|
Кужакова Наталья Николаевна Кужакова Наталья Николаевна
учитель русского языка и литературы МБОУ Есинская СОШ Аскизского района Республики Хакасия
kuzhakova.nn@mail.ru
Описание опыта работы в преподавании русского языка и литературы в сельской национальной школе
В Есинской школе Аскизского района Республики Хакасия для большинства учащихся хакасский язык является родным (в школе обучается около 80% детей хакасов по национальности). В семье родители говорят со своими детьми на родном (хакасском) языке, т.к. правильно считают, что бережное отношение к родному языку – это одно из главных требований к речи учащихся в школе и дома.
Русский язык изучается в школе как неродной, поэтому формирование языковой компетенции, совершенствование речи, сохранение чистоты, развитие языкового вкуса – это ежедневная целенаправленная и кропотливая работа. Любовь к русскому языку, желание учить его доказывается детьми, начиная с начальной школы.
Участие детей в различных предметных конкурсах (русский язык и литература, хакасский язык и литература, краеведение), других творческих мероприятиях содействует развитию творческого потенциала, приобретению знаний и умений, необходимых для взрослой самостоятельной жизни (Таблица 1).
Таблица 1. Сведения об участии обучающихся в творческих конкурсах по предмету
Сроки
| Мероприятие
| Участник
| Результат
| 2011
| Муниципальная НПК учащихся Аскизского района
| Бастаева Ксения
| Свидетельство участника
| Республиканская акция «Создаем страну Читалию»
| Кужакова Елизавета
| Благодарственное письмо
| 2012
| VI кустовая НПК, посвящённая 150-летию хакасского ученого Н.Ф.Катанова
| Кужакова Анастасия
| 1 место, Грамота
| Районный детский конкурс творческих коллективов «Фольклор родной земли»
| Осина Анастасия
| Свидетельство участника
| Республиканская НПК «Жизнь и творчество Н.Ф.Катанова» (к 150-летию со дня рождения)
| Чистыгашева Анастасия
| Сертификат участника
| Международная игра-конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех»
| 7 чел.
| Сертификат участника
| 2013
| Международная игра-конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех»
| 11 чел.
| Сертификат участника
| Учитель русского языка на уроках воспитывает любовь к родной природе, используя такие направления работы, как сочинения, эссе, олимпиады (Таблица 2).
Таблица 2. Сведения об участии обучающихся в творческих конкурсах по другим предметам
Сроки
| Мероприятие
| Участник
| Результат
| 2012
| Муниципальный этап детского экологического форума «Зеленая планета-2012»
| Тумоякова Алена
| Сертификат участника
| Муниципальный этап всероссийской олимпиады по обществознанию
| 1 чел.
| Призёр
| Технология личностно ориентированного обучения позволяет при помощи вопросов нравственной тематики подтолкнуть учеников к разрешению собственных проблем, к осознанию норм поведения в обществе, к нравственному и гражданскому становлению личности. Эта технология также предполагает включение в процесс метода дискуссии, рассчитанного на старшеклассников. К 9 классу ученики уже самостоятельно высказывают свою точку зрения, позицию. Вопросы для дискуссии формулирую так, чтобы они поняли, что подобные проблемы существуют и что нужно быть готовым активно участвовать в решении этих проблем, применяя полученные на уроках знания.
Метод ролевых игр позволяет ученикам попробовать себя в роли взрослого человека, он помогает ориентироваться в мире профессий, оценивать поступки различных персонажей.
Проектная технология, всегда вызывающая у детей огромный интерес, включает возможность для развития креативности, фантазии, выдумки учащихся, и получения материального результата. Работая над проектами, учащиеся приобретают опыт организаторской работы, лидерские качества, учатся принимать решения. Проектная деятельность позволяет соединить теорию с практическими навыками.
Повышение интереса учащихся к русскому языку и литературе, активизация познавательной деятельности, самостоятельный поиск информации, создание ситуации успеха – задачи, которые решаются благодаря использованию ИКТ на уроках. Уникальные возможности открываются перед учениками благодаря появлению в школе электронных средств обучения. С большим желанием школьники создают презентации (учатся в совершенстве владеть компьютером, работать с ним, искать материал в интернете и т.д.)
