|
Программа Все цвета кроме черного РЕСПУБЛИКА БУРЯТИЯ
СЕЛЕНГИНСКИЙ РАЙОН
МОУ СОШ №5
программа
Все цвета кроме черного.
Профилактика наркотизации в младшем школьном возрасте направлена в первую очередь на формирование у детей навыков эффективной социальной адаптации и поэтому имеет специфические особенности. Очень важно сформировать у детей культуру здоровья, понимание ценности здорового образа жизни. Только осознание личностной ценности здоровья, его значимости позволяет ребенку понять, почему для него опасно знакомство с одурманивающими веществами.
Ребёнку сложно понять, зачем нужно заботиться о здоровье, если оно «и так есть». Прогнозировать же последствия своего отношения к здоровью в настоящем на перспективу способен не каждый взрослый, не говоря уж о ребёнке.
К сожалению, сегодня нельзя защитить детей от подобного рода информации - они видят на улице и по телевидению, как употребляют одурманивающие вещества люди, слышат разговоры взрослых, видят курящих и выпивающих (пусть по праздникам) родителей. И дети ещё не способны адекватно оценить это. Поэтому очень важно дать им правильную установку, представление о том, что «хорошо», а что «плохо», и задолго до того, как возникнет опасность первого опыта или реального знакомства ребёнка с одурманивающими веществами, необходимо сформировать у него устойчивое негативное отношение к употреблению этих веществ.
Задачи:
♦♦♦ Формирование у детей представление о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему.
Расширения знаний детей о правилах здорового образа жизни, воспитание готовности соблюдать эти
правила;
Формирование умения оценивать себя (своё состояние, поступки, поведение) и других людей.
Формирование представления об особенностях своего характера, навыков управления своим поведением, эмоциональным состоянием.
Развитие коммуникативных навыков (умения строить свои отношения с окружающими в разных ситуациях, избегать конфликтов);
♦♦♦ Формирование умения противостоять негативному давлению со стороны окружающих;
Пробуждение у детей интереса к различным видам ., полезной деятельности, позволяющей реализовать
потребность в признании, общении, получении новых знаний;
Просвещение родителей в вопросах развития у детей представлений о здоровом образе жизни,
предупреждения вредных привычек.
Принципы:
Возрастной адекватности - используемые формы и
методы обучения соответствуют психологическим особенностям детей младшего школьного возраста; ♦♦♦ Научной обоснованности - содержание комплекта
базируется на данных исследований в области
возрастной психологии, физиологии, педагогике. ❖ Практической целесообразности - содержание комплекта отражает наиболее актуальные проблемы, связанные с формированием у детей
навыков эффективной социальной адаптации,
предупреждением раннего приобщения к
одурманивающим веществам
Динамичному развитию и системности - содержание комплекта, цели и задачи обучения на каждом из
последующих этапов определяются тема сведениями, оценочными суждениями и
поведенческими навыками, которые уже были сформированными у детей в ходе реализации предыдущего этапа. Учебные задачи всех тем взаимосвязаны друг с другом;
♦♦♦ Необходимость и достаточность предоставляемой информации - детям предоставляется , которым они реально могут воспользоваться в жизни, т.е. имеет для них практическую значимость;
Модульность структуры - учебно-методический комплект может быть реализован на базе традиционных образовательных курсов, факультативной работе, при включении в базовый учебный план, во внеклассной работе;
Вовлеченность в реализацию тем программы .. родителей учащихся.
Ожидаемый результат:
Полученные знания позволят детям понять, почему
им нужно заботиться о своем здоровье, соблюдать здорового образа жизни;
Дети смогут оценивать свой режим с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и корректировать несоответствия;
❖Дети научатся управлять своим поведением в различных ситуациях, избегая конфликтов с окружающими.
№
занятия
| Тема
| Дата проведения
| 1
| Твои новые друзья
| Сентябрь
| 2
| Как ты растешь
| Октябрь
| 3
| Что ты знаешь о себе
| Ноябрь
| 4
| Твоё настроение
| Декабрь
| 5
| Как ты познаешь мир
| Январь
| 6
| Твои чувства
| Февраль
| 7
| Как изменить настроение
| Март
| 8
| Твои поступки
4
| Апрель
| 9
| Твои привычки
| Май
| 10
| Игра «Твой день»
| Май
|
№
занятия
| Тема
| Дата проведения
| 1
| Что изменилось за год
| Сентябрь
| 2
| Как научиться разговаривать с другими
| Октябрь
| 3
| Что такое интонация
| Ноябрь
| 4
| Как научиться преодолевать трудности
| Декабрь
| 5
| Как понять друг друга без слов
| Январь
| 6
| Для чего нужна улыбка
| Февраль
| 7
| Умеешь ли ты дружить
| Март
| 8
| Конкурс знатоков
| Апрель
| 9
| Обобщающее занятие
| Май
|
№
занятия
| Тема
| Дата проведения
| 1
| Что вы знаете друг о друге
| Сентябрь
| 2
| Твой класс
| Октябрь
| 3
| Кто твой друг
| Ноябрь
| 4
| Как научиться жить дружно
| Декабрь
| 5
| Как помириться после ссоры
| Январь
| 6
| Какой у тебя характер
| Февраль
| 7
| Как воспитать характер
| Март
| 8
| Как сказать «нет» и отстоять своё мнение
•
| Апрель
| 9
| Фантастическое путешествие
| Май
| 10
| Конкурс знатоков
| Май
|
Занятие 6
Твои чувства
Аня. Сегодня у нас были соревнования «Весёлые старты». Наш класс проигран! А всё из-за Игоря - он не смог взобраться по канату и всех подвёл.
