Главная страница


Содержание психолого-педагогической деятельности по образовательной области социально-коммуникативное развитие



Скачать 137.3 Kb.
НазваниеСодержание психолого-педагогической деятельности по образовательной области социально-коммуникативное развитие
Зацепина М.В
Дата14.04.2016
Размер137.3 Kb.
ТипСамостоятельная работа

Самостоятельная работа №2
тема: «Содержание психолого-педагогической деятельности по образовательной области «социально-коммуникативное развитие» в условиях реализации в ФГОС дошкольного образования».

Выполнил:

Воспитатель МДОУ

детский сад № 28

«Родничок»
Зацепина М.В.


Воскресенск,2014

Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей.

Социально коммуникативное развитие направлено на:

  • присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

  • развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;

  • становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

  • развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания,

  • формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,

  • формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;

  • формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.

  • Формирование социально-коммуникативных речевых умений (развитие способности вступать в общение и поддерживать его).

Социализация является важным условием гармоничного развития ребенка. Освоение ребенком культуры, общечеловеческого опыта невозможно без взаимодействия и общения с другими людьми. Через коммуникацию происходит развитие сознания и высших психических функций. Умение ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей; благодаря общению ребенок не только познает другого человека (взрослого или сверстника), но и самого себя. В социальном развитии старших дошкольников ведущую роль играют коммуникативные способности. Они позволяют различать те или иные ситуации общения, понимать состояние других людей в данных ситуациях и на основе этого адекватно выстраивать свое поведение.

Воспитание и развитие - способы передачи этических норм старшего поколения младшему. На развитие у ребенка представлений о морали оказывает влияние одновременно семья, детский сад, окружающая действительность.

Мораль, как понятие этики, представляет собой «систему норм и ценностей, которую, в конечном счете, ориентируют человека на благо других людей. Взрослым  важно помнить, что социальный мир выступает не только источником знаний, но и является источником развития - умственного, нравственного,  эмоционального, эстетического.

  Социальное развитие начинается в период первичной социализации – в младенческом и раннем возрасте.

При этом под социализацией понимается процесс усвоения дошкольником образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в окружающем его обществе. То есть, социализация это процесс вхождения каждого конкретного ребенка в социальную среду с определенным набором знаний, умений и навыков, который позволяет ему успешно адаптироваться к этой среде и функционировать в ней в качестве полноправного члена общества. При этом немаловажное значение имеет то, что ребенок не просто, что-то знает и умеет, но и умело применяет свои знания на практике, активно включается в социальную среду.

В этот период ребенок познает необходимые навыки общения с окружающими (взрослыми и сверстниками). На основе сотрудничества со взрослым в дальнейшем  ребенок усваивает способы деятельности  и поведения закрепленных в культуре каждого общества.

  С возрастающей самостоятельностью и осознанностью поступков у детей растет способность к управлению собственным поведением. Возникают внутренние  «этические инстанции», которые  начинают определять поступки старшего дошкольника.

  В дошкольном возрасте взрослые через непосредственное обучение и воспитание формируют элементарную систему знаний и представлений, создают наиболее благоприятные условия для нравственного развития. Но это не должно проходить через заучивание моральных норм и бездумную отработку правил поведения. Нравственное воспитание должно стать активным жизненным процессом, процессом постоянных выборов волевых усилий в пользу моральных норм, процесс самоопределения и самоуправления.

Под понятием нравственность понимается внутренняя установка дошкольника действовать согласно своей совести и свободной воле. В разговорной речи и литературе термин чаще всего употребляется как синоним морали, иногда - этики.

  На современном этапе в определении содержания должны стать общечеловеческие ценности, такие как толерантность, сострадание, добро, милосердие, справедливость, щедрость, гуманизм.

