задач творческого и исследовательского характера;

  • Развитие у учащихся потребности и умения самостоятельно приобретать и пополнять свои знания;

  • Совершенствование полученных знаний в основном курсе знаний и умение применять их в конкретных, проблемных ситуациях;

  • Активизация познавательного интереса к физике и технике, профессиональное самоопределение.

                     Краткое описание структуры программы

Цикл 1. Формирование общих приемов при решении задач раздела «механики» (14 часов в 10 классе)

Цикл 2. Экспериментальные и графические задачи молекулярной физики (12 часов в 10 классе)

Цикл 3. Задачи повышенного уровня по теме «электродинамика» (9 часов в 10 классе; 4 часа в 11 классе; всего 13 часов)

Цикл 4. Электромагнитные явления. Колебания и волны. Оптические явления. Комплексные задачи . (30 часов в 11классе)

Всего по программе: 35 часов в 10 классе; 34 часа в 11 классе. Итого: 69 часов

Каждый раздел включает в себя:

 

  • Тематический план факультативных занятий

  • Кодификатор теоретического материала

  • Графическая модель каждого явления

  • Литература для учителя

  • Литература для учащегося

Цикл 1. Формирование общих приемов при решении задач раздела «Механики»

 

Цельуглубление знаний по механике, получаемых в основном курсе физики.

При изучении кинематики на занятиях значительное место уделяется знакомству с практическими методами определения траектории, измерения скорости и ускорений. Рассматриваются способы построения графиков законов движения и анализа их характера.

Особое внимание уделяется тому, что в инерциальных системах отсчета все физические явления протекают одинаково.

Учитываются границы применимости классического закона сложения скоростей. Даются понятия инвариантных и вариантных величин при переходе из одной системы отсчета в другую, рассматриваются явления, наблюдаемые в неинерциальных системах отсчета.

В разделе динамика подробнее, чем в основном курсе физики, рассматриваются силы в природе, дается понятие гравитационного поля, его характеристик. Решается задача применения знаний в определении масс небесных тел. В этом разделе акцентируется внимание на алгоритме решения большого круга задач; тело на вращающемся диске, велосипед на повороте, велотрек, конический маятник, связанные тела и много других.

Более глубоко рассматривается динамика вращательно движения, связь линейных и угловых скоростей, дается понятие углового ускорения, изучаются виды передач вращательного движения: фрикционные, ременные, зубчатые.

Законы сохранения в достаточной мере изучаются в основном курсе физики, на факультативных занятиях лишь углубляется понятие того, что механическое движение имеет две меры: импульс и энергию.

На практических занятиях предлагаются задачи, вывод при решении которых имеет большую степень общности и может быть применен в решении других задач.

Краткая структура курса (14 часов)

 

  1. 1.Задачи на объяснение сущности механических явлений –2 ч

  2. 2.Описание движения тел. Решение задач. – 4ч

  3. 3.Применение законов динамики. Практикум по решению задач –2 ч

  4. 4.Вращательное движение. Практикум по решению задач – 2ч

  5. 5.Законы сохранения. Практикум по решению задач – 2ч

  6. 6.Механика жидкостей и газов. –2 ч