Дима. Это мы его подвели. Когда распределяли этапы эстафеты, все выбрали то, что хотели, а Игорь согласился на канат, от которого все отказались. Мы же знали, что он не самый сильный в классе, но никто, кроме Игоря, не захотел рисковать и показаться слабым. А он согласился. Я думаю, мы зря его обидели.
Бабушка. Сначала успокойтесь. Слышали поговорку: «Не руби с плеча»? Вот и давайте вместе спокойно разберёмся в том, что произошло, и что вы чувствовали.
Дима. Мне стыдно, что мы обидели Игоря.
Аня. А мне кажется, что Игорю должно быть стыдно. Расплакался как девчонка.
Бабушка. Думаю, Игорь испытал чувство отчаяния - это очень сильное чувство. В такой момент можно совершить поступок, о котором потом будешь жалеть. А кто-нибудь успокоил Игоря?
Аня. Учитель физкультуры стал его успокаивать и говорить, что он не подвёл ребят, а наоборот выручил всех. Ведь без этого этапа нашу команду просто не допустили бы к соревнованиям. Он ещё сказал, что, скорее всего завтра мы немного остынем, подумаем и извинимся. И почему-то просил Игоря не сердиться на нас и постараться простить нас.
Этот случай поможет разобраться в ваших чувствах. Потому что чувства - это то, как человек относится к миру (тому, что его окружает) и к самому себе. В одной и той же ситуации у людей могут возникать разные чувства. Диме стыдно за то, что обидели Игоря, о ему сочувствует. А Аня не только не сочувствует Игорю, но считает его поведение недостойным, думает, что он всех подвёл. Такие ситуации случаются и в жизни, и в книгах. Разобраться в них тебе помогут задания.
Задание 1.
Прочитай отрывки из литературных произведений.
Своими нежными руками рвала она злую, жгучую крапиву, и руки её покрывались волдырями, но она с радостью терпела - только бы спасти милых братьев! Босыми ногами она разминала крапиву и пряла из неё зелёные нити.
... Но вот зашло солнце, вернулись братья, и как же они испугались, увидя, что их сестра стала немой!
Дима. Как это не дело? Я сам ищу интересные, новые сведения. Особенно много нового я узнал в музее.
Аня. А у меня тоже есть любимое дело. Знаешь, как интересно самостоятельно придумывать рисунок и плести и бисера. Когда у меня бывает плохое настроение, я беру в руки работу, и сразу забывается всё грустное и печальное.
Ребята нашли способ исправить грустное настроение. У каждого из них есть любимое дело, которое помогает им забыть всё плохое.
А что интересно тебе?
Задание 4. Напиши, как ты понимаешь пословицу: «Скучен день до вечера, если делать нечего».
... Но взглянули братья на её руки и поняли, что она задумала ради их спасения. Заплакал младший из них, и там, куда падали его слёзы боль утихала... (.Х.КАндерсен «Дикие лебеди»).
Напиши, какие чувства испытывали герои и как они проявлялись. (Любовь, нежность, надежда, сострадание, испуг, благодарность.)
Некоторое время спустя они вышли, и Бентам, смеясь, протянула Малышу свёрток. Малыш молчал, он, словно окаменел. «Ну а теперь развяжи свёрток», - сказал Боссе. Но Малыш швырнул свёрток в угол, и слёзы градом покатились по его щекам. «Ну что ты, Малыш, что ты? - испуганно сказала Бентам... - Прости нас! Мы хотели только
%
пошутить...» Малыш резким движением вырвался из рук Бентам... «Вы же знали, что я мечтал о живой собаке! И нечего было меня дразнить...»
Малыш побежал в свою комнату и бросился на кровать... Он весь трясся от плача. (А.Линдгрен «Малыш и Карлсон»),
Напиши, какие чувства испытывали герои и как они проявлялись. (Обида, удивление, разочарование, раскаяние, испуг.)
Почему Малыш обиделся на брата и сестру?
Занятие 7
Как изменить настроение
Вчера мы ходили в кукольный театр, смотрели музыкальный спектакль «Царевна Несмеяна».
Аня. Мне больше всего понравились декорации и музыка.
Дима. А мне очень понравились куклы.
А помнишь ли ты сказку про Царевну- Несмеяну?
Задание 1.
Ответь на вопросы.
Как меняется настроение Несмеяны?
Почему никто, кроме Иванушки, не смог развеселить Несмеяну?
Чем Иванушка развеселил Несмеяну?
Дима. А давайте придумаем свою сказку «Как Грусть-Тоска превратилась в Радость- Веселье».
Задание 2.
Придумай продолжение этой сказки и нарисуй её героев.
Жила-была Грусть-Тоска. Грустила она с утра до вечера, наводила на всех тоску и печаль. Кто ни встретиться с ней, плакать и рыдать начинает, сам не зная почему. Страшно ему становится, неуютно, тревожено. Грусть-Тоска сама не рада, и свет ей не мил. Ждёт она, не дождётся того, кто сумеет развеселить её и превратить в Радость-Веселье...
Задание 3.
Подумай, как можно исправить плохое настроение. Отметь нужное зелёным карандашом.
Дима. Я не знаю что такое скука и тоска, потому что у меня есть любимое дело - я собираю информацию о морских обитателях и динозаврах, наклейки с их изображениями. Когда занимаешься любимым делом, сразу забываются огорчения и обиды.
Бабушка. Это у тебя не дело, а увлечение.
|
|
|