Эмоциональная отзывчивость — способность человека к сопереживанию и сочувствию другим людям, к пониманию их внутренних состояний. Л. С. Выготский считал, что «эмоциональное развитие детей — одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и, прежде всего ребёнка». В формировании эмоциональной отзывчивости в дошкольном возрасте важную роль играют несколько факторов:

1) наследственность и индивидуальный опыт общения с близкими взрослыми;

2) факторы обучаемости и развития эмоциональной сферы (навыки выражения эмоций и связанные с эмоциями формы поведения). Эмоциональные черты ребёнка в значительной степени обусловлены особенностями его социального опыта. От эмоций, которые чаще всего испытывает и проявляет ребёнок, зависит успешность его взаимодействия с окружающими его людьми, а значит, и успешность его социального развития.

Эмоции и чувства формируются в процессе общения ребёнка со взрослыми. В дошкольном возрасте сохраняется эмоциональная зависимость детей от взрослых. Поведение взрослого постоянно обуславливает активность поведения и деятельности ребёнка. Ласковое отношение к ребёнку, признание его прав, проявление внимания являются основой эмоционального благополучия и вызывают у него чувство уверенности, защищённости, что способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. Установив позитивные взаимоотношения со взрослым, ребёнок доверительно относится к нему, легко вступает в контакт с окружающими. Общительность и доброжелательность взрослого выступает как условие развития эмоциональной отзывчивости у ребёнка.

Взрослые в этом играют важную роль. Норма, которая только декларируется, но не соблюдается взрослым, никогда не станет влиять на реальное поведение ребенка. Взрослый своим поведением должен показывать примеры доброго, заботливого отношения к людям, побуждать замечать состояние сверстника и проявлять сочувствие, готовность помочь. Необходимо поощрять даже самые незначительные стремления к проявлению гуманных взаимоотношений. Воспитатель не просто партнер, а тот, кто задает зону ближайшего и более отдаленного нравственного развития для ребенка.

Одна из наиболее трудных и сложных задач воспитания – научить ребенка «видеть и чувствовать людей». Умение сопереживать близким и чужим обозначается термином «эмпатия», под которым понимается способность дошкольника эмоционально отзываться на переживания других людей, понимать их мысли, чувства, проникать в их внутренний мир, делая их частью своей личности. Развитие эмпатии представляет собой неотъемлемую часть формирования личности, воспитания у дошкольника культуры межличностных отношений и способности управлять своими чувствами, переживаниями.
Социально – коммуникативная компетентность подразумевает развитие умений:
Понимать эмоциональные состояния сверстника, взрослого (веселый, грустный, рассерженный, упрямый) и рассказать о нем;

  • Получать необходимую информацию в общении;

  • Выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам;

  • Вести простой диалог со взрослыми и сверстниками;

  • Отстаивать свое мнение;

  • Соотносить свои желания, стремления с интересами других людей;

  • Принимать участие в коллективных делах (договариваться, уступать);

  • Уважительно относиться к окружающим людям;

  • Принимать и оказывать помощь;

  • Не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.

  Одна из сторон развития мотивов поведения в дошкольном возрасте - повышение их осознанности. Потребность соответствовать положительному эталону поведения возникнет лишь в том случае, когда поступки или формы поведения для ребенка приобретут личностный смысл. Только тогда морально-нравственные представления перерастут в мотивы собственных действий ребенка и станут залогом и источником его поведения. Этические представления дети усваивают на конкретных жизненных примерах. Если ребенок наглядно видит последствия соблюдения или нарушения нормы, то ему легче понять ее содержание и отнести к себе.

  Выделяют такие базисные понятия: хорошо-плохо, можно-нельзя, вежливость-грубость, правда-ложь, добро-зло, сострадание-равнодушие, терпимость-нетерпимость, отзывчивость-черствость, щедрость-жадность, милосердие-жестокость.

  Одна из главных задач формирования у детей этических представлений – формирование у них умения правильно оценивать свои поступки, сравнивать свое поведение с поведением других.

  Освоение ребенком социальных норм – это процесс социального развития через – общение, игру, познание. В общении происходит обмен информацией, смыслами, возникают межличностные отношения, раскрывается и формируется характер, ребенок овладевает различными социальными ролями, получает возможность обеспечить свою идеальную представленность в другом человеке, персонализироваться. Коммуникативные способности, умение контактировать с окружающими людьми – необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности к нему окружающих людей. Формирование этих способностей – важное условие нормального психического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни.