Свою ИКТ-компетентность и активную творческую деятельность подтверждаю участием в проекте федеральной инновационной площадки в сфере образования Минобрнауки России (Справка об успешном прохождении сертификации соответствия требованиям к компьютерной грамотности в системе образования» выдана Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, Европейским центром по качеству, ФГАУ «Государственный НИИ ИТТ «Информика» МОиН РФ), а также созданием персонального сайта в социальной сети работников образования, имеющем официальный статус электронного средства массовой информации (https://nsportal.ru/natalya-kuzhakova), и участием в различных дистанционных мероприятиях (Таблица 3)
Таблица 3. Сведения об участии в дистанционных мероприятиях
Сроки
| Мероприятие
| Вид деятельности
| Результат
| 2013
| Международная заочная НПК ««Актуальные вопросы образования и науки» (Тамбов, 30.12.2013г.)
| Статья «Здоровьесберегающие компоненты на уроках русского языка и литературы» | Публикация в сборнике материалов и на сайте ucom.ru
| 2013
| Интернет-журнал педагогического мастерства «Вопросы образования и воспитания (методическая работа)» педагогического клуба «Наука и творчество»
| Статья «Этнопедагогические идеи в воспитании обучающихся сельской национальной школы»
| Публикация на сайте https:// sites.google. com/ site/ klybnayka, свидетельство
| Внедрение здоровьесберегающих технологий позволяет добиться формирования положительной мотивации обучения, понимания ценности ЗОЖ, формирования положительных нравственных чувств, качеств характера, положительных поступков, создания благоприятной здоровой социокультурной среды, в которой растут и развиваются дети среднего и старшего школьного возраста. Посильный вклад в сохранение здоровья молодого поколения вношу своим собственным примером – показываю детям, что обязательно нужно заниматься спортом, вести здоровый образ жизни, участвовать в соревнованиях (Таблица 4)
Таблица 4. Сведения об участии в спортивных соревнованиях)
Сроки
| Мероприятие
| Вид деятельности
| Результат
| 2003-2013
| Соревнования среди педагогических работников и коллективов ОУ района
| Соревнования по волейболу и лёгкой атлетике
| 1, 2, 3, 4 места
| 2013
| Районный турнир по волейболу среди женских команд, посвящённый 68-й годовщине Великой Победы
| Соревнования
| 3 место, грамота
| Результатом успешного применения современных технологий являются итоги государственной аттестации по предмету (Таблица 5)
Таблица 5. Сведения о результатах ЕГЭ Сроки
| Русский язык (средний балл ЕГЭ)
| Успеваемость
| 2011
| 54
| 100%
| 2013
| 62
| 100%
| Руководствуюсь следующими принципами педагогической работы:
Создаю в классе благоприятный психологический климат;
Обязательно провожу диалоговую форму общения;
Организую совместную творческую деятельность;
Выявляю мнения каждого ученика по поводу разных вопросов;
Поощряю, создаю ситуацию успеха.
Ведя воспитательную работу, лично и вместе с детьми участвую в различных научных мероприятиях (Таблица 6):
Таблица 6. Сведения об участии в научных мероприятиях
Сро-ки
| Мероприятие
| Вид деятельности
| Результат
| 2011
| Районные Макаренковские педчтения «Формирование ключевых компетенций и их значение в становлении духовно-нравственных качеств личности»
| Доклад «Ключевые компетентности и их значение в становлении духовно-нравственных качеств личности»
| Свидетельство
| Межрегиональная НПК «Этнокультурное образование: проблемы, идеи, инновации»
| Доклад «Воспитательные программы МБОУ Есинская СОШ с этнокультурным содержанием»
| Сертификат
| 2012
| Кустовая НПК, посвящённая 150-летию Н.Ф.Катанова
| Доклад «Н.Ф.Катанов – известный ученый, тюрколог»
| Сертификат участия
| Республиканский конкурс на лучший музей боевой и трудовой славы, действующий на базе ОУ
| Участие в номинации «Славен трудом человек»
| 2 место, Грамота
| Надеюсь, что в будущем мои ученики станут достойными гражданами своей страны, выберут активную жизненную позицию, будут ответственно относиться к своим правам и обязанностям.
Список литературы
1. Безух К.Е. Культура здоровья школьников. – Волгоград: «Учитель», 2011
2. Тареева Л.И. Активные формы обучения. – Волгоград: «Учитель», 2008
3. Верескун Н.В. Русский язык. Нестандартные уроки и внеклассные мероприятия с применением современных технологий. – Москва: «Планета», 2011
|
|
|