  Необходимо развивать у детей способность устанавливать причинно-следственные связи  задавая им вопросы, проведение специальных бесед, инсценировок, игр, при помощи создания различных проблемных ситуаций, в которых дети должны принять какое-то решение, что-то сделать, предпринять, чтобы выйти из затруднения.

  Нравственные привычки детей крепнут по мере обогащения их социального опыта.

 


Конспект

деятельности по социально – коммуникативному развитию детей дошкольного возраста

Тема: «В стране Мальчика с Пальчика»
Воспитатель: Зацепина М.В.

Воскресенск, 2014г.

Программные задачи:

Образовательные:

Расширять представление о профессиях людей. Уточнять и расширять словарный запас по данной теме. Совершенствовать навыки построения сложного предложения.

Развивающие:

Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речевой слух, диалогической речи.

Воспитательные:

Воспитывать самоконтроль за речью; уважительное отношение к людям разных профессий; групповую сплочённость и положительное эмоциональное отношение детей друг к другу.

Материал: демонстрационный материал:

мультимедийная презентация «Профессии»

Презентация, картинки – иллюстрации: профессии - воспитатель, тренер, строитель, учитель, шофер, капитан, модельер, летчик, портной, медсестра, швея.

Предметы: Герой – игрушка Мальчик с Пальчик, модули, конструктор LEGO, силуэты платьев, атрибуты для украшения,ладошки желтого и синего цвета, тучка и основа для солнца, мяч.

Технические средства: компьютермультимедийный проектор,

Словарная работа: профессии, «золотые руки», модельер, строитель.

Индивидуальная работа: учить отвечать на вопросы распространенными предложениями.

Методы и приемы:

Словесные: беседа, вопросы, пояснения, составление рассказов.

Наглядно-демонстрационные: ИКТ.

Практические: конструирование, моделирование.

Ход непосредственно – образовательной деятельностижираф, жилет, пружина, мороженлка, жираф, жилет, пружина, мороженле, на вопросы). данной теме.

Приветствие: Дети заходят в группу, встают в круг.

Воспитатель:

Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг,

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Подарим улыбки друг другу.

Воспитатель: Меня зовут, Кристина Владимировна, я буду сегодня с вами играть и хочу познакомиться. Игра « Знакомство»

1.Введение в тему.

Воспитатель: Ребята в гости к вам я пришла не одна , а с кем…. отгадайте загадку и узнаете:

Я веселый добрый мальчик

Получился я из пальчика,

Девять братцев у меня - все мы дружная семья!

Любим мы трудиться, играть и веселиться!

(Мальчик с пальчик)

Мальчик с пальчик: Здравствуйте девочки и мальчики!

Я Мальчик с Пальчик, у меня есть много братьев, а вместе мы умелые руки, которые не знают скуки!

- Про людей, которые хорошо работают, говорят, что у них руки золотые. Золотые руки – это руки, какие? (трудолюбивые, аккуратные, старательные, ловкие, умелые)

В. Золотые руки – руки не из золота.

Золотые руки не боятся холода.

Руки эти – самые нужные руки на свете.

Самые простые. У кого какие.

- Я приглашаю вас в город «золотых рук»- в город «Профессий»!

2. Актуализация, затруднение в ситуации.

В.- А на чем мы с вами будем путешествовать? (ответы детей)

- Кто управляет ( ….)транспортом?

- Какой первый звук в слове, какой последний. (ответы детей)

- Молодцы! Занимаем свои места и отправляемся в путь!

- Мы попали на улицу Загадок. Надо отгадать загадки о профессиях.

Он в дни болезней всех полезней.

И излечит, исцелит,

И ангину, и бронхит. (врач)

Целый день я шью, да шью.

Я одел всю семью.

Погоди и ты немножко

Будет и тебе одежка. (портной).

Средь облаков на высоте

Мы дружно строим дом,

Чтоб в тепле и красоте

Счастливо жили в нем. (строители)

Мастер сделает прическу

Феном, щеткой и расческой.

Пышно локоны завьет.

Челку щеткою взобьет,

Все в его руках горит –

Он изменит внешний вид! (парикмахер)


Ребята, а давайте вспомним с вами, какие еще бывают профессии, а в этом нам помогут опорные картинки (Слайд2)

Следующая улица Нужные дела.

А теперь немного поиграем с нашими руками!

Самомассаж пальцев рук: «Такие разные дела».

1, 2, 3, 4. Дети!

Сжимаем кулачки

Много дел на белом свете.

Хлопки ладонями и кулачками.

Вот военные идут –

Они границу берегут.

А швея иглу берет

И одежду людям шьет.

Дворник улицу метет,

Звонко песенку поет.

Птичница во двор пришла,

Массаж каждого пальчика от ноготка до основания пальца.

Курам зерна принесла.




Едим дальше, и мы оказались с вами на улице Смекалочка

Игра «Кто лишний?».

- Определите, кто лишний из названных мною людей, объясните, почему он лишний?

Воспитатель, тренер, строитель, учитель (Слайд3 )

Шофер, капитан, модельер, летчик. (Слайд 5)

Портной, модельер, медсестра, швея (Слайд 7).

Динамическая пауза

Руки кверху поднимаем,

А потом их опускаем,

А потом к себе прижмем,

А потом их разведем,

А потом быстрей, быстрей,

Хлопай, хлопай веселей.

3 Открытие нового

Мы оказались с вами на улице Умелые руки.

Ребята, что делают строители? (ответы детей)

А чем занимаются модельеры (ответы детей)

Что объединяет эти профессии?

Игра «Кому что нужно?»

На столе лежат инструменты. Дети определяют кому для работы какой инструмент необходим и для чего.

Воспитатель раздает каждому карточку «Умный шнурочек» (профессия + инструмент).

Выполнить задание и составить предложения.

- С заданием справились. Молодцы.

Сейчас наши девочки станут на время модельерами и создадут наряд для моей подружки Дюймовочки, а мальчики строителями и построят дом для меня и моих друзей!? Какие инструменты нам для этого нужны? (показ инструментов и материала)

Обсуждение и презентация работ

Составление рассказа о своем шедевре!

– Самостоятельные рассказы детей.

Ребята, большое спасибо вам за прекрасные изделия, у вас «золотые руки», а мне пора возвращаться домой, до свидания!

4. Закрепление

- Наше путешествие в город «Профессий» закончилось. Мы узнали много нового о профессиях. Ребята, пора возвращаться в детский сад, в котором очень любят ребят!

( садятся в автобус)

- Сегодня мы вспомнили так много профессий, как вы думаете, какая профессия самая важная. (воспитатель подводит к тому, что все профессии хороши и все важны).

Игра «Кем ты будешь?»

- А кем хотите стать вы когда вырастите и почему ?

Я буду строителем и буду строит дома.

Я буду поваром и буду готовить вкусные блюда.

Я буду воспитателем и буду воспитывать детей….

5. Итог

Ребята, мне очень понравилось наше путешествие, вы активно участвовали в беседе, выполняли задания , если вам тоже было интересно вы возьмете желтую ладошку и приложите лучик к солнышку, а если вы испытывали затруднение, вы возьмете голубую ладошку и прикрепите ее рядом с солнышком.

Список использованной литературы:

1.Громова О.Е., Соломатина Г.Н., Кабушко А.Ю. Ознакомление дошкольников с социальным миром.-М..: ТЦ Сфера,2012г.

2.Мельникова Н.В. Психология личности взрослого и ребенка с позиции этики. Шадринск, 2004г.

3.Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста /Под ред. Т.С. Комаровой. М.,1983г.

4.Развитие социальных навыков детей 5-7 лет: познавательно-игровые занятия/ авт.-сост. О.Р. Мереньянина. –Волгоград: Учитель,2012г.